Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Теория и методика преподавания информатики

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Методы изучения темы файловые системы в школьном курсе информатике базовый уровень.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические основы изучения темы «Файловые системы» на уроках информатики в 7-11 классе 5
1.1. Анализ нормативных документов 5
1.2. Анализ учебников информатики по теме «Файловые системы» 8
1.3 Анализ журналов «Информатика и образование», «Информатика в школе» 16
2. Методика изучения темы «Файловые системы» на уроках информатики в 7-11 классе 22
2.1. Планирование процесса изучения темы «Файловые системы» на уроках информатики в 7-11 классе 22
2.2. Реализация методики изучения темы «Файловые системы» в 10-11 классе 23
Заключение 51
Список литературы 53
Приложения 56

 

  

Введение:

 

Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что учет индивидуальных интересов школьника, его познавательных интересов должен быть одним из главных принципов при построении содержания образования в средней школе. Но современная система образования не способна в полной мере реализовать этот принцип.
Информатика является одним из тех предметов, в которых дифференциация обучения реализуется наиболее естественным образом. Этому способствует сам характер информатики как науки и совокупности множества информационных технологий, история ее появления в школе в те годы, когда многообразию в школьном образовании способствовали внешние условия. Заметим, что даже курс информатики является в некотором смысле дифференцированным, так как по-разному излагается в различных учебниках. Однако истинная дифференциация курса информатики связана не с методическими различиями в изложении одного и того же материала, как на уроках информатики в 7-11 классе, а с реальными различиями в содержании дифференцированных курсов. Подобное возможно лишь на старшей ступени школы, после изучения курса информатики.
Одной из основных тем изучения информатики является «Файловая система». По новой программе на её изучение дается только 5 часов в 7 классе, в 10-11 классах либо вообще не говорится, либо упоминается вскользь. Все темы рассматриваются на наших уроках в виде основных понятий. Основа закладывается в 3 классе в виде понятий «файлы» и «папки».
Все эти понятия дети в принципе понимают и запоминают, но в конце своего обучения не могут сказать ни одного точного определения, ни записать шаблон, по которому можно найти файл. Только единицы учащихся могут ориентироваться в данной теме. Считаю, что это связано с малым количеством часов изучения.
Актуальностью изучения данной темы является – структурированное размещение информации в памяти компьютера с развитием познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.
Объект исследования – обучение на уроках информатики в базовом курсе и на базовом уровне.
Предмет исследования – методы изучения темы «Файловая система» на уроках информатики в 7-11 классе.
Цель исследования – анализ и разработка методики изучения темы «Файловые системы» на уроках информатики в 7-11 классах.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
— Анализ нормативных документов.
— Анализ учебников.
— Анализ журналов «Информатика и образование», «Информатика в школе».
— Создание поурочного планирования.
— Методические рекомендации к урокам.
В ходе выполнения ВКР использовались следующие методы: сопоставление, анализ, сравнение, обобщение.
ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Невозможно описать и предвидеть все последствия информационной революции, свидетелями которой мы являемся. От наших учеников-подростков отстают и родители, и учителя. Поэтому учителям информатики надо быть хорошо подготовленными специалистами: отлично знать предмет, психологию, следить за новинками в сфере ИТ, сетевого общения, организовывать современную коллективную деятельность учащихся, использовать облачные технологии.
Из всех школьных предметов именно информатика всегда (начиная с далекого 1985 года) была ближе всех к ФГОС ОО. Системно-деятельностный подход был всегда, хотя так это и не называли. Деятельность: смоделировать ,найти, проанализировать, программировать, отладить программу, сравнить, создать, представить информацию разными способами… Системность: данных самой информатики не хватало (слишком молодая наука), все базы данных, табличные вычисления, структурирование информации, данных, моделирование и разработка различных сред – все это создавалось для работы с данными окружающего мира, общества, природы, знаний других наук. И это хорошо, т.к. предметные результаты плавно переходят в метапредметные.
Распределение содержания по годам обучения может быть вариативным, более того, оно может частично осваиваться уже в начальной школе за счет использования компонента образовательного учреждения и регионального компонентов учебного плана (первоначальное знакомство учащихся с информационными технологиями должно пройти в курсах «Окружающий мир» и «Технология» начальной школы). Мы проанализировали минимум 98 года, ГОС 2004 года и ФГОС 2010 года и определили, что до ФГОС 2010 года в государственных образовательных программах не было выделено в отдельный раздел темы «Файловые системы». Проводя анализ нормативных документов, приходим к выводу, что тема «Файловые системы» не разработана в полном объеме ни в одном из стандартов. Это подводит нас к мысли изучить учебные пособия на полноту изложения и на наличие подтем темы «Файловые системы».
Часто авторы выносят антивирусы как вид системного программного обеспечения и ставят в один ряд с утилитами, что приравнивает это к файловым системам. В то же время, сама тема «Файловые системы». На наше мнение, тема «Файловые системы» раскрыта не полностью, не все темы освещены и изложены. Как и в стандартах, учебники освещают тему «Файловых систем» не одинаково и в структуре других тем Информатики на уроках 7-11 классов.
Исследуемая нами тема «Файловые системы» очень слабо освещена в изучаемых журналах. Можно сделать вывод, что данная тема вообще не раскрывается и не изучается в педагогических журналах.
В ходе работы были изучены материалы по интенсификации учебного процесса в образовательных учреждениях как одно из условий эффективности реализации концепции методической системы подготовки обучения учащихся, необходимая для разработки принципиально новых подходов, форм и методов обучения.
В результате анализа нормативных документов, методических материалов, учебной литературы, было выявлено, что теме «Файловые системы» уделяется очень мало времени при изучении, и она структурно разбита на подтемы. Поэтому, был разработан комплекс уроков по теме «Файловая система», который включал 6 уроков для учащихся старших классов. Также были разработаны методические рекомендации по проведению данных уроков среди учащихся 10-х классов.
Во время проведения уроков информатики использовались активные и интерактивные методы обучения. Данные методы создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, находить свои подходы к решению проблем, что наиболее актуально при обучении информатике.
Таким образом цель исследования достигнута.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы изучения темы «Файловые системы» на уроках информатики в 7-11 классе

1.1. Анализ нормативных документов
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) курс «Информатика» входит в предметную область «Математика и информатика» [1]. В учебном (образовательном) плане основного общего образования на изучение курса информатики отводится по 1 часу в неделю в VII-IX классах с общим количеством часов – 105. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). К концу обучения в начальной школе (в соответствии с ФГОС начального общего образования) обучающиеся должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения [2].
В основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Образовательное учреждение, исходя из конкретных условий, может начинать изучение курса информатики с 5 класса за счет часов школьного учебного плана, выстраивая непрерывный курс информатики в 5–11 классах, обеспечивая его преемственность с курсом информатики начальной школы.
Общеобразовательный курс информатики – один из основных предметов, способный дать обучающимся методологию приобретения знаний об окружающем мире и о себе, обеспечить эффективное развитие общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики, становление умений и навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Несмотря на то, что курс информатику появился в школах СССР в 1985 году, официальным первым нормативным документом является обязательный минимум обучения информатики 1998 года. Следующим является государственный образовательный стандарт 2004 года, и федеральный государственный стандарт 2010 года. Поскольку, курс информатики менялся с годами и был только для старшеклассников, появлялась дифференциация, мы будем рассматривать вопросы преподавания соответствующей темы для разных классов, но сделаем акцент для базового курса (8-9, 7-9, 5-9 классов) и рассмотрим старшие классы базовый уровень (10-11 классы).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы