Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Методика работы по обогащению и активизации словаря младших дошкольников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
1.1. СЛОВАРЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.2 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 12
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
2.1 ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.2. КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 47

 

  

Введение:

 

Формирование словарного запаса и его обогащение – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для ее решения. Овладение словарем является важным условием умственного развития ребёнка.
В методике развития речи имеется немало исследований, посвященных развитию словаря детей младшего дошкольного возраста: Аванесова, В.Н. Аникин, В.П. Большакова, М. Гербова, В.В.[ 1, 5, 8, 11]
Ведущей задачей речевого развития на данном этапе является накопление словаря. Как показывают исследования у детей младшего дошкольного возраста происходит быстрый рост активного словаря. К трем годам количество слов доходит до 1500. Темп прироста словаря в последующие годы несколько замедляется.
С целью освоения словарного состава родного языка младшими дошкольниками организуется словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, в ходе которой происходит эффективное развитие словаря, количественное накопление слов, освоение их значений, умение использовать их в конкретных условиях общения. Задачи словарной работы в детском саду в отечественной методике развития речи были определены в трудах Аванесова, В.Н. Аникин, В.П. Большакова, М. Гербова, В.В.[ 1, 5, 8, 11]
Эти исследователи подчеркивали необходимость проведения специально организованной работы (на занятиях и во время режимных моментов), направленной на расширение, уточнение и активизацию словаря младших дошкольников. [1, с.2]
Использование разнообразных форм и средств обучения формирует у ребенка потребность в овладении речью, способствует формированию активного словаря. Одним из средств является художественная литература, в частности русский народный фольклор, для которого характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью. Для художественного произведения характерны хорошо разработанные законы композиции, с устойчивыми формами зачина, развития фабулы, концовки.
В методике развития речи младших дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию художественной литературы в развитии речи детей.
Объект исследования: речевое развитие младших дошкольников в условиях детского дошкольного учреждения
Предмет исследования: формирование и обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования — выявление эффективности методов и приемов по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования словаря детей младшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.
2. Выявить уровень сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста.
3. Разработать и внедрить комплекс мероприятий, направленный на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
4. Проверить эффективность комплекса мероприятий в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: художественная литература может стать эффективным средством формирования словаря детей младшего дошкольного возраста при выполнении следующих условий:
1. Использовать литературу с учетом лексических тем;
2. Использовать в процессе чтения различные методы и приемы обогащения словаря;
3. Обеспечить взаимодействие с семьей по проблеме обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования: изучение и анализ педагогической, психологической и методической литературы; наблюдение за деятельностью детей, индивидуальная беседа; проведение эксперимента из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного; анализ продуктов деятельности младших дошкольников.
Теоретическая значимость: работа обогащает актуальный материал — направленный на обогащение и развитие словаря детей младшего дошкольного возраста. Исследование расширяет методологическую базу, научно обосновывает различные способы обогащения и развития словаря детей младшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс мероприятий с использованием художественной литературы, направленный на обогащение и развитие словаря детей младшего дошкольного возраста, может быть использован в работе педагогами дошкольных образовательных учреждений.
Экспериментальная база:
Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад «Звёздочка», Ростовская область, посёлок Зимовники.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проанализировав все аспекты развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой, опробовав данную методику в реализации нашего исследования, мы можем сделать следующие выводы: Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. С другой стороны, воздействие художественной литературы на ребенка определяется не только содержанием и формой произведения, но и уровнем его речевого развития.
Методика знакомства младших дошкольников с художественной литературой отличается своеобразием. Занятия предусматривают не только слушание ребенком произведений, но и его участие в действии — игре, в общении с исполнителем и персонажем. Дети, знающие сказки и умеющие их воспроизводить, имеют большую способность к составлению свободного рассказа из своего личного опыта. Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. На третьем году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения:игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко.
В ходе исследования было отмечено, что в контрольной группе детей высокий уровень развития речи был выявлен у 2-х детей (20%), средний уровень — у 4-х детей (40%), низкий уровень – у 4-х детей (40%). Средний балл по контрольной группе 1,8 балла.
Дети экспериментальной группы показали следующие результаты:
высокий уровень развития речи – 1 ребенок (10%), средний уровень – 4 ребенка (40%), низкий уровень – 5 детей (50%). Средний балл по группе 1,6 балла.
Проведена беседа с родителями и воспитателями исследуемой группы. Нас интересовало, используются ли фольклор и художественная литература в работе с детьми в детском саду и дома. Было опрошено двадцать родителей и два педагога. Мы выяснили, что эта работа организована не на достаточном уровне. Родители и педагоги не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки. Народные песенки, потешки, пестушки — это прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности.
В процессе проведенной нами работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста произошли определенные изменения. После проведения формирующего этапа исследования был проведен контрольный срез, где был выявлен уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста. Сравнительный анализ показал, что у детей экспериментальной группы, с которыми были проведены в ходе формирующего этапа эксперимента специально организованные занятия по развитию речи в разных видах детской деятельности, значительно повысился уровень речи. Высокий уровень – 50% (5 детей), средний уровень – 50% (5 детей), низкий уровень не обнаружен.
Результаты анализа данных контрольной диагностики показали, что уровень развития речевых умений детей экспериментальной группы значительно улучшился: дети точно и правильно звукоподражали, неточных воспроизведений и замен с пропусками было значительно меньше; артикуляционные движения, фонематическая сторона речи, звуко — слоговая структура слова речи выполнялись медленно, но правильно; но некоторые задания по определению уровня развития грамматического строя речи, словаря и навыков словообразования, связной речи выполнялись после помощи.
У большинства детей контрольной группы все рассматриваемые речевые умения сформированы на среднем уровне — 27 детей (90%), низкий уровень показал 3 ребенка (10%). Если показатели уровня развития речевых умений детей контрольной группы перевести в баллы, то изменения незначительны: с 1,8 балла на констатирующем этапе до 2 баллов на контрольном этапе.
Уровень развития речевых умений после проведения опытно-экспериментальной работы по развитию речи с использованием художественной литературы в течение года у детей третьего года жизни экспериментальной группы повысился с 1,6 баллов на констатирующем до 2,6 на контрольном этапе.
Следовательно, наша гипотеза подверждается о том, что художественная литература может стать эффективным средством формирования словаря детей младшего дошкольного возраста при выполнении следующих условий:
1. Использовать литературу с учетом лексических тем;
2. Использовать в процессе чтения различные методы и приемы обогащения словаря;
3. Обеспечить взаимодействие с семьей по проблеме обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. СЛОВАРЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Анализ литературы показал, что проблемами разработки словаря дошкольников занимались Алексеева А.М. Бородич, Н.А. Гвоздев, О.С. Ушакова А.И., Скоробогатова, Ф.А. Сохин, Е.М. Струнина, В.И. Яшин.
Чтобы определить понятие «словарь» детей, необходимо рассмотреть понятие «слово».
Специалист по детской речи А.М. Бородич определяет понятие слова «базовая единица языка». Это как бы «представитель» одновременно всех компонентов языка — фонетики (поскольку она состоит из звуков речи), словарного запаса (потому что это означает, кодирует какой-то феномен реальности, то есть несет семантическую нагрузку), грамматику (поскольку в этом случае она существует в определенной грамматической форме). В речи слово живет в определенном значении и в соответствующем грамматическом оформлении, невозможно просто ассимилировать «слова» без их фонетической оболочки и грамматической формы » [8. с.6].
Словарная работа в детском саду — это систематическое расширение активного словарного запаса детей из-за незнакомых или сложных слов для детей. Известно, что расширение словарного запаса дошкольников происходит одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающей среде. [8. с.43]
Исследователь детской речи О.С. Ушакова считает, что «основное внимание в словаре уделяется накоплению и обогащению словаря, основанного на знаниях и идеях из жизни ребенка, активации различных частей речи, помимо существительных, а также глаголов, прилагательных, наречий». [8.с.4]
Содержание лексического труда Н.В. Новоторцева определяется следующим образом: «В ходе лексической работы дается обучение использованию новых слов в общении в соответствии с их значением; развитие процессов восприятия и восприятия у детей при ознакомлении с окружающим миром, изучение свойств и качеств предметов; воспитание у детей эстетических, этических, нравственных и других идей и стандартов; развитие мышления и памяти углубление знаний об объектах и явлениях, установление сходств, различий и обобщений объектов и явлений по существенным признакам, овладение системой понятий; исправление недостатков в лексической стороне речи заключается в восполнении недостатка лексической структуры (количественный, предикативный, атрибутивный словарь; некоторые лексические страты, тематический словарь) в выразительной и выразительной речи; в устранении трудностей усвоения семантики слов, в обновлении слов из пассивного словаря ». [9.с.43]
Выдающийся русский психолог Л.С. Выготский, изучая процесс усвоения детьми значений слов, их семантики, определил, что по мере развития ребенка ребенок переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. В процессе взросления в речи ребенок с описанием признаков, взаимосвязей тех или иных фактов (явлений) меняет полноту и точность их отражения. Особенности развития мышления во многом определяются особенностями развития словаря. Распространенность в речи детей младшего дошкольного возраста слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств, объясняется визуально-эффективным и визуально-подобным мышлением. С появлением вербально-логического мышления дети изучают основные понятия.
В развитии словарного запаса детей выделяется пассивный и активный словарь.
«Пассивный словарь — это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но не использует его сам». [1] «Пассивный словарь гораздо активнее, он включает слова, значение которых человек догадывается из контекста, которые всплывают в уме только тогда, когда их слышат. Активный словарь — это слова, которыми владеет не только понимая, но и используя (более или менее часто). Богатство и культура речи во многом определяется активной лексикой. Активный словарный запас ребенка включает в себя общий словарный запас, но в некоторых случаях это ряд конкретных слов, повседневное использование которых объясняется условиями его жизни.
Перевод слов из пассивного словаря в активный словарь — особая задача. Введение в речь детей слов, которые они сами с трудом усваивают, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, лингвистики, физиологии помогают определить круг слов, которые мешают детям на разных возрастных уровнях ». [7, с.56]
В словарной работе с младшими дошкольниками выделяются два аспекта:
Первый аспект — овладение ребенком предметом родственного слова и их концептуальное содержание связаны с развитием познавательной активности детей и осуществляются в логике объективных связей и отношений;
Второй аспект — это усвоение слова как лексической единицы лексической системы, ее отношения с другими лексическими единицами. Ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное значение употребления антонимов, синонимов, многозначных слов, т. е. развитие семантической стороны речи. [1, с.76]
Семантический компонент выдвигается на первый план в словарной работе, поскольку только понимание ребенком значения слова может привести к осознанному выбору слов и фраз, их точному использованию.
Специалист по детской речи Н. А. Стародубова считает, что «ребенок учит слова, их значение, формы, сочетания, синтаксические конструкции из речи окружающих их людей, воспринимая и понимая ее, постоянно связывая языковые формы и их значения, улавливая и обобщая аналогии формы и значения». [4, с.98]
Дошкольное образование — это период быстрого обогащения словаря. Его рост зависит от условий жизни и образования: К концу первого года жизни первые значащие слова появляются у детей (10-12 слов в год считаются нормой). От полутора до конца второго года жизни количество слов составляет 300 — 400 слов. К трем годам оно может достигать 1500 слов. К 4 годам количество слов достигает 1900. К 5 годам — до 2000 — 2500, — 6-7 лет — до 3500 — 4000 слов. Во всех возрастных периодах индивидуальные различия наблюдаются в словаре. [1, с.76]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы