Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Методическое сопровождение деятельности воспитателей по проектированию и реализации образовательных программ в ДОО
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы методического сопровождения деятельности воспитателей по проектированию и реализации образовательных программ ДОО 6
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий «методическое сопровождение» и «образовательная программа ДОО» 6
1.2. Подходы и технологии реализации образовательных программ в деятельности ДОО на современном этапе 16
1.3. Организация методического сопровождения деятельности воспитателей по проектированию и реализации образовательных программ в ДОО 24
Вывод по главе 1 33
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по организации методического сопровождения деятельности воспитателей дошкольной организации по проектированию и реализации образовательных программ 35
2.1. Выявление готовности ДО к организации методического сопровождения деятельности воспитателей по проектированию и реализации образовательных программ в ДОО 35
2.2. Содержание комплекса мероприятий методического сопровождения деятельности воспитателей дошкольной организации в условиях проектирования и реализации образовательных программ 44
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 51
Выводы по главе 2 53
Заключение 55
Список литературы 57
Приложения …………………………………………………………………….. .64
Введение:
Актуальность темы. Модернизация системы образования в РФ на современном этапе развития нашего общества требует внедрения новых, соответствующих реалиям жизни современных подходов к организации учебного процесса, внедрения новых стандартов образовательной деятельности, что обуславливает настоятельную потребность в реформировании образования, определяет требования к профессионализму педагогов, формирует новые требования и принципы эффективности в использовании человеческих, экономических и материальных ресурсов в образовательных учреждениях. Настоящий этап развития образования характеризуется существенным обновлением содержания и методик обучения, стандартизацией образования и формированием рынка его услуг, попытками задействовать научный потенциал и передовой педагогический опыт. В этих условиях существенно возрастает роль методического сопровождения образовательного процесса и развития методических служб образовательных учреждений.
Современные образовательные учреждения как социально-педагогическая система должны обеспечивать достижение положительных образовательных результатов, которые соответствовали бы требованиям общества и создавать условия для раскрытия потенциала личности как ученика, так и учителя. Поэтому научно — методическая и исследовательская, проектная, творческая работа педагогических работников ДОО становится неотъемлемой составляющей деятельности учреждения. Эти требования объединяются в рамках федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который утверждается органами власти, уполномоченными регулировать политику в сфере образования.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены современные ориентиры развития дошкольного образования, отмечена необходимость усиления его научного и методического сопровождения, обновления стандартов, широкого внедрения современных образовательных технологий и нового поколения программно-методического обеспечения. В этих условиях организация методического сопровождения в дошкольных образовательных организациях приобретает первостепенное значение. Вместе с тем, анализ деятельности педагогов современных ДОО свидетельствует о том, что они не всегда готовы к проектированию и реализации образовательных программ в дошкольной образовательной организации
Необходимо отметить, что происходящие вследствие внедрения ФГОС изменения в структуре образовательного процесса требуют от педагогов повышения качества педагогического мастерства, что возможно только при организации методическими службами образовательных учреждений серьезного сопровождения педагогов в различных направлениях деятельности. В связи с этим возникает необходимость в методическом сопровождении деятельности воспитателей по проектированию и реализации образовательных программ в дошкольной образовательной организации.
Вопросы научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических работников, роли методических служб в совершенствовании их профессиональной компетентности в условиях модернизации системы образования раскрыты в трудах: А.И. Васильевой, Э.А. Абибуллаевой, Н.А. Виноградовой, В.И. Зверевой, М.М. Поташника, В.А. Сластенина, П.И.Третьякова, С.К.Абдуллиной, Ю.К.Бабанского, В.И. Дружинина, И.И. Буевой, Е.Б. Евладовой, И.В. Жуковского, Л.П. Ильенко, Л.Г. Логиновой, В.С. Лазарева, А.М. Моисеева, Т.И. Шамовой и др., в которых исследователями раскрываются различные аспекты организации методической деятельности в образовательных учреждениях.
Концептуальные основы и практические подходы к проектированию образовательного процесса отражены в трудах В.А. Данилова, М.В. Дубцовой, О.В. Бережновой и др.
Однако, проведенный в рамках данного исследования анализ научной литературы показал, что широкого распространения проблема методического сопровождения деятельности воспитателей по проектированию и реализации образовательных программ в ДОО не получила. Таким образом, актуальность работы обусловлена потребностью практики развития методической службы дошкольного образовательного учреждения.
Цель исследования: охарактеризовать процесс методического сопровождения деятельности воспитателей ДОО по проектированию и реализации образовательных программ.
Объект исследования — проектирование и реализация образовательных программ в ДОО
Предмет исследования – процесс методического сопровождения деятельности воспитателей ДОО по проектированию и реализации образовательных программ
Задачи исследования:
— раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия «методическое сопровождение» и «образовательная программа ДОО».
— охарактеризовать подходы и технологии реализации образовательных программ деятельности ДОО на современном этапе
— обосновать организацию педагогических условий к проектированию и реализации образовательных программ в деятельности ДОО
— выявить готовность ДО к организации методического сопровождения деятельности воспитателей по проектированию и реализации образовательных программ
— разработать рекомендации по совершенствованию методического сопровождения деятельности воспитателей дошкольной организации в условиях проектирования и реализации образовательных программ
Методы исследования были обусловлены его задачами и спецификой исследуемого предмета. В работе были использованы следующие методы:
— теоретические — анализ научной психолого-педагогической, нормативно-правовой, учебно-методической литературы по проблеме исследования, ретроспективный анализ;
— эмпирические – анализ продуктов творческой деятельности педагогов, консультирование, педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент.
Заключение:
На основании теоретического анализа литературы мы пришли к выводу, что проектирование образовательной деятельности — это важный компонент профессиональной деятельности педагога, который включает педагогические действия, основанные на осознании цели деятельности, способов, приемов, методов и форм их осуществления. А проектирование образовательной деятельности является одним из путей реализации современной парадигмы образования в ДОО и важным средством обеспечения единства теории и практики. Реализация компонентов системы проектирования обеспечит оптимальную организацию взаимодействия участников учебного процесса, сделает его регулируемым и конкретизированным.
Методическую службу необходимо создать на диагностико-прогностической основе через систему мониторинга, направленной на отслеживание уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО и качества образования, привлечение педагогов ДОО к участию в конкурсных проектах, создание портфолио каждого педагога, разработка технологических карт по обучающим программам.
Проведенное эмпирическое исследование готовности ДО к организации методического сопровождения деятельности воспитателей по проектированию и реализации образовательных программ в ДОО состояло из трех этапов.
В результате констатирующего эксперимента оценивалась готовность ДО к проектированию и реализации образовательных программ в ДОО.
В ходе первого этапа исследования был выявлен ряд проблем педагогов по развитию навыков проектирования образовательных программ. Полученные ходе данного этапа исследования результаты напрямую указывают на недостаточный уровень профессионализма педагогов в решении сложных содержательных задач по проектированию современных программ для детей дошкольного возраста на неэффективную методическую работу по организации методического сопровождения проектирования образовательных программ с педагогами ДОО.
В ходе второй части исследования разработана программа повышения эффективности организации методического сопровождения проектирования и применения РППС в ДОО. Методическое сопровождение деятельности воспитателей дошкольной организации в условиях проектирования и реализации образовательных программ можно существенно повысить, если использовать современные технологии организации методического сопровождения проектирования образовательных программ ДОУ, повышения эффективности взаимодействия методической службы с педагогами ДОО, целенаправленно знакомить педагогов с исследованиями последних лет по проблеме проектирования и реализации образовательных программ ДОО; расширить ценностно-мотивационный, методический и технологический компоненты педагогов по проектированию и реализации образовательных программ; сформировать умение проектировать программу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, исходя из реального опыта, выявленного на основе педагогической диагностики.
Контрольный этап выявил положительную динамику в готовности педагогов к проектированию, что указывает на эффективность разработанной нами программы методического сопровождения воспитателей ДОО. Анализ результатов мониторинга показал, что произошли положительные изменения в формировании навыков проектирования и применения РППС в ДОО. Данная положительная динамика связана, по нашему мнению, с возросшим уровнем профессионализма педагогов в данной области в результате проделанной работы. Педагоги ДОО показали положительную динамику результатов готовности к проектированию программы, что в целом влияет на готовность ДОО к проектированию образовательной программы и показывает эффективность проведенной нами формирующей работы по совершенствованию методического сопровождения проектирования образовательных программ в дошкольных образовательных учреждениях.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы методического сопровождения деятельности воспитателей по проектированию и реализации образовательных программ ДОО
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий «методическое сопровождение» и «образовательная программа ДОО»
В современных психолого-педагогических исследованиях, посвященных проблеме профессионального развития личности, все чаще встречается термин «сопровождение», который употребляется для характеристики многообразных процессов, связанных в основном с оказанием помощи человеку в ходе его профессионализации.
Понятие «сопровождение» трактуется, как действие со значением «идти рядом». В словаре С. И. Ожегова понятие «сопровождение» истолковывается следующим образом: «…следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» и характеризует действие, сопутствующее какому-либо явлению.
С психологической точки зрения сопровождать кого-либо означает «начать действовать вместе с ним». Характеристика особенности понятия «сопровождение профессионала» в психологической науке представлена в работах Э. Ф. Зеера, который под психологическим сопровождением понимает «…целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности» [24, с.67]. В качестве наиболее значимых функций сопровождения ученым выделяются: диагностика проблемы, информирование и консультирование профессионала, оказание первичной помощи на начальных этапах решения проблемы.
В педагогической науке вопросом сопровождения педагога занимались многие исследователи.
В педагогике сопровождение понимают, как «деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора» [29], «взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, целью которого является устранение жизненных трудностей сопровождаемого».
Смысл сопровождения состоит в усилении позитивных факторов развития и нейтрализации негативных, что позволяет соотносить сопровождение с внешними преобразованиями, благоприятными для подкрепления внутреннего потенциала субъекта развития.
Л.Н. Бережнова характеризует понятие «сопровождение» как «…специально организованный и контролируемых процесс приобщения субъекта к взаимодействию, направленный на разрешение проблемных ситуаций» [9, с. 21]. Среди основных направлений сопровождения исследовательницы выделяет: аналитико-проектирующий, консультирующий, координирующий, организационный.
В рамках исследований, проведенных Е.И. Казаковой — это «…деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения проблем жизненного выбора» [27, с.11].
В.И. Дружинин определял «сопровождение» как систему профессиональной работы педагогического коллектива, «…ориентированную на обеспечение социально-психологической среды для эффективного обучения и психологического развития в процессе взаимодействия» [20, с.135].
В работах Е.Н. Козловой, С.А. Белоусовой, Л.М. Митиной и других ученых педагогическое сопровождение рассматривается как «…движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости – помощь и поддержка» [28, с.6].
Таким образом, можно обобщить, что сопровождение в педагогической науке выступает как специфическая форма взаимодействия, направленная на обеспечение благоприятных возможностей для развития субъектов взаимодействия, а его основополагающими параметрами представляются поддержка во время принятия решений, взаимодействие.
Результаты проведенного анализа научной литературы, позволяют выделить в понятии «сопровождение» следующую содержательную особенность: предоставление сопровождаемому той степени свободы, за которую он может нести ответственность в силу возрастных и индивидуальных особенностей; преимущественное использование «мягких» методов педагогического взаимодействия.
На современном этапе развития образовательной системы РФ, педагогическое сопровождение выступает фактором успешности в преобразовании деятельности и самосовершенствовании педагога. Оно предполагает создание ориентировочного поля профессионального развития личности, способствует формированию профессионального «Я», поддержанию объективной самооценки педагога, оказанию оперативной помощи и поддержки, а также развитию активной позиции педагогических работников по отношению к своей деятельности и себе как субъекту этой деятельности.