Юриспруденция Дипломная работа (бакалавр/специалист) Юриспруденция

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Личные неимущественные права ребёнка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕБЕНКА ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ 7
1.1. Правовой статус родителей и детей 7
1.2. Общая характеристика личных неимущественных прав по семейному праву 16
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ РЕБЕНКА 24
2.1. Право жить и воспитываться в семье. Право на общение с родителями и другими
родственниками 24
2.2. Право выражать свое мнение. Право на имя, отчество, фамилию и их изменение 33
ГЛАВА III. ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ РЕБЕНРКА 44
3.1. Право ребенка на защиту 44
3.2. Способы защиты личных неимущественных прав ребенка 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62

  

Введение:

 

Все права ребенка могут быть поделены на имущественные и личные неимущественные. Личные неимущественные права – права ребенка, неотделимые от его личности и не имеющие имущественного содержания. К ним относятся: право на общение с родителями и другими родственниками, право на имя, отчество, фамилию, право выражать свое мнение и др.
Несмотря на активное закрепление прав детей и развитие гарантий их осуществления (от развития законодательной базы до деятельности специализированных органов государственной власти) на практике встает проблема: права детей не всегда реализуются в полном объеме. Причины могут быть в разном: отсутствие правовой культуры, немотивированные запреты со стороны взрослых, неумение уважать достоинство ребенка, нежелание прислушиваться к его мнению, проблемы с выявлением нарушений, отсутствие знаний у несовершеннолетних к кому и по каким вопросам можно обращаться, отсутствие механизмов воздействия на родителей, если они не хотят участвовать в реализации отдельных прав детей (например: ребенок знает своих родителей, может с ними общаться, но сами родители этого не хотят, заставить их законодательно невозможно).
За последние годы увеличилось количество споров, затрагивающих права детей, это происходит из-за кризиса семейных ценностей. При расторжении брака родители неизбежно начинают делить не только имущество, но и детей, оказывая на них физическое и психологическое воздействие.
Проблема регулирования неимущественных прав детей сложна тем, что их осуществление и защита зависит не только от правовых норм, которые создаются и охраняются от нарушений государством, но и от моральных, которые, обладают силой лишь тогда, когда их принимают и соблюдают.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование института личных неимущественных интересов несовершеннолетних, анализ норм действующего гражданского, семейного, гражданско-процессуального законодательства, регулирующих порядок их защиты.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. дать понятие семейных правоотношений с участием ребенка;
2. исследовать общую характеристику личных неимущественных прав по семейному праву;
3. исследовать право ребенка на имя, фамилию и отчество, право жить и воспитываться в семье, а также право выражать свое мнение;
4. изучить право ребенка на общение с родителями и другими родственниками
5. проанализировать право ребенка на защиту;
6. рассмотреть способы защиты личных неимущественных прав ребенка.
Объектом исследования выступают личные неимущественные права несовершеннолетних.
Предметом исследования выступают нормы гражданского, семейного и ряда отраслей публичного права в области охраны прав несовершеннолетних образующие комплексный правовой институт, и ряд практических проблем, связанных с защитой неимущественных интересов ребенка.
Теоретико-методологические основы данной работы обусловлена спецификой изучения материала и задачами исследования. Методологическая база исследования основана на следующих методах и принципах: методы анализа и сравнения, которые применялись при рассмотрении нормативно-правовых актов, а также научных и учебных источников; специальный метод логического толкования норм российского законодательства, который применялся посредством изучения текста действующего законодательства и интерпретаций его содержания в научной, учебной и иной литературе; принцип достаточного основания, применение которого связано с формулированием обоснованных, вытекающих из содержания проведённого исследования выводов; принцип всесторонности и объективности рассмотрения, который применялся при изучении и освещении в дипломной работе нормативно-правового и теоретического материалов посредством их отбора и представления в объёме и контексте, которые отвечают цели и задачам проделанного исследования; принцип непротиворечивости, на котором основано последовательное изложение исследовательских материалов. Использование фундаментальных методологических принципов научной объективности позволило проследить специфику регламентации личных неимущественных прав несовершеннолетних в отечественном законодательстве.
Отдельные аспекты вопросов, связанных с характеристикой и защитой личных неимущественных прав, были исследованы в трудах таких ученых, как Агарков М.М., Антокольская М.В., Белов В.А., Колбинев М.Ю., Король И.Г., Летова Н.В., Прокошкина Н.И., Пчелинцева Л.М., Антонова Т.В., Астахова М.А., Белоножкин А.Ю., Бердников А.А., Беспалов Ю.Ф., Бойцова С.В., Вахрамеева Л.Н., Гончарук М.С., Кравчук Н.В., Липинский Д.А., Шишкин А.Г., Максимович Л.Б., Скуратовская М.М., Шалонин В.В., Шерстобитов А.Е. и других.
Теоретическая значимость работы заключается в том, чтобы обобщить теоретические представления о регламентации личных неимущественных прав несовершеннолетних, выявить проблемы и внести предложения по совершенствованию данного института.
Практическая значимость – собранный материал предоставляет возможность его использования в практике рассмотрения вопросов, связанных с защитой личных неимущественных прав несовершеннолетних, при преподавании курса семейного и гражданско-процессуального права в учебных заведениях и совершенствовании действующего законодательства.
Элементы научной новизны исследования состоят в том, что на уровне специального исследования осуществлен комплексный анализ личных неимущественных прав несовершеннолетних, а также внесены предложения по совершенствованию законодательства.
Значимость результатов, полученных в ходе исследования материалов отражена в положениях, выносимых на защиту:
1.В целях результативной юридической охраны семьи, предлагается закрепить в СК РФ нормативное определение понятия «семья» как «общности совместно проживающих лиц, объединённых правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством».
2. Чтобы дать возможность субъектам семейного права должным образом использовать способы защиты прав, предусмотренные не только семейным и гражданским законодательством, но и прочими федеральными законами, следует п. 2 ст. 8 СК РФ «Защита семейных прав» изложить следующим образом: «Защита семейных прав осуществляется способами, предусмотренными настоящим Кодексом и иными федеральными законами».
3. Для более эффективной защиты прав детей, в случае лишения их родителей родительских прав, нужно поддержать мнение учёных, предлагающих установить в качестве одного из последствий лишения родительских прав компенсацию ребёнку морального вреда. Данный вред в таких случаях должен презюмироваться. Предлагается п. 2 ст. 71 СК РФ изложить следующим образом: «2. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребёнка. Также на родителей возлагается обязанность по компенсации морального вреда ребёнку в размере, установленном судом».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Семейное законодательство выступает в качестве успешно развивающегося, отражающего устои демократического российского общества. Государство, посредством наделения несовершеннолетних правами в сфере семейных отношений, предоставляет гарантии защиты и охраны данных прав, установив обязанности и права родителей по отношению к собственным детям. Законодатель не противопоставил такие обязанности и права родителей интересам, правам детей, только установил пределы и правила осуществления первых, при нарушении которых будет включен механизм их ответственности.
Под личными неимущественными правами ребенка понимаются возникающие с момента рождения на основании (или в силу) закона права, прекращающиеся по достижении совершеннолетия, реализующиеся в семейных отношениях, где одной из сторон выступает ребенок, направленные на воспитание, образование, обеспечение духовного развития и формирование ребенка полноценным членом общества. В СК РФ закреплен ряд личных неимущественных прав несовершеннолетних, которые можно классифицировать в зависимости от целей, назначения:
а) личные неимущественные права, индивидуализирующие ребенка (право на имя, право на псевдоним);
б) личные неимущественные права, обеспечивающие благополучное развитие ребенка (право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками);
в) личные неимущественные права, определяющие ребенка как самостоятельного субъекта семейных прав (включено право выражать свое мнение, быть заслушанным в суде, возможность самостоятельно обратиться в орган опеки и попечительства и в суд за защитой права).
Знание, уважение, соблюдение прав ребёнка, является важнейшим элементом процесса формирования полноценной личности и построения здоровых и комфортных взаимоотношений, как в семье, так и в обществе в целом.
Право жить и воспитываться в семье включает в себя ряд правомочий ребенка: право ребенка знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
Право на общение включает в себя ряд правомочий: право на постоянные или периодические контакты ребенка с родителями и иными близкими родственниками и иными лицами, право требовать исполнения обязанности общения от родителей и других близких родственников и иных лиц, право обращения в орган опеки и попечительства или суд за защитой права на общение.
Следовательно, согласно СК РФ под правом ребенка на общение следует понимать обеспеченную федеральным законом возможность ребенка на постоянные или периодические контакты с родителями, близкими родственниками ребенка и иными лицами, требовать от них исполнения обязанности общения и обращаться в орган опеки и попечительства или суд за защитой права на общение. Суд же исходит из интересов несовершеннолетнего ребенка и защищает его неимущественное право на общение с родителями и другими родственниками, за исключением случаев, когда это может противоречить интересам ребенка, не совпадать с его желанием или быть опасным.
Согласно ст. 57 СК РФ, ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Например, ребенок вправе выражать свое мнение при рассмотрении в суде дела о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (ст. 65 СК РФ). Выразить свое мнение ребенок вправе при восстановлении его родителей в родительских правах, и, прежде всего, это связано с правом ребенка жить и воспитываться в семье, с правом на общение с родителями.
01 мая 2017 г. были изменены положения п.2 ст. 58 СК РФ. В соответствии с этими изменениями родители в процессе выбора имени для ребёнка не могут: использовать в его имени цифры, буквенно-цифровые обозначения, символы, числительные, не являющиеся буквами знаков, не учитывая знак «дефис», либо их любую комбинацию, бранные слова, указания на должности, ранги, а также титулы. Этот закон принадлежит к мощным направлениям государственной защиты ребенка от нерадивого родителя.
Для тех случае, когда ребенок уже был назван именем, которое не соответствует норм действующего законодательства предлагается внести в закон положения, предусматривающие необходимость изменения имени, которое не отвечает данным требованиям.
Выделяют 2 главные формы защиты семейных прав – неюрисдикционную форму и юрисдикционную. Судебная защита семейных прав — наиболее эффективна, т.к. суд, рассматривая конкретное семейно-правовое дело, в первую очередь, руководствуется законодательством, учитывает все обстоятельства этого дела и выносит решение в интересах, прежде всего, несовершеннолетних детей.
Семейные правоотношения с участием ребенка — это специальная сфера семейных правоотношений, выделенная не только по субъекту, но и по объекту. Круг их субъектов и объектов шире родительских. В них участвуют не только родители, но и другие лица: усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, патронатные родители, органы опеки и попечительства родительского попечения, уполномоченный по правам ребенка и иные лица, органы и организации в случаях, предусмотренных семейным, гражданским и административным законодательством.
Эффективная реализация личных не имущественных прав ребенка позволяет ему стать полноценной личностью, однако, учитывая специфику семейных отношения, в процессе реализации прав возникает ряд проблем, причинами которых могут быть отсутствие правовой культуры, неумение уважать достоинство ребенка, отсутствие знаний у несовершеннолетних к кому и по каким вопросам можно обращаться, отсутствие механизмов воздействия на родителей, если они не хотят участвовать в реализации отдельных прав детей.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕБЕНКА ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
1.1. Правовой статус родителей и детей
В правовой науке выделяют общественные и естественные признаки и свойства человека, которые индивидуализируют его как участника гражданско-правовых отношениях и влияют на его правовое положение. Среди них выделяют: правоспособность, дееспособность, имя, возраст, семейное положение, гражданство, пол.
Понятие правоспособности и дееспособности применительно к гражданским правоотношениям раскрывается в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Правоспособность — это способность иметь гражданские права и нести обязанности. Ввиду того, что на территории одного государства могут находиться не только граждане этого государства, но и иностранные граждане, правоспособностью наделяются все независимо от гражданства.
Под гражданской дееспособностью понимается способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) . Приобретая дееспособность, личность утрачивает свое абстрактное содержание и приобретает определенный правовой статус, который конкретизируется в ее правах и обязанностях.
Другим индивидуализирующим признаком является имя. Согласно ч. 1 ст. 19 ГК РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Данное свойство личности является неотчуждаемым, иными словами имя не может существовать отдельно от личности или быть передано другому субъекту гражданского права . Хотя имя и является неотчуждаемым свойством личности, это еще не означает, что оно не может быть изменено. Законодатель предоставляет возможность человеку изменить имя, полученное им при рождении. Однако после государственной регистрации нового имени человек сохраняет свои права и обязанности, приобретенные им еще до перемены имени. Вдобавок на него возлагается еще одна обязанность – уведомить своих кредиторов и должников о произошедшем изменении.
Большое значение придается такому признаку как возраст. Потому что именно от него зависит объем дееспособности. В разных государствах устанавливается свой возраст, с которого человек начинает считаться совершеннолетним и может самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности. Считается, что до достижения возраста совершеннолетия человек в силу незрелости своей психики подвержен влияниям окружающих и не может самостоятельно определить, как ему поступить в конкретной ситуации. Это происходит вследствие отсутствия у человека какого–либо жизненного опыта и несформированности моральных принципов о добре и зле. Поэтому ему необходимо пройти процесс социализации, чтобы стать личностью. В Российской Федерации человек становится совершеннолетним с достижением возраста восемнадцати лет (п. 1 ст.21 ГК РФ).
Следующий признак, влияющий на правовое положение человека, это семейное положение. Данный признак также имеет значение для определения дееспособности. Его суть заключается в том, что дееспособность в полном объеме приобретается человеком до достижения совершеннолетия с момента вступления в брак. Поэтому возраст человека не является обязательным признаком, определяющим объем дееспособности. Данный институт в науке гражданского права именуется эмансипацией. Он имеет нормативное закрепление в ст. 27 ГК РФ.
Гражданство – это устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. Признак гражданства служит как для индивидуализации личности, так и непосредственно влияет на содержание ее прав и обязанностей. Особенность данного признака заключается в ограничениях правового положения физических лиц, являющихся гражданами иностранного государства и находящихся за его пределами. В связи с этим наибольшими возможностями осуществления своих прав обладают отечественные граждане.
В качестве последнего признака ученые выделяют пол. Разделение людей на женский и мужской пол имеет биологическое значение, но не правовое. Потому как в настоящее время половой признак не оказывает существенного влияния на объем прав и обязанностей мужчин и женщин. Иначе это противоречило бы основному принципу гражданского права о юридическом равенстве субъектов гражданского права.
Кроме того, в юридической литературе упоминаются еще личностные качества человека, такие как разум, воля и способность к целесообразной деятельности. На основе этого выстраивается определенная структура личности, состоящая из трех элементов .
Семейно-правовой статус относится к отраслевым видам правового статуса. Данный статус человек приобретает, когда вступает в имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения с другими субъектами семейного права. Так как семейное право, содержащее большое количество диспозитивных норм, относится к числу частно-правовых отраслей российской правовой системы, то закрепление исчерпывающего перечня прав и обязанностей личности в данной сфере здесь невозможно.
Структура правового статуса личности рассматривалась многими учеными, некоторые из них дополняли правовой статус различными элементами, но все они сходились во мнении, что неотъемлемыми его составляющими являются субъективные права и обязанности.
В научной литературе встречаются различные формулировки понятия «субъективное право» Е. В. Вавилин предлагает обратиться к отраслевой принадлежности субъективных прав. По его мнению, субъективное право в рамках определенной отрасли приобретает специфические черты, потому что каждая отрасль отличается своим методом правового регулирования . То есть субъективное право здесь выступает в качестве правила поведения, рекомендованного государством в силу его полезности и целесообразности. А управомоченное лицо либо соглашается с данным вариантом поведения, либо действует иным образом, соблюдая при этом пределы осуществления субъективных прав. В этом проявляется свобода личности в выборе модели своего поведения. При этом большое значение имеет воля человека, руководствуясь которой он реализует свои права, иначе принуждение к осуществлению каких-либо прав противоречило бы самому существу права .
Так как субъективное право является мерой возможного поведения, то предоставленные возможности осуществления субъективного права, как правило, именуются правомочиями. В теории права установлено, что в содержание любого субъективного права входят как минимум четыре правомочия:
1) возможность совершить действие или бездействие самого управомоченного лица, то есть право на собственные действия. Так, собственник вещи имеет право распорядиться ею таким способом, не нарушающим права, свободы и интересы других лиц;
2) возможность требовать совершения действия или воздержания от совершения действия от обязанного лица, то есть право на чужие действия. Так, использование музыкального произведения какого-либо автора требует получения согласия такого автора и выплаты ему вознаграждения. При этом любые лица должны воздерживаться от изменения содержания данного произведения, не иначе как с согласия автора;
3) возможность обратиться за защитой к государственному принуждению в силу неисполнения противостоящей стороной своей обязанности. Согласно ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость в результате ее продажи подлежит государственной регистрации. Если одна из сторон договора уклоняется от регистрации, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о государственной регистрации перехода права собственности;
4) возможность пользоваться социальным благом, вытекающим из определенного права .
Данные правомочия имеют общий характер, представляют собой варианты возможного поведения. Реализуются же эти правомочия при осуществлении субъективного права. Осуществление субъективного права – это процесс трансформации правовой возможности в действительность. Оно может происходить путем совершения действия третьими лицами, а не самого управомоченного лица. В качестве примера можно назвать осуществление прав представителем (п. 1 ст. 182 ГК РФ).
Основанием возникновения субъективного права ученые считают норму права, а не юридический факт. В качестве обоснования они утверждают, что раз правовой статус является результатом деятельности законодателей, то он сам и элементы, входящие в его состав, не могут возникнуть из юридических фактов. Юридический факт служит основанием возникновения правоотношений, а сами субъективные права возникают в силу указания закона .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы