Педагогическое образование Образование в области безопасности жизнедеятельности Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Мероприятия по профилактике несчастных случаев с учащимися общеобразовательных учреждений

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения профилактики несчастных случаев с учащимися общеобразовательных учреждений 6
1.1. Общие принципы обучения основам безопасности жизнедеятельности по мерам профилактики от несчастных случаев 6
1.2. Психолого-педагогические особенности учащихся образовательных учреждений 15
1.3. Меры профилактики несчастных случаев с учащимися образовательных учреждений 22
1.4. Общая статистика анализа несчастных случай в образовательных учреждениях 30
ГЛАВА 2. Общие данные анализа анкет учащихся образовательных учреждений 38
2.1. Результаты анкет студентов высшего учебного заведения 38
2.2. Результаты анкет студентов Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа 42
2.3. Результаты анкет школьников общеобразовательного учреждения 44
ГЛАВА 3. Результаты апробации разработанных методических материалов 48
3.1. Результаты апробации урока по профилактики несчастных случаев в школьном курсе 48
3.2. Внеклассное мероприятие по профилактике несчастных случаев в образовательных учреждениях 49
3.3. Разработка элективного курса по профилактике несчастных случаев 50
3.4. Рекомендации по оптимизации процесса профилактики несчастных случаев с учащимися общеобразовательных учреждений 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….……63

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Личная безопасность в разнообразных жизненных ситуациях относится к базовым потребностям человека. Однако в детском и особенно подростковом возрасте чувство опасности может быть притуплено или отсутствовать вовсе, что связано с малым жизненным опытом ребенка и легкой возбудимостью. Кроме того, дети часто бывают убеждены, что здоровье, которым они обладают, носит неизменный характер, а бесконечные предупреждения со стороны взрослых обусловлены их тревожностью, а не реальностью угроз внешнего мира. В связи с этим, травматизм учащихся в результате несчастных случаев в образовательных учреждениях, к сожалению, явление нередкое. Так, несчастные случаи с учащимися в стенах школы во время учебного процесса составляют до 15% от всего количества детских травм.
При этом важно помнить, что согласно федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация «обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся» (п. 6, ст. 28). А охрана здоровья, реализуемая в образовательных учреждениях, включает в себя «обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации» (ст. 41, п. 1. п.п. 8.), «расследование и учет несчастных случаев с обучающимися» (ст. 41, п. 4) и «ответственность за жизнь и здоровье обучающихся» (ст. 41, п. 7, ст. 28).
Вышесказанное делает проблему профилактики несчастных случаев с учащимися образовательных учреждений актуальной и востребованной как наукой, так и практикой.
Изучением проблемы профилактики несчастных случаев и детского травматизма в образовательных учреждениях занимались такие ученые как Г. Амбернади, О.В. Выголова, А.А. Горлов, В.А. Гребенникова, Г.В. Денисенко, В.П. Немсадзе, В.А. Родионов, Л.П. Соколов, М.И. Степанова, М.А. Ступницкая и др.
Объект исследования: обучение основам безопасности жизнедеятельности по мерам профилактики от несчастных случаев.
Предмет исследования: профилактика несчастных случаев с учащимися образовательных учреждений.
Цель исследования: на основе анализа научной литературы и данных анкет учащихся образовательных учреждений разработать методические материалы по теме (урок, внеклассное мероприятие, элективный курс и рекомендации).
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты темы, выявить проблемы, существующие в современном мире, и определить меры профилактики несчастных случаев.
2. Провести диагностику знаний обучающихся по теме исследования и определить уровень их знаний по мерам профилактики несчастных случаев с учащимися образовательных учреждений.
3. Разработать методические материалы и сформулировать рекомендации по оптимизации процесса профилактики несчастных случаев с учащимися общеобразовательных учреждений.
Методы исследования:
— анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
— синтез и обобщение научных теорий;
— индукция и дедукция;
— обобщение опыта педагогов-практиков;
— анкетирование;
— анализ данных.
Практическая значимость – полученные данные исследования можно применять на занятиях по дисциплинам: «Безопасность жизнедеятельности», «Валеология», «Здоровый образ жизни» – в университете, а также в школе на уроках, на классных часах, родительских собраниях.
Апробация работы:
1. Пакулева Р.И., Шляхтина С.Е, Чиглинцев В.М. Основные виды травматизма школьников // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Нижневартовск, 12ноября 2019года)/ отв. ред. Д.А. Погонышев. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019.-С.55-58

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

1. Профилактикой называется предупреждение негативных явлений (несчастных случаев, преступлений, различного рода зависимости и так далее). Несчастным случаем называют непредвиденное событие, неожиданное стечение обстоятельств, повлекшее телесное повреждение. Несчастные случаи среди учащихся образовательных учреждений включают несчастные случаи у учащихся дневных общеобразовательных школ всех типов (в т.ч. музыкальных, спортивных), возникшие в период их нахождения в школе (на уроке, включая урок физкультуры, на перемене, в учебных мастерских, на пришкольном участке).
2. По итогам проведенной диагностики знаний обучающихся по теме исследования и определения уровня их знаний по мерам профилактики несчастных случаев с учащимися образовательных учреждений было установлено следующее. Чаще всего несчастные случаи со студентами происходили на переменах. На втором месте по распространенности занятия физической культурой. Вину за происшедший несчастный случай, приведший к травматизму, опрошенные студенты возлагают чаще всего на себя. При этом студенты согласны с тем фактом, что травмы можно было избежать. В связи с полученными результатами анкетирования мы полагаем, что в отношении студентов Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа также будет полезно проводить профилактические мероприятия несчастных случаев с учащимися образовательных учреждений. Анализируя полученные от школьников ответы, мы полагаем, что профилактика несчастных случаев с учащимися образовательных учреждений позволит снизить число травмоопасных ситуаций и травм, полученных учащимися.
3. В рамках методических материалов и рекомендаций по оптимизации процесса профилактики несчастных случаев с учащимися общеобразовательных учреждений был подготовлен урок по профилактики несчастных случаев в школьном курсе; выполнено внеклассное мероприятие по профилактике несчастных случаев в образовательных учреждениях; разработан элективный курс по профилактике несчастных случаев; составлены рекомендации по оптимизации процесса профилактики несчастных случаев с учащимися общеобразовательных учреждений.

 

Заключение:

 

Актуальность исследования. Личная безопасность в разнообразных жизненных ситуациях относится к базовым потребностям человека. Однако в детском и особенно подростковом возрасте чувство опасности может быть притуплено или отсутствовать вовсе, что связано с малым жизненным опытом ребенка и легкой возбудимостью. Кроме того, дети часто бывают убеждены, что здоровье, которым они обладают, носит неизменный характер, а бесконечные предупреждения со стороны взрослых обусловлены их тревожностью, а не реальностью угроз внешнего мира. В связи с этим, травматизм учащихся в результате несчастных случаев в образовательных учреждениях, к сожалению, явление нередкое. Так, несчастные случаи с учащимися в стенах школы во время учебного процесса составляют до 15% от всего количества детских травм.
При этом важно помнить, что согласно федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация «обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся» (п. 6, ст. 28). А охрана здоровья, реализуемая в образовательных учреждениях, включает в себя «обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации» (ст. 41, п. 1. п.п. 8.), «расследование и учет несчастных случаев с обучающимися» (ст. 41, п. 4) и «ответственность за жизнь и здоровье обучающихся» (ст. 41, п. 7, ст. 28).
Вышесказанное делает проблему профилактики несчастных случаев с учащимися образовательных учреждений актуальной и востребованной как наукой, так и практикой.
Изучением проблемы профилактики несчастных случаев и детского травматизма в образовательных учреждениях занимались такие ученые как Г. Амбернади, О.В. Выголова, А.А. Горлов, В.А. Гребенникова, Г.В. Денисенко, В.П. Немсадзе, В.А. Родионов, Л.П. Соколов, М.И. Степанова, М.А. Ступницкая и др.
Объект исследования: обучение основам безопасности жизнедеятельности по мерам профилактики от несчастных случаев.
Предмет исследования: профилактика несчастных случаев с учащимися образовательных учреждений.
Цель исследования: на основе анализа научной литературы и данных анкет учащихся образовательных учреждений разработать методические материалы по теме (урок, внеклассное мероприятие, элективный курс и рекомендации).
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты темы, выявить проблемы, существующие в современном мире, и определить меры профилактики несчастных случаев.
2. Провести диагностику знаний обучающихся по теме исследования и определить уровень их знаний по мерам профилактики несчастных случаев с учащимися образовательных учреждений.
3. Разработать методические материалы и сформулировать рекомендации по оптимизации процесса профилактики несчастных случаев с учащимися общеобразовательных учреждений.
Методы исследования:
— анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
— синтез и обобщение научных теорий;
— индукция и дедукция;
— обобщение опыта педагогов-практиков;
— анкетирование;
— анализ данных.
Практическая значимость – полученные данные исследования можно применять на занятиях по дисциплинам: «Безопасность жизнедеятельности», «Валеология», «Здоровый образ жизни» – в университете, а также в школе на уроках, на классных часах, родительских собраниях.
Апробация работы:
1. Пакулева Р.И., Шляхтина С.Е, Чиглинцев В.М. Основные виды травматизма школьников // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Нижневартовск, 12ноября 2019года)/ отв. ред. Д.А. Погонышев. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019.-С.55-58

 

Список литературы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения профилактики несчастных случаев с учащимися общеобразовательных учреждений

1.1. Общие принципы обучения основам безопасности жизнедеятельности по мерам профилактики от несчастных случаев

В современных условиях нарастания социально-экономической напряженности и усиления влияния криминогенной сферы на жизнь общества, нарушаются процессы адаптации человека во всех средах его жизнедеятельности: природной, техногенной и социальной. Результатом вышеупомянутых процессов в России явилась инициализация депопуляции нации, выраженная в снижении уровня ее физического и психического здоровья.
Обучение населения основам безопасности жизнедеятельности – первый этап на пути преодоления обозначенной проблемы. Имеющаяся тенденция к увеличению потребности в квалифицированных специалистах данного профиля на всех ступенях образования, в том числе в школе общего полного образования, обусловила необходимость организации специальной подготовки преподавателей. В современных условиях, помимо высокого уровня теоретических знаний и практических навыков, специалист в области безопасности жизнедеятельности (БЖ) должен обладать основными функциональными навыками педагогической деятельности. Кроме навыков обеспечения безопасности образовательного процесса и его конструирования, к разряду необходимых относятся:
— планирование познавательной деятельности учащихся;
— знание классических и инновационных типов уроков;
— владение различными методами обучения, включая внеклассную работу и научно-исследовательскую деятельность [1].
Образовательная область «Безопасность жизнедеятельности» в средней школе представляет собой звено системы образования, реализующее педагогическую концепцию формирования личности безопасного типа.
На современном этапе под образованием в области «Безопасность жизнедеятельности» подразумевается непрерывный процесс обучения и воспитания личности, направленный на формирование системы научных, практических знаний и умений ценностных ориентаций и поведенческих установок, обеспечивающих безопасное взаимодействие человека с окружающей социальной, природной и техногенной средой.
Обучение основам безопасности жизнедеятельности в школе включает две основных цели:
— формирование культуры безопасного взаимодействия с окружающей средой;
— освоение учащимися фундаментальных знаний в области безопасности жизнедеятельности [50].
Культура безопасного взаимодействия с окружающей средой является целостной системой, которая базируется на основах фундаментальных знаний естественных, технических, гуманитарных наук, изучение которых формирует понятия об опасных процессах, происходящих в природной, техногенной и социальной средах.
На основе первичных понятий формируются понимание степени опасности изучаемых процессов и осознание необходимости развития навыков безопасного взаимодействия с окружающим миром.
Конечная цель образования в области безопасности жизнедеятельности – формирование культуры безопасного поведения, которая трансформирует полученные знания в совокупность безопасных поступков и действий индивидуума по отношению к окружающему миру [30].

Для реализации поставленных целей в процессе осуществления педагогической деятельности преподаватель основ безопасности жизнедеятельности должен последовательно решать следующие основные задачи:
— осуществлять обучение и воспитание школьников с учетом специфики преподаваемого предмета и на основе государственного образовательного стандарта;
— способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ;
— использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения;
— осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных законом Российской Федерации «Об образовании», «Конвенцией о правах ребенка»;
— систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым к участию в деятельности методических объединений и в других формах методической работы;
— осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими);
— владеть основами общетеоретических дисциплин: педагогики, психологии, возрастной физиологии, школьной гигиены, методики преподавания предмета и воспитательной работы – в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
— выполнять требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;
— использовать разнообразные средства обучения и их дидактические возможности;
— соблюдать основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда [19].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы