Лингвистика и межкультурная коммуникация (факультет иностранных языков и регионоведения) Дипломная работа (бакалавр/специалист) Иностранные языки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Молчание как компонент невербальной коммуникации в разных лингвокультурах (на примере России, Китая, Америки)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание

Введение 3
Глава 1. Молчание как коммуникативный акт невербальной коммуникации 5
1.1. Понятие лингвистики 5
1.2. Вербальная и невербальная коммуникация 7
1.3. Понятие невербальной коммуникации 12
1.4. Молчание как акт невербальной коммуникации 14
Глава 2. Молчание как компонент невербальной коммуникации в России, Китае, Америки 23
2.1. Молчание как компонент невербальной коммуникации в России 23
2.2. Молчание как компонент невербальной коммуникации в Китае 31
2.3. Молчание как компонент невербальной коммуникации в Америки 62
Заключение 72
Список литературы 75

 

  

Введение:

 

Молчание как предмет исследования современной лингвистики актуализирует многие проблемы, изучаемые в контексте коммуникации. Традиционно противопоставляя молчание слову, ученые априори относят его к невербальной коммуникации. Однако обращение к работам по изучению звука позволяют говорить об общей природе речи и молчания, противоположной природе невербальной коммуникации. Невербальная коммуникация обладает способностью сопровождать речь, протекать с нею одномоментно. Данная способность не характеризует коммуникативное молчание, которое, подобно речи, наоборот, сопровождается различными видами невербальной коммуникации. Отталкиваясь от тезиса о том, что коммуникант не может говорить и молчать одновременно, ученые приходят к выводу о некоторых противоречиях в научном описании молчания, объясняя это недостаточной разработанностью понятийного аппарата. Введение понятия вокализованной / невокализованной вербальной коммуникации способствует развитию теории молчания, значимого для человеческого общения.
Объект исследования – молчание.
Предмет исследования – молчание как невербальный компонент.
Цель исследования – изучить молчание как компонент невербальной коммуникации в разных лингвокультурах (на примере России, Китая, Америки).
Задачи:
— Понятие лингвистики.
— Вербальная и невербальная коммуникация.
— Понятие невербальной коммуникации.
— Молчание как акт невербальной коммуникации.
— Молчание как компонент невербальной коммуникации в России.
— Молчание как компонент невербальной коммуникации в Китае.
— Молчание как компонент невербальной коммуникации в Америки.
В работе будут использоваться следующие методы исследования: лингвистический анализ, метод научного описания (наблюдение, обобщение, классификация и систематизация материала).
Материалом исследования послужили исследования лингвистов по изучению молчания как невербального компонента общения, а также литературные источники на китайском, русском и английском языках.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключение и списком литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Изучение молчания напрямую связано с пониманием коммуникации в современной лингвистике. Толкование коммуникации как обмена информацией, как «знакового общения» обусловило разграничение молчания коммуникативного, или коммуникативно-значимого, и некоммуникативного, или коммуникативно-незначимого. В истории изучения молчания в науке о языке зафиксировано множество попыток определить коммуникативно-значимое молчание, выявить его релевантные признаки. Молчание, анализируемое в контексте коммуникации, рассматривается как некое взаимодействие, предполагающее наличие как отправителя, так и получателя; оно способно передавать информацию, которая может быть воспринята и адекватно интерпретирована другим. Сознательность и целенаправленность позволяют рассматривать молчание как коммуникативное действие (акт). Выражая более неоднозначные значения, чем речь, молчание напрямую зависит от контекста — это контекстуально зависимый конструкт. Молчание многозначно, способно выражать множество значений, в связи с чем может иметь более высокий коммуникативный потенциал, чем речь: «Silence can exist without speech, but speech cannot exist without silence / Молчание может быть успешным без речи, но речь не может быть успешной без молчания». Именно многозначность и позволяет определить молчание как многогранный лингвистический конструкт с диапазоном форм, обслуживающих различные функции в различных сферах общения. Значимость — один из основных релевантных признаков молчания как коммуникации; это находит отражения и в определениях данного термина. Так, А. Яворски понимает коммуникативное молчание (communicative silence) как «meaningful absence of speech / значимое отсутствие речи». В традиции российской науки значимость становится и терминообразующей единицей — коммуникативно-значимое молчание.
В попытке сузить и конкретизировать данное понятие С.В. Крестинский определяет коммуникативно-значимое молчание как «акт молчания, который, будучи включенным в структуру языкового общения как один из его невербальных компонентов, способен выполнять некоторую коммуникативную функцию, т.е. способен быть единицей общения, знаком, коммуникативным актом», чем актуализирует проблему молчания как невербальной коммуникации.
2. Существует много подходов к трактовке молчания. В данной работе принят подход, применяющийся в прагмалингвистике. С опорой на точку зрения Почепцова, Богданова и Крестинского, молчание понимается нами как «сложная коммуникативная единица, которая, включая признаки знаковости и обладая некоторыми свойствами речевого акта, способна при наличии соответствующих субъективных контекстуальных условий передавать некоторую информацию»40. В работе во внимание принимается коммуникативно значимое молчание, в которое не входят: тишина, молчание как естественное состояние человека и хезитации. Исследователями обнаружена специфика обращения Достоевского со словом. Так, Бахтин замечает диалогизм слова у Достоевского, а Касаткина отмечает предоставление слову свободы. В научной литературе замечена особая роль молчания у Достоевского, которая заключается в стимулировании мысли читателя, на что указывал Лихачёв. Важность «слов молчания» для творчества Достоевского статистически доказана с помощью словаря языка писателя. В работе будут учтены эти характеристики. Исходя из вышеизложенного, исследование способов выражения молчания в тексте романа будет проведено на лексическом и синтаксическом уровне.
3. Традиционно молчание рассматривается и определяется в оппозиции к речи. «Молчание противостоит слову… Феномен молчания заключается в том, что, онтологически предшествуя слову, в структурном отношении оно противопоставлено ему как немаркированный член оппозиции», «communicative silence is a pragmatically marked member of the opposition silence — speech / коммуникативное молчание — это прагматически маркированный член оппозиции молчание — речь». Такая традиция в исследовании молчания ставит вопрос «что такое молчание?» с заранее заданным ответом «молчание — не речь». Данная традиция сложилась под воздействием другой — связывать речь с материальностью.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Молчание как коммуникативный акт невербальной коммуникации

