Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Манипулятивные технологии в СМИ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Манипулятивные технологии в СМИ 7
1.1. Понятие манипуляция, психология манипуляции 7
1.2. Психология манипуляции и воздействия в СМИ 13
1.3. Виды манипулятивных технологий в СМИ 17
1.4. Частота использования манипулятивных технологий 33
Глава 2. ПРИЕМЫ МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ В ПОЛИТИЧЕС-КОМ СЕГМЕНТЕ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЙ 44
2.1. Контент – анализ освещения политической сферы 44
2.2. Результаты контент-анализа 57
2.3. Анализ вероятных причин манипуляции 63
Заключение 72
Список использованной литературы 75
Введение:
Интернет в настоящий момент является уникальным средством не только для развития и преобразования СМИ, но и для применения разно-образных манипулятивных техник и технологий. Манипулятивная пред-ставляет собой комплекс разнообразных методов, процессов, операций и приемов, направленных на достижения определенной цели. Манипулиро-вать сознанием, как индивидуальным, так и массовым, значит уметь влиять на него.
С манипулятивной точки зрения важно понимать, какие эмоциональ-ные реакции будут вызваны тем или иным событием, медиаинформацией, суждением, мнением, и заодно сформированы общественное сознание, сте-реотипы, нормы поведения и нравственные принципы. Более сильное пси-хическое воздействие на людей, а также на групповые и массовые настрое-ния и общественное сознание в целом оказывает применяемая манипуля-торами совокупность различных форм, методов и средств воздействия. В интернет-изданиях на эмоциональное настроение читателя влияет не толь-ко контент, политический окрас, качество подачи информации, жанровая композиция и стиль повествования, но и разного рода комментирования, активно применяемые в социальных сетях, форумах, чатах и т.п. Система комментирования является идеальным инструментом вовлечения аудито-рии интернет-изданий в процесс манипулирования массовым сознанием. Поскольку развитие форм интерактивности позволяет интернет-изданию не ограничиваться формированием общественного мнения о том или ином событии, явлении, личности ‒ оно оказывает огромное психологическое воздействие на эмоциональный фон и образ мышления, а также на мотива-цию, интеллектуально-познавательную способность и эмоционально-волевую сферу человека.
В современном обществе манипулирование сознанием возможно только благодаря контролю за информацией и коммуникацией, которые определяют установки, представления, правила и образцы человеческой деятельности. Манипуляция, как правило, нацелена на то, чтобы заставить аудиторию участвовать (или не участвовать) в укоренившейся практике. Она есть одно из основных средств социального контроля и базируется, прежде всего, на жестком использовании информационного аппарата и ап-парата формирования идей. Информация сегодня – это источник реальной силы. Поэтому всегда была и будет актуальной фраза: «Кто владеет ин-формацией – владеет миром».
Политическая власть как в России, так и за рубежом, контролирует сегодня все процессы манипулированием в социальном пространстве. Она претендует на изменения восприятия и оценки слова и самого понятия, ко-торые тщательно отбираются для конструирования той реальности, кото-рая под благовидными предлогами навязывается различным социальным группам. Отобранные слова и символы являются основой стратегий, осно-вой идентичности. Они образуют: слухи, сплетни, оценки, при помощи ко-торых оказывается влияние на общественное мнение, происходит под-тверждение старых установок или замена старых установок новыми [22].
Эффективность информационного манипулирования определяется процентом субъектов, поддавшихся внушению. Современная техника опросов позволяет приближенно оценить этот процент, который, конечно, зависит от нескольких факторов — искусства программистов, интенсивно-сти и продолжительности рекламы, характера внушаемой информации, психологического состояния и общей информированности адресатов, а также количества используемых альтернативных источников информации [5].
Таким образом, актуальность определила выбор темы исследования «Манипулятивные технологии в СМИ».
Объект исследования: манипулятивные технологии в российском сегменте интернет.
Предмет исследования: процесс использования манипулятивных технологий в СМИ.
Цель исследования. Изучение манипулятивных технологий в рос-сийском сегменте интернет.
Проблема исследования: каковы особенности применения манипу-лятивных технологий применяются в российском сегменте интернет?
Гипотеза исследования Частота и типологические особенности используемых манипулятивных приемов не зависят от политической направленности издания, а определяются типологическими особенностями аудитории издания.
Исходя из поставленной цели, нам нужно решить следующие задачи:
1. Анализировать понятие манипулирование и специфику его воздей-ствия на общественное сознание;
2. Рассмотреть манипулятивные технологии, используемые в СМИ и, в частности, в интернет;
3. Классифицировать различные манипулятивные технологии;
4. Исследовать манипулятивные технологии, которые применяются в интернет-изданиях в контексте политической тематики.
В данном исследовании нами были использованы следующие методы:
1) анализ научной литературы по проблеме исследования;
2) систематизация, классификация и обобщение результатов исследования;
3) анализ контента (для выявления и характеристики стратегий и тактик манипуляций, применяемых в журналистских текстах);
4) сравнительно-сопоставительный метод для выявления особенностей коммуникативной политики анализируемых интернет-изданий и определения доминантных стратегий и тактик манипулятивного воздействия, а также связи между их выбором и особенностями целевой аудитории издания.
Определяя свой теоретико-методологический подход к рассмотрению заявленной темы, автор опирался на труды российских и зарубежных ученых в следующих областях:
Заключение:
В переживаемую ныне человечеством информационную эпоху СМИ действительно стали реальной «четвертой властью», обладающей огром-ными возможностями и оказывающей давление на все области обществен-ной жизни. Современные технологии служат не только инструментом по передаче и обмену информацией, но и выстраивают новые отношения между властью и обществом, являются неотъемлемой частью политическо-го управления.
СМИ ‒ это один из важнейших социальных институтов, призванный выполнять значимую роль по предоставлению обществу альтернативных точек зрения. Успешность развития этого института зависит от наличия в обществе консенсуса относительно целей его создания и правил функцио-нирования. В реальной жизни эта идеальная схема не работает, и СМИ ча-сто становятся инструментом для манипуляций как в руках государствен-ной власти, так и разного рода общественных деятелей от оппозиции. В се-годняшнем мире СМИ оказывают прямое воздействие на политическое по-ле и политическое сознание.
Интернет-манипулирование ‒ это сложный феномен, который можно определить как вид ненасильственного психологического воздействия на сознание при помощи интернет-ресурсов, благодаря развитию которых оно достигло ранее невиданных масштабов и результатов.
Анализ специфики, методов и технологий манипулирования обще-ственным сознанием на примере телевидения и Интернета позволяет сде-лать вывод о том, что появление этих электронных СМИ имело послед-ствия для политической публичной сферы: во многом благодаря им на смену политическим дебатам, дискуссиям и анализу пришла борьба обра-зов, запоминающихся высказываний, которые удобно использовать в за-головках новостей; изменился характер подачи новостей в целом. Все большее значение стал обретать имидж политиков, а не их программы и политические взгляды.
Новостные заметки приобретают все более развлекательный харак-тер, а сами передачи становятся все более короткими, при этом потребле-ние информации ‒ все более некритичным. Это во многом объясняется тем, что телевидение и Интернет испытывают давление со стороны коммерче-ской выгоды и поэтому вынуждены создавать массовые продукты низкого качества.
Интернет способно влиять на ход политических событий, формиро-вать отношение к происходящему при помощи целого ряда выработанных специальных приемов ‒ «раскруткой» новости, ее «перекруткой» и «уду-шением».
Конкретное изучение используемых в медиа-манипулировании при-емов и методов приводит к выводу о том, что они существенно воздей-ствуют на сознание и подсознание масс, позволяют успешно формировать политическое сознание, формировать требуемые политические симпатии и антипатии.
Все большее влияние на политические события начинают оказывать социальные сети. С начала 2000-х гг. Интернет и мобильная связь начали активно использоваться для организации протестных массовых мероприя-тий. Личные страницы и аккаунты политических деятелей сегодня успешно используются для привлечения сторонников (избирателей).
Интернет ‒ это стремительно растущая сила, которую в будущем ожидают значительные изменения, связанные как с развитием новых спо-собов контроля за поведением граждан и их настроений со стороны вла-стей, так и с новыми возможностями граждан оказывать сопротивление попыткам власти манипулировать их мнением.
Современные коммуникационные технологии изменили и продолжат изменять способы воздействия на политическое сознание и будут все ак-тивнее менять способы взаимодействия между государством и обществом.
Современные государства по-разному определяют степень допусти-мого в интернет-пространстве. Государства могут в рамках своих границ изменять само понятие и основу Интернета как децентрализованного ис-точника информации.
В современном обществе человек подвергается одновременному воз-действию со стороны печатных СМИ, радио, телевидения и интернета, а значит, своего рода манипулированию. Укрыться от информационных по-токов практически невозможно, где бы ни находился объект их воздей-ствия. Ориентироваться в огромном объеме информации крайне трудно, так как человек не всегда имеет возможность проверить достоверность по-лучаемых сведений.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Манипулятивные технологии в СМИ
1.1. Понятие манипуляция, психология манипуляции
Термин «манипуляция» произошел от латинского слова manipulare и означает «управлять», «управлять со знанием дела», «оказывать помощь» и т.д. В современной социогуманитарной науке манипулирование пред-ставляет собой систему способов идеологического и социально-психологического воздействия с целью изменения своих собственных вы-водов и поведения. Манипуляция в массовом сознании ассоциируется с разного рода мошенничеством и махинациями.
