Методика преподавания литературного чтения в начальной школе Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Литературный кружок как форма организация внеурочной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения сущности внеурочной деятельности 7
1.1. Внеурочная деятельность по литературе в начальной школе 7
1.2. Литературный кружок как одна из форм организации внеурочной деятельности младших школьников 11
1.3. Отражение внеурочной деятельности по литературе в школьных программах. Анализ УМК 20
Выводы по первой главе 28
Глава II. Экспериментальная работа по изучению литературного кружка как формы организации внеурочной деятельности 30
2.1. Диагностика начального уровня литературного развития детей младшего школьного возраста в рамках литературного кружка 30
2.2. Содержание работы литературного кружка как формы организации внеурочной деятельности 38
2.3. Анализ результатов исследования 54
Выводы по второй главе 57
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложение 69

 

  

Введение:

 

На сегодняшний день современная российская школа переживает глобальные преобразования. За последние десятилетия изменилось представление целей и задач образования, а также пути их реализации.
На ступени начального общего образования проблема развития интереса к чтению, как одна из основных целей обучения, отражена в «ФГОС НОО» в разделе литературного чтения. А именно: «формировать у младших школьников осознание значимости чтения для личного развития, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации» [52].
Но, к сожалению, не всегда на уроках литературного чтения хватает времени для реализации всех целей и задач обучения. Поэтому ФГОС НОО ввел внеурочную деятельность, направленную на социализацию школьников и решение образовательных задач. Правильно сформированные навыки беглого, осознанного и выразительного чтения играют важнейшую роль в образовательной деятельности и развитии личности ребенка. Навыки чтения связаны не только с грамотностью и образованностью: они воспитывают культуру речи, обогащают внутренний мир человека, расширяют кругозор. Именно поэтому каждый учитель уделяет огромное внимание формированию заинтересованного читателя.
В настоящее время замечена тенденция снижения интереса к чтению. Это происходит из-за глобализации и популярности компьютерных технологий, развития индустрии развлечений, что в свою очередь из-за доступности вытесняет книгу, как уникальный источник знаний, она уже не является духовным наставником и собеседником для детей и взрослых.
Не секрет, что современные дети не хотят и не любят много времени уделять чтению. Актуальность темы мы видим в способности внеурочной деятельности по литературе побудить интерес к книгам, чтению, писателям, творчеству.
Зачастую на традиционных уроках литературного чтения не остается места и времени для проявления личных впечатлений школьника, его переживаний на основе прочитанного произведения. А если этого нет, то нет и интереса к чтению, нет мотивации, идущей изнутри («хочу»), она всецело подчинена мотивации, идущей извне («велели»). В настоящее время перед педагогами и психологами стоит актуальнейший вопрос: как пробудить в ребенке интерес к чтению, желание читать художественную литературу, обогащать свой словарный запас, развивать культуру речи?
Существует множество видов и форм внеурочной деятельности по предмету литературного чтения, одной из наиболее эффективных форм для решения данной проблемы, на наш взгляд, является организация литературного кружка. Литературный кружок мы понимаем как обучение группы школьников под руководством учителя, нацеленное на расширение и углубление знаний по литературе, а также формирование интереса к предмету и непосредственное развитие обучающихся, и связываем со следующими видами читательской деятельности: умение воспринимать и осмысливать текст, анализировать и интерпретировать его, давать оценку.
Исходя из этого, целью нашей работы является исследование особенностей организации литературного кружка в рамках внеурочной деятельности младших школьников, а также определение важности и значимости литературного кружка для детей младшего школьного возраста.
Над этой проблемой работали и работают многие отечественные ученые, психологи, методисты. Среди них следует отметить таких как Л.Р. Болотина, Е.И. Бушнина, Т.В. Володина, М.П. Воюшина, Я.А. Готокович, О.В. Джежелей, Е.А. Жесткова, М.Г. Качурин, Н.А. Копылова, И.Я. Ланина, Н.Н. Светловкая, П.Ф. Славгородский [4, 5, 6, 7, 10, 12, 16, 23, 25, 30, 41, 44].
Объектом исследования является внеурочная деятельность младших школьников по предмету литературного чтения.
Предметом исследования является организация литературного кружка как одна из форм внеурочной деятельности младших школьников.
Гипотеза исследования: литературный кружок является эффективной формой организации внеурочной деятельности, способствующей развитию у ребенка интереса и желания к чтению. Продуктивность данной деятельности связана с:
 целенаправленной организацией занятий, основанных на познавательных, творческих интересах и возможностях обучающихся;
 условиями создания творческой атмосферы, эмоционального настроения детей, направленными на самораскрытие личности;
 расширением литературно-образовательного пространства младших школьников.
Для реализации обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:
 изучить специфику внеурочной деятельности по литературе в начальной школе;
 рассмотреть литературный кружок как одну из форм организации внеурочной деятельности младших школьников;
 проанализировать содержание внеурочной деятельности по литературе в школьных программах, сделать анализ УМК;
 провести диагностику начального уровня литературного развития детей младшего школьного возраста в рамках литературного кружка;
 разработать содержание работы литературного кружка как формы организации внеурочной деятельности;
 выполнить анализ результатов исследования.
Научная новизна: разработана программа работы литературного кружка как формы организации внеурочной деятельности.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Внеурочная работа – это составная часть учебно-воспитательной работы и одна из видов организации свободного времени обучающихся. Организация внеурочной деятельности позволяет открыть широкие возможности для творчества детей, развития их индивидуальных способностей и развития интереса к чтению.
Использование возможностей внеурочной деятельности, а в частности проведение литературного кружка, позволяет разнообразить досуг обучающихся, способствуя повышению интереса к чтению. Существует множество методов и приемов проведения внеурочных занятий, с помощью которых учитель может развивать интерес ребенка к чтению. По нашему мнению, развитие интереса к чтению у младших школьников может осуществляться на занятиях литературного кружка.
Занятия в литературных кружках, несомненно, способствуют самообразованию и самовыражению обучающихся. Однако успех во многом зависит от активности самого учителя.
Исходя из анализа предложенных программ можно сделать вывод, что в данных программах предусмотрено развитие всех читательских умений, в той или иной степени. Одни читательские умения развиваются целенаправленно, в основном это – умение ориентироваться в различных источниках информации и умение осмыслить и оценить содержание текста, другим читательским умениям не придают основного значения. Во всех программа предусмотрены различные методы и формы организации внеурочной деятельности такие как: занятие-диспут, занятие праздник, занятие-интервью, интегрированное занятие, устный журнал, конкурсы, литературная игра, инсценирование картин-эпизодов, творческая работа (сочинение сказок, загадок), различные литературные конкурсы, экскурсии и проекты.
Цель экспериментальной работы – доказать эффективность работы литературного кружка как формы организации внеурочной деятельности. В соответствии целью экспериментальной работы были определены ее основные этапы: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе экспериментальной работы всем участникам была предложена анкета с вопросами, направленными на выявление потребностей обучающихся общеобразовательных школ в услугах дополнительного образования. Также была разработана анкета для родителей. С обучающимися была проведена диагностическая методика «Настроение» (автор В.А. Доскин) и методика Г.И. Щукиной.
На констатирующем этапе было установлено, что обучающиеся 3 класса хотят ходить в литературный кружок – 52%, они считают, что ходить в литературный кружок интересно – 52%.
Проведя анализ полученных ответов можно сказать, что 70 % родителей обучающихся желают, чтобы в школе было организовано дополнительное образование в виде кружковых занятий. Почти половина опрашиваемых родителей (45%) уверены, что их ребенок сможет получить на кружковом занятии новые знания, и 40 % видят основную задачу кружка – развитие навыков чтения. Стоит заметить, что 60% родителей хотят, чтобы ребенок посещал литературный кружок.
На основе анализа существующих программ внеурочной деятельности и полученных данных для диагностики детей младшего школьного возраста была разработана методическая программа внеурочной деятельности – литературный кружок под названием «Путешествие в мир книг». Были разработаны и проведены некоторые занятия по программе литературного кружка.
С детьми, которые посещали занятия литературного кружка «Путешествие в мир книг» на контрольном этапе эксперимента была проведена диагностическая методика Г.И. Щукиной. После подведения результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что после прохождения программы литературного кружка уровень сформированности познавательного интереса повысился.
Проанализировав все данные, которые были получены в результате эксперимента, можно прийти к выводу, что уровень познавательного интереса у обучающихся 3 класса стал выше. Их творческая активность повысилась, повысилась и исполнительная активность, стало меньше детей, которые находятся на низком уровне.
Таким образом, цель, поставленная в работе, достигнута, а задачи решены. Гипотеза, поставленная в начале работы, а именно, что литературный кружок является эффективной формой организации внеурочной деятельности, способствующей развитию у ребенка интереса и желания к чтению, подтверждена.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические аспекты изучения сущности внеурочной деятельности

1.1. Внеурочная деятельность по литературе в начальной школе

Как известно, воспитательная и образовательная работа в современной начальной школе имеет два основных направления: организация деятельности школьников на уроках и во внеурочной деятельности. Организация внеурочной работы определяется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) и является необходимым компонентом реализации основной образовательной программы начальной школы. В рамках реализации ФГОС НОО, под внеурочной деятельностью можно понимать образовательную деятельность, которая проходит в форме, отличной от урока, и подразумевает более глубокое освоение школьных предметов [52].
Внеурочная деятельность является частью базового образования, которое направлено на оказание помощи учителю и ребенку в освоении нового вида учебной деятельности, содействует увеличению образовательного пространства, формирует дополнительные условия для становления личности обучающихся, а также выстраивает сеть, обеспечивающую поддержку детей на этапе адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных [7].
С точки зрения Е.И. Бушниной внеурочная деятельность представляется в качестве совокупности разных типов деятельности, обладающей богатыми возможностями воспитательного, развивающего и образовательного воздействия на ребенка [5].
В первую очередь, разнообразие внеурочных занятий содействует более многостороннему раскрытию индивидуальной способности каждого ребенка, что не всегда удается учесть на занятиях, так как далеко не все обучающиеся могут проявить свои способности на уроке чтения. В общем, школьники могут показать свои читательские горизонты только на основании образовательной программы [17].
Во вторую очередь включение разных типов внеурочной деятельности пополняет личный опыт обучающегося, его знания о многообразии видов человеческой деятельности, а также обучающийся получает требуемые практические навыки. На уроках литературного чтения обучающиеся исследуют определенный перечень произведений, поставленных авторами программ и имеющих собственную направленность (к примеру, набор учебников О.В. Кубасовой обладает направленностью на нравственное воспитание), а во внеурочной деятельности появляется возможность ознакомиться с фантастическими работами и современными научными прорывами [27].
Также, разнообразные внеурочные занятия способствуют формированию у школьников интереса к разным типам деятельности. К примеру, поисковая работа, работа репортера, проектная деятельность и работа по созданию презентаций. Если у обучающегося есть интерес к чтению в сочетании с некоторыми практическими навыками, обеспечивающими его успешность в исполнении заданий, то он сможет лично организовать свою деятельность [4].
Далее, в разных формах внеурочной деятельности дети помимо проявления своих индивидуальных особенностей также обучаются жизни в коллективе, умению работать совместно, проявлять заботу о своих друзьях и так далее. И любой из видов внеурочной деятельности (творческая, познавательная, игровая) обогащает опыт в коллективном взаимодействии обучающихся, что имеет большое воспитательное значение [21, 22].
Внеурочная работа по литературе в младшей школе – это одна из форм досуга для младшего школьника. Данная деятельность, организованная после основных уроков с целью формирования интереса к чтению, увеличения читательского кругозора, литературного воспитания и развития обучающихся. Это дает учителю большие возможности заинтересовать школьников чтением, сделать его любимым занятием.
Так как внеурочная деятельность – это составная часть воспитательной работы в школе, она, по мнению Н.Н. Светловской, ориентирована на достижение единой воспитательной цели – усвоение обучающимися социального опыта, требуемого для жизни в обществе и формирования общественных ценностей [39].
Внеурочная деятельность по литературному чтению в начальной школе способствует продолжению совершенствования подготовки обучающихся к самостоятельному выбору и чтению книги, т.е. развития у обучающихся верной читательской деятельности (умения и привычки думать над книгой до чтения, в процессе чтения и после чтения), читательского кругозора (его широты, глубины, упорядоченности) и отношения к книге как к общественной ценности [40].
Внеурочная деятельность по литературному чтению направлена на знакомство обучающихся с детской литературой и книгами, авторами [18]. Особым значением при этом обладает и многообразие форм внеурочной деятельности, что делает сам процесс увлекательным.
Интерес к внеурочной работе не может появиться, если работа исполнена по принуждению, без желания. Следовательно, А.В. Усова предполагает, что принцип добровольности – это один из важнейших принципов внеурочной деятельности [49]. Обучающемуся следует выражать искренность в принятии участия во внеурочной деятельности по чтению, без малейшего на то принуждения. Известно, что обучающиеся отличаются между собой по уровню общего развития, по интересам и чертам характера [50]. Невзирая на данные отличия, невозможно добиться успеха на внеурочной работе. И.Я. Ланина считает, что принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся является особенным при организации внеурочной работы. Он дает возможность корректировать все типы работ, производимых с каждым обучающимся [30].
ФГОС НОО по литературному чтению включает такие цели:
1. Формирование познавательного интереса обучающихся, их интеллектуальной и творческой способности, устной и письменной речи;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы