Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Методика использования рифмованного материала как средство совершенствования произносительной стороны иноязычной речи детей младшего школьного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты совершенствования произносительной стороны иноязычной речи детей младшего школьного возраста посредством использования рифмованного материала 7
1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 7
1.2. Роль и место фонетических навыков в обучении иностранному языку. Основные требования к формированию фонетических навыков у детей младшего школьного возраста 14
1.3. Возможности рифмованного материала в процессе совершенствования произносительной стороны иноязычной речи детей младшего школьного возраста 23
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию произносительной стороны иноязычной речи детей младшего школьного возраста 31
2.1. Исследование уровня развития произносительной стороны иноязычной речи детей младшего школьного возраста 31
2.2. Методы и система упражнений для совершенствования произносительной стороны иноязычной речи детей младшего школьного возраста с использованием рифмованного материала 39
2.3. Поверка эффективности проведенной работы 50
Заключение 53
Список использованной литературы 56
Приложения 62

  

Введение:

 

Введение

В связи с введением устного экзамена по английскому языку в 9-м и 11-м классах проблема обучения произношению на начальном этапе изучения английского языка является одной из главных проблем в методике обучения английскому языку. Обучение правильному английскому произношению – очень сложное дело. Без правильно поставленного произношения невозможно проявление коммуникативной функции языка.
К сожалению, в рамках школьной программы фонетике почти не уделяется внимание. Как правило, школьники старших классов неплохо говорят по-английски, но их произношение только отдаленно напоминает современный английский язык. Исправить произношение в таком возрасте практически невозможно, поэтому фонетикой следует начинать заниматься на первых порах обучения.
Как известно, цель обучения иностранному языку в начальной школе является интегративной по своей сути. Она состоит в формировании элементарной коммуникативной компетенции в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. На конец четвертого класса младшие школьники должны овладеть иностранным языком на уровне элементарного пользователя. Решению этих задач будет способствовать коммуникативный подход в образовании.
Коммуникативный подход к обучению иностранному языку требует от учителя создания атмосферы сотрудничества с учащимися, активного их участия в процессе обучения на уроке, когда дети охотно выражают свои мнения, делают выводы и предлагают свои варианты решения сложных жизненных проблем. Учебный материал на уроке должен быть максимально приближенным к реальной жизни учеников, к проблемам, которые их интересуют, и виды деятельности должны влиять не только на сознание учащихся, но и проникать в их эмоциональную сферу. Одним из приемов, который отвечает таким требованиям, является использование песенного творчества. Однако традиционные формы работы с песнями и стихами в обучении английскому языку в основном сводятся к прослушиванию, чтению и переводу, заучиванию и воспроизведению их наизусть.
Общая концепция применения рифмованного материала в обучении пока что отсутствует. Разработка этой концепции очень важна, ведь целью обучения иностранному языку является не только приобретение знаний, формирование у школьников навыков и умений, но и комплексное усвоение ими сведений страноведческого, лингвокраеведческого и культурно-эстетического характера, познания ценностей другой для них национальной культуры через образцы песенного и поэтического творчества.
Проблемой возможности использование поэтических текстов, песен и музыки на уроках иностранного языка методисты занимаются уже несколько десятилетий. Эффективность использования рифмованного материала на уроках английского языка анализируют С.О. Китаева [Китаева 1989], Е.С. Осипова [Осипова 2015], G. Kelly [Kelly 2001] и другие. А. Карпенко работала над исследованием роли песни и музыки в изучении грамматики английского языка А. Карпенко [Карпенко 2004]. Н.Ю. Абрамовская [Абрамовская 2017] в своих исследованиях раскрыла потенциал песни в формировании эстетического и нравственного компонента личности. Роль музыки в повышении запоминания является предметом исследования таких ученых, как Н.Ю. Абрамовская [Абрамовская 2017], Т.М. Веселова, Т.Е. Вильберг, Т.Е. Мишина, Е.И. Летавина, Н.Ю. Скокова [Вильберг 2006], И.Ю. Пашкеева [Пашкеева 2014] и другие.
Практически все педагоги и методисты, работающие с детьми на разных этапах обучения, отводят большое место рифмованному материалу при изучении английского языка. Некоторые учебные пособия целиком базируются на использовании поэтических текстов: или аутентичных, или специально сочиненных. Песни, по утверждению многих ученых, считаются лучшим средством преподавания английского языка в целом и формирования навыков произношения в частности.
В данной работе рассматривается обучение английскому произношению на начальном этапе изучения, так как здесь являются приоритетом развивающие задачи, связанные с формированием положительной мотивации. Основной задачей на данном этапе является формирование основных навыков иноязычного общения. От осознания возможности правильно и красиво выражать одну и ту же мысль на другом языке, включая языковую догадку и умение выражать личностное отношение к воспринятой информации.
Итак, актуальность данной работы обусловлена необходимость знать, что именно на начальном этапе обучения дети быстро усваивают новый материал, им свойственна имитация, что помогает, на подсознательном уровне, откладывать вновь полученные знания.
Целью данной работы является изучение методики обучения младших школьников произношению английского языка на основе рифмованного материала музыкального и поэтического характера.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Дать характеристику возможностям рифмованного материала в процессе совершенствования произносительной стороны иноязычной речи детей младшего школьного возраста.
2. Определить роль и место фонетических навыков в обучении иностранному языку; описать основные требования к формированию фонетических навыков у детей младшего школьного возраста.
3. Дать характеристику возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.
4. Провести исследование по совершенствованию произносительной стороны иноязычной речи детей младшего школьного возраста через использование рифмованного материала.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что использование рифмованного материала для совершенствования произносительной стороны речи младших школьников будет успешным, если будут соблюдены следующие условия:
− учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;
− использование рифмованного материала в комбинации с игровыми заданиями и упражнениями;
− создания положительной мотивации к изучению иностранного языка.
Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования; эксперимент; наблюдение.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды таких исследователей, как Н.Ю. Абрамовская, Г.В. Барабанова, Н.Д. Гальскова, А.И. Гордеева, С.О. Китаева, А.Р. Лурия, Е.В. Малыгина, Е.И. Негневицкая, З.Н. Негневицкая, Е.В. Носонович, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, С.К. Фоломкина, Д.Б. Эльконин, G.Kelly, J. Tough, P. Sanderson и др.
Структура исследования обусловлена поставленной целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сформированные навыки произношения на английском языке в начальной школе обеспечивают базу для более качественного изучения языка в основной школе. Учитель при организации учебного процесса должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. Использование рифмованного материала может помочь педагогу повысить уровень мотивации, создать положительную и эмоциональную атмосферу обучения, благоприятные условия для коллективного взаимодействия. Игра, сопровождаемая поэтическим либо песенным материалом, способствует не только усвоению лексического и грамматического материала, но и формированию навыков произношения.
Нами было проведено исследование с целью выявления уровня сформированности навыков иноязычного произношения у младших школьников.
В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста, средний возраст которых – 9-10 лет, учащиеся 4 «А» и 4 «Б» классов.
В качестве методов исследования были определены наблюдение и беседа, использование которых позволило нам выделить три группы младших школьников относительно сформированности у них навыков иноязычного произношения.
Было установлено, что 5 детей (50%) обладают высоким уровнем сформированности навыков произношения. Средний уровень был выявлен у 4 младших школьников (40%). У 1 школьника (10%) был отмечен низкий уровень сформированности навыков иноязычного призношения.
На формирующем этапе исследования была разработана и апробирована система упражнений по совершенствованию произносительной стороны иноязычной речи у младших школьников через использование рифмованных материалов, в рамках которой были выделены критерии отбора рифмованных материалов для использования на уроках иностранного языка в начальной школе; была разработана система упражнений, направленных на обучение иноязычному произношению с использованием рифмованных материалов.
Сформированниые навыки произношения создают младшим школьникам психологический комфорт в иностранном языке и повышают мотивацию его изучения.
При условии использования учебного материала музыкального и поэтического характера усвоение фонетического материала и формирование навыков правильного произношения проходит гораздо легче и интереснее.
Достижению цели и решению задач процесса формирования навыков произношения младших школьников способствует правильно подобранный аутентичный материл для обучения, примерами которого являются аутентичные песни, поэзия, рифмовки и пр.
В качестве учебного материала предлагаем использовать чанты из книг Кэролин Грэхэм «Grammar chants More Jazz Chants», «Small Talk: More Jazz Chants», «Nursery Rhymes».
Особое внимание на уроках мы уделяем работе с аудиозаписями. На уроках используются такие приемы, как демонстрация и объяснение звука учителем, индивидуальное и хоровое проговаривание, работа с аудиозаписью.
Обязательным условием формирования навыков произношения на начальном этапе обучения английскому языку в общеобразовательной школе является использование упражнений для тренировки артикуляционного аппарата и постановки звуков.
Учебный материал музыкального и поэтического характера на уроках английского языка в процессе формирования навыков произношения в начальной школе может выполнять сразу несколько функций: для фонетической зарядки в начале урока; для закрепления фонетического, лексического и грамматического материала; для релаксации в середине или в конце урока, когда дети устали или нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность; для улучшения артикуляции; для развития умений аудирования, что в свою очередь формирует навыки произношения.
Все упражнения на уроках должны сопровождаться образцовой речью учителя.
После применения разработанной системы работы с использованием рифмованных материалов на уроках иностранного языка в начальной школе для совершенствования навыков произношения повторно были проведены наблюдение и беседа с целью выявления эффективности использования рифмованных материалов в процессе обучения английскому языку в работе с младшими школьниками.
В результатах исследования была намечена положительная динамика: у 5 учащихся (50%) отмечен высокий уровень сформированности навыков произношения по сравнению с 2 детьми (20%) на констатирующем этапе; у 4 учащихся (40%) отмечен средний уровень сформированности навыков произношения по сравнению с 5 детьми (50%) на констатирующем этапе; у 1 учащегося (10%) отмечен низкий уровень сформированности навыков произношения по сравнению с 3 детьми (30%) на констатирующем этапе.
Таким образом, разработанная нами система работы по обучению говорению младших школьников через использование рифмованных материалов оказалась эффективной.

  

В связи с введением устного экзамена по английскому языку в 9-м и 11-м классах проблема обучения произношению на начальном этапе изучения английского языка является одной из главных проблем в методике обучения английскому языку. Обучение правильному английскому произношению – очень сложное дело. Без правильно поставленного произношения невозможно проявление коммуникативной функции языка.
К сожалению, в рамках школьной программы фонетике почти не уделяется внимание. Как правило, школьники старших классов неплохо говорят по-английски, но их произношение только отдаленно напоминает современный английский язык. Исправить произношение в таком возрасте практически невозможно, поэтому фонетикой следует начинать заниматься на первых порах обучения.
Как известно, цель обучения иностранному языку в начальной школе является интегративной по своей сути. Она состоит в формировании элементарной коммуникативной компетенции в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. На конец четвертого класса младшие школьники должны овладеть иностранным языком на уровне элементарного пользователя. Решению этих задач будет способствовать коммуникативный подход в образовании.
Коммуникативный подход к обучению иностранному языку требует от учителя создания атмосферы сотрудничества с учащимися, активного их участия в процессе обучения на уроке, когда дети охотно выражают свои мнения, делают выводы и предлагают свои варианты решения сложных жизненных проблем. Учебный материал на уроке должен быть максимально приближенным к реальной жизни учеников, к проблемам, которые их интересуют, и виды деятельности должны влиять не только на сознание учащихся, но и проникать в их эмоциональную сферу. Одним из приемов, который отвечает таким требованиям, является использование песенного творчества. Однако традиционные формы работы с песнями и стихами в обучении английскому языку в основном сводятся к прослушиванию, чтению и переводу, заучиванию и воспроизведению их наизусть.
Общая концепция применения рифмованного материала в обучении пока что отсутствует. Разработка этой концепции очень важна, ведь целью обучения иностранному языку является не только приобретение знаний, формирование у школьников навыков и умений, но и комплексное усвоение ими сведений страноведческого, лингвокраеведческого и культурно-эстетического характера, познания ценностей другой для них национальной культуры через образцы песенного и поэтического творчества.
Проблемой возможности использование поэтических текстов, песен и музыки на уроках иностранного языка методисты занимаются уже несколько десятилетий. Эффективность использования рифмованного материала на уроках английского языка анализируют С.О. Китаева [Китаева 1989], Е.С. Осипова [Осипова 2015], G. Kelly [Kelly 2001] и другие. А. Карпенко работала над исследованием роли песни и музыки в изучении грамматики английского языка А. Карпенко [Карпенко 2004]. Н.Ю. Абрамовская [Абрамовская 2017] в своих исследованиях раскрыла потенциал песни в формировании эстетического и нравственного компонента личности. Роль музыки в повышении запоминания является предметом исследования таких ученых, как Н.Ю. Абрамовская [Абрамовская 2017], Т.М. Веселова, Т.Е. Вильберг, Т.Е. Мишина, Е.И. Летавина, Н.Ю. Скокова [Вильберг 2006], И.Ю. Пашкеева [Пашкеева 2014] и другие.
Практически все педагоги и методисты, работающие с детьми на разных этапах обучения, отводят большое место рифмованному материалу при изучении английского языка. Некоторые учебные пособия целиком базируются на использовании поэтических текстов: или аутентичных, или специально сочиненных. Песни, по утверждению многих ученых, считаются лучшим средством преподавания английского языка в целом и формирования навыков произношения в частности.
В данной работе рассматривается обучение английскому произношению на начальном этапе изучения, так как здесь являются приоритетом развивающие задачи, связанные с формированием положительной мотивации. Основной задачей на данном этапе является формирование основных навыков иноязычного общения. От осознания возможности правильно и красиво выражать одну и ту же мысль на другом языке, включая языковую догадку и умение выражать личностное отношение к воспринятой информации.
Итак, актуальность данной работы обусловлена необходимость знать, что именно на начальном этапе обучения дети быстро усваивают новый материал, им свойственна имитация, что помогает, на подсознательном уровне, откладывать вновь полученные знания.
Целью данной работы является изучение методики обучения младших школьников произношению английского языка на основе рифмованного материала музыкального и поэтического характера.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Дать характеристику возможностям рифмованного материала в процессе совершенствования произносительной стороны иноязычной речи детей младшего школьного возраста.
2. Определить роль и место фонетических навыков в обучении иностранному языку; описать основные требования к формированию фонетических навыков у детей младшего школьного возраста.
3. Дать характеристику возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.
4. Провести исследование по совершенствованию произносительной стороны иноязычной речи детей младшего школьного возраста через использование рифмованного материала.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что использование рифмованного материала для совершенствования произносительной стороны речи младших школьников будет успешным, если будут соблюдены следующие условия:
− учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;
− использование рифмованного материала в комбинации с игровыми заданиями и упражнениями;
− создания положительной мотивации к изучению иностранного языка.
Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования; эксперимент; наблюдение.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды таких исследователей, как Н.Ю. Абрамовская, Г.В. Барабанова, Н.Д. Гальскова, А.И. Гордеева, С.О. Китаева, А.Р. Лурия, Е.В. Малыгина, Е.И. Негневицкая, З.Н. Негневицкая, Е.В. Носонович, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, С.К. Фоломкина, Д.Б. Эльконин, G.Kelly, J. Tough, P. Sanderson и др.
Структура исследования обусловлена поставленной целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты совершенствования произносительной стороны иноязычной речи детей младшего школьного возраста посредством использования рифмованного материала
1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Учебный процесс по иностранному языку в средней общеобразовательной школе делится на три ступени: начальная – 1-4 классы, средняя – 5-9 классы, старшая – 10-11 классы [Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ].
Выделение этих этапов связано с необходимостью группового овладения иноязычной деятельностью. В свою очередь, успешное обучение иностранному языку зависит от учета психолого-педагогических характеристик учеников, которые предопределяют использование методично рациональных приемов, форм и средств обучения. Рассмотрим особенности обучения на каждой ступени, а именно содержание и некоторые вопросы организации процесса обучения.
На начальной ступени закладываются основы владения иностранным языком. От уровня сформированности лексических, грамматических и орфографических навыков, а также развития умений аудирования, говорения, чтения и письма, которые определены в программе, зависит дальнейший успех в овладении учащимися иностранным языком как средством иноязычного общения.
На начальной ступени ученики должны научиться воспринимать на слух устную речь, делать небольшие сообщения, участвовать в беседе.
Обучение чтению строится на усвоенном в устной речи лексико-грамматическом материале. На этой же степени ставится задача овладеть техникой чтения вслух, а также молча с полным пониманием содержания текста. Относительно письма ученики должны усвоить графику и орфографию иностранного языка, использовать письмо как средство фиксации иноязычного материала и делать небольшие письменные сообщения [Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования 2002 : 305].
Объем учебного материала должен быть достаточным, чтобы заложить основы владения каждым видом речевой деятельности на элементарном коммуникативном уровне. На этой ступени учащиеся овладевают звуковой и графической системами языка, наиболее распространенными грамматическими явлениями Учитывая характер и объем работы, которая необходима для достижения требований программы, на иностранный язык на этой ступени дается наибольшее количество часов по сравнению с другими степенями.
На эффективность организации начального периода обучения влияет определение ведущих видов речевой деятельности.
Результаты методических исследований, а также многолетний опыт учителей свидетельствуют о том, что доминирующим в обучении на начальной ступени должна быть устная речь. Именно навыки и умения устной речи оказывают положительное влияние на развитие умений во всех других видах речевой деятельности.
Успешность организации начальной ступени обучения зависит от учета психофизиологических и психологических особенностей учащихся. Сочетание наглядно-образного мышления с возрастающей способностью к абстрактному мышлению, к обобщены, и создает благоприятные условия для овладения иностранным языком на начальном степени.
Мышление тесно связано с характером восприятия и ощущениями. Обучая иностранному языку как средству общения, необходимо уделить большое внимание формированию фонетических навыков, особенно в начале обучения, когда создается основа владения иностранным языком. В этот период ученики способны воспринимать большое количество материала, усвоение которого вообще требует много времени и усилий. Необходимо также отметить, что восприятие речи основывается не только на сенсорных, но и на моторных компонентах. Это означает, что формирование базы восприятия иностранного языка требует функционирования речедвигательных раздражителей. Итак, обучение восприятия иноязычной речи должно быть тесно связано с повторением, воспроизведением материала, который необходимо усвоить [Рогова 2000 : 232].
Для обучения иностранному языку важным фактором является речевая память. Речевая память младшего школьника связана с процессами осмысления, систематизации, установление логических связей, поэтому для целенаправленной работы памяти важным фактором является осмысленность, понимание выполняемой деятельности.
Работа памяти базируется на процессах запоминания: произвольного и непроизвольного. Непроизвольное запоминание является генетически первичным по сравнению с произвольным и занимает немалое место в обучении. Как подчеркивают психологи, непроизвольное запоминание будет более эффективным при условии содержательности, осмысленности деятельности, которая выполняется. В структуре памяти школьника непроизвольное запоминание сочетается с произвольным. Согласно результатам психологических исследований, ученики начальной ступени обучения могут выдерживать большие нагрузки на механическую память, которая при целенаправленной деятельности может быть вполне продуктивной.
Успешность работы памяти зависит от эмоций, а источник эмоций — это действительность, это участие в интересной и осмысленной деятельности связанной с потребностями личности. Так что в обучении иностранному языку необходимо учитывать потребности учащихся, их интересы, жизненный опыт, что повышает их эмоциональный тонус, стимулирует к активной работе. Необходимо также отметить, что положительное эмоциональное состояние учеников хорошо влияет на процессы усвоения учебного материала [Пассов 1981 : 33].
Важным фактором в процессе обучения есть внимание учеников на уроке, от которой зависит результат учебной деятельности. Как известно, исходным моментом в изучении иностранного языка является непроизвольное внимание.
В процессе воспитания и обучения развивается произвольное внимание, предусматривающее применение волевых усилий для решения конкретных задач и достижения поставленных целей. Непроизвольное внимание обусловлено интересом к предмету, к определенной деятельности. Это означает, что учебная деятельность должна быть для учеников интересной и мотивированным. Организация именно такой деятельности учащихся на уроке дает возможность максимально использовать потенциал непроизвольного внимания, а также развивать произвольное внимание. Среди характеристик внимания психологи определяют ее устойчивость, избирательность, объем. Существенной особенностью начального периода овладения им есть то, что здесь по-особому действует учебная (познавательная) мотивация. На начальной ступени вступают в силу законы забывания, которые активно действуют, когда ученики уже изучили богатый материал и продолжает поступать новый. Все, что повторяется, — новое и оно не вступает в противоречие со старым. И хотя сильное влияние на этой ступени имеет родной язык, однако еще мало проявляется межъязыковая интерференция [Пассов 1981 : 33].
При обучении общению на иностранном языке необходимо учитывать опыт социальной коммуникации учащихся, слабое развитие психологических механизмов. Касательно уровня коммуникативного развития учащихся на родном языке, то на этой ступени имеет место осложнение устных и письменных высказываний, увеличение их объема. Подбор языковых средств, способы формирования и формулирования мысли становятся предметом осознания учеников. Психологические исследования показывают, что школьники этой возрастной группы склонны к самостоятельной творческой работе, однако в подавляющем большинстве случаев речевая деятельность носит «подражательный», репродуктивный характер. Указанные характеристики начальной ступени обусловливают действие методических факторов. Это, прежде всего, возможность интенсифицировать учебный процесс [Николаева 2017 : 70].
Во-первых, здесь действует, кроме познавательной мотивации, собственно коммуникативная. Ученик стремится заговорить, научиться читать, писать на новом для него языке. Во-вторых, он хорошо переносит тренировочную работу, охотно включается игру, создающую резервы для увеличения объема материала. Значительный интерес учащихся этой ступени вызывает использование в обучении литературных персонажей, в том числе сказочных. Игровые ситуативные упражнения с участием таких персонажей оживляют урок, вызывают у учащихся желание общаться с ними. Трудно переоценить роль зрительной и слуховой наглядности в данном случае. Правильное и целесообразное ее использование значительно активизирует работу учащихся на уроке. Наиболее широко применяются рисунки, аппликации, (предметы, макеты, диапозитивы, схемы, таблицы, раздаточный материал в виде фонограммы различных типов. Аудиовизуальные средства обучения являются также эффективными. Наиболее распространенными для данной степени может стать хоровая, фронтальная и парная работа, использование стихов, песен, инсценировок и приемов обучения, требующих двигательной деятельности учащихся [Дмитрова 2005 : 5-12].
Постепенное внедрение раннего обучения одному из иностранных языков в начальных классах – одна из характерных черт современной общеобразовательной школы.
Курс обучения иностранному языку в начальной школе состоит из двух этапов – подготовительного (1-й год обучения) и основного (2-4 года обучения). Первый год обучения – это специальный пропедевтический курс, целью которого является подготовка к усвоению основного курса.
Практическая цель обучения иностранному языку в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основы владения иностранным языком у младших школьников, то есть сформировать начала фонетических, лексических, грамматических орфографических навыков и умений аудирования, говорения, чтения и письма в пределах программных требований.
Определение объема учебного материала для начальных классов обуславливается базовым уровнем владения иностранным языком, то есть уровнем, достаточным для общения в устной и письменной форме на элементарном коммуникативном уровне. Раннее обучение иностранному языку предполагает овладение учащимися звуковой и графической системами языка, усвоение определенного количества наиболее употребляемых грамматических явлений, активного лексического минимума [Методика обучения иностранным языкам… 2010 : 464].
Рациональная организация раннего обучения иностранному языку в начальных классах обусловлено действием определенных факторов, среди которых выделяются психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста, общепедагогическая специфика учебного процесса и условия обучения иностранному языку в начальной школе.
Таким образом, раннее обучение иностранному языку должно быть ориентировано на психофизиологические возрастные особенности учащихся. Как отмечают психологи, категория детей младшего школьного возраста (6-9 лет) характеризуется достаточно высоким уровнем развития памяти, мышления, восприятия, внимания, становлением произвольной организации деятельности.
Память детей младшего школьного возраста имеет большие возможности. Они достаточно легко и прочно запоминают как отдельные иностранные слова, так и словосочетания, фразы, стихи, языковые клише. Высокой эффективностью характеризуются и имитативные способности детей. Скорость и прочность запоминания, возрастные имитативные способности объясняются как преимуществом механизмов долговременной памяти, так и наличием явления «импринтинга», то есть запечатление языкового и речевого материала в сознании при необходимой мотивации, стимула. Это предполагает широкое использование разнообразных форм работы, интересных игр, песен, рифмовок, стихов. Значительную роль играют музыкальное сопровождение, мимика, жесты, движения, звукоимитация.
В общей структуре мышления младших школьников главную роль играют именно образные компоненты. Успешность решения умственных и вербальных задач зависит от наличия реальных предметов или их изображений. Выводы, обобщения делаются на основе конкретных факторов. Создание соответствующих условий и специальная организация обучения стимулирует развитие абстрактного мышления, позволяет младшим школьникам усвоить теоретический материал. Интеллектуальное развитие учащихся при обучении иностранному языку достигается сочетанием коммуникативно-практической направленности обучения с когнитивной. Особенно благоприятные условия для внедрения этого подхода обнаруживаются во втором классе. Ведь ученики за первый год обучения в школе приобретают навыки письма и чтения на родном языке. Они накапливают элементарные теоретические сведения о системе родного языка, которая уже усвоена ими на практике. Тем самым существенно облегчается усвоение базовых языковых понятий иностранного языка. Ученики быстрее и качественнее усваивают правила чтения. Быстрое сенсорное развитие детей еще в дошкольном возрасте приводит к достаточному уровню восприятия иноязычного материала в начальных классах школы.
Дети младшего школьного возраста способны ориентироваться на форму и цвет предмета, по этой причине в характере их восприятия огромная роль отводится внешней привлекательности учебного материала. Дети должны воспринимать разные речевые образцы, по которым им нужно действовать.
Также мы считаем необходимым отметить, что младшие школьники не способны сосредотачивать свое внимание на одном объекте или действии долго. В связи с этим уроки иностранного языка должны быть насыщены упражнениями, позволяющими разнообразить учебный процесс, помогающие направлять внимание школьников в правильном направлении.
Наглядность и технические средства обучения имеют большое значение в поддержании внимания на уроке. Правильно подобранные подобные средства вызывают у детей интерес к предмету, придают их речи образность и эмоциональность. В свою очередь интерес стимулирует память, обеспечивающую накопление языкового материала.
Для младших школьников характерной является потребность в игре, внешних впечатлениях, познавательных потребностях, движениях. Учет этих потребностей реализуется в интегрировании иноязычной деятельности школьников с различными видами практической деятельности, которые типичны для их возраста: игровой, изобразительной, двигательной и трудовой. Благодаря подобной интеграции достигается необходимая для этого степени динамика урока; учебная деятельность детей приобретает характер гармоничного и развивающего процесса, где один вид деятельности переходит в другой, а задача овладеть речевым общением остается открытым [Эльконин 2001 : 416].
Таким образом, младший школьный возраст является благоприятным периодом для обучения детей иностранному языку, при этом именно на начальной ступени закладываются основы, необходимые для дальнейшего изучения иностранного языка на средней и старшей ступенях.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы