Международное публичное право Дипломная работа (бакалавр/специалист) Юриспруденция

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Международно-правовые аспекты информационной безопасности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Общие положения международно-правового регулирования обеспечения информационной
безопасности. 6

1.1
Становление и развитие отношений в сфере информационной безопасности  6

1.2
Действующее международное право в решении вопросов информационной безопасности. 12

1.3
Международно-правовые механизмы регулирования сферы обеспечения информационной
безопасности. 20

Глава 2.
Проблемы и перспективы международно-правового регулирования обеспечения
информационной и кибербезопасности. 29

2.1
Международно-правовое регулирование сети «Интернет». 29

2.2 Проблемы
борьбы с киберпреступностью и пути их решения. 38

2.3
Ответственность в сфере информационной безопасности в рамках международного
права. 49

Заключение. 56

Список
использованной литературы.. 61

 

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования
состоит в том, что достижения в сфере
технологий и информации, которые мы наблюдаем последнее время, стали
непосредственно определять экономический рост государства, благосостояние
населения, конкурентоспособность страны в мировом сообществе, что в целом стало
влиять на степень обеспечения информационной безопасности государства. В связи
с бурным развитием информационных технологий был принят Закон Республики
Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации»[1].

С развитием технологий
появились и проблемы информационной безопасности. Сегодня новые технологии распространяются
довольно быстро и повсеместно, ввиду чего формируется глобальное информационное
международное пространство. Однако использование достижений в информационной
сфере происходит не только в мирных целях, но и в целях превосходства отдельных
государств над иными странами. Посредством информационных технологий может
осуществляться вмешательство одного государства в суверенные дела второго
государства. Тем самым можно говорить о возникновении новой сферы
международного противостояния, что прямо затрагивает интересы отдельных стран и
в целом может оказывать влияние на всю международную безопасность, как на
глобальном, так и на региональном уровнях.

Следует отметить, что
современная международная практика знает случаи, когда информационное
воздействие оказывалось в военных целях, например, при операции «буря в
пустыне», когда США применив электронные излучатели, нарушили радиосвязь и
телефонную связь в Ираке и смогли вывести из строя систему противовоздушной
обороны Ирака. Кроме того США ввели в компьютерную систему вирусы. Подобное
наблюдалось и во времена войны в Косово, когда Югославия организовала хакерскую
войну, и атаки на определенные сайты США.

Тем самым можно прийти к
выводу, что сегодня есть необходимость, как в теоретических, так и в
практических разработках международно-правовых основ обеспечения информационной
безопасности и борьбы с киберпреступностью, что и определило выбор темы
представленной работы и указывает на ее актуальность.

Степень
разработанности темы исследования.
В разный период времени
вопросы информационной безопасности и киберпреступности в своих трудах
исследовали: В.Ф. Петровский, С.А. Малинин, А.Г. Днепровский, Г.Н. Вачнадзе,
В.Б. Наумов, М. Гейст, М. Тотти, Т. Харди и др.

Объектом
исследования
выступают общественные отношения,
складывающиеся при обеспечении информационной безопасности на международном
уровне.

Предметом
исследования
являются нормы действующего
международного и отечественного законодательства, так или иначе регулирующие
вопросы международного обеспечения информационной безопасности и борьбы с
киберпреступностью.

Целью исследования
является теоретический и практический анализ международно-правовых аспектов
информационной безопасности, разработка имеющихся проблем в этой сфере и внесение
предложений по совершенствованию действующего законодательства.

В связи с поставленной
целью решить следует такие задачи:

— рассмотреть становление
и развитие отношений в сфере информационной безопасности;

— исследовать действующее
международное право в части решения вопросов информационной безопасности;

— провести анализ
международно-правовых механизмов регулирования сферы обеспечения информационной
безопасности;

— исследовать вопросы
международно-правового регулирования сети «Интернет»;

— выявить проблемы борьбы
с киберпреступностью;

— рассмотреть вопросы
ответственности в сфере информационной безопасности в рамках международного
права.

Методологическую
основу исследования
составили методы анализа и синтеза,
исторический метод, формально-логический и логико-юридический методы
исследования, а также метод сравнительного правоведения.

Практическая
значимость работы
состоит в том, что автор на протяжении
проведенного анализа выявляет современные проблемы обеспечения информационной
безопасности на международном уровне и вносит предложения по совершенствованию
норм международного и внутригосударственного права.

Структура
работы
состоит из введения, двух глав, шести параграфов,
заключения и списка использованной литературы.



[1] Закон Республики Узбекистан от 12
декабря 2002 года № 439-II «О принципах и гарантиях свободы информации» (с
изменениями и дополнениями по состоянию на 18.04.2018 г.)//
URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30542415#pos=0;0
(дата обращения 10.04.2020).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Рассмотрев в работе международно-правовые
аспекты информационной безопасности, достигнув ц3ели и решив поставленные
задачи, были сделаны такие выводы:

Международно-правовое
регулирование информационной безопасности исторически начиналась не с самой
информационной безопасности в современном ее понимании, а в большей степени
относилось к вопросам содержания информации, которая передается. Концепция
нового информационного порядка была первой попыткой международно-правового
регулирования в целом информационных отношений.

Развитие информационных
технологий привело к возникновению общественных отношений, которые стали
оказывать влияние на международное сообщество в целом. В США, а затем и в
Европе к концу прошлого века начинают принимать документы, касающиеся
непосредственно информационной безопасности, в частности, которые в большей
части касались компьютерных систем и информации, которая передается при их
помощи.

На современном этапе
международное право и разные отрасли международного права не содержат в себя
прямого указания на то, что информационная война должна быть отнесена к
агрессии и вооруженному конфликту.

Следовательно сегодня
есть необходимость в рамках международного права разграничить между собой
понятия вооруженного нападения, применения силы, акта агрессии и иные понятия,
для понимания статуса понятия информационной войны. Сделать это можно в рамках
Конвенции об обеспечении информационной безопасности государства.

Кроме того необходимо
вносить изменения и в основные источники космического права так как в его
рамках не учтены современные технологии и их развитие.

Кроме того следует идти
по пути разработки международных норм права направленных на противодействие
информационным нападения в мирное время.

К международно-правовым
механизмам регулирования сферы обеспечения информационной безопасности можно
отнести:

— механизм сотрудничества
государств в сфере борьбы с информационным терроризмом и преступностью;

— механизм контроля
информационного оружия;

— механизм привлечения
международных организаций к участию в контроле информационного оружия;

— установления режима
контроля международного информационного пространства и пр.

Определена необходимость
создания единого международного акта, в котором следует предусмотреть вопросы
информационной безопасности, информационного терроризма, информационных войн и
урегулировать вопросы оборота информационного оружия. После создания такого
акта следует создать специальную организацию. которая будет заниматься
исключительно вопросами информационной безопасности и информационных войн.

На современном этапе
международно-правовое регулирования отношений в рамках сети интернет является
довольно объемным, помимо того, что отношения в рамках сети интернет
урегулированы специальными международными договорами, они подпадают и под
действия основных международных документов в части прав человека, которые
принимались еще до того, как непосредственно появилась сеть интернет. Довольно
значительное число нормативно-правовых актов, как мы установили, регулирует
вопросы отношений в рамках сети интернет и в Республике Узбекистан, которые в
целом не входят в противоречие с международными документами.

В то же время следует
признать, что нормы международного права являются самыми эффективными в части
регулирования отношений в сети интернет. Однако практика все же показывает, что
хотя международное право и содержит значительное число правовых актов, но их
явно недостаточно, поскольку норм, непосредственно направленных на
регулирование сети интернет не так много, многие законодательные акты в целом
регулируют отношения в сфере информации, которые могут применяться и к сети
интернет, но являются общими нормами. Тем самым сегодня следует искать путь для
разработки универсальных международных договоров, которые будут посвящены
исключительно различным аспектам функционирования сети интернет.

Определено, что на
современном этапе имеется масса проблем, которые возникают в рамках выявления и
расследования киберпреступлений. Таким преступлениям сегодня содействует
неоднозначность международного законодательства. В частности, Конвенция о
киберпрестпности не предусматривает всех возможных преступлений, которые могут
быть совершены в киберпространстве. Данный документ в большей части является
рекомендательным, национальные законодательства и дальше содержат разрозненные
нормы в части ответственности за киберпреступления, что приводит к такой
проблеме, как невозможность оказать правовую помощь иностранному государству и
в целом невозможность обратиться за такой помощью. К проблеме следует отнести и
то, что в отношении возможности осуществить перехват данных в режиме реального
времени Конвенция допускает такие действия только в отношении серьезных
преступлений, при этом не обозначено, что следует понимать под серьезными
преступлениями. Кроме того в разных национальных законодательствах одно и то же
преступление может быть серьезным и несерьезным и в целом неясно, кто должен
такую серьезность преступления определять. Как следствие большая часть
преступлений в киберпространстве остаются безнаказанными, что приводит к
совершению еще большего числа преступлений и с большими последствиями.

В целом эти и иные
проблемы приводят к выводу, что сегодня международное право в части борьбы с
киберпреступностью следует признать неэффективным. Следует идти по пути поиска
новых и эффективных возможностей борьбы с киберпреступностью, а обозначенные
нами проблемы следует решить посредством полного пересмотра положений Конвенции
о киберпрестпности и посредством ужесточения ее норм, приведения в рамках
Конвенции основных понятий, которые обязательно должны быть восприняты национальными
законодательствами, кроме того следует установить четкий и понятный перечень
преступлений, которые совершаются в киберпространстве, а перехват данных в
режиме реального времени должен осуществлять в отношении всех без исключения
преступлений, а не только серьезных, определение которых международное право не
содержит.

Выявлена необходимость
развивать формы и меры международной ответственности государств, поскольку
сегодня в большей своей части они не являются эффективными. Любое наложение
международной ответственности зачастую не оказывает существенного влияния на
государства нарушителя, особенно когда это относится к политической
ответственности. Даже исключение определенного государства из состава
европейских структур или иных международных организаций не приводит зачастую к
сколь-нибудь эффективным результатам. Государство и дальше может продолжать
нарушать нормы международного права, в том числе и в сфере информационной
безопасности и нести за это некую неосязаемую ответственность.

Следовательно, необходимо
разработать четкие и ощутимые механизмы наказания государств нарушителей,
которые смогу оказывать существенное влияние, как на экономику нарушителя, так
и в целом на его политическую жизнь. Государство четко должно ощущать, что оно
стало изгоем в международном пространстве и будет таковым до тех пор, пока не
будут устранены проблемы, приводящие к нарушению информационной мировой
безопасности, и пока не будет наказаны нарушители. Представляется, что
достигать такие мер можно исключительно посредством установления конкретных мер
воздействия, к примеру, за существенные нарушения норм международного права в
сфере информационной безопасности следует идти по пути отключения от эфира
телевидения таких государств в иных государствах, блокировать сигналы на
спутниках, отключать возможность осуществления международных расчетов,
закрывать для граждан таких государств границы. Представляете, что только такие
существенные меры воздействия могут быть ощутимыми для государства, когда у
него не будет иного выхода, как только четко следовать положениям международных
договоров.

 



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Общие положения международно-правового регулирования
обеспечения информационной безопасности

 

1.1 Становление и развитие отношений в сфере информационной
безопасности

 

К первому акту, которым
урегулировали отношения, связанные с содержанием информации относят Испанское, Французское,
Британское соглашение, в соответствии с которым запретили вести из Танжера
пропаганду, которая существовала во французском и испанском Марокко. В 1928
году Лигой наций принимается резолюция, где было обращено внимание на опасность
передач, которые противны духу сотрудничества. В 1935 году подписывают
франко-итальянский договор, в котором закрепили двухстороннее обязательство
воздерживаться от пропаганды[1].

В период до 1958 года
принимается целый ряд международных договоров в сфере информационной
безопасности, к которым можно отнести:

— Конвенция о борьбе с
распространением порнографических изданий 1923 г., которая в 1947 году была
изменена и называется Международная конвенция о пресечении обращения
порнографических изданий и торговли ими[2];

— Международная конвенция
об использовании радиовещания в интересах мира 1936 г.[3];

— Соглашение о содействии
распространению в международном плане наглядно-звуковых материалов
образовательного, научного и культурного характера 1948 г.[4];

— Конвенция о международном
праве опровержения 1952 г.[5];

— Конвенция о
международном обмене изданиями 1958 г.[6];

— Конвенция об обмене
официальными изданиями и правовыми документами 1958 г.[7]

Следует отметить, что
именно данные документы и стали основой для того, чтобы начать в науке
разработку международно-правового регулирования информационного обмена.

В отечественной науке по
международному праву на основании приведенных выше документов были сформированы
основные принципы, которые относились к международному обмену информацией, при
этом все они отношение имеют к первому аспекту информационной безопасности, то
есть к непосредственному содержанию информации, которая передается. Так,
например, выделяют такие принципы:

— свобода информации,
которая передается. В то же время это не значить, что передаваться может любая
информация, критерием тут является, может или нет информация, нанести
какой-либо вред;

— запрещение использовать
средства массовой информации в целях пропаганды, угрозы силой или для
пропаганды способности создать угрозу миру;

— невмешательство с
использованием средств массовой информации в дела суверенных государств;

— запрещение пропаганды
человеконенавистнических идей;

— запрещение передавать
информацию аморального содержания;

— запрещение пропаганды
расовой и иной дискриминации;

— запрещение пропаганды
войны и милитаризма[8].

Представляется, что
данные принципы, которые были сформулированные еще в прошлом веке, сегодня
также имеют немаловажное значение для решения вопросов правового наполнения
сферы информационной безопасности.

Следующим этапом в
исторической ретроспективе развития международно-правового регулирования
информационной безопасности стало принятие концепции нового международного
информационного порядка (НМИП).

Следует сказать, что
изначально в Алжире была собрана Конференция глав государств и правительств
неприсоединившихся стран в 1973 году, впоследствии над концепцией работали в
Тунисе в 1976 году, в том же году ее обсуждение прошло в Нью-Дели, а в Сан-Хосе
состоялась конференция по информационной политике Латинской Америки и стран
карибского бассейна. В том же году создают Межгосударственный совет
неприсоединившихся государств с целью решения вопросов о координации
информационных потоков. Самым большим шагов в развитии указанной концепции была
встреча глав государств в 1976 году в Коломбо, на которой и приняли декларацию,
которая в себе содержала предложения в отношении принципов НПИМ[9].

Такие инициативы были
восприняты и на уровне ООН, посредством принятия ЮНЕСКО в 1978 году Декларации
об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в
укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человек и в
борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне[10]. Генеральная же Ассамблея
ООН в этом же году принимает Резолюцию 33/115 «Необходимость установления
нового, более справедливого и эффективного международного порядка в области
информации и связи»[11].

В 1979 году принимается
Резолюция о принципах НМИП, в которой были отражены основные принципы, а
именно:

— осуществление информационного
обмена в соответствии с принципами международного права;

— право государств
заниматься развитием своей системы информации;

— право государств
использовать свои информационные средства для информирования мирового
сообщества о своем интересе;

— право народов получать
быструю и правдивую информацию;

— равенство
международного информационного обмена;

— право государств в
рамках Конституций и законов бороться против неверной или искажений информации;

— право индивида иметь
достоверную информацию о событиях, происходящих в мире.

Данные принципы, исходя
из их анализа, в большей части относятся к регулированию вопросов передачи
информации и меньше всего к информационной безопасности или к технологиям
передачи информации. Связано это было в большей части с тем, что технологии в
то время еще не достигли их современного состояния. В то же время для того
времени данные принципы были довольно прогрессивными, и могут ложиться в основу
принципов обеспечения информационной безопасности государств.

Дальнейшее развитие регулирования
в сфере обмена информацией было связано с развитием космически спутников, когда
телевещание стало выходить на новый уровень. Все это привело к определенным
международным проблемам, которые следовало решать. В связи с этим в 1982 году принимается
резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 37/92 «Принципы использования государствами
искусственных спутников Земли для международного непосредственного вещания[12], а также принимается
Декларация руководящих принципов ЮНЕСКО по использованию вещания через спутники
для свободного распространения информации и расширения культурных обменов 1972
года[13] и пр.



[1] Муравых А.И. Цифровая экономика: угрозы и вызовы
глобальной и национальной безопасности. // Евразийский Союз: вопросы
международных отношений. 2018. № 1 (23). С. 47-56.

[2] Международная Конвенция о
пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (с изменениями на
12 ноября 1947 года). //
URL:
http://docs.cntd.ru/document/557579089
(дата обращения 06.03.2020).

[3] Международная конвенция об
использовании радиовещания в интересах мира [рус., англ.] (Заключена в г.
Женеве 23.09.1936). // Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXIX.- М.,
1985. С. 20 — 24.

[4] Соглашение о содействии
распространению в международном плане наглядно-звуковых материалов
образовательного, научного и культурного характера от 10.12.1948 г. //
URL: http://docs.cntd.ru/document/1900808
(дата обращения 06.03.2020).

[5] Конвенция о международном праве
опровержения. Принят резолюцией 630 (VII) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря
1952 года. //
URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/correct.shtml
(дата обращения 06.03.2020).

[6] Конвенция о международном обмене
изданиями от 5 декабря 1958 года. //
URL: http://docs.cntd.ru/document/1900379
(дата обращения 06.03.2020).

[7] Конвенция об обмене официальными
изданиями и правительственными документами между государствами (Заключена в г.
Париже 03.12.1958). // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций,
заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIII.- М., 1970. С. 636 —
641.

[8] Днепровский А.Г. Правовые проблемы
нового информационного порядка. М: Наука, 1989. С. 41.

[9] Акулова Е.В. Обеспечение
международной информационной безопасности: теоретико-правовые аспекты. // Московский
юридический форум. X Международная научно-практическая конференция: в 4 частях.
2016. С. 372-375.

[10] Декларация об основных принципах,
касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и
Международного взаимопонимания, в развитие прав человека и борьбу против
расизма и апартеида и подстрекательства к войне (Принята 28.11.1978). //
Международные нормативные акты ЮНЕСКО.- М.: Логос, 1993. С. 410 — 414.

[11] Резолюцию 33/115 «Необходимость
установления нового, более справедливого и эффективного международного порядка
в области информации и связи» 1978 г. //
URL: https://www.un.org/ru/ga/33/docs/33res.shtml
(дата обращения 06.03.2020).

[12] Принципы использования
государствами искусственных спутников Земли для международного
непосредственного телевизионного вещания. Приняты резолюцией 37/92 Генеральной
Ассамблеи от 10 декабря 1982 года. //
URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/artificial_earth_satellites.shtml
(дата обращения 07.04.2020).

[13] Декларация руководящих принципов
по использованию вещания через спутники для свободного распространения
информации, развития образования и расширения культурных обменов 1972 г. //
URL: http://docs-api.cntd.ru/document/1900827
(дата обращения 07.04.2020).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы