Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Методы и модели отмывания доходов, полученных незаконным путем: международная практика
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы международной борьбы с отмыванием (легализацией) доходов, полученных незаконным путем. 6
1.1. Причины и сущность отмывания (легализации) доходов, полученных незаконным путем 6
1.2. Основные модели и методы отмывания (легализации) доходов, полученных незаконным путем 12
Глава 2. Характеристика теории и практики международной борьбы с отмыванием (легализацией) доходов, полученных незаконным путем 33
2.1. Характеристика международной нормативной базы для борьбы с отмыванием (легализацией) доходов, полученных незаконным путем. 33
2.2. Характеристика международной практики по борьбе с отмыванием (легализацией) доходов, полученных незаконным путем 46
Глава 3. Борьба с отмыванием (легализацией) доходов, полученных незаконным путем в Российской Федерации и странах ЕАЭС 58
3.1. Характеристика нормативной базы и методов борьбы с отмыванием (легализацией) доходов, полученных незаконным путем в РФ 58
3.2. Особенности борьбы с отмыванием (легализацией) доходов, полученных незаконным путем в странах ЕАЭС 66
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 76
Введение:
Сегодня глобализация экономических процессов и развитие мировой финансовой системы на основе новейших технологий всегда сопровождаются ростом рисков экономической преступности, определяет ряд угроз национальной безопасности государства. Одной из таких угроз среди прочего является легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем.
По классификации ООН, легализация (отмывание) преступных доходов, как составляющая экономической преступности, занимает первое место. Учитывая это, легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, сегодня является не только негативным социально-экономическим явлением, но и системной угрозой, что представляет серьезную опасность для устойчивого развития национальной экономики и негативно сказывается на уровне жизни населения. Такие тенденции, присущие современному миру, актуализируют самостоятельное направление исследования в области государственного управления, связанный с предотвращением и противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Современный вектор развития государственной политики требует ее научного обоснования и решения ряда проблем, среди которых важное место принадлежит повышению эффективности государственной политики предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, как фактора обеспечения национальной безопасности РФ.
Методологическим обоснование диссертационного исследования составляют труды в области государственного управления таких ученых, как Г. В. Атаманчук, В. Б. Бакуменко, Т. А. Василевская, В. С. Голубь, А. И. Иваницкая, Т. О. Иванова, А. Б. Карпенко, Н. В. Нижник, Н. Г. Олейник, И. О. Розпутенко, А. Б, Савков, С. Ю. Серегин и др. Проблемы государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, исследовали в своих трудах такие ученые, как А. В. Барановский, С. О. Буткевич, С. П. Варналий, Л. А. Воронова, А. З. Гладун, Л. И. Судьба, А. О. Корыстин, Л. Г. Кривонос, И. О. Мезенцева, В. М. Некрасов, С. П. Чернявский и др. Не умаляя научной ценности работ, упомянутых выше ученых, стоит отметить, что сегодня чрезвычайно актуален вопрос комплексных исследований по формированию и реализации государственной политики предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, что и обусловило выбор темы, цели и задачи исследования.
Теоретическую основу исследования составляют научная отечественная и зарубежная литература по теме исследования, нормативно-правовые акты РФ, международные правовые акты, аналитические и отчетные документы.
Цель исследования – исследование борьбы с легализацией (отмыванием), совершенствование форм и методов, координация усилий мирового сообщества.
Сообразно с этим в работе поставлены и решены следующие задачи:
изучить причины и сущность легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем;
рассмотреть основные модели и методы легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем;
представить характеристику международной нормативной базы для борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем;
дать характеристику международной практики по борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем;
дать характеристику нормативной базы и методов борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем в РФ;
изучить особенности борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем в странах ЕАЭС.
Объектом исследования являются способы борьбы с легализацией (отмыванием) доходов.
Предметом исследования является международная практика борьбы с легализацией (отмыванием) доходов.
Эмпирическую базу исследования составляют изучение и использование различных источников: научных публикаций (монографий, учебников, комментариев) диссертаций, авторефератов диссертаций; статистических данных о деятельности правоохранительных органов в области оценки и противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, и финансирования терроризма.
Информационную базу исследования составляют также справочные издания и статистические материалы, специальная литература, материалы средств массовой информации, отчеты международных организаций, а также рекомендации ФАТФ.
Методологическую базу исследования составляют методы группировки и сравнения, моделирования, вероятностные, экономико-статистические, экспертные и другие методы экономических исследований.
Заключение:
В дипломной работе решена новая актуальная научная задача, которая заключается в обосновании теоретико-методологических и практических основ формирования и реализации государственной политики предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также приоритетных направлений и практических предложений по ее совершенствованию. Полученные в ходе исследования результаты дают основания сформулировать следующие выводы.
1. В результате анализа современной научной литературы установлено, что исследуемая проблематика ранее не была предметом государственно-управленческой науки, однако современный вектор модернизации государственной политики требует научного обоснования концептуальных основ предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, как фактора обеспечения национальной безопасности государства. Выявлено, что понятийно-категориальный аппарат в сфере государственной политики предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, является неполным и противоречивым.
2. Проведен анализ основных моделей и современных схем легализации (отмывания) преступных средств в мире, который позволил выявить, что среди существующих сегодня моделей легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, самой распространенной является трехфазный, которая состоит из трех этапов (стадий): размещение (placement), расслоения (layering) и интеграция (integration). Установлено, что указанные три этапа (стадии) могут осуществляться одновременно или частично накладываться друг на друга, а границы между ними весьма условны. На основе анализа особенностей операционной деятельности по отмыванию средств определены типовые схемы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, используемых в современном мире.
3. Установлено, что современный правовой механизм государственной политики предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, основывается на следующих принципах: введение специальных превентивных мер, затрудняющих легализацию (отмывание) преступных доходов; обеспечение органов государственной власти необходимой информацией, связанной с легализацией (отмыванием) преступных доходов; установления ответственности (административной и уголовной) за легализацию (отмывание) преступных доходов; определение участия в международном сотрудничестве.
4. Раскрыты возможности финансового мониторинга как механизма реализации государственно-управленческих решений в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, которые заключаются в обеспечении координации и согласованности действий субъектов национальной системы предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, на основе внедрения новейших информационных технологий.
Учитывая рекомендации FATF, следует заметить, что постсоциалистическим странам необходимо продолжать процесс совершенствования национальной системы финансового мониторинга по следующим ключевым направлениям: актуализация правовой базы для выявления и замораживания террористических активов, реализация эффективных надзорных программ для всех групп подотчетных единиц, повышение координации между субъектами национальной системы финансового мониторинга, а также развитие международного сотрудничества.
Национальные системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в постсоветских странах начали формироваться в прошлом десятилетии. Основными элементами системы финансового мониторинга являются: организации и лица, осуществляющие операции с денежными средствами, надзорные и правоохранительные органы, а также специально уполномоченный орган финансового мониторинга (ПФР).
Таким образом, анализ такого явления, как финансовый мониторинг, его системы и механизмов его применения позволяет утверждать, что финансовый мониторинг, как направление реализации государственной политики в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем направляется на обеспечение прозрачности финансовых отношений в стране и является важным звеном в преодолении теневой экономики и улучшение репутации страны
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы международной борьбы с отмыванием (легализацией) доходов, полученных незаконным путем.
1.1. Причины и сущность отмывания (легализации) доходов, полученных незаконным путем.
По результатам исследования международной организации ФАТФ , процесс легализации (отмывания) средств можно условно разделить на три основные стадии — размещение, расслоение и интеграция, которые присущи наиболее распространенным моделям и схемам процесса легализации (отмывания) средств.
В свою очередь, каждому этапу процесса легализации средств присущи особые элементы и методы осуществления данной операции. Согласно трехфазной моделью процесса отмывания средств (ФАТФ):
Легализация (отмывание) денег – это перевод в правомерный статус имущества или денег, полученных преступным путём. Иными словами, перевод чёрной наличности и электронной валюты из теневой зоны в легальную, чтобы получить возможность пользоваться средствами в открытую и публично.
Самая популярная причина легализации (отмывания) денег – это сохранение их в безопасности. Если все средства в банке, то украсть их сложнее, чем если они будут лежать стопкой в углу дома.
Вторая причина – личная безопасность. Если траты человека не совпадают с его доходами, то у налоговой возникнут вопросы, откуда взялись эти средства.
Третья причина – это мобильность. Перевести деньги с банковского счёта можно быстро, а перевозить наличность в чемодане долго. С появлением электронных денег и криптовалюты этот процесс упростился.
