Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Механизм разделения властей в Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Теория разделения властей: Сущность и содержание 5
1.2. Сущность и основные признаки теории разделения властей 7
Глава 2. Реализация принципа разделения властей в РФ 11
2.2. Законодательная власть 13
2.3. Исполнительная власть 18
2.4. Судебная власть 25
Заключение 36
Библиографический список 38
Введение:
Теория разделения властей представляет собой теорию, описывающую наиболее рациональный способ организации власти. Этот способ заключается в разделении отдельных властных функций между различными государственными органами. Каждое государство выполняет три основных функции – законодательную – по принятию законов, исполнительную – по исполнению законов и судебную по осуществлению правосудия. Согласно теории разделения властей – данные функции должны быть разделены между государственными органами, образующими три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную. Подобное разграничение позволит избежать злоупотреблений властью со стороны государственных органов и обеспечить их взаимный контроль.
Поиск наиболее рационального способа организации власти осуществлялся мыслителями в различные исторические периоды. Теория разделения властей разработана в трудах мыслителей Нового времени. Она получила признание и с течением времени была доказана эффективность подобной государственной организации. В настоящее время современные демократические государства (в том числе и РФ) провозглашают принцип разделения властей в качестве основ конституционного строя.
Актуальность рассмотрения теории разделения властей заключается в том, что данная теория является основой организации власти и ее эффективность доказана временем Принцип разделения властей с одной стороны обеспечивает специализацию органов государства на одной определенной функции, с другой стороны — предусматривает механизмы взаимного контроля. Рассмотрение реализации принципа разделения властей в РФ позволяет определить основы государственного устройства, основные функции государственных органов РФ
Объект исследования – теория разделения властей и практика ее реализации в Российской Федерации.
Предмет исследования – законодательство РФ, прописывающее механизм разделения властей в РФ и литература по данной проблематике.
Целью работы является рассмотрение теории разделения властей и механизма ее реализации в системе органов государственной власти РФ.
Для достижения указанной цели должны быть выполнены следующие задачи:
Рассмотреть теорию разделения властей, ее становление и развитие,
исследовать механизм реализации теории разделения властей на примере РФ путем, характеристики полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их взаимодействия.
Нормативную основу работы составляют Конституция Российской Федерации (Конституция РФ), федеральные конституционные и федеральные законы, указы президента Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты. Теоретической основой исследования являются работы следующих авторов: Пиголкин А.С., Мелехин А.В., Лазарев В.В. и др
Методологическая основа дипломного исследования базируется на современных методах познания, включая общенаучные (диалектический, системный) и специальные (нормативно-логический, историко-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования.
Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.
Заключение:
Рассмотрев основные особенности теории разделения властей и ее реализации на примере РФ можно прийти к следующим выводам.
1. Теория разделения властей берет свое начало в работах мыслителей Нового времени (XVII – XVIII в) Первым идею разделения властей выдвинул Дж. Локк, а в окончательном варианте она была сформирована Ш. Монтескье. Идеи разделения властей возникли в результате необходимости ограничения абсолютной власти монарха и создания государственного механизма, который был бы основан на взаимной ответственности органов власти. Содержанием теории разделения властей стал принцип разделения властей на три самостоятельные ветви власти.
2. Выделение ветвей власти – законодательной, исполнительной, судебной обеспечивает специализацию выполнения государственных функций различными органами – законодательной (по изданию законов), исполнительной (по реализации законов), судебной (по охране интересов государства и граждан путем применения законов). Для законодательных, исполнительных и судебных органов конституцией и законами установлен определенный круг полномочий, которые они осуществляют самостоятельно, но в то же время находясь под контролем со стороны других ветвей власти. Система взаимного контроля ветвей власти – это обязательный признак принципа разделения властей. Каждая из ветвей власти обладает такими полномочиями, которые позволяют осуществлять взаимный контроль. и предотвращают соединение всех властных полномочий в рамках одного органа. Для законодательной власти ограничением служит сама система принятия законов и необходимость следовать в своей деятельности установленным нормам. Также органы законодательной власти могут прекратить свою деятельность в определенных случаях. Органы исполнительной власти несут ответственность за свою деятельность перед парламентом, но при этом глава исполнительной власти (президент) может обладать полномочиями по роспуску парламента. Судебная власть должна быть независимой и самостоятельной в своей деятельности по осуществлению правосудия. Контроль за ее деятельностью может проявляться только в назначении судей и в установлении законодательного порядка судебной деятельности.
3. Система государственных органов в РФ построена по принципу разделения властей. В РФ образуется представительный орган, осуществляющий функции по принятию законов. Таким представительным органом является Федеральное собрание. Одна из палат Федерального собрания представляет интересы всего населения, а вторая интересы субъектов РФ. Помимо принятия законов палаты Федерального собрания осуществляют назначение на должность высших должностных лиц и контроль за работой правительства. Исполнительную власть осуществляют избираемый народом Президент и формируемое им правительство, а также федеральные органы исполнительной власти. Судебная власть осуществляется независимой судебной системой. Органы судебной власти осуществляют правосудие по гражданским и уголовным делам, рассматривают экономические споры, а также обеспечивают соблюдение положений Конституции РФ. Система сдержек и противовесов, которая является основной в теории разделения властей характеризуется тем, что больший объем контролирующих полномочий принадлежит президенту, который вправе влиять на деятельность как законодательного так и исполнительного органа.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теория разделения властей: Сущность и содержание
Теория разделения властей была разработана в Новое время в период буржуазных революций. Существующая в европейских государствах монархия была основана на соединении всех властных функций в руках монарха. Он осуществлял законодательную деятельность, руководил политикой государства, то есть способствовал исполнению законов. Судебные органы также находились под контролем монарха.
В этот период начали высказываться идеи о необходимости разделения некоторых функций власти. Одним из основных требований буржуазии и при осуществлении революционных выступлений было образование представительного органа, который будет осуществлять законодательные функции. На практике невозможно было окончательно разделить законодательную и исполнительную функцию, поскольку монарх сохранял определенное влияние на законодательный процесс, но в теории начали высказываться мнения о целесообразности разделения властей.
Английский философ Дж. Локк впервые разработал теорию разделения властей. Он считал, что для эффективной организации управления правомочия государства должны быть четко разграничены и поделены между разными его органами. Законодательную власть, которая выражается в правомочии принимать законы, должна принадлежать парламенту. Исполнительная власть заключается в претворении законов в жизнь и должна принадлежать монарху и кабинету министров. Федеративная власть – это осуществление внешних сношений осуществляется монархом.
В данном случае можно видеть, что теория разделения властей не была окончательно оформлена. Главный принцип разграничения заключался в отделении друг от друга законодательной и исполнительной власти. При этом третья ветвь власти – федеративная, по замыслу Локка должна была также осуществляться монархом, как и исполнительная.
Идею Дж.Локка развил французский мыслитель Ш.Монтескье. Последний рассматривал разделение властей, в том числе, и как взаимный контроль ветвей власти с целью справедливого и законного управления, обеспечения прав и свобод граждан. «Главный тезис Монтескье сводится к следующему: политическая свобода несовместима со злоупотреблениями, неизбежными при сосредоточении всей полноты власти в одном лице или государственном органе, и, наоборот, ей благоприятствует умеренное правление с разделением властей» — полагает А.С. Пиголкин .
Подход Ш.Монтескье к теории разделения властей уже был приближен к современному ее пониманию. Он выделял в качестве независимых ветвей власти наряду с законодательной и исполнительной, также и судебную. При этом законодательная власть должна осуществляться, по его мнению, представительным – избираемым органом (парламентом). Органы исполнительной власти — утверждаться парламентом. Органы судебной власти – это независимая система судов, осуществляющих правосудие. Идея теории разделения властей заключалась в том, что «для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных)» .
Основные идеи теории разделения властей сохранились и до настоящего времени. Разделение властей выступает основным признаком демократического и правового государства. Рациональность идеи разделения властей заключается в двух аспектах. Первое — это специализация органов государства на выполнении определенных функций. Второе – это наличие системы сдержек и противовесов, то есть набора полномочий для каждой ветви власти, которые позволяют контролировать деятельность другой ветви власти. Меры взаимного контроля позволяют предотвратить соединение всей полноты власти в одних руках и установить режим узурпации власти. Третье – это взаимодействие ветвей власти, поскольку все они призваны решать общие для государства задачи. Четвертое – «субсидиарность» ветвей власти, под которой понимается передача полномочий на тот уровень публичной власти, где существуют наилучшие возможности для их реализации.