Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Методика повышения чистоты исполнения композиции эстетической гимнастики у юных спортсменов 8-10 лет

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛНЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННЫХ ВИДАХ СПОРТА 5
1.1. Основы спортивной подготовки в гимнастике девочек 8-10 лет 5
1.2. Групповые упражнения в структуре соревновательной деятельности по гимнастике 13
1.3. Критерии судейской оценки исполнения композиции в сложнокоординационных видах спорта 19
ГЛАВА 2.МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1. Методы исследования 23
2.2. Организация исследования 29
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 36
3.1. Диагностика уровня чистоты исполнения композиции у гимнасток 8-10 лет на констатирующем этапе исследования 36
3.2. Экспериментальная методика по развитию чистоты исполнения композиции у гимнасток 8-10 лет 40
3.3. Обсуждение результатов исследования 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ВЫВОДЫ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 61

 

  

Введение:

 

Актуальность. На сегодняшний день отмечается достаточно высокая конкуренция в соревновательной области по направлению эстетической гимнастики. В частности, высокое мастерство спортсменок обуславливает их успех и результативность, что собственно, и является целью гимнастики как таковой – достижение наиболее высокий результатов.
Эстетической гимнастикой начинают заниматься достаточно рано. К возрасту 8-10 лет девочки уже обладают базовым уровнем подготовки и знают основные принципы исполнения гимнастических упражнений. При этом, данный возраст является сенситивным периодом в формировании спортивной подготовленности детей.
Важно иметь ввиду, что в настоящее время эстетическая гимнастика представляет собой спорт для женского пола. Соответственно, необходимо рассмотреть особенности подготовки девочек младшего школьного возраста.
Частота исполнения композиции вбирает в себя основополагающие критерии, которые необходимо соблюдать при исполнении. Это также обеспечивает достижение наибольшей точности и, соответственно, получение максимальных баллов от судейской коллегии.
Проблема данного исследования заключается в определении важности формирования высокого уровня чистоты исполнения композиции в упражнениях.
Объект исследования: девочки младшего школьного возраста, занимающиеся эстетической гимнастикой.
Предмет исследования: исполнение гимнастических упражнений.
Цель данной работы: определить эффективность специализированного комплекса упражнений на повышение уровня чистоты композиции при исполнении гимнастических упражнений.
Исход из поставленной цели, были выделены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть основы спортивной подготовки в гимнастике девочек 8-10 лет.
2. Изучить групповые упражнения в структуре соревновательной деятельности по гимнастике.
3. Рассмотреть критерии судейской оценки исполнения композиции в сложнокоординационных видах спорта.
4. Представить методы исследования.
5. Представить организацию исследования.
6. Провести диагностику уровня чистоты исполнения композиции у гимнасток 8-10 лет на констатирующем этапе исследования.
7. Представить экспериментальную методику по развитию чистоты исполнения композиции у гимнасток 8-10 лет.
8. Провести повторную диагностику и представить результаты исследования.
В ходе исследования были использованы следующие методы: наблюдение, опрос, экспертная оценка.
Гипотеза исследования заключается в том, что высокий уровень чистоты исполнения композиции в гимнастике зависит от уровня мастерства и автоматизации.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованных источников, выводы, приложение.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе решения первой задачи были рассмотрены основы спортивной подготовки в гимнастике девочек 8-10 лет. Было выяснено, что наиболее приемлемым сроком становления спортивно-эстетического мастерства гимнасток является непосредственно возраст 8-10 лет, что связано с физико-биологическими и психологическими свойствами данного возрастного этапа. Кроме того, были рассмотрены психофизиологические особенности данного возрастного периода, что, собственно, и обусловило критерии спортивной подготовки данного возраста. Также нами было отмечено, что спортивная подготовка детей младшего школьного возраста включает в себя следующие компоненты: физическая, техническая, психологическая, тактическая, теоретическая и интегральная.
В ходе решения второй задачи мы изучили групповые упражнения в структуре соревновательной деятельности по гимнастике. Было выяснено, что наиболее явной особенностью соревновательной программы в гимнастике представляется процесс взаимодействия с партнерами и также индивидуальная работа: синхронная и асинхронная. В частности, был поставлен акцент на синхронную групповую работу. Основными упражнениями в групповой гимнастической программе являются движения телом, в частности, волновые и акробатические движения и упражнения, а также различные танцевальные элементы с хореографической точностью постановок.
В ходе решения третьей задачи были изучены критерии судейской оценки исполнения композиции в сложнокоординационных видах спорта. Было выяснено, что методическая сторона оценивания здесь является достаточно сложной, поскольку некоторые элементы выразительности достаточно сложно оценить. Тем не менее, показаны основные критерии судейской оценки.
В ходе решения четвертой задачи были представлены методы исследования. Среди них мы представили следующие: метод опроса, метод наблюдения и метод экспертной оценки.
В ходе решения пятой задачи была представлена организация исследования. Здесь были обоснованы применяемые методы в формирующем эксперименте и показана организационная сторона представленного нами исследования.
В ходе решения шестой задачи был проведен констатирующий этап экспериментальной работы. Диагностика проводилась в двух группах: экспериментальной и контрольной. В ходе диагностики были выявлены приблизительно одинаковые показатели, которые характеризуют чистоту исполнения композиции у девочек-гимнасток 8-10 лет в процессе исполнения гимнастических упражнений.
В ходе решения седьмой задачи была предложена экспериментальная методика по формированию высокого уровня чистоты исполнения композиции у девочек-гимнасток 8-10 лет в процессе исполнения гимнастических упражнений. Комплекс упражнений был направлен на формирование всех сторон спортивной подготовки девочек и, соответственно включал в себя упражнения по развитию чистоты исполнения композиции при исполнении упражнений.
В ходе решения восьмой задачи были рассмотрены результаты проведенного исследования и проведен контрольный эксперимент. Было зафиксировано повышение уровня чистоты исполнения композиции у девочек-гимнасток 8-10 лет в процессе исполнения гимнастических упражнений, что подтверждает эффективность предложенного комплекса упражнений.
Таким образом, задачи исследования решены.
Цель исследования достигнута.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛНЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННЫХ ВИДАХ СПОРТА

1.1. Основы спортивной подготовки в гимнастике девочек 8-10 лет

Период младшего школьного возраста (8-10 лет) обусловлен, прежде всего, субъективно равномерным развитием опорно-двигательной системы школьника. Однако, важным моментом является то, что аналогичным равномерным строением не отличается фактор интенсивности роста. В этот период ребенок растет гораздо интенсивнее, нежели повышается его масса тела.
Следует, прежде всего, описать физиологические аспекты развития детей в младшем дошкольном возрасте. Так, их суставная опора является достаточно подвижной, в то время как связочный аппарат значительно эластичен. При этом в составе тканей скелета обнаруживается много хрящевой ткани. Позвоночный столб также является достаточно подвижным вплоть до возраста 9 лет. Из многочисленных исследований можно увидеть, что период младшего школьного возраста представляет собой достаточно благоприятный период для целенаправленного роста суставной подвижности. В частности, М.С. Горбачев пишет о том, что период младшего школьного возраста является положительной средой для развития двигательной активности и спортивной подготовки ребенка, поскольку, кроме мышечной готовности тела, ребенок демонстрирует психологическую готовность, что, впоследствии формирует стойкую выносливость и прочие значимые психические качества и процессы [Горбачев]. Л.П. Матвеев говорит о том, что недостаточно развитая двигательная активность в этот период обуславливает торможение мыслительных процессов, скорости реакций и прочих процессов, которые требуют оперативного действия [Матвеев].
Следовательно, можно говорить о том, что развитие спортивной подготовки также влияет на психологическую структуру личности детей младшего школьного возраста.
Мышцы детей младшего школьного возраста имеет тонкие волокна, в их составе наблюдается малое количество белка и жировой массы. При этом же крупные мышцы конечностей развиты несколько интенсивнее, нежели наблюдается уровень развития мелких мышц [Дмитриева, с.50].
Кроме того, подтверждая предположение о том, что спортивная подготовка младших школьников обуславливает благотворное развитие психических процессов, следует обратить внимание на то, что в этом возрасте практически в полной мере завершается морфологическое развитие нервной системы, а также прекращается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Тем не менее, работа нервной системы в младшем школьном возрасте характеризуется преобладанием активных возбудительных реакций [Дмитриева, с.52]. Учитывая положительное влияние спортивной подготовки на психофизическое развитие, данное показание важно для подтверждения важности спортивной подготовки в рассматриваемый возрастной период.
То есть, для детей младшего школьного возраста совершенно естественной потребностью является проявление высокой двигательной активности, которая проявляется в занятиях спортом. В Таблице 1 предлагается рассмотреть эффективность физической активности детей младшего возраста на гибкость их тела.
Таблица 1 – Эффективность регулярных занятий на гибкость
Критерий Показатели
Мышцы Происходит повышение их эластичности
Повышается сила мышечного воздействия
Улучшаются восстановительные процессы после длительной нагрузки Минимизируется риск получения травм
Улучшается способность к рассредоточению
Суставы Улучшается двигательная активность
Улучшаются обменные процессы
Позвоночник Уменьшается дисбаланс мышечного строя
Улучшается осанка
Минимизируются риски развития остеохандроза
Нервная система Улучшается способность к расслаблению и рассредоточению [Перминова]

Девочки младшего школьного возраста, которые занимаются эстетической гимнастикой, отличаются от своих сверстниц, которые не имеют спортивной подготовки, тем, что у них происходит несколько более поздний скачок роста и происходит более поздние процессы полевого созревания. Их вес тела преимущественно меньше. Интенсивное повышение массы тела гимнасток у спортивно подготовленных и неспортивных девочек младшего школьного возраста находится на одном уровне. Одновременно с этим общий прирост массы тела от 7 до 16 лет гораздо больше у неспортсменок, нежели у гимнасток [Фирилева].
Так, из представленных выше данных следует, что разносторонняя физическая нагрузка у девочек младшего школьного возраста, которые занимаются эстетической гимнастикой, способствует формированию правильной осанки, развитию мышц туловища, распрямлению грудной клетки. Кроме того, важным аспектом является то, что занятия эстетической гимнастикой оказывают существенное влияние на развитие силы мышц тогда, когда физиологически темп этого развития замедляется [Фирилева].
Скоростные возможности девочек младшего школьного возраста, которые занимаются гимнастикой, улучшаются неравномерно на протяжении всего периода взросления. Так, преимущественный уровень интенсивного улучшения максимальной частоты движений происходит в период от 7 до 12 лет. Соответствующим образом развиваются в том числе и скоростно-силовые способности младших школьниц, которые характеризуются аспектом тягучести. При этом физиологические и возрастные трансформации аспектов подвижности в суставах у гимнасток и у девочек, не занимающихся спортом у спортсменок и неспортсменок, обладают идентичной направленностью в развитии, тем не менее, гибкость у девочек, занимающихся гимнастикой, улучшается в несколько более продолжительный период.
В сущности, гимнастика как особенный вид спорта развивает координацию движений ребенка младшего школьного возраста. В процессе возрастного развития и под влиянием занятий спортом координация движений у гимнасток в существенной степени улучшается по сравнению с девочками младшего школьного возраста, не занимающимися спортом. Так, наибольшее улучшение координации движений происходит в возрасте с 8 до 10 лет [Фирилева].
Исходя из этого, мы можем сказать о том, что непосредственно возрастной период 8-10 лет представляет собой благотворный период для развития физических способностей и занятий спортом. Рассмотрим Таблицу 2, где представлены ключевые критерии в развитии гимнасток 8-10 лет.
Эстетическую гимнастику обычно сравнивают с художественной, но она имеет ряд заметных отличий:
1. Групповой спорт. В эстетической гимнастике девочки не выступают лично, а только в группах, поэтому в ней ценится синхронность исполнения. Группы набираются по возрасту и состоят из 6-15 человек.
2. Нет предметов. В эстетической гимнастике девочки выступают без предметов, тогда как в художественной гимнастике используются ленты, обручи, булавы и мячи.
3. Эстетика. В этом виде спорта важное значение имеют движения: исполнение волн, прыжков, поворотов, поддержек и шагов. Все движения подчиняются композиции, составляют целостность и плавно переходят от одного к другому.
4. Художественность. В эстетической гимнастике осталось больше места для художественности. Поэтому готовиться к выступлению в ней начинают с выбора темы и музыкального произведения. А на соревнованиях звучит как современная, так и классическая музыка. Цель самой команды во время выступления — передать смысл композиции, что оценивается судьями.
5. Неолимпийский спорт. Поэтому здесь не требуется особенных данных, и часто школы принимают всех желающих. Нагрузка на организм в этом спорте тоже меньше: если в художественной гимнастике многие спортсменки завершают карьеру из-за травм к 16 годам, то в эстетической гимнастике девушки продолжают заниматься до 25–30 лет [Эстетическая гимнастика: со скольки лет и какая польза].
Категории девочки 8-10 лет принимают участие в соревнованиях не выше регионального уровня.
Гимнастки отличаются прекрасной осанкой, координацией и пластичным телом. В процессе тренировок у них развивается растяжка, гибкость и грация. Девочкам прививается чувство ритма, они учатся чувствовать музыку и отлично двигаются.
Со временем формируются и морально-волевые качества: дети становятся собранными и организованными, учатся преодолевать трудности и добиваться результата.
Эстетическая гимнастика как достаточно сложный в плане координации вид спорта, обуславливается произвольным управлением движениями гимнасток, что, в свою очередь, является определяющим аспектом для развития двигательных способностей, которые являются необходимыми в исполнении гимнастических номеров.
В результате занятий гимнастики эстетической направленности у девочек младшего школьного возраста формируется ловкость, в частности, верхних конечностей, увеличивается точность движений и быстрота реакции, что закономерно в процессе специфики высокой координации эстетической гимнастики, способность сохранять равновесие и произвольно расслаблять мышцы тела [Лях, с. 85–123]. Упражнения в составе группы требуют от гимнастки постоянной концентрации внимания и эмпатии при исполнении того или иного элемента или общей композиции [Бирюк, с. 18]. Музыкальное сопровождение, в свою очередь, воспитывает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений не только в групповом составе, но и с музыкальной композицией [Власова, с. 6–7].
Г.А. Боброва, в свою очередь, полагает, что сложность структуры двигательных действий девочек, которые занимаются гимнастикой, проецирует важность в запоминании больших массивов информации относительно независимых между собой композиционных движений. Представленное обуславливает формирование двигательной памяти гимнасток, приводит их к полноте кординационно-зрительных представлений, и, соответственно, высокой точности воспроизведения движений в соответствии с движениями партнеров [Боброва, с. 16].
Обратим внимание также еще и на то, что специфика такого спорта как гимнастика предполагает процессы активного развития и совершенствования способности к интенсивному овладению принципиально новыми движениями, что, в свою очередь, дает возможность быстро переориентировать двигательную деятельность в условия изменения композиционной ситуации. Качество исполнения упражнений в данной ситуации обуславливает высокую важность формирования способности к самоконтролю и коррекции мышечных усилий, и, в частности, таких психических компонентов как устойчивость внимания, а также его концентрация и распределения, скорость мышления [Художественная гимнастика, с. 6].
Спортивная подготовка в эстетической гимнастике представляет собой, в сущности, очень продолжительный по времени процесс, обуславливающий всестороннее развитие личности, в частности, обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. При этом основная цель спортивной подготовки — победы на Чемпионатах и Кубках Мира, Европы, международных соревнованиях, Чемпионатах и Кубках страны, города.
В содержание спортивной подготовки детей младшего школьного возраста входят следующие компоненты: физическая, техническая, психологическая, тактическая, теоретическая и интегральная [Дополнительная общеобразовательная программа]. Рассмотрим эти компоненты более подробным образом:
Физическая подготовка в эстетические гимнастики включает в себя следующее:
— общую физическую подготовку, обуславливающую повышение работоспособности детей младшего школьного возраста;
— специальную физическую подготовку, обуславливающую развитие специальных физических критериев детей младшего школьного возраста;
— функциональную подготовку, обуславливающую выведение команды спортсменок к высокой интенсивности нагрузок;
— хореографическую подготовку, обуславливающую процесс обучения танцевальным элементам различных направлений, пластики и балета.
— музыкально-двигательную подготовку, обуславливающую процесс обучения музыкальной грамоте и развитию музыкальной выразительности;
— композиционную подготовку, обуславливающую состав программ выступлений.
Психологическая подготовка в эстетической гимнастике подразделяется на следующие компоненты:
— базовая подготовка, подразумевающая процесс психического развития детей;
— тренировочная подготовка, подразумевающая формирование мотивов к нагрузкам;
-соревновательная подготовка, подразумевающая формирование высокой мобилизации.
Тактическая подготовка представляет собой структуру следующих уровней:
— индивидуальный – тактика поведения каждой гимнастки в отдельности;
— групповой – расстановка и взаимосвязь гимнасток при групповом расположении в процессе выполнения взаимосвязанных элементов;
— командный – определение задач на командном уровне.
Теоретическая подготовка, в свою очередь, предполагает формирование у спортсменок наличия специализированных теоретических знаний, которые являются важными для реализации успешного процесса выступлений в эстетической гимнастике.
И, последнее – это интегральная подготовка, которая нацелена на приобретение опыта соревновательного характера.
Анализ научно-методической литературы, гимнастических программ, рассмотренных в данном исследовании, дает сделать вывод о том, что наиболее приемлемым сроком становления спортивно-эстетического мастерства гимнасток является непосредственно возраст 8-10 лет, что связано с физико-биологическими и психологическими свойствами данного возрастного этапа. В широком смысле, разносторонняя подготовка, которая предлагается детям младшего школьного возраста, обуславливает действительно результативный процесс спортивных результатов гимнасток.
Таким образом, мы рассмотрели основные критерии спортивной подготовки гимнасток в возрасте 8-10 лет и выделили их пластичность. Также были рассмотрены основные особенности гимнастики, что, в свою очередь, демонстрирует особенности спортивной подготовки юных гимнасток.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы