Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Многофункциональное пособие по стимуляции коммуникаций речи детей раннего возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Научно-теоретические аспекты проблемы изучения стимуляции коммуникации и речевого развития детей раннего возраста 7
1.1. Закономерности речевого развития детей раннего возраста 7
1.2. Специфика стимулирования коммуникативного и речевого развития детей раннего возраста 16
1.3 Понятие «задержка речевого развития» в психолого-педагогической литературе 23
Выводы по 1 главе 28
2. Особенности стимуляции коммуникативного и речевого развития детей раннего возраста с ЗРР 30
2.1. Обзор программ по работе с детьми раннего возраста с ЗРР 30
2.2. Обзор игр и пособий по стимуляции коммуникативного и речевого развития детей раннего возраста 38
Выводы по 2 главе 47
3. Многофункциональное дидактическое пособие как средство стимулирования коммуникативного и речевого развития детей раннего возраста 49
3.1. Цель, задачи и этапы разработки многофункционального дидактического пособия «Сороконожка» 49
3.2. Игровые задания и упражнения с пособием в стимулировании коммуникативного и речевого развития детей раннего возраста 55
Выводы по 3 главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
Введение:
Актуальность исследования. Раннее детство — это особенный период в жизни ребенка, когда происходит его стремительное психическое и физическое развитие — основа и потенциал дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Все эти процессы тесно связаны с развитием речи.
Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка, как показывают многочисленные исследования, — не простое количественное накопление словаря, это сложнейший нервно-психический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослым. При нормальном развитии ребенок к трем годам накапливает около 1000 слов. В этот возрастной период он учится строить первые предложения, первые обобщения, у него появляются первые вопросы, он начинает активно использовать речевые средства для общения со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, раннее детство имеет огромное значение для дальнейшего развития речи ребенка, и поэтому неправильное воспитание на данном возрастном этапе может привести к задержке речевого развития (ЗРР), что осложнит его дальнейшее развитие в целом. Ученые утверждают, что любая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также деятельности в различных ее формах. Поэтому детям с целью предупреждения отклонений в развитии и обеспечения максимальной реализации их возрастного потенциала необходима специальная стимуляция коммуникативно-речевого развития.
Это подтверждает и практика работы дошкольных образовательных учреждений. Функционирующие на протяжении нескольких лет специальные группы ранней диагностики для детей с ЗРР показывают, что начало работы с такими детьми именно в период раннего детства дает наиболее эффективные результаты. Однако педагоги-психологи, работающие с детьми раннего возраста, нуждаются в практических многофункциональных пособиях, которые бы способствовали стимуляции коммуникативно-речевого развития младших дошкольников. Актуальность введения в практику стимулирования коммуникативно-речевого развития младших дошкольников многофункциональных пособий связано с тем, что мышление дошкольника носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер. Использование различных видов многофункциональных пособий– способствует осознанному восприятию тех явлений и предметов, с которыми знакомит детей взрослый. Принцип наглядности соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание и стимулирование развития.
Степень научной разработанности.
В психолого-педагогических исследованиях накоплен значительный объем важной информации по проблемам изучения и обучения данной категории детей (Т.В. Волосовец, Л.H. Галигузова, Е.О. Смирнова, Н.С. Жукова, Е.М. Маспокова, Т.Б. Филичева и др., Ю.Ф. Гаркуша, И.С. Кривовяз, Л.Г. Садовникова, Л.С. Цветкова). В исследованиях, посвященных изучению детей с ЗРР в раннем детстве, приводятся отдельные общие положения и факты, однако фундаментальных обобщающих работ, рассматривающих практику использования многофункциональных пособий в стимуляции коммуникативно-речевого развития младших дошкольников, к сожалению, пока нет. При этом недостаточно изученными остаются вопросы разработки авторских многофункциональных пособий и методике по их разработке.
В данной работе представлена попытка разработки авторского многофункционального пособия «Сороконожка», способствующая стимуляции коммуникативно-речевого развития младших дошкольников.
Объект исследования: особенности речевого развития детей младшего возраста с ЗРР.
Предмет исследования: процесс стимуляции коммуникативно-речевого развития младших дошкольников с помощью авторского многофункционального пособия «Сороконожка».
Цель исследования: является определить эффективность авторского многофункционального пособия «Сороконожка» в стимуляции коммуникативно-речевого развития младших дошкольников.
Гипотеза исследования: стимуляция коммуникативно-речевого развития младших дошкольников будет проходить более успешное, если в учебно-воспитательный процесс будет введено авторское многофункциональное пособие «Сороконожка».
В соответствии с целью, предметом и гипотезой необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить особенности речевого развития у детей раннего возраста.
2. Определить особенности речевого развития детей с ЗРР в раннем возрасте.
3. Разработать и апробировать авторское многофункциональное пособие «Сороконожка», способствующее стимуляции коммуникативно-речевого развития младших дошкольников.
4. Проследить динамику речевого развития детей с ЗРР в результате работы с данным пособием.
Методы исследования: теоретическое изучение научной литературы по особенностям речевого развития детей младшего дошкольного возраста с ЗРР, экспериментальное исследование развития речи младших дошкольников с ЗРР (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), методы качественной и количественной обработки экспериментальных данных.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
— разработано, апробировано и научно обосновано использование авторского многофункционального пособия «Сороконожка» в стимуляции коммуникативно-речевого развития младших дошкольников,
— экспериментально доказана эффективность использования авторского многофункционального пособия «Сороконожка» в стимуляции коммуникативно-речевого развития.
Практическая значимость исследования состоит в разработке игр и упражнений, направленных на стимуляцию коммуникативно-речевого развития младших дошкольников с ЗРР. Результаты данного исследования могут быть использованы в практической деятельности логопедов, воспитателей и родителей.
Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе анализируются теоретические аспекты проблемы изучения развития речи в младшем дошкольном возрасте, особенности ЗРР детей младшего дошкольного возраста.
Во второй главе представлены пособия и игры по стимуляции коммуникативного и речевого развития детей раннего возраста.
Третья глава содержит описание и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по использованию авторского многофункционального пособия «Сороконожка» в стимуляции коммуникативно-речевого развития.
Заключение:
Итак, раннее детство является важнейшим периодом жизни человека, во многом определяющим все его дальнейшее развитие. В этом возрасте происходит интенсивное развитие двигательной сферы, познавательных процессов, речи. Речь в процессе формирования подвержена сильному влиянию социальных и биологических факторов, что обусловливает многоаспектный подход к вопросу ее изучения. Речевое развитие находится в центре внимания различных наук: физиологии, психологии, лингвистики, а также их отраслей: психофизиологии, нейропсихологии, психолингвистики и др.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Развитие речи в раннем возрасте осуществляется не только в процессе общения с взрослым, но и в общении со сверстниками. Именно под влиянием взрослого у детей формируется потребность в общении со сверстниками, которую они учатся выражать как невербальными, так и вербальными средствами.
Задержкой речевого развития считается отставание в речи от нормы развития детей до 4 лет. Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Под причинами задержки речевого развития понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействие, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.
Во 2 главе было обосновано, что задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных особенностей. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Развивающая среда должна содержать в себе различные многофункциональные пособия уже с младших групп детского сада, в том числе и для стимуляции речевого развития ребенка.
Было подробно расписано создание многофункционального пособия «Сороконожка», способствующего стимуляции коммуникативно-речевого развития младших дошкольников. Разработана и апробирована тематика занятий с данным пособием по различным лексическим темам. Для доказательства гипотезу исследования было проведено исследование влияния разработанного и апробированного пособия в эффективности стимуляции коммуникативно-речевой деятельности младших дошкольников.
После проведения диагностики на констатирующем этапе, был выявлен низкий уровень коммуникативно-речевого развития. По результатам контрольного этапа, показатели младших дошкольников стали значительно выше. Тем самым гипотеза нашего исследования доказана полностью, действительно, стимуляция коммуникативно-речевого развития младших дошкольников будет проходить более успешное, если в учебно-воспитательный процесс будет введено авторское многофункциональное пособие «Сороконожка».
Фрагмент текста работы:
1. Научно-теоретические аспекты проблемы изучения стимуляции коммуникации и речевого развития детей раннего возраста
1.1. Закономерности речевого развития детей раннего возраста
Младший дошкольный возраст (от 1 года до 4 лет) уникален по своему значению для речевого развития ребенка: в этот период психика обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. Обогащение языка стимулируется новыми задачами, возникающими в общении и собственной деятельности, и, в свою очередь, создает предпосылки для их дальнейшего развития [50].
Основной функцией речи в этот период является функция общения, социального общения, воздействия на окружающих. В связи с развитием игровой активности, переходом от предметно-манипулятивного и индивидуального сюжетно-показательных игр к совместному сюжетно-ролевой игре возникают новые коммуникационные потребности, что приводит к появлению новых способов включения речевых действий — высказываний — в структура ситуации объективной деятельности. Появляются новые функциональные типы высказываний: комментирование (функция сообщения о своих действиях), исправление (направленное на исправление поведения друг друга), планирование (речь о планировании в основном охватывает непосредственные действия и распределение ролей). Происходит формирование речи как средства планирования и организации собственной деятельности, координации игровых действий с партнером.
Игровое взаимодействие младших дошкольников в значительной степени осуществляется с точки зрения практических действий, в ходе которых преобладает использование невербальных средств общения (улыбка, смех, выразительные движения, позы, зрительный контакт). Речевые действия в этом случае, как правило, еще не согласованы. Дети говорят вслух в присутствии друг друга и часто не обращают внимания на высказывания соседа[22].
Речь в основном состоит из простых коротких предложений; Слова часто связаны с конкретной объективной ситуацией, которая выражается в изобилии существительных, наглядных местоимений и глаголов конкретного действия. Хотя уже можно наблюдать появление глаголов, обозначающих волевые и интеллектуальные действия, слова со значением модальности. Количество глаголов в императивном настроении уменьшается. Соотношение ориентировочных и личных местоимений в пользу последних меняется. Наряду с прилагательными с атрибутивными свойствами появляются эстетические и эмоциональные прилагательные. С трехлетнего возраста у детей возникает сослагательное наклонение, с 4 лет появляется непрямая речь.
В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного доминирования ситуативной речи к адекватному использованию ситуативной и контекстной речи. Переходный этап в развитии способности использовать связную контекстную речь характеризуется тем, что ребенок, используя ситуационный метод изложения, прерывает его объяснениями, ориентированными на собеседника. Установка на слушателя еще не была усилена, поэтому она включена в структуру речи дополнительно.
Согласно С. Л. Рубинштейну, неразрывная связь ситуативности речи с ситуативностью содержания общения взаимообусловлена: по мере выхода последнего за пределы конкретной обстановки взаимодействия ситуативная речь преобразуется в контекстную[42].