Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Мотив полета в поэтике Хармса (литературоведческий и методический аспекты)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения мотива полета в поэтике Хармса 3
1.1.Особенности поэтики Хармса 5
1.2. Специфика мотивов в поэтике Хармса 9
1.3. Мотив полета в произведениях 13
ГЛАВА 2. Практические аспекты изучения мотива полета в поэтике Хармса 13
2.1. Современный подход к изучению поэтики Хармса в школе 16
2.2. Констатирующий эксперимент по теме: «Мотив полета в поэтике Хармса» 28
2.3. Программа элективного курса «Поэтика Хармса» 42
2.4. Формирующий эксперимент по теме: «Мотив полета в поэтике Хармса» 47
2.4.1. Конспект урока по теме: «Мотив полета в поэтике Хармса» 51
2.4.2. Результаты анкетирования учащихся по теме: «Мотив полета в поэтике Хармса» 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
Введение:
Творчество Даниила Хармса продолжалось чуть более пятнадцати лет, но за столь короткую литературную жизнь он написал произведения, которые умещаются в шести томах (включая записные книжки), не считая текстов, которые не дошли до нас.
Хармс создал свой художественный мир, запечатлевший действительность в ее сложности, противоречивости и неподражаемой органике, – мир по-своему организованный, целостный и завершенный. В искаженной реальности этого мира хармсовским персонажам существовать трудно. По словам В.С. Воронина, они изобретают «вывихнутую» форму поведения, которая обеспечивает спасение . А.А. Кобринский обратил внимание на то, что «цикл “Случаи” – своеобразная попытка воссоздания картины мира с помощью особой логики искусства» . Так, в произведениях Хармса «предметы живут … такой же жизнью, как и люди» . И совершенно прав Я.С. Друскин, раскрывающий специфику художественного метода писателя: для обэриута «бессмысленность и алогизм ситуаций … так же, как и юмор, были средством обнажения жизни, выражения реальной бессмыслицы автоматизированного существования, некоторых реальных состояний, свойственных каждому человеку» .
Литературное наследие Даниила Хармса включает в себя огромное количество произведений.
Актуальность исследования обусловлена тем, что творчество Хармса востребовано среди современных читателей. Его тексты с большим интересом читают (как дети, так и взрослые), издают, изучают. Ряд его произведений ставятся на сцене («Елизавета Бам»).
Творчество Хармса в последние тридцать лет интенсивно изучается, имеются многочисленные работы, посвященные и поэзии.
Степень изученности. Хармсом занимаются, как отечественные, так и зарубежные исследователи. Изучается биография писателя, разные аспекты его творчества. Среди наиболее значимых работ следует выделить исследования Ж.-Ф. Жаккара («Даниил Хармс и конец русского авангарда»), А. Кобринского («Проза Даниила Хармса»), М. Ямпольского («Беспамятство как исток»). Большой научный интерес представляют статьи В. Глоцера, Д.В. Токарева, Ю. Хейнонен и др.
В настоящей выпускной квалификационной работе изучается Мотив полета в поэтике Хармса.
Научная новизна исследования состоит в том, что художественный мир Хармса рассматривается в единстве составляющих его сторон. В работе выявляются основные языковые средства создания поэтических образов, изучаются особенности изображения человека в стихах Хармса, подчеркивается, что хармсовский человек предстает в совокупности внешних и внутренних трансформаций.
Цель работы – проанализировать мотив полета в поэтике Хармса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Проанализировать мотив полета в поэтике Хармса.
3. Изучить роль Хармса в истории литературы.
4. Рассмотреть подходы к изучению произведений Хармса на уроках литературы.
Объектом исследования являются поэтические произведения Хармса, предметом – мотив полета.
Методологическую базу выпускной квалификационной работы составили труды Ж.-Ф. Жаккара, М.Б. Ямпольского, Д.В. Токарева, А. Кобринского. Мы опирались также на статьи А.Г. Герасимовой, В. Гречко, Р.Б. Калашниковой, О.В. Ширяевой, И.Ю. Малыгиной, В. Глоцера, Ю. Хейнонен и др.
Практическая ценность работы заключается в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы в вузовских и школьных курсах истории русской литературы XX века, а также в дальнейшем изучении творчества Хармса.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, методического приложения.
Заключение:
Даниил Хармс — один из самых загадочных писателей XX века, чье творческое наследие было чудом сохранено, но к изучению творчества данного писателя филологи приступили спустя 40 лет после его смерти. Это было обусловлено самой личностью Даниила Хармса: с одной стороны, это детский поэт, создававший стихотворения для детей; с другой стороны — и бунтарь, приверженец идей футуристов и конструктивистов.
произведений. В настоящей работе рассматривались приемы языкового эксперимента, используемые Хармсом для создания художественного образа. Исследовался образ человека в его произведениях. Рассматривались характеристики, как внешнего облика человека, так и его поведенческие особенности. Удалось пронаблюдать взаимосвязь между художественным миром, созданным Хармсом, и его повседневной жизнью, мироощущением автора.
Сделанные нами наблюдения позволили прийти к следующим выводам.
Среди основных поэтических приемов Хармса можно выделить словотворчество, в частности, создание новых слов и использование повторов.
Все «заумные» слова в его произведениях можно разделить на три типа: слова, имеющие лексическое значение, слова, имеющие только грамматическое значение и фонетические слова, не сохранившие ни лексического, ни грамматического значений. Основным назначением неологизмов в творчестве Хармса является создание особой художественной
и языковой образности. С помощью новых слов автор рисует новую реальность и реальность, созданную его воображением.
Повторы в стихах Хармса также выполняют особые функции. Они не только придают внешнюю выразительную стройность его произведениям.
Повторы усиливают комический эффект, подчеркивают смысловую значимость высказывания.
Изображение человека в стихах Хармса абсурдно. С его персонажами происходят всевозможные трансформации, как внешние, так и внутренние.
Образы героев-чудаков в его произведениях довольно многочисленны.
Можно выделить два основных типа этого образа:
1) человек инфантильный;
2) человек, лишенный духовных человеческих качеств.
Чудачество является частным случаем «необычности». Присутствие чудаков в произведениях Хармса можно рассматривать как «кривое» зеркало, в котором отражается действительность.
Пороки человеческого общества в этом образе преумножены и доведены до крайности.
Характеристики внешнего облика хармсовских персонажей полностью соответствуют их внутреннему «искривленному» сознанию.
В заключение подчеркнем, что анализ поэзии Хармса с точки зрения ее образности является одним из наиболее продуктивных подходов.
Предпринятая нами попытка интерпретации текстов Хармса расширяет представления о его поэтическом творчестве и о поэзии авангарда в целом.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения мотива полета в поэтике Хармса
1.1.Особенности поэтики Хармса
Даниил Иванович Ювачев родился в семье известного народовольца Ивана Павловича Ювачева, сосланного на Сахалин и занявшегося там религиозной философией. Воспитание и все ближайшее окружение маленького Даниила было исключительно женским: мать Надежда Ивановна [34,с.54].
– заведующая прачечной, тетя и крестная мать, младшие сестры – Елизавета и Наталия. Отец разъезжал по российским губерниям, воспитывая сына по переписке с женой. Даниил учился в привилегированной петербургской немецкой Петершуле. По окончании ее он поступил в электротехникум, но так и не смог его закончить.
С 1924 г. Хармс начинает называть себя Хармсом. Это был основной из его многочисленных псевдонимов, происходивший, может быть, и от французского «charm» (шарм, обаяние), и от английского «harm» (вред, напасть). Он достаточно точно отражал сущность отношения писателя к жизни и творчеству: Хармс умел травестировать самые серьезные веши и находить весьма невеселые моменты, казалось бы, в самом смешном. Такая же амбивалентность была характерна и для его личности: ориентация на игру, на веселый розыгрыш сочетались с подчас болезненной мнительностью, с уверенностью в том, что он приносит несчастье тем, кого любит [14,с.76].
В середине 1925 г. Хармс познакомился с «чинарями». Встречи в этом литературно-философском кружке сыграли важную роль в жизни писателя.
Скандально известная группа была «допущена» только в детскую литературу. Хармс выступал на эстраде со своими стихами, причём нередко публика воспринимала его смысловые и формальные поэтические эксперименты весьма неоднозначно. Нередко вспыхивали скандалы. Так, в 1927 г. Хармс отказался читать перед аудиторией, сравнивая её то с конюшней, то с публичным домом.
Несмотря на то, что к концу 1920-х гг. он уже был членом Союза поэтов, питать иллюзии насчет публикаций своих «взрослых» произведений не мог. В 1926 г. Хармс был принят в Ленинградское отделение Всероссийского союза поэтов [20,с.74].
В декабре 1931 г. Хармс впервые был арестован, после чего отбывал наказание в ссылке в Курске. В 1934 г. его приняли в Союз Советских писателей. Однако публиковали по-прежнему только произведения для детей, переводы. Остро переживая материальное неблагополучие и душевный дискомфорт, поэт записывает в дневнике: «Я могу точно сказать, что у меня не будет никаких улучшений, и в ближайшее время мне грозит и произойдет полный крах» [12]. Печатается Хармс мало, в основном пишет «в стол» [12,с.76].
Через два месяца после начала Великой Отечественной войны Хармс был арестован за «пораженческую агитацию» и скончался в больнице ленинградской пересыльной тюрьмы. Реабилитирован посмертно.
Подход ученых к проблеме исследования творчества Д.Хармса напрямую связан с выбором того или иного издания произведений писателя. Существует несколько типов изданий.
Все изданные книги Хармса можно разделить на прижизненные и посмертные. Данное разделение мотивировано тем, что прижизненные издания печатались под редакцией С.Маршака (друга Д.Хармса), но большинство произведений были напечатаны после смерти писателя [34,с.54].
К прижизненным изданиям относятся в основном детские произведения: стихотворение «Чинарь-взиральщик: Случай на железной дороге» (1926 г.) в «Собрании стихотворений» Ленинградского Отделения Всероссийского Союза Поэтов, «Стих Петра-Яшкина» (1927 г.) в сборнике «Костер», «О том, как Колька Панкин летал в Бразилию, а Петька Ершов ничему не верил» (1928 г.), «Озорная пробка» (1928 г.) и «Театр» (1928 г.). Все произведения были изменены цензурой и отличались от авторского замысла, в стихотворениях вычеркивались коммунистические термины.
Также к ранним публикациям Даниила Хармса можно отнести и стихотворения «Иван Иваныч Самовар» и «Озорная пробка»в журнале «Ёж». Последнее из перечисленных вышло в 1928 году отдельным изданием.
С 1929 по 1931 годы (до первого ареста) выходят следующие детские произведения — «Во-первых и во-вторых» [Во-первых и во-вторых 1929], «О том, как старушка чернила покупала», «Игра», «О том, как папа застрелил мне хорька», «Миллион» [34,с.54].