1.1. Понятие лингвистики

Лингвистика (языкознание, языковедение) – наука об изучении языков [10]. Существует три направления в этом изучении: изучение формы языка, изучение значения языка и изучение языка в контексте. Самые ранние работы по описанию языка приписывают древнеиндийскому лингвисту Панини (4 век до нашей эры), с его анализом санскрита в книге «Аштадхьяи» («Восьмикнижие») [17].
В лингвистике, естественный язык – это система звуков, символов и значений. Фонетика – изучение звуковых, визуальных и артикуляционных свойств в воспроизведении и восприятии речевых и неречевых звуков. Изучение значения языка, с другой стороны, посвящено изучению того, как языки вычленяют связь между объектами, свойствами и другими аспектами в мире для передачи, обработки и определения значения, а также для управления и решения неоднозначности. В то время как изучение семантики, как правило, касается условия истинности, прагматика изучает то, как контекст воздействует на значения.
Грамматика – это система правил, которая регулирует язык определенного языкового сообщества[15]. Она включает звуки, значения и жесты, а также фонологию (как звуки и жесты работают вместе), морфологию (образование и структура слов), и синтаксис (образование и структура словосочетаний и предложений из слов).
В начале 20 века, швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр проводил различие между понятиями языка и высказывания в своем описании структурной лингвистики. По его мнению, высказывание – это фрагмент речи, тогда как язык относится к абстрактному понятию, которое теоретически определяет принципы и систему правил, регулирующих язык. Это различие похоже на то, которое проводил американский лингвист Аврам Ноам Хомский между умением и выполнением, где умение – идеальное владение языком, а выполнение – конкретный способ, с помощью которого он используется. В классической индийской философии языка, санскритские философы Патанджали и Катьяяна проводили различие между sphota (свет) и dhvani (звук). В конце 20 века, французский философ Жак Деррида различал понятия речи и письменности[120].
Формальное исследование языка также привело к развитию таких направлений как психолингвистика, которая изучает представление и функцию языка в мышлении; нейролингвистика, которая изучает обработку языка мозгом; и усвоение языка – процесс исследования усвоение конкретного языка детьми и взрослыми.
Лингвистика также включает изучение других аспектов таких как, воздействие социальных, культурных, исторических и политических факторов на язык. Изучение таких культурных дискурсов и диалектов – это область изучения социолингвистики, которая проводит связь между лингвистической вариативностью и социальными структурами, а также анализом дискурса, который исследует структуру текстов и диалогов. Исследование языка через дивергенцию и эволюционную лингвистику сосредоточено на изменении языков, происхождении и развитии языков, в частности на протяжении длительного периода времени.
Корпусная лингвистика берет естественные тексты или фильмы (на языках жестов) в качестве основного объекта анализа, и изучает изменение грамматических и других свойств на основе таких собраний [21]. Стилистика изучает системы стилей: в письменном, знаковом или устном дискурсе. Документирование языка объединяет антропологическое изучение с лингвистическим для описания языков и их грамматик. Лексикография охватывает изучение и составление словарей. Компьютерная лингвистика применяет компьютерные технологии для решения вопросов теоретической лингвистики, а также для создания приложений, которые используются в синтаксическом анализе, поиске информации, автоматизированном переводе, и других сферах. Люди могут применять фактические знания языка в переводе и толковании, а также в языковом образовании – обучение второго или иностранного языка. Политические деятели работают с правительствами для осуществления новых планов в образовании и обучении, основанных на лингвистическом исследовании.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы