Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Международно-правовые основы коллективной безопасности государств.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Концептуальные и правовые основы обеспечения международной безопасности 6
1.1. Понятие, содержание и принципы международной безопасности 6
1.2. Правовые основы обеспечения международной безопасности 16
Глава 2. Универсальные и региональные системы коллективной безопасности.. 33
2.1. Универсальная система коллективной безопасности 33
2.2. Региональные системы коллективной безопасности 46
Глава 3. Средства укрепления системы коллективной безопасности 55
3.1. Разоружение и меры доверия как важнейшие средства укрепления системы коллективной безопасности 55
3.2. Правомерное применение силы как средство укрепления системы коллективной безопасности 71
Заключение 77
Список используемых источников 80
Приложения 88
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современный этап развития международных отношений в сфере коллективной безопасности характеризуется существенным снижением эффективности общепринятых норм международного права в целом и международного гуманитарного права в частности. Резко упала и действенность институциональных механизмов согласования базовых интересов самосохранения человечества, отдельных государств и народов — ООН, региональных союзов, межгосударственных образований.
В настоящее время фактически осуществлен возврат к таким правовым теориям, как «право сильного» и «право войны», которые признаются в качестве механизма регулирования межгосударственных отношений. Данное положение усугубляется тем, что ущерб, сопоставимый с ущербом от вооруженных конфликтов, наносят реализуемые в правоприменительной практике с целью смены власти в странах деструктивные формы деятельности на основе:
— технологий «цветных революций», разработанных автором «теории ненасильственной политической борьбы» Джином Шарпом;
— технологий политической дестабилизации, изложенных в работах Роберта Хелви, Самуэля Хантингтона, Майрона Вайнера, Брюса Дженкинса и др.;
— экономических и политических санкций в межгосударственных отношениях;
— перенесения противоборства в виртуальную среду — Интернет-пространство.
Интересы международной безопасности требуют исключить самую возможность возникновения любых войн. Сегодня при рассмотрении международных споров необходимо использовать исключительно политические средства, допускаемые международным правом. В этой связи основная роль международного права не только в поддержании международного мира и безопасности, но и в предотвращении возникновения новых очагов напряженности и вооруженных конфликтов. Особая роль в международном праве принадлежит праву международной безопасности.
Объектом исследования выступили общественные отношения, складывающиеся в процессе международного сотрудничества государств в рамках коллективной безопасности.
Предметом исследования явились нормы международного и национального права, регулирующие сотрудничество государств в обеспечении коллективной безопасности.
Целью исследования является изучение международно-правовых основ коллективной безопасности государств.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
— изучить понятие, содержание и принципы международной безопасности;
— рассмотреть правовые основы обеспечения международной безопасности
— ознакомится с универсальной системой коллективной безопасности;
— провести анализ региональные системы коллективной безопасности;
— рассмотреть разоружение и меры доверия как важнейшие средства укрепления системы коллективной безопасности;
— изучить правомерное применение силы как средство укрепления системы коллективной безопасности.
Методологическую основу данной работы составили общие положения теории научного познания общественных процессов и правовых явлений, фундаментом которой является диалектический метод. Применялись общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, системно-структурный подход и др.) и частно-научные (формально-юридический, исторический, сравнительно-правовой) исследовательские методы.
Теоретическая основа выпускной квалификационной работы сформирована с учетом работ таких отечественных ученых, как: С.В. Бородин, Р.М. Валеев, А.Г. Волеводз, В.В. Витюк, Л.Н. Галенская, В.П. Емельянов, А.Р. Каюмова, М.О. Квачадзе, Н.Б. Крылов, Ю.А. Решетов, П.С. Ромашкин, Н.И. Костенко, Е.А. Коровин, Д.Б. Левин, И.И. Лукашук, В.В. Лунеев, Е.Г. Ляхов, Л.А. Моджорян, А.В. Наумов, Ю.С. Ромашев, А.Н. Трайнин, Н.А. Ушакова, С.В. Черниченко, М.Л. Энтин и другие.
Правовую основу выпускной квалификационной работы составили Устав ООН, двусторонние и многосторонние договоры о международном сотрудничестве в борьбе с международной преступностью. Проанализированы также соответствующие положения Конституции Российской Федерации 1993 г., федерального законодательство Российской Федерации, договоров Российской Федерации с другими государствами в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам, а также нормы внутреннего законодательства других государств в уголовной и уголовно-процессуальной областях.
Структура исследования определена с учётом его цели, задач, соответствует логике развития проблемы. Работа состоит из введения, трёх глав, включающих шесть параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Международная безопасность — это геополитическое государство, которое соблюдает международные законы, гарантирующие политический суверенитет политическим субъектам. Сегодня существует множество международно-правовых актов, регулирующих вопросы международной безопасности, как на глобальном уровне, так и на уровне отдельных регионов. Двусторонние и многосторонние соглашения о безопасности также широко распространены.
Коллективная безопасность основывается на общепризнанных принципах международного права, коллективных мерах предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии, коллективных мерах по пресечению терроризма, коллективных мерах по ограничению и сокращению вооружения, вплоть до полного разоружения. На Совет Безопасности возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. В международном праве различают два вида системы коллективной безопасности: универсальную и региональную. Она была основана на нормах Устава ООН и предусматривает действия государств в соответствии с решениями этой организации.
Одной из важнейших функций региональных организаций является обеспечение мирного разрешения споров между их членами до передачи споров в СБ, который, в свою очередь, должен поощрять такой метод разрешения споров.
Региональными организациями коллективной безопасности являются: Лига арабских государств (ЛАГ); Организация африканского единства (ОАЕ); Организация американских государств (ОАГ); Организация Североатлантического договора (НАТО); Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ); Содружество Независимых Государств (СНГ); Шанхайская организация сотрудничества (ШОС); Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Региональные организации коллективной безопасности позволяют преодолеть разрыв между традиционными определениями безопасности и более широкими концепциями безопасности, включающими вопросы торгово-экономического сотрудничества, противодействия организованной преступности, борьбы с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, охраны окружающей среды и защиты прав человека. Содействуя более тесной интеграции, региональные институты способствуют предупреждению конфликтов и кризисов, росту доверия и обеспечению стабильности в регионе, что в конечном итоге ведет к укреплению безопасности и жизнеспособности их членов.
Меры укрепления доверия и безопасности являются мерами, направленными на уменьшение опасности возникновения вооруженного конфликта, устранения неправильного понимания и ошибок в расчетах при оценке военной деятельности и, таким образом, оказание содействия в деле укрепления стабильности.
На сегодняшний день в мире реализуется множество договоров и соглашений по ограничения вооружений и разоружения как способ обеспечения коллективной безопасности. Основными сферами, что регулируют такие договора, являются: система противоракетной обороны; сокращение стратегических наступательных вооружений; нераспространение и сокращение ядерного оружия; контроль за обычными видами вооружения; сокращение химического и биологического оружие; контроль за ракетными технологиями; борьба с распространением оружия массового уничтожения.
К таким проблемам можно отнести следующие: все возрастающая степень милитаризации общества; экономическая выгода продажи и распространения вооружения; увеличение массовой безработицы; торможение развития НТП; неоднозначность применения Международного договора о торговле оружием его участниками; наличие очагов напряжённости в регионе Ближнего Востока и Северной Африки; возросшая активность талибов в Афганистане; снижение динамики диалога посредников в формате «5+2»; не решенной остается проблема урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова.
Для исправления сложившейся ситуации необходимо реализовать меры, которые предусматривают: расширение и углубление диалога по вопросам, связанным с ядерными силами; обмен информацией о состоянии готовности ядерных сил; обмен информации по предусмотренному уровню безопасности и устройствам обеспечения безопасности ядерного оружия; обмен данными по достратегическим ядерным силам США и России; расширение и углубление диалога по вопросам, связанным с ядерными силами; расширение и углубление диалога по вопросам, связанным с ядерными силами; обмен информацией о состоянии готовности ядерных сил.
На данном этапе реформирования ООН применение силы в соответствии с Уставом ООН является наиболее эффективным средством укрепления системы коллективной безопасности.
Было предложено конкретные предложения по укреплению системы коллективной безопасности. В том числе: создать в рамках ООН постоянно действующий механизм по достижению консенсуса по современным угрозам и вызовам; разработать в рамках Совета Безопасности рамочное соглашение, обеспечивающее точное выполнение требований гл. VIII Устава ООН и учитывающее особенности уставных положений соответствующих региональных организаций. Данное рамочное соглашение следует положить в основу при заключении соглашения о взаимоотношениях между Советом Безопасности и региональной организацией по выполнению требований положений гл. VIII Устава ООН.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Концептуальные и правовые основы обеспечения международной безопасности
1.1. Понятие, содержание и принципы международной безопасности
Обеспечение международной безопасности является одной из ключевых задач для мирового сообщества.
Международная теория в теории и практике международных отношений рассматривалась как отсутствие непосредственной военной угрозы. Это традиционное понимание международной безопасности подчеркивает два момента, которые во многих отношениях являются взаимоисключающими.
Во-первых, задача физического выживания государства и его права и его способности вести себя в международной системе, главным образом, через его суверенитет. На практике это способствует нарушению международной безопасности в пользу собственных интересов.
Во-вторых, задача обеспечения мира в отношениях между государствами в данном политическом пространстве. Это не ставит вопрос о том, на какой объективной основе поддерживается мир, помимо устремлений участников, и как его можно гарантировать в течение длительного времени [17, с. 65].
Концепция международной безопасности изложена, прежде всего, в нормативных документах ООН. Согласно этой интерпретации, международная безопасность понимается как создание мирового порядка, основанного на соблюдении норм международного права всеми странами и исключающего урегулирование разногласий путем насилия или угроз.
Сегодня мировое сообщество сталкивается с новыми проблемами без эффективного решения, для которого международная безопасность не будет ни стабильной, ни долгосрочной. Проблема борьбы с международным терроризмом является чрезвычайно актуальной, поскольку последствия террористических актов на атомных электростанциях, химических заводах и подобных объектах могут привести к серьезным катастрофам. В современном мире экономические и информационные аспекты безопасности становятся все более важными.
Экономические кризисы в контексте глобализации мировой экономики могут дестабилизировать экономику государств за тысячи километров друг от друга в течение нескольких часов. Сложно представить последствия сбоев в функционировании информационных сетей, поскольку информация становится важным экономическим, политическим и социальным ресурсом.
Нерешенные глобальные проблемы нашего времени — окружающая среда, энергетика, продовольствие — также наполняют концепцию международной безопасности новым содержанием. Также изменились общественно-политические условия, в которых необходимо решать новые задачи в системе международных отношений в целом и в области международной безопасности.
Если у государства было два четко определенных направления деятельности — внутреннее и внешнее — и они обеспечивали безопасность очень разными способами, то на рубеже XX. – XXI ст. [19, с. 49].
Раньше государство, которое обрело внутреннюю стабильность, было вполне уверено, что оно сможет отстоять себя и за себя. В принципе, международная сфера сегодня может разрушить любое государство, которое будет произвольно стабильным и не будет иметь никаких признаков внешней агрессивности (например, в случае глобальной ядерной катастрофы десятки нейтральных стран будут «уничтожены») [18, с. 120].
С другой стороны, международная сфера может стать сильным фактором внутренней безопасности государства, чего по другим причинам достичь невозможно.
Международные отношения решают гораздо больше проблем, которые человечество унаследовало от прошлого, чем путь в будущее. По сути, сегодня заложена только основа международной безопасности. Существование международной безопасности определяется не отсутствием войны и вооруженных конфликтов, не сохранением статус-кво и не военно-стратегическим балансом, а способностью мирового сообщества в целом предвидеть и осуществлять срочные изменения.
Безопасность сегодня рассматривается не только с традиционной точки зрения, которая предполагает жесткий военный характер, но и с тем, как сегодня распространяются такие формы безопасности, как политическая, экономическая, информационная, экологическая политика и т. д. Это открывает все больше актуальных вопросов, которые необходимо решать только в государстве, но и на международном уровне.
Если раньше можно было говорить о так называемом «насильственном законе», то сейчас «юридической силе» отдается предпочтение. Однако полная реализация безопасности не происходит.
Категория «безопасность» может рассматриваться как социальное явление и характеризуется охватом различных областей отношений между субъектами международного права. Рассмотрим понятие «международная безопасность» [21, с. 125].
Международная безопасность — это система международных отношений, основанная на соблюдении всеми государствами общепризнанных принципов и норм международного права, исключая решение спорных вопросов и разногласий между ними силой или угрозой [16, с. 52].
Другое определение «международной безопасности» — это состояние международных и военных отношений, которое гарантирует внешний компонент национальной безопасности каждой страны и практически исключает опасность войн и военных конфликтов при разрешении международных и региональных конфликтов.
Международная безопасность — это система международных отношений, основанная на соблюдении всеми государствами общепризнанных принципов и норм международного права, которая исключает разрешение спорных вопросов и разногласий между ними посредством насилия или угроз.
Международная безопасность означает мировой порядок, который исключает нарушения территориальной целостности, суверенитета и независимости государств и гарантирует условия для стабильного и стабильного развития мирового сообщества. Невозможно обеспечить безопасность в современном мире только с помощью электроинструментов, и это крайне неэффективная стратегия.
Помимо военной безопасности необходимо обеспечить экономические, социальные, экологические, информационные и другие аспекты безопасности.
В то же время безопасность обеспечивается не только защитой от угроз, но и нейтрализацией посредством механизмов мирного сотрудничества и взаимодействия в различных сферах государственной деятельности и жизни гражданского общества.
Эдуард Колодзидж сравнил международную безопасность с Вавилонской башней, а Ролан Пэрис рассматривает ее как «в глазах наблюдателя» [20, с. 58].
За последние пятьдесят лет безопасность широко рассматривалась как оправдание «свободы гражданина» для приостановления, войны и массового перераспределения ресурсов.
Точно так же, как люди различаются с точки зрения обнаружения и обнаружения угроз, Уолферс утверждает, что разные страны имеют разные ожидания безопасности.
Разница между угрозами темперамента не только существует, но и разные страны сталкиваются с разными угрозами из-за своего уникального географического, экономического, экологического и политического климата.
Барри Бьюзен рассматривает исследования в области международной безопасности не только как исследование угроз, но и как исследование, которое представляет собой угрозу, которую можно терпеть, и которая требует немедленных действий. Он не рассматривает термин безопасность как власть или мир, но как нечто среднее [41, с. 46].
Концепция субъекта международной безопасности расширяется во всех направлениях с 1990-х годов, от стран до групп, людей, международных систем, НПО и местных органов власти.
Основными способами обеспечения международной безопасности являются:
— двусторонние соглашения для обеспечения взаимной безопасности между заинтересованными странами;
— объединение государств в многосторонние альянсы;
— глобальные международные организации, региональные структуры и институты для обеспечения международной безопасности;
— демилитаризация, демократизация и гуманизация международного политического порядка, создание правопорядка в международных отношениях [37, с. 443].
Принимая во внимание традиционное военно-политическое понимание феномена безопасности, можно выделить три основные модели режимов безопасности для каждого региона современного мира:
— общий режим безопасности
— режим коллективной безопасности
— режим безопасности на основе сотрудничества [38, с. 45].
Международный режим общей безопасности предусматривает добровольный отказ от конфронтации.
Основные принципы такого режима можно назвать следующим:
1. Отказ от применения военной силы для разрешения международных конфликтов и исключительно для самообороны.
2. Отказ от традиционной стратегии достижения военного преимущества над другими государствами.
3. Признавая, что безопасность государства не должна зависеть от силы его военной мощи.
4. Признание сокращения вооруженных сил и вооружений в качестве основного принципа общей безопасности [27, с. 66].
Концепция общей безопасности была введена, когда стала ясна бесполезность старой концепции роли вооруженного насилия в международных отношениях, особенно в контексте бесполезности применения ядерного оружия. Идея коллективной безопасности имеет давнюю историю и нашла свое практическое воплощение в двадцатом веке. Под коллективной безопасностью понимается порядок межправительственного сотрудничества, при котором любое нападение на одного из участников такой системы считается нападением на всех других участников.
Коллективная безопасность направлена не только против внешнего мира против государств, которые не участвуют в системе, но также против участников той же системы, которые совершают агрессивные действия в нарушение своих обязательств. Характеристики системы коллективной безопасности находятся в окончательной шкале универсальности, включая требования необходимых действий каждого члена системы, где это уместно, автоматизацию применения санкций, приверженность членов системы статус-кво и отсутствие понимания агрессия и необходимость реагировать на это.
В настоящее время сфера международной и национальной безопасности является одним из важнейших направлений деятельности государства, предметом внутриполитической борьбы, внимания гражданского общества и научных исследований. Это, в свою очередь, требует осознанного подхода к проблемам национальной и международной безопасности не только специалистами, но и как можно большим числом граждан.
Традиционные подходы к международной безопасности обычно ориентированы на государственных субъектов и их военные возможности для защиты национальной безопасности.
Однако в последние десятилетия определение безопасности было расширено, чтобы охватить лабиализованное международное сообщество XXI века, его быстрые технологические разработки и глобальные угрозы, возникающие в результате этого процесса. Такое всеобъемлющее определение было предложено Найефом Аль-Родханом.
То, что он называет «принципом множественной безопасности», основано на предположении, что «безопасность в локализированном мире больше не может рассматриваться как игра с нулевой суммой, в которой участвуют только государства [28, с. 295].
Глобальная безопасность, с другой стороны, имеет пять аспектов, включая безопасность человека, окружающей среды, национальную, транснациональную и транскультурную безопасность. Следовательно, глобальная безопасность государства или культуры не может быть достигнута без надлежащего управления на всех уровнях, гарантирующего безопасность посредством справедливости для всех людей, государств и культур.
Каждый из этих пяти размеров принадлежит к разной базовой группе. Первое измерение относится к безопасности человека, концепции, которая делает основным предметом защиты ссылку на человека, а не на государство.
Второе измерение — это экологическая безопасность и охватывает такие вопросы, как изменение климата, глобальное потепление и доступ к ресурсам.
Третья основа относится к национальной безопасности, определяемой как связанная с монополией власти государства на данной территории, и как основа безопасности, в которой особое внимание уделяется вооруженным силам и компонентам безопасности.
Четвертый компонент касается транснациональных угроз, таких как организованная преступность, терроризм и торговля людьми [30, с. 174].
Целостность различных культур и форм цивилизации в конечном итоге решает проблему межкультурной безопасности.
В соответствии с этой разнообразной структурой безопасности все пять аспектов безопасности должны быть рассмотрены для обеспечения простой и стабильной глобальной безопасности. Поэтому он защищает сотрудничество между государствами и мирное существование культурных групп и культур.
Принципы международного права в теории международного права определяются как руководящие принципы поведения субъектов, вытекающие из социальной практики и юридически закрепленных принципов международного права.
Они являются наиболее распространенным выражением устоявшейся практики международных отношений. Основным актом права международной безопасности, как и любого международного права, является Устав ООН [29, с. 186].
Устав ООН определил основные принципы права международной безопасности.
Это, прежде всего, принципы мирного разрешения споров и отказа от насилия или угрозы насилия. Во имя реализации этих принципов Хартия обязывает государства поддерживать ООН в их действиях всеми возможными средствами и не оказывать никакой поддержки какому-либо государству, против которого оно принимает превентивные или принудительные меры.
Статут предоставил Организации Объединенных Наций право обеспечивать, чтобы государства, не являющиеся членами, действовали в соответствии с этими принципами, что необходимо для поддержания мира и международной безопасности.
Каждый имеет право на жизнь, и государство и международное сообщество в целом должны обеспечить международный порядок, в котором это право может быть реализовано (статьи 3 и 28 Всеобщей декларации прав человека) [54].
Отсюда право человека на мир, что связано с правом на мир народа и государства. В Декларации 1984 года о праве народов на мир. Генеральная