Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Методические основы формирования читательской мотивации в начальной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………7
1.1 Мотивация, ее роль в читательской деятельности…………………………7
1.2 Виды мотивации и типы мотивов (мотивы познавательные, социальные, личностные)…………………………………………………………………..19
1.3 Приёмы повышения мотивации к чтению у младших школьников……..24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ …………………………………………………………………………………….36
2.1 Констатирующий эксперимент. Определение актуального уровня мотивации к чтению…………………………………………………………….36
2.2 Содержание работы по формированию читательской мотивации младших школьников средствами литературного чтения и внеурочной литературной деятельности…………………………………………………………………….43
2.3 Анализ результатов исследования по формированию читательской мотивации у младших школьников……………………………………………65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………73

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В младшем школьном возрасте закладываются главные читательские умения и навыки, разрешается вопрос, будет ли интерес ребенка к книге деятельным или инертным. Читательская мотивация во многом обусловливает становление ребенка как личности, потому процесс ее формирования является не только педагогической, психологической, методической, но и социальной проблемой. Кроме того, чтение играет важную роль в моральном, нравственном и духовном воспитании подрастающего поколения, а также содействует формированию речемыслительных умений, смыслового восприятия, интереса, памяти, воображения ребенка. Читательская мотивация является фактором формирования познавательной активности и, следовательно, имеет важное значение в воспитании грамотного учащегося.
Серьезность данной проблемы и необходимость поиска путей ее решения нашла отражение и в положениях ФГОС НОО. В начальной школе на уроках литературного чтения главной целью обучения является овладение учащимися навыком осознанного, правильного и беглого чтения. Для достижения этой цели необходимо прививать ребенку интерес и любовь к чтению как источнику знаний и духовного наполнения, как средству формирования в человеке человека.
Различным аспектам изучения читательской мотивации детей посвящены труды Ананьевой Д.С., Репиной А.И., Багичевой Н.В., Чёрной Т.И., Бородиной В.А., Бородина С.М., Джежелей О.В., Львова М.Р., Степчевой Т.В. и др. Сущностные характеристики процесса становления читательской мотивации рассматривали исследовали Гусакова О.Я., Зобнина М.Я., Калина Г.Д., Красильникова О.А. и др.
В современном обществе проблема формирования читательской мотивации стоит особенно остро, так как на сегодняшний день мы можем наблюдать негативное влияние современного социума: дети рано приобщаются к компьютерным играм, увлечены различными гаджетами, не любят читать и скучают на уроках литературного чтения.
Кроме того, немаловажна здесь и роль родителей, которые не подают должного примера своим детям. В последнее время можно слышать, как деятели образования, представители издательств выступают за смену печатных учебников электронными. Однако, по данным ученых [72], чтение книги и чтение с экрана гаджета – совершенно разные виды чтения. При восприятии электронных учебников у обучающихся не формируются в должной мере речемыслительные умения.
Сложность проблемы формирования читательской мотивации у детей младшего школьного возраста требует поиска новых подходов к ее решению.
Уроки литературного чтения и внеурочная литературная деятельность располагают огромными возможностями для развития и воспитания детей. В рамках уроков и внеурочной деятельности могут быть успешно использованы формы и методы работы по развитию читательской мотивации обучающихся.
Тем не менее, несмотря на широкие возможности формирования читательской мотивации младших школьников средствами уроков литературного чтения и внеурочной деятельности, данный вид работы достаточно редко используется в педагогической практике. Выявленное противоречие обусловило выбор темы нашего исследования: «Методические основы формирования читательской мотивации в начальной школе» и позволило сформулировать его проблему.
Проблема исследования заключается в определении методических основ развития читательской мотивации младших школьников в рамках уроков литературного чтения и внеурочной деятельности.
Цель исследования – теоретически обосновать, выявить, апробировать и проверить эффективность системы работы по формированию читательской мотивации младших школьников средствами литературного чтения и внеурочной литературной деятельности.
Объект исследования – процесс формирования читательской мотивации младших школьников.
Предмет исследования – система работы по формированию читательской мотивации младших школьников средствами литературного чтения и внеурочной литературной деятельности.
Гипотеза исследования – правильно организованная методическая работа на уроках литературного чтения и внеурочной литературной деятельности может быть эффективным средством повышения мотивации к чтению у младших школьников.
Для достижения цели и доказательства гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:
1) Дать определение мотивация, выявить ее роль в читательской деятельности.
2) Описать виды мотивации и типы мотивов.
3) Изучить приёмы повышения мотивации к чтению у младших школьников.
4) Провести диагностику актуального уровня мотивации к чтению у младших школьников.
5) Описать содержание работы по формированию читательской мотивации младших школьников средствами литературного чтения и внеурочной литературной деятельности.
6) Проанализировать результаты исследования по формированию читательской мотивации у младших школьников.
Научная новизна – в работе были уточнены понятия «мотив», «мотивация», описаны виды и типы мотивов, изучены приёмы повышения мотивации к чтению у младших школьников.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что в данной работе определены основы методики формирования читательской мотивации младших школьников, которые могут успешно использоваться в практике преподавания в начальных классах общеобразовательных школ.
Методологической и теоретической основой исследования являются:
 подходы к проблеме формирования читательской мотивации, разработанные психологами и педагогами (Хомутская Е.Ю. «Читательская мотивация молодежи», Тихомирова И.И. «Мотивация чтения: стимулы, мотивы, потребности», Терентьева Н.П. «Мотивация читательской и литературно-творческой деятельности старшеклассников», Первова Г.М. «Формирование и развитие мотивации чтения», Мишлимович М.Я. «Мотивация к чтению — важное звено в процессе формирования читательской компетенции» и др.);
 методические подходы к воспитанию детей средствами внеурочной деятельности (Андреев В.И. «Внеклассная работа по литературе в начальной школе», Братухина Л.П. «Развитие читательских интересов младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности», Бушнина Е.И. «Из опыта внеклассной работы по литературному чтению» и др.).
Методы исследования:

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1) Термин «мотивация», примененный к чтению, используется при изучении причин и механизмов, определяющих направленность человека на общение с книгой. Плохо, если нет свойственной мотивации чтения. Знания, полученные только из книг, не гарантируют развития душевных качеств. Для этого нужна внутренняя (личная, духовная) тяга как важнейший мотив чтения. Движущей силой в нем есть внутренняя потребность в общении с хорошей книгой. Эта потребность является наиболее благоприятной для развития личности и во многом совпадает с ее потребностью в самоактуализацией.
2) Читательская потребность является одной из основных разновидностей духовных потребностей личности, определяет ее культурный и нравственный уровень. Потребность в чтении тесно связана с мотивационной сферой, которая формирует нравственное отношение человека, цели и смысл жизни, адекватное восприятие действительности и необходимость духовного самосовершенствования. Мотивация к чтению поощряет читательское развитие, читательскую активность, определяет характер удовлетворения разнообразных читательских потребностей в течение всей жизни человека. Интерес к чтению – это избирательное отношение читателя к книге, которое возникает на основе потребностей в чтении.
3) Мотивацией к чтению является направленность ученика на активное чтение. Например, если деятельность учащегося направлена на работу с предметом, который изучается (лингвистические, математические, биологические и т.д.), то можно говорить о когнитивных мотивах (собственное развитие в процессе обучения; действие вместе с другими и для других, изучение нового, неизвестного). Если деятельность ученика во время его чтения направлена на отношения с другими людьми, то это обычно вопрос разных социальных мотивов. Другими словами, одни ученики больше мотивированы процессом познания во время чтения, а другие – мотивированы отношениями с другими людьми.
4) Показателями высокого уровня читательской мотивации у учеников начальных классов являются: положительное отношение к самой деятельности читателя («я люблю читать»); интерес к конкретным книгам («Я хочу читать эти книги»); страсть к самому процессу чтения («я не могу оторваться от книги»); желание поделиться с другими радостью общения с книгой («Я хочу, чтобы другие узнали об этой книге»).
5) Уроки литературного чтения и внеурочная литературная деятельность играют огромную роль в формировании развития читательской мотивации детей. При правильной организации и проведении таких занятий комплексно развиваются и сенсорные способности детей, расширяется сфера самостоятельной и коллективной творческо-мыслительной деятельности, что создает комфортные и естественные условия для процесса учения-общения. Развитие читательской мотивации во многом предопределено организацией учебной деятельности, которая должна быть направлена на то, чтобы научившиеся читать дети сумели полноценно воспринимать художественный текст, осознавая его образную природу, учились приемам работы с ним. К приемам повышения мотивации к чтению можно отнести инсценирование, чтение по ролям, игры-драматизации, пантомиму, создание определённой предметно-пространственной среды и др.
6) В практической части нашего исследования нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая включала в себя 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Целью констатирующего этапа было выявить уровень сформированности читательской мотивации детей младшего школьного возраста. Были получены следующие результаты: высокий уровень читательской мотивации был выявлен у 3 детей (5%), средний уровень – у 15 школьников (50 %), низкий уровень – у 12 респондентов (45%). По третьей методике было выявлено, что далеко не все дети считают чтение необходимым и интересным занятием, предпочитают гулять и играть в компьютерные игры. Таким образом, подводя итоги констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что у обучающихся третьего класса по всем диагностическим методикам были получены низкие результаты, что говорит о достаточно низком уровне читательской мотивации. Поэтому мы видим необходимость в повышении уровня читательской мотивации детей средствами внеурочной литературной деятельности и уроков литературного чтения.
7) На формирующем этапе исследования нами была разработана и апробирована программа литературной гостиной в рамках внеурочной деятельности, направленная на повышение уровня читательской мотивации школьников, а также описаны приемы работы на уроках литературного чтения. Сначала мы провели работу с педагогами: нами были проведены семинары и тренинги, направленные на обогащение знаний учителей начальных классов в данной области. Далее мы занимались организацией самой литературной гостиной, которая, по нашему мнению, играет огромную роль в формировании развития читательской мотивации детей. Она включает в себя инсценирование, режиссёрский комментарий, сценически-игровые упражнения, театральное видение пьесы, участие школьников в игровой деятельности и является творческой формой изучения учебного материала. При правильной организации и проведении таких занятий комплексно развиваются и сенсорные способности детей, расширяется сфера самостоятельной и коллективной творческо-мыслительной деятельности, что создает комфортные и естественные условия для процесса учения-общения. А затем мы описываем приемы работы на уроках литературного чтения.
8) На контрольном этапе нами была проведена повторная диагностика развития читательской мотивации учащихся. Количество обучающихся с высоким уровнем читательской мотивации возросло с 3-х человек до 11. Число ребят, продемонстрировавших средний уровень, повысилось с 15 человек до 18. Существенные изменения произошли в подгруппе с низким уровнем сформированности читательской активности – число детей снизилось с 12 до 1.
Мы видим, что наше исследование дало положительные результаты. У детей повысилась не только читательская мотивация, появился интерес к литературному чтению как к учебной дисциплине, возникло желание много читать книги различной тематики, но также вырос уровень развития речи, познавательных и творческих способностей.
Целью исследования было теоретическое обоснование, выявление, апробация и проверка эффективности системы работы по формированию читательской мотивации младших школьников средствами литературного чтения и внеурочной литературной деятельности.
Для достижения цели и доказательства гипотезы, были выполнены следующие задачи исследования:

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Мотивация, ее роль в читательской деятельности

Детское чтение сегодня – это область, где существует и продолжает накапливаться множество проблем. Всё больше детей и подростков в России сегодня читает мало, либо читает иначе, то есть не так, как хотели бы этого педагоги и родители. Детей уже не привлекают книги. Им интереснее читать различные развлекательные разделы на просторах сети Интернет. Для них близость к гаджетам является своего рода модой, поэтому подавляющее число читающих школьников предпочитают читать с электронных носителей. Но многочисленные исследования и цифры статистики показывают, что тактильные ощущения значат для человека больше, чем кажется [72; 73; 75]. Текст на компьютере, в электронной книге, как бы сильно он ни был похож на книжный, более неуловим, чем текст на бумаге. Книга сделана из печатных страниц с буквами, расположенных в определённом порядке. А текст на экране — это не часть девайса, а всего лишь эфемерная картинка. И мозг хорошо это чувствует. Он чаще всего ожидает, что книга будет выглядеть, ощущаться и даже пахнуть определённым образом. Когда этого не происходит, чтение перестаёт приносить былое наслаждение.
Актуальность заявленной проблемы еще и в том, что компьютеры, телевизор, развлечения постепенно вытесняют печатное слово. Такая тенденция прослеживается по всей стране. Различные исследования показывают, что основными читателями являются школьники. И то в основном потому, что этого требует образовательная программа. Поэтому формирование читательской мотивации происходит уже в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. И чем старше человек, тем реже он обращается к книгам.
Книга — это, несомненно, луч света, который как бы вырывает для читателя из темноты неведения определенную часть действительности, существующую вокруг него или в нем самом, позволяет разглядеть ее во всех деталях, да еще и дает комментарии к увиденному. Конечно, все это происходит только в том случае, если читатель умеет читать [60].
Сегодня в переходном российском обществе одна из главных задач – вызвать у подрастающего поколения мотивацию к чтению и вернуть их в ранг активных читателей [69, с. 114]. В связи с этим, одной из целей Национальной программы поддержки и развития чтения на 2007 – 2020 годы [50] является повышение роста читательской мотивации. Как отмечает доктор филологических наук Черниговская Татьяна, чтение классической литературы в скором времени станет элитарным [72].
Суждения о «кризисе детского чтения» совершенно не случайны, они имеют под собой действительно реальную основу. Многие современные исследователи считают, что в начале 21-го века дети читают «не так» и «не то», как предыдущие поколения [2; 7; 10; 13]. Но они, без сомнений, читают. В то же время происходит процесс трансформации, кардинального изменения читательских привычек маленьких читателей. Так Е.Л. Гращенкова считает, что меняются почти все характеристики детского чтения: статус чтения, время чтения на досуге, характер, способ работы с печатным текстом, круг чтения подростков и детей, стимулы и мотивы чтения, предпочитаемые произведения и другие [16, с.7].
Ю.П. Мелентьева — один из наиболее авторитетных исследователей проблем чтения молодежи, в том числе и среди детей младшего школьного возраста, отмечает, что «наука до сих пор не знает, в сущности, причин роста или падения мотивации человека или социальной группы к чтению, так как интимный характер чтения делает его очень трудным для изучения» [44, с.14].
Нередко повседневные коммуникативные практики представляют отсутствие мотивации к чтению следствием ценностной дезориентации и дисфункцией культуры современного молодого читателя.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы