Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки Социально - культурная деятельность

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Квест как инновационная форма организации детского досуга в учреждениях дополнительного образования.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения квеста как инновационной формы организации детского досуга в учреждениях дополнительного образования 12
1.1. Формы проведения досуговых мероприятий для детей в учреждениях дополнительного образования 12
1.2. Сущность и особенности квеста как инновационной формы организации досуга детей 30
Глава 2. Опыт разработки и реализации инновационных форм детского досуга в учреждениях дополнительного образования 36
2.1. Методика разработки квеста «Гарри Потер» для детей 36
2.2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению влияния квеста на всестороннее развитие детей 43
Заключение 49
Библиографический список 51

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Организация детского досуга современного ребенка особо важная социальная проблема, требующая безотлагательного внимания государства. Поэтому, внимание акцентируется на ценности досуга, как активного пространства полноценного развития личности, как определения роли дополнительного образования, как формы отдыха. Деятельность учреждения дополнительного образования направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для развития духовных и творческих способностей детей. Правильная организация досуга способствует формированию у детей культуры общения, укреплению семейных связей, создаёт условия для самореализации и самовоспитания личности, придаёт ему уверенность в своих действиях и в своей компетентности. Вся творческая деятельность Дома детского творчества нацелена не только на наполнение детского досуга социально-значимым смыслом, но и на приобретение у самих детей знаний и практических навыков, касающихся содержательного проведения свободного времени. Задача сегодняшнего дня – оптимизировать количество проводимых массовых мероприятий с обучающимися, больше внимания уделить их соответствию интересам обучающихся, социокультурному, практико-значимому, художественно-эстетическому содержанию.
«Годы детства – это прежде всего воспитание сердца. Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с душой человека», когда-то сказал В.А.Сухомлинский. И действительно, детство – счастливая пора жизни, когда сказка легко становится былью. Поэтому организация детского досуга – очень ответственная задача. В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни — утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей. В связи с этим, молодое поколение в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в компаниях, группах сверстников, где формируется особая субкультура, влияющая на становление личности молодого человека. Все усилия творческой деятельности педагогов дополнительного образования направлены на создание условий для удовлетворения и дальнейшего развития проявления интересов и потребностей подрастающего поколения, для преодоления черт асоциального поведения, бездуховности, для общения взрослых и детей, посредством создания благоприятной социокультурной среды и целого ряда мероприятий различной направленности.
Современный педагог – это педагог не только, передающий знания в аудитории (что естественно немаловажно, но очень узко на данный момент). Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не реализуются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога – мастера. На сегодняшний день реалии таковы, что необходимо постоянно расти в профессиональном плане.
Особую значение в процессе профессионального самосовершенствования педагога имеет его инновационная деятельность. Инновационная деятельность – целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.
Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».
Инновационная деятельность педагога зависит от уровня личностной готовности педагога к этой деятельности, совокупности качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности:
• личностных (работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус);
• специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать и выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы образования и реализовывать эффективные способы их решения).
Инновации педагога учреждения могут быть представлены в виде:
— абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов),
— относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).
Досуг – это не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: играми, философским умосозерцанием, общением и т.п.
Проблема исследования заключается в потребностях общества и отдельной личности совершенствовать свои творческие знания и умения и демонстрировать их окружающим, выделять наиболее талантливых детей, реализовывать свой личностный потенциал посредством творчества и слабой разработанностью инновационных форм организации детского досуга. Организация мероприятий и конкурсов, направленных на разностороннее развитие воспитанников, позволяет им быть активными организаторами и участниками районных акций, конкурсов, фестивалей, праздников. Прошли времена, когда подростки ходили каждые выходные зажигать в ночных клубах, на дискотеках. Возможно, это проходит с возрастом, но теперь компании друзей встречаются на интеллектуальных бар-олимпиадах, детективных расследованиях и, конечно, квестах. В данной работе речь будет идти о последнем из этих развлечений.
Степень разработанности. Объем литературы по выбранной теме является довольно значительным. Интерес к проблемам досуга детей носит постоянный и устойчивый характер в отечественной философии, социологии, психологии, педагогике.
Социально-философские проблемы детей как важной социальной группы общества нашли свое отражение в исследованиях С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, И.С. Копа, В.Т. Лисовского и др.
Значительный вклад в исследовании досуга внесли Г.А. Пруденский, Б.А. Трушин, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова, А.А. Гордон, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада.
К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева, А.С. Каргин, Т.И. Бакланова), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.).
В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Исследования названных авторов имеют важное значение для совершенствования теории и методики культурно-досуговой деятельности подрастающего поколения.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и апробировать методику проведения квеста для детей в учреждениях дополнительного образования.
Объект исследования: инновационные формы организации детского досуга.
Предмет исследования: квест как инновационная форма организации детского досуга в учреждениях дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы изучения квеста как инновационной формы организации детского досуга в учреждениях дополнительного образования.
2.Выявить сущность и особенности квеста как инновационной формы организации досуга детей
3. Рассмотреть квест как инновационную форму организации досуга детей, особенности его типологизации.
4. Разработать методику проведения квеста для детей «Гарри Поттер» в учреждениях дополнительного образования.
5. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению влияния квеста на всестороннее развитие детей.
Гипотеза: процесс всестороннего развития детей посредством внедрения инновационных форм организации детского досуга в учреждениях дополнительного образования будет эффективным при реализации следующих условий:
— Если применять квест технологии как инновационные формы организации досуга детей в учреждениях дополнительного образования;
— При разработке квеста необходимо подходить творчески к подбору видов заданий;
— Подбирая задания к квесту учитывать возрастные способности и возможности детей.
Методологическую основу исследования составили труды:
— на общенаучном уровне – фундаментальные положения о внутренней свободе, творчестве, самоценности личности (Е.А. Александрова, О.С. Газман, В.А. Караковский, Н.Б. Крылова и др.);
— на конкретно-научном уровне – теория деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, А.Л. Никифоров, В.Д. Шадриков и др.);
— исследование теоретико-методологических основ организации досуговой деятельности детей (Р.Н. Азарова, А.Д. Жарков, Б.В. Куприянов, С.А. Шмаков и др.);
— научные исследования в области социально-педагогического проектирования и моделирования (Н.М. Амосов, В.М. Ананишнев, С.И. Архангельский, В.И. Загвязинский, В.С. Ильин, И.П. Подласый и др.).
Теоретическая основа: Для определения сущности понятия досуговой деятельности необходимо изучить ее структуру, функции и педагогические возможности. Априори изучение досуговой деятельности следует проводить в русле теории деятельности, разрабатываемой К.А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмоловым, Л.С. Выготским, М.С. Каганом, А.Н. Леонтьевым, А.Л. Никифоровым, В.Д. Шадриковым и др. Наиболее полно общая структура деятельности раскрыта А.Н. Леонтьевым, поэтому его работы являются для нас основой определения структуры досуговой деятельности.
— философские и педагогические концепции творчества и познания (Н.А. Бердяев, М.К. Мамардашвили, В.И. Загвязинский и др.);
— общая теория систем, методологические принципы проектирования образовательных систем (П.Г. Алексеев, В.С. Безрукова, Н.В. Борисова);
— школа художественно-эстетического воспитания (Ю.П. Азаров, Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова)
— работы, раскрывающие сущность и специфику методической деятельности в современных условиях (М.М. Поташник, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова и др.);
работы, посвященные особенностям самовыражения (Е. Скопинцева, И.В Пономаренко); художественно-эстетическому воспитанию подростающего поколения средствами художественного творчества (Д. М. Ткачева, Л. М. Миляева);
— труды о роли искусств в развитии личности В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, А.Н Лука, Я.А, Пономарева, А.Н. Столович, В.Н. Семенова, В.С. Селиванова, Б.М. Теплова, П.А. Флоренского;
— труды о психологии и процессах творческой деятельности В.Л. Дранкова, Б.С. Мейлаха, П.Н. Якобсона; о теории и методике театрального искусства — Е.Б. Вахтангова, З.В. Гиппиус, Ю.А. Завадского, Б.Е. Захавы, М.О. Кнебель, Г.В. Кристи, Ю.В. Любимова, В.Э. Мейерхольда, К.С. Станиславского;
Методы исследования.Для достижения поставленной цели и решения определенных задач использован комплекс методов исследования, в частности:
— теоретические — анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы для разработки теоретических основ исследования; методы системного анализа в процессе определения и обоснования педагогических условий воспитания детей; изучение и обобщение опыта высших педагогических учебных заведений по вопросам организации досуговой деятельности детей;
— эмпирические — целенаправленные наблюдение, опрос, тестирование, беседы, изучение результатов творческой деятельности; элементы опытно-экспериментальной работы с целью выявления путей эффективной организации досуговой деятельности посредством квеста.
Теоретическая значимость исследования: заключается в уточнении понятий досуг, досуговая деятельность; рассмотрено квест как инновационную форму организации детского досуга в учреждениях дополнительного образования.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов дополнительного образования.
База исследования: …………………………….
Этапы исследования.
Исследование осуществлялось в три этапа: теоретико-поисковый; опытно-экспериментальный и заключительный.
На первом этапе изучалась и анализировалась специальная литература по избранной теме, формулировалась проблема исследования, определялся объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования; разрабатывалась стратегия опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе проводилась работа, связанная с констатирующим, формирующим этапами эксперимента; изучалась методика разработки квестов, был непосредственно разработан квест и апробирован с детьми.
На третьем этапе было проведено повторное изучение влияния квеста на всестороннее развитие детей, был проведен сравнительный анализ результатов экспериментальной работы; формулировались основные выводы по проблеме исследования; систематизировались и обрабатывались качественные и количественные результаты, теоретико-экспериментальные материалы исследования оформлялись в виде дипломной работы.
Положения на защиту.
1 Досуг – это та часть свободного времени, которым человек распоряжается по своему усмотрению. Досуг – это не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: играми, философским умосозерцанием, общением и т.п.
2. Сегодня мы используем следующее понятие квеста — легендированная игра, состоящая из набора активностей различной направленности (поисковой, интеллектуальной, творческой, двигательной и т.д.). В отличии от компьютерных квестов, в которых человек взаимодействует с программой, мы все же разрабатываем «живые» квесты.
3. Анализ методик разработки квестов позволил нам разработать квест для детей 9-13 лет «Гарри Поттер». Дети окунаются в интерестную игру, разработанную на основании истории о Гарри Поттере.
4. Результативность исследования заключается в инновационных формах организации детского досуга, которые включают совместную деятельность педагога и воспитанников в создании и проведении досуговых мероприятий. В результате активного участия детей в мероприятиях происходит приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям, обогащение их духовного мира. Дает возможность: участвовать в коллективных творческих делах; развивать восприимчивость к художественным образам, ассоциативное мышление, стимуляцию познавательных интересов; способствовать накоплению художественного опыта и органичного включения личности в культурную среду; формировать чувство ответственности за порученное дело, активность и объективность в оценке себя и других, коммуникабельность, умение работать в коллективе, не теряя своей творческой индивидуальности.
Структура дипломной работы обусловлены логикой научного исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ литературных источников позволил выявить большое количество определения досуга, были выделены основные характеристики досуга детей: что он имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты; он основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности; предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность; формирует и развивает личность; способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия; формирует потребность детей в свободе и независимости; способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков; стимулирует творческую инициативу детей; способствует формированию ценностных ориентаций; выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»; способствует объективной самооценке детей, позитивную «Я- концепцию», обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие, самовоспитанию личности, формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе.
Таким образом, можно констатировать, что сущностью детского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).
Проанализировав методику организации квеста, были выделены основные этапы его разработки, данная методика и была учтена при разработке квеста в практической части.
Разработанное квестовое мероприятие позволило увлеч детей в загадочный и волшебный мир искуства.
Опытно-экспериментальная работа позволила выявить то, что внедрение квеста в досуговую деятельность детей позволяет развивать их фантазию, творческое воображение и творческие способности.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения квеста как инновационной формы организации детского досуга в учреждениях дополнительного образования

1.1. Формы проведения досуговых мероприятий для детей в учреждениях дополнительного образования

Современная теория социально-культурной деятельности стремится рассматривать процесс воспитательного воздействия среды комплексно, обращаясь к материалам различных наук о человеке и культуре.
Принцип культурного развития, сформулированный выдающимся российским психологом Л.С. Выготским, состоит в следующем: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, потом – психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем – внутри ребенка как категория интрапсихическая» . Иными словами, акт культурного развития происходит только тогда, когда возникает категория (драматическое столкновение, коллизия, напряженное социальное взаимодействие) между ребенком и другим человеком. И вот это столкновение (по Л.С.Выготскому – драма развития) рождает новую функцию в сознании ребенка, приводит к качественному его изменению. Легко видеть, что этот закон является одновременно и психологическим, и имеющим отношение к культуре. Роль педагога, взрослого, как создателя такой категории, является исключительно важной, едва ли не решающей.
Обратим внимание на то, что Л.С. Выготский раскрывает социальный план развития личности через категорию социального взаимодействия. Социально-культурная среда здесь также представляется как интерсубъективная реальность, т.е. среда оценивается людьми, раскрывается ими через собственное отношение. И справедливо это не только к детскому возрасту, а распространяется на все возрастные этапы развития личности.
Поэтому вряд ли допустимо рассматривать культурное воздействие среды вне воспитательного контекста, ориентированного на развитие личности как ведущую цель педагогической работы.
И это подтверждает наш основной тезис – среда может стать развивающей только при условии наполнения ее различными формами культурной деятельности и высоким ценностно-смысловым содержанием.
Мы считаем, что ценностно-смысловую специфику социальнокультурной деятельности в современной России определяет целостность социально-культурной деятельности, которая основана на триединстве ценностей культуры, свободной активности личности и досугового общения .
Социально-культурная деятельность не сводится только к деятельности каких-либо учреждений, она принципиально выходит за рамки деятельности учреждений культурно-досугового типа. У большинства теоретиков и практиков, сформировавшихся в период расцвета культурнопросветительной и культурно-досуговой деятельности, сегодня есть «страх перед будущим»: сеть культурно-просветительных учреждений (или как их сейчас именуют – учреждений культурно-досугового типа) неумолимо сокращается. Но, как ни парадоксально, при этом одновременно расширяется педагогическое пространство социально-культурной деятельности. Только в ином качестве – в негосударственном инварианте этих учреждений.
Говоря другими словами, социально-культурная деятельность сегодня – это направление, ориентированное не только на обслуживание ведомственных интересов. Ее институциональная природа связана с деятельностью социальных институтов в широком смысле этого слова.
Между тем практика свидетельствует об определенном сокращении институтов воспитания и, в некотором смысле, о снижении эффективности их деятельности, а также свертывании воспитательного пространства, которое определяет социализирующие процессы.
В связи с этим уместно указать на то, что в теории и практике социально-культурного воспитания на протяжении всего XX столетия сложилось, оформилось и транслируется особое ценностно-смысловое содержание – высокая духовно-нравственная направленность, гуманистичность, креативность, социальная открытость и равенство, педагогичность. Это содержание проявляется в понимании социальнокультурной деятельности как условия развития личности в ее наилучших способностях и дарованиях и, следовательно, развития общества как системы одухотворенных взаимодействий людей, основанных на ценностях Истины, Добра, Красоты и Любви .
Эта сверхзадача социально-культурной деятельности взросла в отечественной традиции внешкольного, клубного воспитания и сегодня выступает альтернативой различным деструктивным практикам. Именно это дает основание утверждать, что современная социально-культурная деятельность в своем развитии сумела сохранить ценностно-смысловое содержание, соответствующее традициям отечественной культуры и ментальности россиян, что определяет необходимость дальнейшего изучения ценностных ориентаций и содержания культурных практик населения в сфере досуга.
Между тем, нельзя не отметить, что основная тенденция, определяющая «снижение» ценностно-смыслового содержания социально-культурной деятельности, определяется реальным недостатком средств у большинства семей на полноценное включение в культурную деятельность.
В научной литературе на смену термину «культурно-просветительная деятельность» пришли версии, где в качестве ключевого смыслообразующего термина было избрано слово «досуг»: «педагогика свободного времени» и «педагогика досуга» (М.А. Ариарский), «культурно-досутовая деятельность» (А.Д. Жарков, Н.Ф. Максютин), «культурология досуга» (Ю.А. Стрельцов) и др.
Другие исследователи, опираясь на ключевой термин «социально-культурная деятельность», расширяют его значение вводя в научный обиход понятия «социально-культурный менеджмент», «Социально-культурная анимация» (Н.Н Ярошенко), «социально-культурное проектирование» (Ю.Д. Красильников), «социально-культурный маркетинг»;(В Б Новаторов), «социально-культурная реабилитация» (Ю.С Моздакова) и др. Одновременно практиками предлагались и использовались термины «культурно-просветительская деятельность», «культурно-воспитательная деятельность», «педагогика свободного времени», «педагогика досуга», «организация досуга», «прикладная культурология».
Однако в дальнейшем стало очевидным, что термин « культурно-досуговая деятельность», как и «педагогика досуга», «культурология досуга» и другие, сосредоточен на субъекте, занимающемся любительской, то есть непрофессиональной культурной деятельностью в часы его досуга, отдыха. На наш взгляд, термин «культурно-досуговая деятельность» не может в полном объеме обозначать понятие деятельности, которое является предметом целого ряда сфер традиционной и современной общественной социально-культурной практики.
По мнению авторов, термин «культурно-досуговая деятельность» правомерно рассматривать как обозначение «досуговой» части обшей «социально-культурной деятельности»
Современная социально-культурная практика не только включает в себя любительские занятия в сфере досуга, но и, что особенно важно, представляет собой огромный педагогический в своей основе профессиональный труд, распространяющийся далеко за рамки традиционного досуга на такие трудоемкие социальные сферы, как профессиональная система образования и последующая карьера специалистов, профессиональное искусство и народное творчество, массовая физическая культура и профессиональный спорт, профессиональная социальная работа и социально-культурная реабилитация, межкультурный, также и профессиональный, обмен и сотрудничество.
Тем не менее это определение нельзя отнести к всеобъемлющим характеристикам социально-культурной деятельности как неповторимого социально-культурного педагогически направленного и социально значимого явления в истории человеческих цивилизаций именно поэтому более оправданным является следующее предлагаемое нами истолкование данного понятия.
В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически направленный н социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы