Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Методы регулирования конкурентной среды развития предпринимательства(на примере Самарской области)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Значение и функции конкурентной среды предпринимательской деятельности 5
1.2 Факторы, влияющие на формирование конкурентной среды 10
1.3 Методы регулирования конкурентной среды предпринимательства 13
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 23
2.1 Анализ предпринимательской среды в Самарской области 23
2.2 Деятельность органов государственной и муниципальной власти в сфере регулирования конкурентной среды развития предпринимательства в регионе 29
2.3 Оценка формирования организационно-экономического механизма поддержки предпринимательства в Самарской области 34
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
Введение:
В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию малого предпринимательства. Однако они не осуществляются на четкой целевой и систематической основе. В связи с этим необходимо формирование комплексной системы экономического, правового, социального и организационного регулирования государством процессов функционирования и развития малого и среднего бизнеса, его целевой и эффективной поддержки со стороны государственных органов власти на всех уровнях управления: федеральном, региональном и местном.
Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Они порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу малой экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение методов регулирования конкурентной среды развития предпринимательства (на примере Самарской области).
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические аспекты регулирования конкурентной среды предпринимательской деятельности;
2. провести анализ конкурентной среды развития предпринимательства в Самарской области;
3. разработать рекомендации по повышению конкурентной среды развития предпринимательства Самарской области;
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является конкурентная среда развития предпринимательства Самарской области.
Предметом исследования служат экономические отношения, складывающиеся в процессе государственного и регионального регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, относящихся к категории малого бизнеса.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используемой литературы.
Заключение:
Субъекты малого и среднего бизнеса формируют в экономике отдельных регионов особую нишу, попасть в которую крупным компаниям практически невозможно. Поэтому приоритетной стратегией государства является развитие именно сектора небольших предприятий, предоставляющих большое количество рабочих мест для местных жителей и создающих конструктивную социально-экономическую атмосферу. В свою очередь, предприниматели должны изучить существующие программы поддержки с тем, чтобы использовать предоставленные им возможности с максимальной эффективностью.
Подводя итоги структурно-динамического анализа состояния региональной конкурентной среды, следует отметить, что, несмотря на тенденцию сокращения числа организаций в Самарской области, обеспеченность ими населения остается высокой практически на всех товарных рынках. При данной экономической ситуации множество функционирующих в регионе экономических субъектов не способно оказывать существенного влияния на изменение цены товаров и услуг. Таким образом, сложившийся уровень развития конкуренции в Самарской области является приемлемым и для бизнеса, и для потребителей товаров и услуг.
Финансирование мероприятий подпрограммы буде осуществляться по следующим расходам обязательств:
субсидии местным бюджетам;
субсидии некоммерческим организациям;
бюджетные инвестиции юридическим лицам;
субсидии автономным учреждениям.
Основными мероприятиями поддержки предпринимателей на период 2019-2021 годы являются:
оказание комплекса услуг предпринимателям для осуществления ими предпринимательской деятельности (в 2019 году из областного бюджета будет направлено 25,9 млн. рублей);
поддержка экспортно — ориентированных организаций (в 2019 году из областного бюджета будет направлено 4,7 млн. рублей);
поддержка молодежного предпринимательства и популяризация предпринимательской деятельности (в 2019 году на реализацию на территории Самарской области федеральной программы «Ты предприниматель» из областного бюджета будет направлено 8 млн. рублей);
поддержка предприятий в моногородах (в 2019 году г.о. Тольятти будет выделено 5,5 млн. рублей. 57 предпринимателей получат такую поддержку);
развитие финансовой поддержки путем предоставления гарантий и микрозаймов (на развитие микрофинансирования Гарантийному фонду в 2019 году планируется предоставить бюджетную инвестицию в объеме 5,6 млн. руб.)
В следующем году на Региональный центр инжиниринга в бюджете Самарской области запланировано именно 48 млн. рублей.
Реализация всех этих мероприятий позволит привлечь в субъект средства федерального бюджета на поддержку малого и среднего предпринимательства. В период 2019-2024 годы госпрограмма «Развитие предпринимательства торговли и туризма в Самарской области» будет являться основным инструментом по реализации национального проекта «поддержка малого и среднего предпринимательства».
В целях уменьшения временных и финансовых затрат для субъектов предпринимательской деятельности, а также упрощения процедуры использования ЭЦП предлагается рассмотреть возможность оптимизации количества существующих ЭЦП, предусмотрев использование ЭЦП одного вида для разных целей (регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах, раскрытия информации службы по тарифам, ЕГАИС, ГИС Маркировка, Росреестра, декларирования в Федеральную таможенную службу).
В 2018 году при поддержке Центра поддержки экспорта Самарской области (ЦПЭ) региональный малый и средний бизнес заключил с зарубежными партнерами три десятка экспортных контрактов на 11,2 миллиона долларов.
В 2019 году, с запуском Национальных проектов «Международная кооперация и экспорт» и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», цель которых за шесть лет увеличить объемы несырьевого экспорта в два раза, ЦПЭ планирует довести до заключения экспортных контрактов не менее 90 региональных компаний (СМСП) с общим объемом 27 миллионов долларов.
В текущем году в Самарской области существенно увеличились объемы финансирования, выделяемого на меры государственной поддержки для экспортно ориентированных компаний, — комментирует руководитель ЦПЭ Александр Голосарский. — После майских указов президента и утверждения Национальных проектов несырьевой неэнергетический экспорт является стратегически важным направлением. Поддержке малого и среднего бизнеса, готового выходить на зарубежные рынки, дается высший приоритет как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Центр поддержки экспорта Самарской области работает с 2011 года — это структурное подразделение Фонда «Региональный центр развития предпринимательства Самарской области», входит в региональную инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства. Деятельность ЦПЭ курируют Министерство экономического развития и инвестиций Самарской области и АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ). Основные задачи Центра — популяризация экспортной деятельности, содействие выходу самарских компаний на зарубежные рынки. ЦПЭ оказывает малым и средним предприятиям региона комплекс нефинансовых услуг на безвозмездной основе: информационные, консультационные и организационные.
В 2019 году линейка услуг, предоставляемых ЦПЭ, значительно расширилась. К примеру, здесь проводят индивидуальные консультации по вопросам внешнеэкономической деятельности. Специалисты ЦПЭ и компании-партнеры помогут составить коммерческое предложение для целевого иностранного рынка, проведут экспертизу и сопровождение внешнеторговой (экспортной) сделки, проконсультируют по вопросам таможенного оформления экспорта, помогут перевести на иностранный язык презентационные материалы. Фактически ЦПЭ помогает предприятию на всех стадиях экспортного проекта.
В 2018 году Центр оказал 219 услуг 153 самарским компаниям, планы на этот год — оказать более 500 услуг 300 уникальным компаниям. Довольно весомая цифра, если учесть, что в Самарской области всего тысяча малых и средних экспортеров. Обратиться за поддержкой в ЦПЭ может любое самарское предприятие, которое зарегистрировано в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России: https://rmsp.nalog.ru/search.html и которое рассматривает возможности экспорта своей продукции или услуг.
В 2019 году запланировано большое количество «круглых столов», семинаров, тренингов по вопросам экспорта. Не первый год совместно с АНО ДПО «Школа экспорта РЭЦ» мы реализуем программу экспортных семинаров «Жизненный цикл экспортного проекта», включающую 11 образовательных модулей. На каждом семинаре слушателям предоставляется подробная информация по мерам поддержки экспорта для каждого этапа экспортного проекта, а также проводятся консультации по практическим вопросам оформления экспортных операций.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Значение и функции конкурентной среды предпринимательской деятельности
По мнению М. Лапусты: «Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально–экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленную на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики».
Предпринимательская среда складывается:
· на основе развития производительных сил;
· совершенствования производственных (экономических) отношений;
· создания благоприятного общественного и государственного климата;
· формирования рынка как среды деятельности субъектов предпринимательства;
· наличие экономических свобод, необходимых для эффективной предпринимательской деятельности.
Малый и средний бизнес (МСБ) – общественно-правовая и хозяйственная категория, включающая компании и ИП, обладающие небольшой численностью работников и прибылью. Предпринимательство подобного типа гибко реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, однако нуждается в дополнительной поддержке для развития [5, с. 114-115].
Малый бизнес – это вид предпринимательства, для которого характерно небольшое количество работников (до 100 человек), средняя выручка (до 800 млн. руб. в год), упор на собственный капитал. Это не только экономическая, но и социально-политическая категория, для представителей которой характерно особое мировоззрение.