Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Журналистика

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Метод интервью в жанре ток-шоу на материалах программ «Вдудь» и «Познер»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Характеристика и
специфика построения интервью в жанре
ток-шоу. 6

1.1. Характеристика ток-шоу
как жанра журналистики. 6

1.2. Место интервью в жанре
ток-шоу: роль и специфика. 11

1.3. Типология интервью в
ток-шоу. 18

1.4. Ключевые компетенции
интервьюера в ток-шоу. 25

Глава 2. Анализ специфики
использования интервью в жанре ток-шоу на примере программ «вДудь» и «Познер». 30

2.1. Особенности построения
интервью в видеоблоге Юрия Дудя. 30

2.2. Анализ интервью в
программе Владимира Познера. 40

2.3. Сравнение интервью в
программах «вДудь» и «Познер» и тенденции развития жанра. 50

Заключение. 58

Список использованной
литературы   61
  

Введение:

 

На протяжении ряда десятилетий телевидение было и остается одним из
основных видов СМИ по воздействию на аудиторию. Именно просмотр телепрограмм, а
также видеоблогов (прежде всего, на YouTube) занимает важное место в ежедневном
досуге большей части современного населения. При этом в России, как и во всем
мире, постепенно происходит изменение формата популярных программ на
телевидении и в Интернет-среде. Так, сегодня все чаще телеканалы и видеоблогеры
предлагают не просто информационные телепередачи, а программы, включающие
прямое общение, обсуждения, дискуссии. В частности, к таким жанрам относится
ток-шоу. О такой тенденции в развитии российской журналистики свидетельствуют
рейтинги телепередач, видеоблогов, а также и научные исследования. Например,
Ю.И. Долгова на основании проведенного исследования утверждает, что на
российском телевидении увеличивается количество передач в формате ток-шоу[1]. Также и
среди видеоблогеров наиболее популярными сегодня являются интервьюеры,
представляющие зрителям не просто программу, а целое ток-шоу, живое общение в
эфире.

Специфика таких ток-шоу кроется в том, что зритель, просматривая передачу,
получает иллюзию полноценной коммуникации, чувствуя себя полноценным участником
интервью. Конечно же, этому способствует также актуальность рассматриваемых в интервью
проблем, известность приглашаемых на программы героев и экспертов, а также и
коммуникативные навыки интервьюера, ведь одним из необходимых факторов
формирования популярности программ данного жанра является характерная личность
ведущего, его профессиональные и личностные качества. От умения интервьера «разговорить»
приглашенных в студию героев, наладить контакт с аудиторией, а также удержать
возле экранов зрителей, находящихся вне студии, зависит глубина раскрытия темы
или характера интервьюируемого, а также успех программы в целом. Именно интервьюер,
автор программы, работающий в жанре ток-шоу, создает предпосылки поиска истины
в обсуждениях и дискуссиях, осуществляет подбор сопровождающего материала (документальные
данные, свидетельства очевидцев, истории из биографии и т.д.).

Именно от технологии интервью, использования различных
психологических, вербальных и невербальных посылов зависит результат программ
данного жанра, которым может быть либо глубокое раскрытие темы и личности героя
программы, либо же поверхностное обсуждение всем известных фактов.

Исходя из этого, актуальным становится исследование вопросов
применения метода интервью в жанре ток-шоу на примере популярных программ,
таких как «вДудь», «Познер».

Объектом исследования в работе выступает интервью как метод
и жанр современной журналистики.

Предметом исследования является специфика использования
метода интервью в жанре ток-шоу.

Целью исследования в данной работе стало изучение
особенностей проведения интервью в популярных программах, структура которых
построена в жанре ток-шоу.

Задачи исследования сформулированы следующим образом:

  
охарактеризовать ток-шоу как жанр журналистики;

  
изучить место интервью в жанре ток-шоу, его роль
и специфику;

  
описать типологию интервью в ток-шоу;

  
рассмотреть ключевые компетенции интервьюера в
ток-шоу;

  
описать особенности построения интервью в
видеоблоге Юрия Дудя;

  
провести анализ интервью в программе Владимира
Познера;

  
сравнить интервью в программах «вДудь» и
«Познер» и выделить тенденции развития жанра.

Теоретическую базу исследования составляют работы
исследователей в теории жанров: М. Н. Кима, М. Лукиной, Б. В. Стрельцова, А.А.
Тертычного, Э.Х. Шарапова и др., а также исследования, посвященные особенностям
интервью в современной журналистике (И.А. Текутьевой, П.С. Шестаковой, Г.А.
Шевелева и др.).

Эмпирическую базу
исследования составляют выпуски Ютуб-канала «вДудь», а также программы
«Познер».

Методы исследования.
В ходе выполнения данной работы были использованы системный и сравнительный
методы анализа, а также  специальные
методы исследования, в частности метод контент-анализа.

Теоретическая значимость исследования состоит в выделенных особенностях интервью в жанре ток-шоу, что
может быть использовано в дальнейших теоретических исследованиях.

Практическая значимость исследования состоит в выделенных
специфических особенностях использования метода интервью в жанре ток-шоу, что
может способствовать формированию успешных журналистских проектов начинающими видеоблогерами
или авторами телепрограмм.

Структура работы
включает введение, две главы с параграфами, заключение и список использованной
литературы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам темы. В ней раскрыта
сущность жанра ток-шоу, описаны особенности метода интервью в данном жанре, а
также факторы успеха интервью, в частности роль компетенций интервьюера. Во
второй главе проведен анализ специфики раскрытия тем и личности интервьюируемого
в популярных ток-шоу, выделены на основании сравнительного метода наиболее
важные факторы для формирования популярности программ данного жанра.



[1] Долгова Ю.И. Феномен
популярности общественно-политических ток-шоу на российском ТВ осенью 2014 года
– весной 2015 года // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.journ.msu.ru/books/2015/6/fenomen-populyarnosti-obshchestvenno-politicheskikh-tok-shou-na-rossiyskom-tv-osenyu-2014-goda-vesno/

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование показало, что ток-шоу являет собой
диалогический аналитический жанр теле-, радио- или интернет-журналистики,
особенностью которого является максимальная персонифицированность ведущего, а
также участие в программе «героев», компетентных экспертов и аудитории, обмен
мнениями между которыми происходит в режиме реального времени и на актуальные
для аудитории темы – политические, социальные, бытовые, личностные, скандальные
и т.д.

Поскольку жанр ток-шоу основан на диалогическом принципе, в
его основе всегда лежит метод интервью. С учетом специфики и жанровых признаков
интервью нами установлено, что отдельные его разновидности могут быть включены
в систему различных жанровых групп. Так, информационное (например, событийное)
интервью может быть отнесено к новостным (информационным) жанрам, тогда как
интервью-расследование, аналитическое интервью – это журналистские материалы в
аналитическом жанре. В  то же время
портретное интервью, которое ставит за цель раскрытие характера
интервьюируемого, может быть отнесено к эмоциональным (художественным) жанрам
журналистики.

В зависимости от особенностей построения интервью его
структура может быть разнообразной. Тогда как в классическом варианте вопросы
интервьюера занимают незначительную долю всего материала, в ряде случаев
(особенно, при портретном интервью), возможно увеличение роли ведущего в
общении, в результате чего интервью приобретает качества беседы. 

С учетом различных методик проведения интервью возможно
выделение формализованных, стандартных и фокусированных интервью. При раскрытии
характера интервьюируемого наиболее перспективным является именно
фокусированное интервью, которое позволяет глубоко раскрыть переживания и
внутренний мир личности за счет детализации вопросов, уточнений по ходу общения
и т.д.

Практическое исследование в данной работе проведено на
материалах программ «вДудь» и «Познер».

Сравнение показало, что оба интервьюера имеют журналистское
образование и опыт работы в телепрограммах. 
При этом тематика интервью в указанных программах значительно
отличается: тогда как у Познера обсуждаются преимущественно важные политические
и другие события недавнего времени, Юрий Дудь ставит за цель комплексное
раскрытие характера личности интервьюируемого, выясняя его отношение к
различных проблемам и ситуациям в личной жизни и в обществе.

Такая специфика тематики обуславливает и выбор
интервьюируемых: у Познера это чаще представители высших политических кругов,
тогда как в гости в программу «вДудь» приглашаются преимущественно яркие
личности искусства. 

Также анализируемые программы отличаются и местом съемки:
тогда как Владимир Познер проводит свои интервью в специальной студии,  Ю. Дудь использует более разнообразный
подход, выбирая разные места для интервью, иногда даже за границей, на открытых
пространствах. Это способствует раскрытию личности героя программы и создает
элементы разнообразия, стимулируя интерес к программе «вДудь».

Кроме того, в каждой из описываемых программ имеется своя
«изюминка» – особенность в структуре, которая создает характерную черту и
стимулирует интерес зрителей. Так, в программе Познера такой «изюминкой»
выступает блиц-опрос в формате опросника Марселя Пруста, а Юрий Дудь в своем
интервью использует конкурс с розыгрышем среди зрителей той или иной вещи от
героя программы.

Главным отличием программ «Познер» и «вДудь», на наш взгляд,
является уровень провокационности вопросов. Тогда как Юрий Дудь всегда задает
своим интервьюируемым наиболее острые и провокационные вопросы, в программе
Познера используются достаточно традиционные вопросы, направленные на раскрытие
темы программы.   

Также важным отличием анализируемых программ является манера
общения и характеристики речи интервьюеров. Тогда как Владимир Познер
использует официальные обращения к гостям программы и не позволяет включение в
речь различных жаргонизмов или нецензурных слов, то Ю. Дудь активно
использует именно неформальные обращения, а также сленг и нецензурные
выражения.

В целом, как показал пример анализируемых программ, интервью
в жанре ток-шоу может стать довольно популярным форматом, если правильно
выбрать тематику, приглашать популярных, а иногда и несколько скандальных
гостей.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Характеристика и специфика построения
интервью в жанре ток-шоу

 

1.1. Характеристика ток-шоу как жанра журналистики

 

Исследование жанровых
особенностей ток-шоу целесообразно начать с определения данного термина.
Согласно данным научной литературы понятие «ток-шоу» заимствовано отечественной
тележурналистикой из английского лексикона, в котором аналогичный термин
образован словосочетанием слов «talk» (то есть, «говорить, разговаривать») и
«show» (в переводе это значит «представление, показ»)[1]. Уже
исходя из этого, можно утверждать, что в основе ток-шоу должен лежать показ
разговора.

В основе определения
ток-шоу как жанра целесообразно использовать его интерпретацию в зависимости от
занимаемого места в системе жанров журналистики. Традиционно основной массой
исследований все журналистские жанры классифицируются следующим образом:

1)   
информационные;

2)   
аналитические;

3)   
художественные
жанры.

Исходя из такой
классификации, ток-шоу относится к аналитическим жанрам, главной задачей
которых, в отличие от информационных, является не только четкое изложение
фактов, но и обязательный анализ информации, ее оценка[2].

Кроме того, ток-шоу
называют еще разговорным (диалогическим) жанром, важным участником которого
выступает аудитория или ее определенная часть. Это ограничивает возможности
применения данного жанра только теле- и радиожурналистикой. Соответственно,
ток-шоу трактуется в научной литературе как «студийная разговорная передача с
участием представителей аудитории»[3].

В данном определении
подчеркивается обязательное участие аудитории в ток-шоу, но не подчеркнута роль
ведущего, тогда как большинство исследователей акцентируют внимание на том, что
все ток-шоу строится вокруг личности ведущего. Также представленное выше
определение не содержит указания на других участников ток-шоу – «героев»,
экспертов.

Л. П. Шестеркина и
Т.Д. Николаева трактуют ток-шоу следующим образом: «это разговорная программа
известного телеведущего с участием приглашенных в студию экспертов,
характеризующаяся тематической, стилевой стройностью, зрелищностью»[4].

Как видим, в своем
определении авторы, наоборот, подчеркивают роль ведущего и необходимость
наличия экспертов, но при этом упускают важность наличия аудитории. Тем самым
исследователи сближают сущность ток-шоу с другими диалогическими жанрами –
интервью, беседой, дискуссией.  



[1] Гуленко П.В., Долгова Ю.И.
Проблемы классификации современных телепередач сущностные характеристики
формата ток-шоу // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия:
Литературоведение, журналистика. – 2016. — № 3. – С. 102.

[2] Науменко Т.В. Массовая коммуникация
как глобальный процесс: Учебник. М.: Издательский дом «НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА»,
2015. – 396 с.

[3] Зотов И.А., Касаев А.Ч.
Справочник молодого журналиста . М.: «РИА Новости», АИРО-ХХI, 2010. – С.418.

[4] Методика телевизионной
журналистики: Учебное пособие для студентов вузов / Л. П. Шестеркина, Т.Д.
Николаева. М.: Аспект Пресс, 2012. – С.96.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы