Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Методика обучения технике броска отбивом мяча в художественной гимнастике
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Обзор литературы……………………………………………………6
1.1. Тенденции развития технической подготовки в
художественной гимнастике 6
1.2. Предметная подготовка в художественной гимнастике……………11
1.3. Характеристика действий с мячом в художественной
гимнастике 14
1.4. Особенности техники выполнения броска мяча способом
отбива………………………………………………………………………16
ГЛАВА 2 Методы исследования: 18
2.1. Методы исследования 18
2.2. Организация исследования 21
ГЛАВА 3 Результаты исследования и их обсуждение………………………23
3.1. Содержание методики обучения технике броска мяча способом отбива на тренировочном этапе подготовки…………………………………23
3.2. Экспертное оценивание…………… ………………………………28
3.3. Эффективность разработанной методики обучения технике броска мяча способом отбива на тренировочном этапе подготовки………………….43
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………55
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………59
Введение:
Актуальность. Художественная гимнастика – один из самых зрелищных и изящных видов спора, но в то же время является очень сложным. Гимнастика развивается во всем мире и покоряет миллионы поклонников. С каждым годом происходит усложнение правил художественной гимнастики, в связи с чем изменяются и соревновательные программы спортсменок. Художественная гимнастика является сложным в техническом отношении видом спорта.
Главной причиной непрерывного роста результатов на мировой арене является острейшая конкуренция за лидерство между спортсменками. Очень стремительно художественная гимнастика развивается в странах, ранее не культивировавших данный вид спорта (Испания, Италии и др.), не отстают и «законодатели» вида спорта Россия, Украина, Болгарии.
Залогом успеха является не только своеобразие гимнастки, ее индивидуальность, но и умение справляться с требованиями, предъявляемыми видом спорта: высокий темп исполнения отдельных элементов и композиций в целом, виртуозная работа с предметом, большое количество прыжков, равновесий, сложных рискованных акробатических связок и бросков. Выполнить такой набор требований гимнастка может только при условии наличия высокого уровня развития физических качеств и функциональных возможностей организма, а также владения техникой работы со всеми предметами в сочетании с выполнением элементов из фундаментальных групп.
Одной из особенностей развития современной художественной гимнастики является неуклонный рост технического мастерства и сложности соревновательных программ, как ведущих спортсменок мирового класса, так и перспективных юных гимнасток. Упражнения с предметами считаются значимым компонентом технической подготовки в художественной гимнастике. Достаточно увидеть, что начинающие гимнастки уже с 6-7 лет
должны исполнить два упражнения, одно из которых с предметом.
Несомненно, высокие броски и сложные ловли смотрятся очень завораживающе и интересно в исполнении гимнасток, но это так же является технически сложными элементами. Именно поэтому все сказанное просит совершенствования методики обучения и повышения действенности всего учебно-тренировочного процесса на периоде начальной спортивной специализации, так как конкретно тут закладывается база для подготовки высококвалифицированных спортсменок. Проблемой является то, что многим гимнасткам приходится самостоятельно изучать и отрабатывать новые виды технического мастерства, а конкретно броски и ловли способом отбива мяча, из-за чего появляется много двигательных ошибок и значительно увеличивается во временном факторе процесс обучения. Без возможности усложнять программу новыми «фишками» гимнастка не сможет набирать нужное количество баллов и выполнять разряды.
Успешное осуществление подготовки гимнасток высокой квалификации невозможно без систематического и внимательного изучения тенденций развития спорта высших достижений в целом и художественной гимнастики, в частности. Художественная гимнастика является прогрессивно развивающейся системой, поэтому выделение главных тенденций является важнейшим моментом в изучении этого вида спорта.
Повышение требований к технической подготовленности гимнасток, определяет необходимость проведения обучения технике броска отбивом мяча для дальнейшей оптимизации тренировочного процесса.
Цель: разработать и проверить эффективность методики, направленной на обучение технике броска способом отбивом мяча в художественной гимнастике на тренировочном этапе.
Объект: техническая подготовка гимнасток на тренировочном этапе.
Предмет: средства и методы обучения технике броска мяча способом отбива гимнасток 8-9 лет.
Методы:
1) Анализ научно-методической литературы
2) Педагогическое наблюдение
3) Педагогическое тестирование
4) Экспертное оценивание
5) Педагогический эксперимент
6) Метод математической статистики
Задачи:
1) Проанализировать научно-методическую литературу и выявить проблемы в технической подготовке гимнасток на тренировочном этапе.
2) Разработать методику для обучения броска мяча способом отбива.
3) Экспериментально проверить эффективность методики броска способом отбива мяча в художественной гимнастике.
Гипотеза: предполагается, что разработанная нами методика обучения броска способом отбива мяча гимнасток 8-9 лет позволит повысить уровень предметной подготовки спортсменок.
Апробация результатов исследования Результаты ВКР докладывались и обсуждались на: Всероссийской конференции с международным участием Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение в ПГГПУ. По теме исследования опубликована 1 статья.
ВКР состоит из Введения, основной части, содержащей две главы, Заключения, списка литературы и Приложения.
Заключение:
Художественная гимнастика – стремительно развивающийся вид спорта, который привлекает зрителей своим изяществом и грациозностью. Самый главный фактор развития – усложнение и ожесточение правил соревнований. Поэтому гимнастка должна постоянно следовать тенденциям и следить за изменениями в соревновательных программах ведущих гимнастках мира. Художественная гимнастика как вид спорта, требует от спортсменок проявления широкого круга двигательных умений, навыков и качеств.
В исследовании было сделано предположение, что разработанная нами методика обучения броска способом отбива мяча гимнасток 8-9 лет позволит повысить уровень предметной подготовки спортсменок.
Цель исследования стало: разработать и проверить эффективность методики, направленной на обучение технике броска способом отбивом мяча в художественной гимнастике на тренировочном этапе.
Объектом исследования стало: техническая подготовка гимнасток на тренировочном этапе.
Предметом исследования стало: средства и методы обучения технике броска мяча способом отбива гимнасток 8-9 лет.
В ходе констатирующего эксперимента была апробирована программа по специальной подготовке гимнасток в возрасте 8-9 лет методом броска способом отбива мяча, посещающих спортивную секцию по художественной гимнастике в АНО «Центр гимнастики Олимпийской чемпионки Юлии Барсуковой». В ходе исследования были применены три микроцикла в течение 2018-2019 тренировочного года, которые позволили методами математического анализа и экспертного оценивания определить эффективность данной методики. Математический анализ и экспертное оценивание показали, что при специально подобранных нагрузках и упражнениях, которые превышают по объему и сложности обычные тренировки, результаты в экспериментальной группе (группе 2) оказались на конец тренировочного года гораздо выше, нежели в контрольной группе (группе 1).
Таким образом, можно утверждать, что поставленные в исследовании задачи были выполнены. А именно:
1) Была проанализирована научно-методическая литератур и выявлены проблемы в технической подготовке гимнасток на тренировочном этапе.
2) Была разработана методика для обучения броска мяча способом отбива.
3) Была экспериментально проверена эффективность методики броска способом отбива мяча в художественной гимнастике.
Фрагмент текста работы:
Глава1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
1.1. Тенденции развития технической подготовки в
художественной гимнастике.
Техническая подготовка — это процесс получения знаний о навыках и упражнениях и их совершенствования до максимально возможного уровня. Суть технической подготовки гимнасток заключается в разработке максимально возможного арсенала двигательных действий, которые характеризуются сложным сочетанием и координацией движений отдельных частей тела с манипулированием различными предметами на фоне музыкального сопровождения.
Цель технической подготовки — обучить этим знаниям, навыкам и умениям выполнять соревновательные действия, которые позволили бы гимнастке более эффективно демонстрировать свою индивидуальность в сочетании с различными трудностями и оригинальностью упражнений в единстве с музыкой, и обеспечить дальнейший рост спортивности [22].
Техническая подготовка в спорте делится на:
1) Общая (расширение фонда двигательных навыков, развитие базовых навыков)
2) Специальная (достижение технического мастерства в выбранном виде спорта)
Результатом технической подготовки является техническая подготовленность, то есть степень овладения спортсменом систематизацией движений, основанной на характеристиках этого вида спорта и обеспечивающей достижение высоких результатов [25].
Критерии технического совершенства:
1) Объем техники
2) Разносторонность техники
Виды технической подготовки по художественной гимнастике подразделяются на:
1) Беспредметная подготовка — формирование техник движения тела, составляющими которых являются специфические, балансировка, вращение, прыжки, акробатика и тренировка танцев
2) Предметная подготовка — формирование техники движения с помощью объектов, которые являются компонентами этого вида тренировок: балансировка, ротация, фигурные, бросковые и перекатная подготовки.
Упражнения выполняются с 5 различными объектами формы, текстуры и размера: скакалка, обруч, мяч, булавы и лента, которые включают в себя следующие группы движений: удержание и балансировка, вращательные и фигуративные движения, метательные движения и перекаты.
3) Хореографическая подготовка включает в себя обучение элементам 4 танцевальных систем: классической, историко-бытовой, народно-характерной и современной.
Хореографическая подготовка мотивирует гимнасток, способствует разнообразию ее деятельности и расширению средств выражения в программах соревнований, формирует правильное понимание красоты поз, линий, позиций и движений тела, развивает культуру движений и способствует музыкальности, ритму, эмоциональности и выразительности [9].
4) Музыкально-двигательная подготовка — формирование умений понимать музыку и выполнять движения в соответствии с ее природой, ритмом, темпом и динамикой. Этот тип обучения предполагает: знакомство с элементами музыкальной грамотности; формирование способности слышать и понимать музыку, различать средства музыкальной выразительности; развитие способности координировать движения с музыкой и средствами музыкального выражения; совершенствование творческих навыков — поиск движений, подходящих под музыку.
5) Композиционно-исполнительская подготовка — это поиск элементов и соединений, работа с музыкальным материалом, составление и совершенствование соревновательных и спортивно-показательных программ, совершенствование качества их исполнения, формирование виртуозности, выразительности и артистизма. Осуществляется на специальных постановочных уроках или во время комплексных занятий [9].
Техническая подготовка спортсменов по художественной гимнастике совершенствуется не только в тренировочных частях, но и в процессе тренировочного сбора, для которого предусмотрено отдельное время в тренировочном составе гимнасток. Цель, сроки и время года учитываются при проведении сборов. От этого во многом зависит содержание и структура работы в тренировочных лагерях [24].
Успешная тренировка гимнастов, как уже говорилось, высокой квалификации невозможна без систематического и внимательного изучения тенденций развития спорта с наибольшими достижениями в общей и художественной гимнастике, в частности. Художественная гимнастика — это система прогрессивного развития, поэтому выделение основных тенденций является важнейшим моментом в изучении этого вида спорта.
Для современной художественной гимнастики характерны следующие направления:
— возрастающая сложность соревновательных составов спортсменов в индивидуальных и групповых программах;
— каскадный метод и динамизм соревновательных индивидуальных и групповых программ упражнений;
— повышенная тренировочная нагрузка;
— наивысшая реализация индивидуальных способностей гимнасток;
— оптимальный баланс двигательных действий гимнасток (работа со всеми частями тела и предметами);
— увеличение объема специальной подготовки в общем объеме учебной работы;