Методика преподавания английского языка Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Методика обучения школьников аргументированию (английский язык, основное общее образование)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы обучения школьников аргументированию на уроках иностранного языка 7
1.1. Терминологическое определение понятия «диалогическая речь» в педагогической теории и практике 7
1.2. Особенности обучения диалогической речи и реплицированиюшкольниковпри изучении английского языка на этапе основного общего образования 9
1.3. Особенности процесса обучения аргументированию 16
1.4. Психологические особенности школьников на этапе основного общего образования 22
Выводы 26
Глава 2. Разработка методики обучения школьников аргументированию на уроках английского языка 28
2.1. Анализ УМК на предмет упражнений по развитию навыка аргументирования 28
2.2. Анализ алгоритма обучения школьников на уроках английского языка 32
2.3. Методика обучения аргументированию школьников на уроках английского языка 35
Заключение 50
Список литературы 53
Приложения 57

  

Введение:

 

Социальная, экономическая и культурная жизнь страны сформировала потребность во всесторонне развитой личности, которая способна заниматься саморазвитием, самореализацией, духовным самосовершенствованием.
Об этом свидетельствуют многие важнейшие документы, в которых определена стратегия развития российского образования в течение длительного периода времени: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», ФЗ «Об образовании в РФ», Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Основной целью обучения иностранному языку в средней школе является формирование речевых навыков. В связи с этим существенное значение имеет вопрос отбора материала, достаточного для реализации коммуникативных целей обучения в пределах требований, предусмотренных программой.
Актуальность исследования заключается в том, что навык иноязычного общения является неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности, формирование, совершенствование и развитие которых является основной задачей обучения иностранным языкам.
Особенно важен этот процесс на среднем этапе, когда ученики владеют достаточным лексическим материалом и у них совершенствуется алгоритм усвоения языкового материала.
В современной методике обучения иностранному языку существует проблема формирования навыков аргументированного высказывания. Обучение аргументированию на иностранном языке является сложным процессом, который требует развития ситуативного и творческого мышления, умения высказывать свою точку зрения четко и понятно для окружающих.
Традиционно аргументация рассматривается как составная часть логики, представляющая собой способ рационального убеждения людей в ходе дискуссии, полемики или диспута, т.е. способ, в котором упор делается на разум, а тем самым на рационально-логические методы, правила убеждения и принципы.
В коммуникативном плане аргументация является процессом передачи, истолкования и внушения реципиенту информации, зафиксированной в тезисе аргументатора.
Цель: провести анализ современных подходов к обучению школьников аргументированию.
Объект: процесс обучения иностранному языку.
Предмет: методика обучения школьников аргументированиюна примере английского языка на этапе основного общего образования.
Задачи:
1. Изучение психологическихособенностейшкольников, обучающихся иностранному языку в основной общеобразовательной школе.
2. Изучение основных направлений обучения аргументированию в педагогической теории и практике.
3. Анализ методов обучения диалогической речи и реплицированиюв основной школе на уроках иностранного языка
4. Анализ УМК по английскому языку на предмет упражнений по развитию умения аргументирования.
5. Формирование умений логично и последовательно, с достаточной полнотой, коммуникативно-мотивированно и творчески пользоваться усвоенным языковым материалом для выражения своих мыслей на иностранном языке.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы по методике обучения иностранным языкам, наблюдение, тестирование.
Теоретическая значимость исследования определяется разработкой методики обучения школьников аргументированию на уроках английского языка.
Практическая значимость исследования: полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы учителями ИЯ в их практической деятельности при выборе основных форм, методов, средств и технологий обучения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования было решено задачи, необходимые для достижения цели.
Было определено, что общение – это взаимодействие двух или более людей, во время которой происходит обмен познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками. Благодаря большому количеству функций общения (информационной, контактной, экспрессивной, интерактивной, функции социализации и др.) Существует много его видов. Но нас интересовал диалогический вид общения.
