География Дипломная работа (бакалавр/специалист) Естественные науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Масличные культуры России и их изучение в школьном курсе географии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения масличных культур России в школьном курсе географии 7
1.1. Характеристика масличных растений 7
1.2. Географо-климатические аспекты растениеводства масличных культур в России 11
1.3. Тенденции в растениеводстве масличных культур в России 19
1.4. Переработка и потребление продукции масличных растений в России 26
Глава 2. Анализ изучения масличных культур России в школьном курсе географии 32
2.1. Характеристика процесса обучения учащихся старшего звена на уроках географии 32
2.2. Особенности изучения масличных культур России в школьном курсе географии в старшем звене общеобразовательной школы 41
2.3. Роль дидактической игры в процессе изучения масличных культур России в школьном курсе географии 42
Глава 3. Педагогический эксперимент по активации познавательной деятельности учащихся старшего звена общеобразовательной школы в процессе изучения масличных культур России в школьном курсе географии посредством дидактической игры 52
3.1. Констатирующий этап педагогического эксперимента по активации познавательной деятельности учащихся старшего звена общеобразовательной школы в процессе изучения масличных культур России в школьном курсе географии посредством дидактической игры 52
3.2. Формирующий этап педагогического эксперимента по активации познавательной деятельности учащихся старшего звена общеобразовательной школы в процессе изучения масличных культур России в школьном курсе географии посредством дидактической игры 64
3.3. Контрольный этап педагогического эксперимента по активации познавательной деятельности учащихся старшего звена общеобразовательной школы в процессе изучения масличных культур России в школьном курсе географии посредством дидактической игры 69
Заключение 80
Список использованной литературы 82
Приложения 86

  

Введение:

 

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования ключевой проблемой в решении задач повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Овладение системой метапредметных компетенций и способов деятельности, как того требует стандарт, возможно лишь при условии повышения уровня активности учащихся в познавательной деятельности.
Сознательное и прочное усвоение знаний школьников проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать так, чтобы материал становился предметом активных действий детей.
С каждым годом становится все труднее поддерживать интерес учащихся к учебным предметам, среди которых география, что связано с незанимательным характером проводимых уроков. Это все побуждает искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и активизирующие познавательную деятельность учащихся.
Актуальность использования игр сегодня осознается всеми. Жизнь показывает, что современные школьники лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. Использование игр способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, активизации познавательной деятельности школьников как основы сознательного и прочного усвоения ими знаний.
На возможности дидактической игры в обучении географии указывали такие авторы, как Е.А. Аверченко, Н.Е. Коган, О.В. Крылова, Г.С. Кулич, В.В. Николина, А.В. Солонько и др.
Цель исследования заключается в теоретической разработке и экспериментальной апробации комплекса дидактических игр, направленных на активацию познавательной деятельности школьников на уроках географии в процессе изучения масличных культур России.
Объект исследования ‒ процесс преподавания дисциплины «география» в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – активация познавательной деятельности учащихся старшего звена общеобразовательной школы в процессе изучения масличных культур России в школьном курсе географии посредством дидактической игры.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
— охарактеризовать масличные растения», их виды, биохимические особенности,
— рассмотреть географо-климатические аспекты растениеводства масличных культур в России,
— выявить тенденции в растениеводстве масличных культур в России,
— изучить рынок продукции масличных культур в России,
— рассмотреть теоретические основы обучения на уроках географии в старших классах общеобразовательной школы,
— выявить роль дидактической игры в обучении учащихся на уроках географии,
— провести педагогический эксперимент по активации познавательной деятельности учащихся старшего звена общеобразовательной школы в процессе изучения масличных культур России в школьном курсе географии посредством дидактической игры.
Гипотезой исследования является предположение о том, что если ввести в образовательный процесс определенный экспериментальный фактор – разработанный комплекс дидактических игр, то это будет содействовать повышению уровня познавательной активности учащихся старшего звена общеобразовательной школы в процессе изучения масличных культур России в школьном курсе географии.
Методы исследования:
— теоретические методы — теоретический анализ научной литературы, а также сравнение, обобщение материалов и исследовательских данных с целью изучения базового понятийного аппарата;
— эмпирические методы – педагогический эксперимент, наблюдение, методы математической обработки данных.
Структура работы состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, 2 приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате решения задач исследования достигнута цель и сделаны следующие выводы:
Масличные культуры представляют собой растения, семена которых содержат растительные жиры.
Географическое расположение нашей страны таково, что большая часть пахотных угодий находится в неблагоприятных климатических условиях. Тем не менее, большинство культивируемых масличных растений в результате длительной селекционной работы были хорошо приспособлены к особенностям российского климата.
На территории России сегодня уже сформировался определённый состав масличных растений, наиболее приспособленных к особенностям климатических условий в большинстве аграрных регионов страны, среди которых: подсолнечник, соя, рапс, горчица сарептская, рыжик посевной.
Основные посевные площади масличных в России занимают подсолнечник, соя, рапс, горчица, значительно меньше – лён и сафлор.
Перспективы расширения объёмов промышленного выращивания на маслосемена в России имеют такие масличные растения, как: сурепица полевая, горчица белая, горчица чёрная, редька масличная, крамбе абиссинская, масличный лён, сафлор красильный.
Выявлены тенденции в растениеводстве масличных культур в России, среди которых: увеличение посевных площадей сельхозугодий под масличные культуры на фоне сокращения общей посевной площади в России; увеличение урожайности подсолнечника, сои, рапса; рост производства растительных масел. За последние 15-20 лет эти тенденции привели к увеличению выработки растительных масел в России в 4-5 раз.
Установлено, что в переработке и потреблении продукции масличных растений в России имеет место положительная динамика, что позволяет предположить обеспечение роста посевных площадей для масличных культур в обозримом будущем. Устойчиво высокий спрос на масложировые продукты на внутреннем и внешнем рынках гарантирует стабильный приток инвестиций в российскую маслопроизводящую индустрию.
Обучение географии в старшем звене общеобразовательной школы осуществляется на базовом уровне в рамках темы «Сельское хозяйство» раздела «География отраслей мирового хозяйства» в 10 классе.
Сделан вывод о том, что дидактическая игра обладает огромным потенциалом относительно активизации познавательной деятельности школьников на уроках географии, при умелом использовании которой возможно успешное достижение результатов в этой сфере.
Установлено, что игре в процессе изучения курса географии в старшем звене образовательной организации отведено недостаточно места. Уроки преимущественно проходят в форме лекций, игра применяется на уроках крайне редко, что снижает интерес старшеклассников к изучению предмета.
В связи с этим во втором разделе работы был разработан и экспериментально апробирован комплекс дидактических игр, направленных на активацию познавательной деятельности школьников на уроках географии, среди которых: «Кто больше», «Сею, вею, посеваю», «Лидеры».
В результате повторной диагностики познавательной активности школьников в экспериментальной группе на уроках географии после внедрения комплекса дидактических игр получены следующие результаты: высокий уровень зафиксирован у 30,1% школьников (было 15,1%), средний у 53,1% (было 38,5%), низкий отмечен у 16,8% (45,9%). В контрольной группе существенных изменений не произошло.
Таким образом, цель работы можно считать достигнутой.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения масличных культур России в школьном курсе географии
1.1. Характеристика масличных растений

Приведем характеристику масличных растений.
К масличным культурам относят растения, в семена которых накапливаются растительные жиры.
По характеру применения эти культуры могут быть классифицированы на:
— культуры, выращиваемые преимущественно для получения растительных масел: подсолнечник, клещевина, лен масличный, горчица, рапс, сурепка, рыжик, кунжут, мак, ляллемация, перилла, соя и арахис;
— культуры, выращиваемые для получения волокон, но из плодов которых также получают масла: лен-долгунец, конопля, хлопчатник, кенаф;
— культуры, выращиваемые для получения семян, насыщенных эфирными маслами, из которых получают и традиционные растительные жиры: кориандр, анис, тмин, фенхель.
Масличные растения относятся к различным ботаническим семействам:
— астровые – это подсолнечник, сафлор;
— капустные (крестоцветные) – это горчица, рапс, рыжик;
— сезамовые – это кунжут;
— маковые – это мак масличный и пр.
Их плоды (семеня) отличаются по величине, форме, строению и биохимическому составу.
Виды масличных культур представлены в таблице 1.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы