Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Методика развития гибкости у девочек 5-7 лет, занимающихся художественной гимнастикой
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ У ДЕВОЧЕК 5-7 ЛЕТ 6
1.1. Характеристика художественной гимнастики как вида спорта 6
1.2 Возрастные особенности девочек 5-7 лет при занятиях гимнастикой 11
1.3 Гибкость как физическое качество 18
1.4 Методика развития гибкости у девочек, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки 25
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1. Методы исследования 36
2.2. Организация исследования 37
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 39
3.1. Содержание методики развития гибкости у девочек 5-7 лет 39
3.2. Оценка эффективности методики развития гибкости у девочек 5-7 лет, занимающихся гимнастикой 47
ВЫВОДЫ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Введение:
Актуальность исследования. Художественная гимнастика — один из самых популярных видов спорта в нашей стране. Современная гимнастика предъявляет высокие требования к подготовке спортсменов, не только физической, но и психологической. Для овладения всем арсеналом средств, характерных для современной гимнастики, необходим достаточно высокий уровень развития гибкости. Не случайно этот вид спорта очень популярен среди школьников.
Без гибкости во многих видах спорта невозможно достичь высоких результатов, тем более в художественной гимнастике. Этот вид спорта предъявляет максимальные требования к гибкости в каждом суставе. Техника выполнения современных элементов в гимнастике, предъявляет к гибкости большие требования. Поэтому, если допустить грубые ошибки в методике развития гибкости они могут повлечь за собой серьезные травмы. Без такого качества как гибкость невозможно воспитывать пластичность движений, а также совершенствовать их технику.
Упражнения художественной гимнастики включают в себя: прыжки, наклоны, повороты, равновесия, они предъявляют большое требование к гибкости. А также способствуют укреплению мышц туловища, рук и ног, они развивают не только силу и подвижность в суставах, формируют правильную осанку, способствуют сохранению равновесия в сложных условиях, развивают координацию. Уровень гибкости влияет также на развитие быстроты, координационных способностей, силы. Упражнения на гибкость без труда можно выполнять в домашних условиях. Очень важны упражнения, которые улучшают подвижность в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость являются одним из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки и гармоничного физического развития.
Гибкость человека при выполнение некоторых движений играет основную роль. Но, к сожалению, многие ученики и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости.
Вместе с тем, воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. По мнению В.И. Ляха, Ж.К. Холодова, Е.Г. Поповой, А.М. Шлемина и других, старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития гибкости. В литературе достаточно много внимания уделяется развитию физических качеств, в том числе и гибкости. Это отражено в работах таких ученых как: Л.В. Дербаба, В.И. Лях, Б.А. Ашмарин, М.Р. Галеева, Г.А Васильков и других.
Однако, нельзя не отметить, что многие проблемы развития гибкости у девочек – гимнасток 5-7 лет нуждаются в дополнительной экспериментальной разработке. Проблема исследования. Проблема исследования заключается в поиске и обосновании наиболее эффективной методике развития гибкости у гимнасток 5-7 лет на учебно-тренировочных занятиях по художественной гимнастике.
Цель исследования – разработать и проверить эффективность методики повышения уровня развития гибкости у девочек 5-7 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
Объект исследования – тренировочный процесс в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки.
Предмет исследования – методика развития гибкости у девочек, занимающихся художественной гимнастикой.
Задачи исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Разработать методику, направленную на развитие гибкости у девочек 5-7 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
3. Проверить эффективность применения методики, направленной на развитие гибкости у девочек-гимнасток.
Гипотеза исследования: предполагалось, что разработанные комплексы физических упражнений будут способствовать эффективному развитию гибкости у девочек 5-7 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы
2. Педагогическое наблюдение
3. Контрольно-педагогические испытания (тестирование физической подготовленности, оценка гибкости занимающихся)
4. Педагогический эксперимент
5. Методы математической статистики.
Предполагаемая практическая значимость данного исследования состоит в том, что по его результатам возможна такая организация педагогической работы тренеров-преподавателей, которая позволит повысить качество развития гибкости у юных гимнасток.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, выводов, списка литературы.
Заключение:
Гибкость является одним из важнейших физических качеств человека. Так же гибкость определяют, как способность человека выполнять движения с большой амплитудой или под ней понимают абсолютный диапазон движения в суставе или ряде суставов, который достигается в мгновенном усилии. Она незаменима в повседневной жизни и способствует гармоничному развитию всего организма человека. В младшем школьном возрасте наблюдаются значительные предпосылки к развитию гибкости, так как суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, а скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Упражнения на гибкость рассматриваются многими специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки и гармоничного физического развития. Любое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В некоторых суставах – плечевом, тазобедренном – человек обладает большой подвижностью, в других – коленном, лучезапястном – амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом. В художественной гимнастике, одним из основных направлений учебнотренировочного процесса является совершенствование методики развития гибкости. Добавление на занятиях художественной гимнастикой специальных упражнений для развития гибкости в ряде случаев доказало свою эффективность.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ данных научно-методической литературы показал, что в возрасте 6-10 лет активная и пассивная гибкость развиваются параллельно. Данный возраст является оптимальным для развития гибкости, суставы более подвижные и мягкие, мышцы эластичные. У детей младшего школьного возраста наиболее эффективно комплексное развитие гибкости, когда упражнения динамического характера составляют 40% времени, отводимого на занятие и 20% на упражнения статического характера.
2. Разработан экспериментальный комплекс физических упражнений, направленный на развитие гибкости у девочек, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки.
3. В своем исследовании я проводила контрольные тесты в двух группах экспериментальная и контрольная. Группы занимались по программе, утвержденной Российской Федерацией художественной гимнастики, но в занятия экспериментальной группы были включены специальные комплексы упражнений стретчинга, пилатеса и хореографии у опоры, направленные на развитие гибкости. Результаты тестирования:
1. Мост в экспериментальной группе прирост результатов на 12%, в контрольной группе на 2%
2. Шпагат на правую ногу в экспериментальной группе прирост результатов на 17%, в контрольной группе на 17%
3. Шпагат на левую ногу в экспериментальной группе прирост результатов на 19%, в контрольной группе на 12%
4. Поперечный шпагат в экспериментальной группе прирост результатов на 29%, в контрольной группе 6%
5. Наклон вперед в экспериментальной группе прирост результатов на 12%, в контрольной группе на 9%
6. Выкрут палки в экспериментальной группе прирост результатов на 9%, в контрольной группе 5%
Результаты достоверны.
3. Доказана эффективность предложенного комплекса физических упражнений, которая была выявлена в достоверном увеличении уровня развития гибкости в экспериментальной группе у девочек, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки.
Предположение гипотезы экспериментально подтвердило факт положительного влияния применяемого нами разработанного комплекса упражнений, направленного на развитие гибкости у девочек, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки.
Фрагмент текста работы:
Художественная гимнастика — это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами под музыку. Современная программа международных соревнований состоит из: соревнований индивидуальной программы (четырехборье, где гимнастка выступает с каждым предметом); соревнований по групповым упражнениям (двоеборье, где одно упражнение выполняется с одинаковыми для всех участниц предметами, второе — с двумя разными предметами). Оценивают выступления девочек, занимающихся художественной гимнастикой судьи по правилам соревнований Международной федерации гимнастики (FIG) в баллах. Оцениваются следующие компоненты исполнительского мастерства спортсменок: сложность движений тела и предмета, композиция, техническое и артистическое исполнение.
Художественная гимнастика — ациклический, сложно-координированный вид спорта. Основными ее средствами являются: упражнения без предмета (равновесия, волны, взмахи, прыжки и т. п.); упражнения с предметами (обручем, мячом, булавами, скакалкой, лентой); танцевальные элементы различных видов и стилей: классического, народного, современного; акробатические упражнения; ритмика (упражнения на согласованность движений с музыкой); элементы пантомимы; элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые, прикладные упражнения); — упражнения из других видов спорта.
Упражнения классификационной программы представляют собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя перечисленные выше элементы и упражнения без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики в формах, допускаемых правилами соревнований. Таким образом, предметом изучения в художественной гимнастике является искусство выразительного движения.
Упражнения художественной гимнастики характеризуются в основном произвольным управлением движением. Действия гимнастки, свободно передвигающейся по площадке, лишь в минимальной степени ограничиваются какими-либо внешними, искусственно установленными условиями, в отличие, например, от действий представительниц спортивной гимнастики. Поэтому одна из основных задач технической подготовки в художественной гимнастике связана с искусством владения своим телом в естественных условиях. Последнее обстоятельство в значительной степени определяет и структуру физических качеств, как необходимых для занятия художественной гимнастикой, так и развиваемых ею. Из качеств, являющихся ведущими в художественной гимнастике, выделяется гибкость во всех ее проявлениях, не менее важным является развитие и совершенствование тонкой координации движений, кроме этого, специфика данного вида спорта требует чувства ритма, музыкальности, артистичности.
Упражнения художественной гимнастики предъявляют высокие требования к деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем 7 организма занимающихся. Частота сердечных сокращений при выполнении упражнений классификационной программы повышается до околопредельной, значительно увеличивается кислородный долг и кислородный запрос. Тренировочные занятия проходят с высокой степенью интенсивности: средняя частота сердечных сокращений составляет 148 уд/мин. В связи с этим высококвалифицированным гимнасткам необходимо уделять особое внимание функциональной подготовке.
Музыкальное сопровождение содействует развитию музыкального слуха, чувства ритма, умения двигаться под музыку. Элементы танца создают условия для расширения общего кругозора занимающихся, способствуют развитию координации движений, двигательному и эмоциональному раскрепощению, совершенствованию физических качеств. «Гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, воспитываются моральные и волевые качества, формирует понятие о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность» [20].
Сложность упражнений требует от спортсменок разносторонней подготовки и высокого уровня развития координационных способностей. Стимулом для овладения такими упражнениями является спортивная направленность этого вида гимнастики, необходимость участвовать в соревнованиях [20].
Специфика соревнований по художественной гимнастике заключается в том, что наряду с высокопрофессиональным владением предметами и исполнения элементов, судьи и зрители видят грациозное и захватывающее выступление. Оригинальный костюм подчёркивает красоту движений и индивидуальность каждой спортсменки, подбирается в соответствии с музыкальным сопровождением и характером исполнения, и играет существенную роль при выставлении оценки за выполнение упражнения.