Были уточнены что диалогическая речь представляет собой сложную языковую деятельность, в которой речь одного из участников зависит от речевого поведения другого. Диалогическая речь характеризуется коммуникативными, психологическими и лингвистическими особенностями.
В ходе исследования были рассмотрены основы и принципы обучения диалогической речи. Было отмечено, что в основу обучения диалогической речи положены следующие принципы:
 коммуникативная направленность обучения;
 психологическая готовность к восприятию и реагированию на стимул;
 ситуативная обусловленность диалогической речи;
 учет индивидуальных особенностей учащихся;
 ориентация на кандидатов в партнеры (интернациональное и внутринациональное общение).
Были проанализированы особенности обучения диалогической речи. Диалогическая речь имеет стилистические, лексико-грамматические и структурно-интонационные особенности. Задача учителя – предупреждать реакцию и формировать коммуникативные способности управления общением. Существует два типа подготовительных упражнений: речевые и тренировочные. Обучение диалогической речи должно включать в себя 5 критериев: коллективный, взаимный, благоприятный, совокупный и целенаправленный. И самое главное – это поддерживать диалог в спокойной, непринужденной атмосфере.
С помощью диалога люди слушают разные точки зрения, способствуют сотрудничества, улучшают навыки и работают над непростыми вопросами. Важнейшим вопросом диалогической педагогики является качество общения, участие учащихся в приобретении знаний, а также мотивационный фактор, касается активизации учащихся.
Хотя этим вопросом занималось и занимается много ученых, в средних учебных заведениях все эти принципы, основы, особенности в в большинстве случаев не принимаются во внимание, учеников почти не учат диалогической речи, предпочитая монологическую.
Основные методические принципы в формировании лексических навыков при изучении английского языка в общеобразовательной школе анализируются на основе УМК по английскому языку Spotlight, который отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и соответствует общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (Common European Framework of Reference), a также соответствует стандартам Совета Европы.
Экспериментальная проверка модели обучения английского диалогической речи учащихся старших классов предусматривала реализацию следующих этапов эксперимента: констатирующего (проведение предэкспериментального среза с целью установления уровня развития умений англоязычной диалогической речи учащихся ЭГ и КГ, а также подготовка экспериментальных материалов); формирующего (проведение экспериментального обучения по экспериментальной модели обучения английской диалогической аргументативной речи учащихся старших классов с использованием разработанной системы упражнений с целью проверки действенности этой модели); контрольного (проведение послеэкспериментального среза с целью установления итогового уровня развития умений англоязычной диалогической речи учащихся ЭГ и КГ).
2. Для определения уровней развития умений англоязычной диалогической речи учащихся старших классов были выделены следующие критерии: лингвистический, мотивационно-речевой, творческий и культурологический. Показателями первого критерия выступили: владение лексическими навыками общения; владения грамматическими навыками общения. Показателями второго критерия стали: умение установления начала контакта, поддержания интеракции, корректного завершения; умение правильной интерпретации коммуникативных интенций «партнера» и адекватного реагирования; умение моделировать коммуникативные ситуации разного эмоционального наполнения и представить свое мнение, соблюдая правила речевого этикета. Показателями третьего критерия были: умение творческого поиска информации; аналитические умения (синтез и анализ полученной информации); интерпретационные умения (собственная интерпретация полученной информации); прогностические умения (прогнозирование развития событий, генерирование новых, оригинальных идей). Показателями четвертого критерия выступили: знакомство с основными фактами истории и культуры страны изучаемого языка, с выдающимися персоналиями; умение сравнивать социокультурную информацию страны изучаемого языка, с подобной информацией родной культуры; умение использовать социокультурную информацию, изъятую из аутентичных текстов, в своей речи.
Результаты, полученные в ходе экспериментального обучения, подтверждают эффективность предложенной методики.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы обучения школьников аргументированию на уроках иностранного языка

1.1. Терминологическое определение понятия «диалогическая речь» в педагогической теории и практике

Язык как знаковая система реализуется в речи в двух основных формах – диалогической (полилогической) и монологической, отличающихся как лингвистическими, так и психолингвистическими и паралингвистическими особенностями. Формирование диалогического умения учащихся требует учета обеих характерных форм общения. Различные аспекты изучались философами (Г. Батищев, М. Бахтин, В. Библер, М. Бубер, В. Малахов и др.), которые определяли структуру, содержание и функции диалога в общении; психологами и психолингвистами (Б. Ананьев, Л. Выготский, И. Зимняя, М. Жинкин, А. Леонтьев, Ю. Пассов и др.), в трудах которых исследовались особенности диалогической речи; лингводидактов (С. Николаева, Г. Рогова, В. Скалкин, Н. Скляренко, Л. Якубинская).
Охарактеризуем понятие «диалог» и «диалогическая речь». Диалогическая речь – это объединенное ситуативно-тематическим единством и коммуникативными мотивами сочетание устных высказываний, последовательно созданных двумя и более собеседниками в непосредственном акте общения.
Диалогирование – это процесс речевого взаимодействия, который предполагает обмен репликами, которые не достигают объемов монологических высказываний. Под термином «диалог» понимается как сам процесс диалогирования, так и его результат – текст (Ефимова 2013).
Особенностями диалога являются: наличие собеседников; быстрый обмен репликами почти без предварительного обдумывания; смысловая взаимозависимость реплик; ситуативная зависимость реплик; лаконичность, четкость реплик; широкое использование «отработанных» в речи средств – штампов; слуховое восприятие участников диалога: важность интонации, тембра, тональности и т.д., которые могут влиять на семантику слов, менять ее или даже полностью нейтрализовать; зрительное восприятие участников диалога (особая роль мимики, жестов и других паралингвистических средств) (Щукин, 2004).
Диалог, как и любой коммуникативный акт, протекает в конкретной ситуации общения и является продуктом. Между тем в иерархической структуре устноречевого общения коммуникативная ситуация выступает как программа, но она, в основном, сразу четко не раскрывается.
Изучая проблему обучения связной речи, а в частности диалогу, Л. Федоренко отмечает, что дети достаточно легко усваивают диалогическую речь, так как ежедневно слышат ее в быту.
Диалог – это одна из двух типологических форм речи; ситуативно – композиционная форма речи, когда говорящий и слушатель находятся в непосредственном словесном контакте, а коммуникативный процесс составляет активное речевое взаимодействие: выражения (реплики) одного меняются высказываниями (репликами) второго, говорящий и слушатель все время меняются ролями.
Словари характеризуют диалог в различных аспектах: лингвистическом – разговор между двумя или несколькими лицами; литературоведческом – один из типов организации устной речи, который по своей форме является разговором двух или нескольких (полилог) лиц; стилистическом – функционально (Караоол, 2011).


1.2. Особенности обучения диалогической речи и реплицированиюшкольниковпри изучении английского языка на этапе основного общего образования

Основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс. Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь.
Несмотря на то, что диалогическая речь сложнее монологической, и с точки напряженности внимания, и с точки зрения разнообразия и качества используемых речевых образцов, и по ряду других причин, тем не менее, с точки зрения последовательности в обучении устной речи все же предпочтение следует отдать диалогической речи.
Ведь именно через диалог отрабатываются и запоминаются отдельные речевые образцы. Целые структуры, которые используются затем в монологической речи.
1) Дать понятие диалога во всем его многообразии, в его естественной форме, чтобы ребята убедились, что вопросно-ответная форма лишь частный, хотя и самый распространенный способ диалогового общения. На различных примерах следует показать, что речь лишь тогда будет живой, естественной и по настоящему диалогической, если в содержание реплик будут включаться приветствия, сообщения, приглашения, выражения различного рода чувств (удивления, благодарности, уверенности, сомнения).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы