Юриспруденция Дипломная работа (бакалавр/специалист) Юриспруденция

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Механизм разделения властей в Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление
Введение 3
Глава 1 Теория разделения властей: Сущность и содержание 5
1.2. Сущность и основные признаки теории разделения властей 7
Глава 2. Реализация принципа разделения властей в РФ 11
2.2. Законодательная власть 13
2.3. Исполнительная власть 18
2.4. Судебная власть 25
Заключение 36
Библиографический список 38

 

  

Введение:

 

Теория разделения властей представляет собой теорию, описывающую наиболее рациональный способ организации власти. Этот способ заключается в разделении отдельных властных функций между различными государственными органами. Каждое государство выполняет три основных функции – законодательную – по принятию законов, исполнительную – по исполнению законов и судебную по осуществлению правосудия. Согласно теории разделения властей – данные функции должны быть разделены между государственными органами, образующими три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную. Подобное разграничение позволит избежать злоупотреблений властью со стороны государственных органов и обеспечить их взаимный контроль.
Поиск наиболее рационального способа организации власти осуществлялся мыслителями в различные исторические периоды. Теория разделения властей разработана в трудах мыслителей Нового времени. Она получила признание и с течением времени была доказана эффективность подобной государственной организации. В настоящее время современные демократические государства (в том числе и РФ) провозглашают принцип разделения властей в качестве основ конституционного строя.
Актуальность рассмотрения теории разделения властей заключается в том, что данная теория является основой организации власти и ее эффективность доказана временем Принцип разделения властей с одной стороны обеспечивает специализацию органов государства на одной определенной функции, с другой стороны — предусматривает механизмы взаимного контроля. Рассмотрение реализации принципа разделения властей в РФ позволяет определить основы государственного устройства, основные функции государственных органов РФ
Объект исследования – теория разделения властей и практика ее реализации в Российской Федерации.
Предмет исследования – законодательство РФ, прописывающее механизм разделения властей в РФ и литература по данной проблематике.
Целью работы является рассмотрение теории разделения властей и механизма ее реализации в системе органов государственной власти РФ.
Для достижения указанной цели должны быть выполнены следующие задачи:
Рассмотреть теорию разделения властей, ее становление и развитие,

исследовать механизм реализации теории разделения властей на примере РФ путем, характеристики полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их взаимодействия.
Нормативную основу работы составляют Конституция Российской Федерации (Конституция РФ), федеральные конституционные и федеральные законы, указы президента Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты. Теоретической основой исследования являются работы следующих авторов: Пиголкин А.С., Мелехин А.В., Лазарев В.В. и др
Методологическая основа дипломного исследования базируется на современных методах познания, включая общенаучные (диалектический, системный) и специальные (нормативно-логический, историко-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования.
Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Рассмотрев основные особенности теории разделения властей и ее реализации на примере РФ можно прийти к следующим выводам.
1. Теория разделения властей берет свое начало в работах мыслителей Нового времени (XVII – XVIII в) Первым идею разделения властей выдвинул Дж. Локк, а в окончательном варианте она была сформирована Ш. Монтескье. Идеи разделения властей возникли в результате необходимости ограничения абсолютной власти монарха и создания государственного механизма, который был бы основан на взаимной ответственности органов власти. Содержанием теории разделения властей стал принцип разделения властей на три самостоятельные ветви власти.
2. Выделение ветвей власти – законодательной, исполнительной, судебной обеспечивает специализацию выполнения государственных функций различными органами – законодательной (по изданию законов), исполнительной (по реализации законов), судебной (по охране интересов государства и граждан путем применения законов). Для законодательных, исполнительных и судебных органов конституцией и законами установлен определенный круг полномочий, которые они осуществляют самостоятельно, но в то же время находясь под контролем со стороны других ветвей власти. Система взаимного контроля ветвей власти – это обязательный признак принципа разделения властей. Каждая из ветвей власти обладает такими полномочиями, которые позволяют осуществлять взаимный контроль. и предотвращают соединение всех властных полномочий в рамках одного органа. Для законодательной власти ограничением служит сама система принятия законов и необходимость следовать в своей деятельности установленным нормам. Также органы законодательной власти могут прекратить свою деятельность в определенных случаях. Органы исполнительной власти несут ответственность за свою деятельность перед парламентом, но при этом глава исполнительной власти (президент) может обладать полномочиями по роспуску парламента. Судебная власть должна быть независимой и самостоятельной в своей деятельности по осуществлению правосудия. Контроль за ее деятельностью может проявляться только в назначении судей и в установлении законодательного порядка судебной деятельности.
3. Система государственных органов в РФ построена по принципу разделения властей. В РФ образуется представительный орган, осуществляющий функции по принятию законов. Таким представительным органом является Федеральное собрание. Одна из палат Федерального собрания представляет интересы всего населения, а вторая интересы субъектов РФ. Помимо принятия законов палаты Федерального собрания осуществляют назначение на должность высших должностных лиц и контроль за работой правительства. Исполнительную власть осуществляют избираемый народом Президент и формируемое им правительство, а также федеральные органы исполнительной власти. Судебная власть осуществляется независимой судебной системой. Органы судебной власти осуществляют правосудие по гражданским и уголовным делам, рассматривают экономические споры, а также обеспечивают соблюдение положений Конституции РФ. Система сдержек и противовесов, которая является основной в теории разделения властей характеризуется тем, что больший объем контролирующих полномочий принадлежит президенту, который вправе влиять на деятельность как законодательного так и исполнительного органа.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теория разделения властей: Сущность и содержание

Теория разделения властей была разработана в Новое время в период буржуазных революций. Существующая в европейских государствах монархия была основана на соединении всех властных функций в руках монарха. Он осуществлял законодательную деятельность, руководил политикой государства, то есть способствовал исполнению законов. Судебные органы также находились под контролем монарха.
В этот период начали высказываться идеи о необходимости разделения некоторых функций власти. Одним из основных требований буржуазии и при осуществлении революционных выступлений было образование представительного органа, который будет осуществлять законодательные функции. На практике невозможно было окончательно разделить законодательную и исполнительную функцию, поскольку монарх сохранял определенное влияние на законодательный процесс, но в теории начали высказываться мнения о целесообразности разделения властей.
Английский философ Дж. Локк впервые разработал теорию разделения властей. Он считал, что для эффективной организации управления правомочия государства должны быть четко разграничены и поделены между разными его органами. Законодательную власть, которая выражается в правомочии принимать законы, должна принадлежать парламенту. Исполнительная власть заключается в претворении законов в жизнь и должна принадлежать монарху и кабинету министров. Федеративная власть – это осуществление внешних сношений осуществляется монархом.
В данном случае можно видеть, что теория разделения властей не была окончательно оформлена. Главный принцип разграничения заключался в отделении друг от друга законодательной и исполнительной власти. При этом третья ветвь власти – федеративная, по замыслу Локка должна была также осуществляться монархом, как и исполнительная.
Идею Дж.Локка развил французский мыслитель Ш.Монтескье. Последний рассматривал разделение властей, в том числе, и как взаимный контроль ветвей власти с целью справедливого и законного управления, обеспечения прав и свобод граждан. «Главный тезис Монтескье сводится к следующему: политическая свобода несовместима со злоупотреблениями, неизбежными при сосредоточении всей полноты власти в одном лице или государственном органе, и, наоборот, ей благоприятствует умеренное правление с разделением властей» — полагает А.С. Пиголкин .
Подход Ш.Монтескье к теории разделения властей уже был приближен к современному ее пониманию. Он выделял в качестве независимых ветвей власти наряду с законодательной и исполнительной, также и судебную. При этом законодательная власть должна осуществляться, по его мнению, представительным – избираемым органом (парламентом). Органы исполнительной власти — утверждаться парламентом. Органы судебной власти – это независимая система судов, осуществляющих правосудие. Идея теории разделения властей заключалась в том, что «для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных)» .
Основные идеи теории разделения властей сохранились и до настоящего времени. Разделение властей выступает основным признаком демократического и правового государства. Рациональность идеи разделения властей заключается в двух аспектах. Первое — это специализация органов государства на выполнении определенных функций. Второе – это наличие системы сдержек и противовесов, то есть набора полномочий для каждой ветви власти, которые позволяют контролировать деятельность другой ветви власти. Меры взаимного контроля позволяют предотвратить соединение всей полноты власти в одних руках и установить режим узурпации власти. Третье – это взаимодействие ветвей власти, поскольку все они призваны решать общие для государства задачи. Четвертое – «субсидиарность» ветвей власти, под которой понимается передача полномочий на тот уровень публичной власти, где существуют наилучшие возможности для их реализации.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы