Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Механизм государственного регулирования развития здравоохранения в субъекте РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1 Теоретико-правовые основы государственного регулирования развития здравоохранения 6
1.1 Понятие и система здравоохранения в Российской Федерации 6
1.2 Правовое регулирование здравоохранения в Российской Федерации 13
1.3 Методы государственного регулирования здравоохранения на уровне субъекта РФ 24
2 Анализ эффективности механизма государственного регулирования развития здравоохранения в субъекте РФ на примере Свердловской области 30
2.1 Структура и функции органов здравоохранения Свердловской области 30
2.2 Тенденции развития системы здравоохранения в Свердловской области 35
3 Проблемы государственного регулирования развития здравоохранения в субъекте РФ на примере Свердловской области и возможные пути их решения 38
3.1 Проблемные аспекты государственного регулирования развития здравоохранения в Свердловской области 38
3.2 Предложения по совершенствованию механизма государственного регулирования развития здравоохранения в Свердловской области и анализ их эффективности 43
Заключение 58
Список использованных источников 65
Введение:
Актуальность темы исследования. Здравоохранение, как правило, представляют в качестве комплекса экономических, социальных и медицинских мероприятий, направленных на охрану и улучшение здоровья населения. Это часть социальной политики государства, она оказывает довольно большое влияние на существование людей в государстве.
Благодаря наличию врачей, специализированных учреждений и большого разнообразия лекарственных средств улучшается их жизнь, а во многих случаях и увеличивается ее продолжительность. Именно инвестиции в вышеуказанную область признаются высокодоходными, а также объективно необходимыми для государства.
Однако протекание всех вышеперечисленных процессов невозможно без эффективной работы врачей и другого персонала в разнообразных медицинских учреждениях, систему которых устанавливают органы государственной власти. Соответственно, в этом случае особенно важно применение ответственного подхода органов государственной власти к данному непростому вопросу. Нужно, чтобы государственные служащие понимали, что жизнь человека – это один из наиболее важных и основополагающих факторов в выборе направлений деятельности государства.
Проблемное поле исследования обусловлено тем, что в Российской Федерации в течение длительного времени происходило формирование системы органов государственного управления в сфере здравоохранения, также как и менялись подходы к оценке их деятельности: в каких-то ситуациях это приводило к качественным преобразованиям в этой области, однако чаще всего новшества не соответствовали задачам соответствующего периода времени. На сегодняшний день проведенными преобразованиями в части оказания медицинской помощи также довольна лишь небольшая часть населения.
Таким образом, на данный момент остро стоит вопрос о дальнейшем совершенствовании системы государственного управления в сфере здравоохранения. Этим обусловлена актуальность выпускной квалификационной работы.
Степень научной разработанности проблемы. Изучению отдельных аспектов проблемы государственного управления здравоохранением в Российской Федерации посвящено множество научных трудов ученых-представителей различных отраслей права. В ходе разработки данной темы были исследованы труды в области теории права, финансового и административного права таких ученых, как В.М. Манохин, Ю.С. Адушкин, З.А. Багишаев, А.В. Клименко, В.В. Румынина, С.Н. Братановский, А.В. Малько, Н.М. Конин, Д.Н. Бахрах, В.И. Стародубов, А.В. Тихомиров, Ю.Д. Сергеев, М.И. Милушин и др.
Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является исследование механизма государственного регулирования развития здравоохранения в субъекте РФ на примере Свердловской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие и систему здравоохранения в Российской Федерации;
— проанализировать правовое регулирование здравоохранения в Российской Федерации;
— исследовать методы государственного регулирования здравоохранения на уровне субъекта РФ;
— охарактеризовать структуру и функции органов здравоохранения Свердловской области;
— определить тенденции развития системы здравоохранения в Свердловской области;
— выявить проблемные аспекты государственного регулирования развития здравоохранения в Свердловской области;
— сформулировать предложения по совершенствованию механизма государственного регулирования развития здравоохранения в Свердловской области и анализ их эффективности.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере государственного управления системой здравоохранения.
Предмет исследования – организационно-правовые и экономические основы управления системой здравоохранения на примере Свердловской области.
Методология исследования. В работе использовались теоретические и эмпирические методы, среди которых теоретический анализ, синтез, обобщение, аналогия, анализ документов, сравнительный анализ научных источников и документальной законодательной базы.
Информационной базой исследования выступили учебная и научная литература, монографии российских ученых, система нормативно-правовых актов Российской Федерации, Свердловской области, материалы специальных периодических изданий, статистические данные Росстата и Свердловскстата.
Эмпирическую базу исследования составляют официальные документы, формирующие нормативно-методическую базу здравоохранения, и статистические данные.
Научная новизна исследования заключается в проведении комплексного анализа региональной системы здравоохранения на примере Свердловской области и разработке предложений по совершенствованию механизмов управления данной системой.
Практическая значимость состоит в возможности использования результатов проведенного исследования для последующих научных разработок по обозначенной проблематике, а также в практической деятельности органов законодательной и исполнительной власти, задействованных в управлении системой здравоохранения.
Структура исследования включает в себя введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников и литературы.
Заключение:
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
В настоящий момент в Российской Федерации в области здравоохранения согласно Конституции, существуют три системы: государственная, муниципальная и частная.
В государственную систему входят следующие субъекты:
• федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения;
• Российская академия медицинских наук;
• лечебно-профилактические, санитарно-профилактические, образовательные, научно-исследовательские, аптечные учреждения и некоторые другие организации, находящиеся в государственной собственности.
В структурном составе муниципальной системы можно обнаружить органы местного самоуправления, которые уполномочены на деятельность по управлению в области здравоохранения, и медицинские и фармацевтические организации, которые находятся в муниципальной собственности.
К частной же системе обычно относят таких субъектов, как лечебно-профилактические организации и аптечные учреждения, чьё имущество – в частной собственности, и лица, которые занимаются частной медицинской практикой или фармацевтической деятельностью.
Однако в то же время говорят о действии в РФ единой системы здравоохранения, которая подразделяется на следующие уровни [4]:
• государственные организации здравоохранения, учредителями которых является федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, другие федеральные органы исполнительной власти, имеющие медицинские службы, или медицинские структуры для оказания медицинской помощи работникам таких организаций, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имущество которых находится в государственной собственности (федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации);
• муниципальные организации здравоохранения, учредителями которых являются органы местного самоуправления, имущество которых находится в муниципальной собственности;
• частные организации здравоохранения, имущество которых находится на праве частной собственности, а также граждане, осуществляющие медицинскую деятельность и (или) фармацевтическую деятельность без образования юридического лица;
• органы управления здравоохранением, Российскую академию медицинских наук, которые в пределах своей компетенции осуществляют меры по реализации государственной политики в области здравоохранения, выполнению программ охраны и укрепления здоровья граждан и программ развития медицинской науки, регулируют и координируют деятельность системы здравоохранения.
На данный момент в сфере здравоохранения существует единая система управления, в которую входят федеральные органы управления здравоохранением, органы управления здравоохранением субъектов РФ, органы МСУ, различные подведомственные организации и представители частной медицинской практики и фармацевтической деятельности.
Полномочия в сфере государственного управления здравоохранением присущи органам как исполнительной, так и законодательной власти. Так, в Федеральном собрании существуют два комитета, чья деятельность непосредственно связана с рассматриваемой областью: Совет Федерации включает в свою структуру Комитет по социальной политике, в состав Государственной Думы входит Комитет по охране здоровья. Указанными палатами:
• определяются основные направления государственной политики;
• принимаются федеральные законы;
• утверждаются различные федеральные программы, направленные на решение задач по охране здоровья населения;
• утверждаются расходы на здравоохранение, включенные в консолидированный бюджет Российской Федерации.
Государственное управление здравоохранением предполагается на общегосударственном уровне и на уровне субъектов РФ. На федеральном уровне эта функция принадлежит Министерству здравоохранения. Это центральный отраслевой орган по руководству в данной сфере, который находится в составе Правительства и возглавляется Министром здравоохранения. Высший исполнительный орган «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области здравоохранения». Президентом определяется стратегия разработки и осуществляется руководство проведением федеральной государственной политики в области охраны здоровья.
На уровне субъекта управлением в этой сфере ведает орган исполнительной власти, который уполномочен на данную деятельность, а также осуществление координации действий других органов государственной власти в вопросах охраны здоровья. Закрепление компетенций в области здравоохранения на региональном уровне происходит в форме принятия постановления Правительства конкретного субъекта.
На уровне муниципальных образований функция по руководству здравоохранением отведена органам местного самоуправления, которые непосредственно уполномочены на деятельность по управлению в определяемой сфере.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Результаты анализа научной литературы свидетельствуют о том, что, на современном этапе, вопросам совершенствования планирования здравоохранения уделяется особое внимание, как в РФ, так и в зарубежных странах. Общая для всех развитых стран демографическая проблема, характеризующаяся постарением населения и увеличением в его возрастной структуре доли граждан нетрудоспособного возраста, является причиной изменения структуры заболеваемости и изменения потребности отрасли в ресурсном и кадровом обеспечении, что обусловливает необходимость научно обоснованного планирования здравоохранения, в том числе реструктуризации и модернизации отрасли.
В работах российских и зарубежных исследователей, а также в различных нормативно-правовых актах нет единого подхода к определению понятия «здравоохранение». Так, в федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» говорится, что это «система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи» [2].
Николай Николаевич Калмыков и Наталья Васильевна Рехтина, аналитики Экспертно-аналитического центра РАНХИГС, считают, что здравоохранение – это «комплекс государственных, социальных, экономических и медицинских мер по охране и улучшению здоровья общества» [10].
В данной выпускной квалификационной работе мы разделяем точку зрения группы исследователей из Ростовского государственного медицинского университета и будем далее понимать это понятие как «совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья общества и каждого человека, снижение уровня смертности и заболеваемости населения, поддержание его активной жизни и долголетия» [19].
Понятие «общественное здравоохранение» или «общественное здоровье» (Public Health) впервые было употреблено в Великобритании в первой половине XIX века, что было следствием развития промышленности, а также происходивших в тот момент процессов урбанизации. В других странах также существовали схожие термины: во Франции – «социальная медицина», США – «социология медицины», «социология здравоохранения», в других государствах – «организация здравоохранения», «социальная гигиена» и т.д. В 1870-е годы в России появилось схожее понятие – «общественная медицина». Его сформулировал профессор Казанского университета Александр Васильевич Петров. Оно заменило ранее использовавшиеся термины «земская медицина», «санитария», «санитарная статистика», «профилактика заболеваний» и т.д. Под данным понятием подразумевается «медицинская деятельность, направленная на изучение факторов, вызывающих болезни общества, пути их профилактики, предупреждения и улучшения здоровья всего населения» [19].
Следует отметить, что здравоохранение является одной из важнейших сфер деятельности государства. И это признается во всем мире. В России этот принцип заложен в основополагающий юридический документ – Конституцию. «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений» [1].
В результате приведения к удручающему состоянию экономической жизни страны в 90-е годы 20 века в области охраны здоровья граждан государство переживало глубокий кризис: в больницах не хватало средств на лечение, у населения не было возможности для приобретения лекарств. Необходимы были глобальные преобразования. Главной реформой стало введение системы обязательного медицинского страхования, которая была необходимым источником финансирования.
Так до 2015 года в системе здравоохранения и существовали два потока денежных средств: из консолидированного бюджета и Фонда обязательного медицинского страхования. Такую модель принято называть бюджетно-страховой. С 2015 года финансирование здравоохранения – «одноканальное», т.е. деятельность государственных и муниципальных лечебных учреждений осуществляется за счёт средств обязательного медицинского страхования.
Однако, кроме данных видов организации есть и другие. В настоящий момент в Российской Федерации в области здравоохранения согласно Конституции существуют три системы: государственная, муниципальная и частная.
В государственную систему входят следующие субъекты:
• федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения;
• Российская академия медицинских наук;
• лечебно-профилактические, санитарно-профилактические, образовательные, научно-исследовательские, аптечные учреждения и некоторые другие организации, находящиеся в государственной собственности.
В структурном составе муниципальной системы можно обнаружить органы местного самоуправления, которые уполномочены на деятельность по управлению в области здравоохранения, и медицинские и фармацевтические организации, которые находятся в муниципальной собственности.
К частной же системе обычно относят таких субъектов, как лечебно-профилактические организации и аптечные учреждения, чьё имущество – в частной собственности, и лица, которые занимаются частной медицинской практикой или фармацевтической деятельностью.