В современном мире проблема легализации (отмывания) денег стала одной из основных глобальных проблем, в решении которых принимают участие многие ведущие страны мира. Одним из основных путей решения этой проблемы является использование финансового мониторинга.
Процедура легализации (отмывания) денег характерна практически для всех форм организованной преступности, которая искажает процесс принятия экономических решений, подрывает финансовые учреждения, обостряет социальные проблемы и, что самое основное, способствует коррупции.
Недобросовестно полученную прибыль сегодня используют во многих целях, к примеру: для покрытия затрат, связанных с преступлениями, для развития криминального бизнеса, для инвестиционных вложений в сфере деятельности преступных организаций, для инвестирования в легальную экономику. Очевидно вся та часть доходов, которая подлежит инвестированию в легальные отрасли экономики и размещению на международных финансовых рынках, нуждается в легализации (отмывании).
Проблема противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма сегодня актуальна как никогда, и возрастает в виде уменьшения доходов всех уровней бюджетной системы, увеличения расходов, необходимых для финансирования правоохранительного сектора, дефицита бюджета, сбалансированности государственной денежно-кредитной политики.
Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, представляет собой придание правомерного вида операциям с денежными средствами, полученными от незаконной / преступной деятельности. Процесс легализации (отмывания) денежных средств проходит в три этапа:
— во-первых, в финансовой системе размещаются наличные денежные средства или их эквиваленты;
— во-вторых, денежные средства переводятся на другие счета (например, фьючерсные) с помощью ряда финансовых операций, цель которых — скрыть настоящее происхождение денежных средств (например, путем осуществления сделок с минимальным финансовым риском либо при отсутствии такового или путем перевода остатка денежных средств с одного счета на другие счета);
— в-третьих, денежные средства снова оказываются в экономике, при этом создается видимость их законного происхождения (например, путем закрытия фьючерсного счета и перевода остатка на банковский счет).
С экономической позиции легализация (отмывание) беззаконных доходов создает опасность не только интересам отдельного предприятия, учреждения, организации, но и, учитывая масштаб этих правонарушений, интересам страны. Средства, приобретенные от торговли наркотиками и оружием, преступного игорного и наркобизнеса, контрабанды, хищений и другой нелегальной деятельности, преступники стремятся легализовать (отмыть), придать им видимость законных.
Легализуемые (отмытые) средства выходят из финансового оборота страны, что приводит к деструкции налоговой, денежно-кредитной и бюджетной сфер, понижению эффективности макроэкономической политики, отрицательному воздействию на развитие и эффективность рыночных механизмов, и, в конечном счете, приводит к подрыву экономической системы страны и системы международных финансовых отношений.
Легализация (отмывание) денег связано с макроэкономическими последствиями, включая непредсказуемое изменение потребности в деньгах, повышение масштаба колебаний международных потоков капитала и курсов валют в следствии непредвиденных международных переводов валюты и т.п.
Если бы не было мошенничества, налоговых правонарушений, инсайдерских операций, наркобизнеса, коррупции или же вообще преступлений с целью извлечения прибылей, тогда не существовало бы легализации (отмывания) денег. Узкая взаимосвязь между беззаконным действием, которое приводит к преступным доходам, и легализацией (отмыванием) данных доходов очень затрудняет отделение акта легализации (отмывания) денег от изначального преступления, хотя по закону они рассматриваются как отдельные деяния. Легализация (отмывание) доходов считается обязательной частью любого правонарушения с целью получения выгоды, так как без легализации (отмывания) денег правонарушение, по сущности, не «приносит выгоды». Когда первичное правонарушение представляет из себя что-то вроде наркобизнеса, все знают социальные издержки, которые считаются грандиозными и заметными. Но социальные и финансовые потери преступлений «белых воротничков», такие как хищения, уклонение от налогов, инсайдерские операции и банковское мошенничество, хотя и менее очевидные, также имеют все шансы быть очень значительными.
Существует большое количество теорий о появлении термина «отмывание доходов», но наиболее распространенная теория принадлежит преступнику Аль Капоне, который для придания правомерного характера денежным средствам, приобретенным от нелегального производства и реализации алкоголя, смешивал их с наличным оборотом американских прачечных. В российском законодательстве, в настоящее время, определение данного термина отмечено в законе №115-ФЗ . Сообразно данному закону, легализация (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию либо распоряжению денежными средствами или же другим имуществом, приобретенными вследствие совершения правонарушения.
Для решения проблемы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (ПОД/ФТ), в мировом сообществе были созданы две основные организации противодействия указанным процессам — ФАТФ и группа «Эгмонт». ФАТФ была создана в 1989 г. на саммите по инициативе глав государств «Большой семёрки». Главная цель ФАТФ — исследование способов и каналов легализации (отмывания) доходов, приобретенных преступным путем, контроль за исполнением уже принятых мер по противодействию легализации (отмыванию) и принятие новых мер по организации противодействия легализации (отмывания) заработков. Отметим, что до 2002 г. Россия была включена в черный список ФАТФ. И только после приведения многих российских законодательных актов в соответствие с международными нормами и принятию в 2002 г. Федерального закона №115-ФЗ, в июне 2003 г. Россия стала полноправным членом ФАТФ.
Вхождение России в группу «Эгмонт», занимающуюся решением проблемы по легализации (отмыванию) доходов, полученных от преступной деятельности, имеет большое значение для улучшения в России ПОД/ФТ, т. к. наша страна получила большие возможности для обмена информацией с иными членами этой организации. Помимо того, Россия сейчас может правомерно заключать соглашения о сотрудничестве по вопросам противодействия легализации (отмывания) преступных доходов.
Мы уже отметили, что основной закон, регулирующий ПОД/ФТ в РФ, — федеральный закон №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма». Конкретно здесь находят своё отражение рекомендации ФАТФ. На основании закона №115-ФЗ к ключевым методам по противодействию легализации (отмыванию) доходов, приобретенных беззаконным путем, относятся:
— организация и воплощение внутреннего контроля;
— обязательный контроль;
— идентификация клиентов кредитных и не кредитных организаций;
— блокирование (замораживание) безналичных денежных средств и имущества;
— другие методы.
На основании Федерального закона №115-ФЗ созданы другие положения и нормативы, способствующие реализации комплексного подхода в ПОД/ФТ. К ним можно отнести: №321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом №115-ФЗ», №1486-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях», №445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля не кредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и другие положения. Таким образом, в РФ осуществляется интенсивный контроль по противодействию в легализации (отмывании) доходов, приобретенных преступных путём. Но все-таки существуют и некие недостатки.
Неспособность эффективно ликвидировать угрозы легализации (отмывания) денег или финансирования терроризма может препятствовать доступу страны к глобальной экономической системе. К примеру, осуществление электронных переводов из государств, имеющих слабый режим борьбы с легализацией (отмыванием) денег, и в данные страны будет занимать больше времени, так как финансовые организации будут более пристально проверять такие операции. Когда большие суммы беззаконных доходов поступают в финансовые организации или же покидают их, последствия этого могут ощущаться во всей финансовой системе. В следствии этого меры контроля, нацеленные против легализации (отмывания) денег, могут рассматриваться как часть инструментария для предотвращения данных явлений и борьбы с ними. Эти меры будут содействовать укреплению доверия общественности в периоды экономических трудностей.
Эффективное использование средств борьбы против легализации (отмывания) денег, в том числе информация о том, кому на самом деле принадлежат банковские счета, и кто их контролирует, замораживание и конфискация преступных доходов при задержании и осуждении преступников, не позволяет преступникам извлекать выг. из собственных преступлений за счет широкой общественности и экономики в целом.
В конечном счете, так как деяния, связанные с легализацией (отмыванием) денег, угрожают прочности экономики государств и считаются серьезным препятствием экономическому росту, реальная финансовая стабильность невыполнима без соответствующей финансовой целостности — другими словами отсутствия на финансовом рынке финансовых злоупотреблений, в том числе легализации (отмывания) средств. Меры контроля, нацеленные против легализации (отмывания) денег, в случае их эффективной реализации смягчают негативные результаты беззаконной финансовой деятельности и содействуют целостности и устойчивости на финансовых рынках.
Рекомендации ФАТФ ориентированы на решение широкого круга вопросов, в том числе вопросов регулирования услуг, предоставляемых финансовыми организациями, нефинансовыми предприятиями и лицами независимых профессий, трансграничного движения наличных средств, прозрачности работы юридических лиц, материального и процессуального уголовного законодательства, институционального потенциала, санкций, а также внутреннего и международного сотрудничества.