Манипуляция представляет собой скрытое психологическое давле-ние, направленное на управление сознанием и поведением людей, основан-ное на полном доверии людей, воспринимающих любую информацию.
Р.М. Блакар отмечает, что язык (слово) для манипулятора является важным инструментом изменения смысла, для того чтобы скрыть реаль-ную ситуацию [2]. Слова, характеризующие манипуляцию, имеют пре-имущественно негативное значение: скрыто, неявно, обман, господство, управление, принуждение, применение силы, структурирование мира в ин-тересах манипулятора, вразрез с волей другого, мастерство и сноровку [8, с. 15].
Манипуляция, как вид скрытого психологического воздействия, ведет к возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуаль-ными желаниями. После такого воздействия личность уверена, что самостоя-тельно принимает решения и действует в соответствии со своими желаниями, но это лишь иллюзия самостоятельности. Желания этот человека уже сформи-рованы манипулятором. Именно манипуляция выступает в качестве основного этапа в процессе формирования деструктивной зависимости личности от чего либо, организуемого другим субъектом.
Исследователи определяют манипуляцию и как искусственный процесс создания субъектом иллюзий об окружающей действительности или о себе, воспринимаемых другим субъектом или самим создателем [9]. Например, ре-клама и кинематограф, благодаря скрытому воздействию на подсознание зри-терлей, формирует потребности далекие от актуальных (в том числе потреб-ность в веществах, вызывающих зависимость). Лишь только в дальнейшем же-лание наркотических и т.п. средств возникают благодаря физиологической по-требности подростка. Так формируетсядеструктивная зависимость. Таким об-разом, манипуляция со стороны СМИ выступает в качестве отправной точки к деструктивной зависимости от наркотических средств [9].
Р. Гарифуллин выделяет шесть причин, вызывающих их. В числе этих причин: внутренний конфликт с самим собой; отсутствие у большинства лю-дей любви и к самому себе, и к другим; присутствие риска и неопределенности вокруг человека; стремление людей обманывать, чтобы управлять эмоциями и избегать интимности в отношениях; потребность человека искать у окружаю-щих одобрения; стремление реализовать определенные физиологические по-требности; стремление к власти [там же].
При помощи манипуляций люди пытаются управлять другими, пре-следуя свои личные цели, стремятся контролировать и направлять дей-ствия и чувства кого-то, не зависимо от его желания и интересов. В про-цессе могут быть задействованы как два человека, так и группа людей. При этом манипуляции могут быть относительно безопасны, носить кон-структивный характер, то есть, для пользы и развития личности, на кото-рую пытаются повлиять. К примеру, когда родители пытаются разными способами заставить своего ребенка лучше учиться. Манипулирование применяют руководители некоторых компаний, чтобы активизировать де-ятельность своих сотрудников. Е.Л. Доценко в книге «Психология 6 мани-пуляции» приводит пример позитивной манипуляции – поведение краса-вицы Шахерезады, которая рассказывала сказки повелителю Шахриару. Манипулируя Шахриаром, она в течение трех лет спасала от смерти не только себя, но и самых красивых девушек своей страны [8].
Манипуляция строится на позиции использования манипулятором слабостей другого. Цель и задача манипулятора – добиться от используе-мой жертвы выгоды для себя, материальной, эмоциональной, энергетиче-ской, или какой-то иной. Наиболее опасными манипуляторами являются те люди, которые делают это осознанно, преследуя конкретную цель. Напри-мер, интриги карьеристов, которые хорошо знают психологию людей, хо-рошо владеют собой и ситуацией, имеют циничный, расчетливый ум.
Вредоносными действия манипулятора являются тогда, когда имеет-ся определенный ущерб для жертвы: ее собственности, психическому или физическому здоровью, временным или энергетическим ресурсам. Основ-ным признаком опасной манипуляции является контрастное изменение настроение жертвы в присутствии манипулятора: это может быть как упа-док настроения, так и восторженная эйфория. При особо больших энерге-тических потерях у жертвы начинают трястись руки, учащается сердцеби-ение, может повыситься давление, может даже резко подняться температу-ра. При этом манипулятор испытывает удовлетворение, наполняется сила-ми. В отличие от жертвы, чувствующей полное опустошение.