Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Культуротворческие технологии социально-культурной деятельности в современной художественной галерее
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. Содержание социально-культурной деятельности художественной галереи 10
1.2. Культуротворческие технологии социально-культурной деятельности в организации художественно-творческого досуга посетителей 20
Вывод по первой главе: 32
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПЕЦИФИКИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕИ 35
2.1. Инновационный опыт организации художественно-творческого досуга посетителей художественной галереи 35
2.2. Авторские методические рекомендации организации художественно-творческого досуга посетителей художественной галереи на основе культуротворческих технологий социально-культурной деятельности 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
Приложение 84
Введение:
Актуальность исследования: Художественная галерея выступает в качестве значимого социокультурного ресурса, который реализует важные функции, такие как культурно-просветительские, информационные, научные и внутригосударственные. Наибольшая значимость художественной галереи состоит в организации особого социокультурного, образовательного и формирующего диалога с посетителями, в процессе которого осуществляется не только передача ключевых представлений о теме экспозиции, но также задействуются глубинные механизмы вхождения человека в систему культурного видения и знания. Отсюда следует выделить, что грамотная организация коммуникативного взаимодействия между посетителем музея и музейной экспозицией художественной галереи за счет применения культуротворческих технологий ведет к повышению уровня культурной образованности граждан.
И на основе этого хочется отметить, что с помощью технологий социально-культурной деятельности, галерейное пространство приобрело новый формат, что повлияло на формирование досуга его посетителей. При обоснованности, грамотном сочетании друг с другом и экспозицией, технологии могут помочь галерее:
— сформировать восприятие впечатлений;
— запоминающимся и наглядным образом показать те картины, предметы, которые вживую показать невозможно;
— донести в интерактивной форме информацию до посетителей.
Таким образом, культуротворческие технологии — это инструмент, который обогащает галерейные экспозиции и усиливает интерес посетителей к художественному пространству. Основательное рассмотрение культуротворческих технологий в научной литературе, статьях и анализ в ходе научного исследования раскроет алгоритм работы социально-культурной деятельности в современной художественной галерее.
Степень научной разработанности:
При рассмотрении художественной галереи как субъекта социально-культурной деятельности необходимо обратиться к таким научным исследователям, как Л.А. Акимова, Е.И. Григорьева, Е.Г. Доронкина, В.З. Дуликов,Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, Е.М. Клюско, М.Е. Мамбеков, А.В.Соловьев, Н.В. Шарковская, Н.Н. Ярошенко.
Выбранная тема данной аттестационной работы является весьма изученной с общетеоретических позиций. Вопросы, затрагивающие те или иные аспекты феномена художественной выставки, относятся к одному из наиболее активно развивающихся и потому остро актуальных направлений современного искусствознания. Тема художественной выставки и проблемы, связанные с ее развитием, активно привлекают внимание исследователей со второй половины XX века. Ее разработке посвящены серьезные исследования Б.М.Бернштейна, Е.Деготь, М.С.Каган, М.Т. Майстровской, Н.С.Степоняна.
К наиболее ценностным трудам в направлении изучения музееведения, коммуникативных форм музейной экспозиции, явления культуротворческих технологий в музейной педагогике следует отнести труды Е.М. Акулич, М.А. Ариарского, Т.В. Галкиной, В.М. Грусман, И.Ф. Дубова, Т.П. Калугиной, И.Г. Мосина, О.Л. Некрасовой, Н.И. Рубан, Н.С. Самариной и др.
Научную основу культуротворческих технологий составляет учение о способностях Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков и др.
Объект исследования: социально-культурная деятельность художественной галереи.
Предмет исследования: культуротворческие технологии социально-культурной деятельности в организации художественно-творческого досуга посетителей художественной галереи.
Цель исследования: теоретически обосновать процесс организации социально-культурной деятельности художественной галереи и разработать авторские методические рекомендации использования культуротворческих технологий в организации художественно-творческого досуга посетителей.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику содержанию социально-культурной деятельности художественной галереи.
2. Выявить специфику использования культуротворческих технологий в организации художественно-творческого досуга посетителей.
3. Обобщить передовой опыт организации художественно-творческого досуга посетителей художественных галерей.
4. Разработать авторские методические рекомендации организации художественно-творческого досуга посетителей художественной галереи на основе использования культуротворческих технологий социально-культурной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные работы, посвященные галерейному делу и деятельности отдельных галерей. Ф. Ромер «Художественные галереи и будущий Музей современного искусства» в сб. «Неофициальная Москва». М., 2005 г. Научные исследования в области социально-культурной деятельности составляют работы В. Е. Триодина, В. З. Дуликов, Н. В. Шарковская, Н. Н. Ярошенко, Т. Г. Киселёва, Ю. Д. Красильников. Труды по проблемам технологий музейной педагогики, создающих условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду Б. А. Столяров, М. Ю. Коваль, О. В. Дыбина, Е.М. Краснова, Л.М. Кетова, М. Трунова, Н. В. Соловьева и др. Литература о технологии создания виртуального музея, способствующая социализации школьников через организацию музейных экспозиций, которые стимулируют их познавательную активность и повышают эффективность обучения с помощью внедрения интерактивных и сетевых форм Е.В. Туманова, Л.В. Нургалеева, Р.Р. Биктагиров, Г.Ф. Биктагирова. Существенный вклад в изучение художественного творчества можно изучить в работах В. Г. Рыженко, И. В. Черняева, И. Л. Казакова, Л. Л. Алексеева.
Методы исследования: Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: теоретический анализ, социально-педагогический подход, синтез, определение, конкретизация, изучение передового научного опыта, сравнительно-сопоставительный анализ, наблюдение, изучение документации эмпирической базы исследования, моделирование.
Опытно-экспериментальная база: Исследование проводилось на базе Государственного музея изобразительных искусств А.С.Пушкина.
Этапы исследования:
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе осуществлялся теоретический анализ литературы, проводилось накопление эмпирического материала. В этот период изучались научные труды ведущих отечественных и западных ученых по проблематике культуротворческих технологий социально-культурной деятельности в современной художественной галерее.
На втором этапе проводилась работа по изучению виртуальных и информационных пространств музея, проектирование и модернизация социально-культурной деятельности на базе практики.
На третьем формирующем этапе, на основании обобщения накопленного опыта и использовании методов социально – культурного проектирования было разработано организационно – методическое обоснование использования социально – культурных технологий в практике организации.
Практическая значимость: заключается в возможности использования государственными и муниципальными художественными галереями, а также в процессе работы с различными субъектами социально-культурной деятельности авторских методических рекомендаций организации художественно-творческого досуга посетителей Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
Положения, выносимые на защиту:
1. Социально-культурная деятельность художественной галереи значительно превышает свою изначальную функцию презентации картин, экспоната-подлинника или экспоната-раритета. Художественная выставка, благодаря заложенным в ней организационным функциям, становится инструментом реализации самых разнообразных гуманитарных задач. В сфере социально-культурной деятельности это: создание содержательного наполнения художественного музея, решение его экспозиционной стратегии, актуализация в виде выставок разнообразной тематики, формирование культурного ландшафта городской среды. В пространстве художественного рынка галерея обеспечивает существование и актуализацию современных форм искусства посредством новых культуротворческих технологий, а также осуществление художественных проектов.
2. Специфика использования культуротворческих технологий в организации художественно-творческого досуга посетителей заключается в проектировании и модернизация социально-культурной сферы галереи:
• модификации виртуально-информационного пространства галереи;
• 3D-моделинг и IT сопровождение архитектурного и экспозиционного проектирования;
• научно-исследовательское и экспериментальное применение новых технологий;
• инклюзивная программа для посетителей с особенностями развития;
• повышение эффективности получения информации;
• система реализации услуг и продуктов;
• электронная коммерция;
• программы лояльности;
• реализация проекта электронного лектория и медиа-пространства.
3. Опыт организации художественно-творческого досуга посетителей художественных галерей заключается в формировании досуговой культуры на основе использования культуротворческих технологий и представляет собой совокупность целенаправленных педагогических воздействий на сознание и поведение человека через включение в культурно-ценностные и социально-значимые формы творчества, в процессе которых происходит вовлечения личности в процесс непрерывного творчества. Специфика формирования досуговой культуры посетителей определяется индивидуальными качествами отдельно взятой личности и заключается в приобщении ее к созданию культурных ценностей, развитии творческого потенциала, формировании духовно-нравственных качеств. Комплекс социально-культурных условий, обеспечивающих формирование досуговой культуры посетителей на основе использования культуротворческих технологий, предусматривает учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей людей; наличие комплексной педагогической программы по формированию досуговой культуры посетителей, основанной на совокупности педагогических принципов, способствующих развитию творческой активности и формированию ценностных ориентаций; наличие квалифицированных педагогов-организаторов, обеспечивающих познавательный, развлекательный, интеллектуальный досуг посетителей.
4. Авторские методические рекомендации использования культуротворческих технологий социально-культурной деятельности заключаются в разработке новых форм привлечения целевой аудитории в галереи при помощи digital технологий. В дипломном исследовании представлены рекомендации по улучшению работы с посетителями и подробное ознакомление их с инновационными технологиями. В ходе исследования было выявлено, что посетители галерей хотят большее количество организованных мастер-классов, квестов, лекций и поэтому на базе практики был разработан мастер-класс в технике жидкий акрил. Предложены новые способы развития культуротворческих технологий музеев в социальных сетях.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, двух приложений.
Заключение:
Социально-культурную деятельность в художественной галерее представляется возможность рассматривать как деятельность научно-просветительского характера. Содержание социально-культурной деятельности в данном контексте трактуется в качестве вполне самостоятельной формы, обуславливающей интегративные процессы в ключевых направлениях. Тем не менее, на это содержание в значительной мере влияет не только непосредственно сложившаяся социокультурная ситуация в структуре общественных отношений, а, в том числе, также процессы, которые в настоящее время представляется возможность наблюдать в системе досуговой деятельности.
Необходимо обратить внимание на то, что в социально-культурной деятельности существуют несколько направлений.
Однако, на сегодняшний день максимальным, как правило, представляется историко-культурное движение, которое можно объединить воедино с постоянно возрастающей тревогой, связной с аспектами национального самосознания не только представителей основополагающих национальностей, но также и различных этнических групп населения, которые не проживают в рамках своей традиционной государственности.
Содержание социально-культурной деятельности галереи в настоящее время зависит, в частности, от реализации традиционных форм научно-экспозиционной деятельности, которая, в свою очередь, в значительной степени является фактором, который дополняет различные методы привлечения посетителей в творческое пространство, а также в определенной мере реализует функции института социально-культурной деятельности, прежде всего направляя экспозиции на результат, который, в свою очередь, демонстрируется при воздействии художественной галереи непосредственно на культуротворчествую и эстетическую позицию посетителей.
Процедуры культуротворческого процесса на сегодняшнем этапе общественного развития доподлинно характеризуются некоторой нестабильностью и трансформационными процессами.
По той причине, что постмодернистское мировоззрение современного человека синтезирует культурные формы в соответствии со знаково-символическими критериями, творческий процесс в культурной системе определяется в качестве формирования принципиально новых форм знаковой системы, которые, в свою очередь, определяются от предыдущих в количественном аспекте, но не в качественном.
Культуротворческие технологии социально-культурной деятельности посетителей галереи всех возрастов являются связанными с технологиями изучения, сохранения, восстановления культурных ценностей, и, в частности, освоения и последующего использования культурного наследия.
Инновационный опыт, в первую очередь, подразумевает средства его реализации. Говоря о средствах, мы имеем в виду способность определенных объектов, явлений, процессов обеспечивать передачу научных знаний, идей, художественных ценностей, опыта практической действительности.
По предназначению можно выделить следующие типы галерей: — «галерея-магазин», или так называемый «салон», где продаются наиболее покупаемые направления искусства, как то: дешевый реализм, фигуративная и полуфигуративная живопись, графика, реже скульптура, понятные среднему зрителю. Для галерей такого типа обязательно наличие помещения, постоянной экспозиции. Организацией и проведением выставок такая галерея, в общем, не занимается; — «галерея-выставочный зал». В галерее такого типа практически не бывает постоянной экспозиции. Наличие помещения, как правило, не обязательно. Галерея занимается организацией выставок, реализацией проектов, участием в ярмарках, салонах и т.д. «Галерея- выставочный зал» продвигает своих художников на арт-рынок, обычно имеет свою коллекцию, занимается созданием и поддержанием определенного имиджа.
Инновационным является и то, что одним из основных направлений работы галереи является образовательная деятельность. Это организация и проведение семинаров, «круглых столов» и других культурных мероприятий в области искусства, арт-менеджмента с участием как белорусских, так и зарубежных специалистов. Целью этих образовательных мероприятий является аккумуляция вокруг галереи не только художников, но и критиков, аналитиков, а также создание условий для формирования критико-аналитического окружения и повышения интеллектуального статуса галереи. В результате смены вектора направления работы, наполняются инновациями и технологии арт-менеджмента. Помимо традиционных задач арт-менеджера галереи, можно выделить и такие инновационные, как организация и проведение на базе галереи семинаров, лекций, мастер-классов, кинопоказов, «круглых столов», различных культурных акций, проведение конкурсов среди начинающих художников, дизайнеров, фотографов и так далее. То есть здесь можно говорить о наполнении инновационным содержанием проектных технологий арт-менеджмента.
Инновационные культуротворческие формы в художественной галерее представляют собой расширение культурно-просветительных и образовательных возможностей и тем самым позволяют создать эффективную мотивирующую среду для посетителей, благодаря которой каждый посетитель художественной галереи сможет стать полноправным участником и инициатором ее развития.
Использование методических рекомендаций поможет организовать деятельность художественной галереи на основе современных инновационных технологий, а также создать условия для привлечения посетителей в художественную галерею, вызвать тем самым интерес к культуре, мировому культурному наследию, а также стать импульсом для культурного развития, формирования личности каждого посетителя художественной галереи вне зависимости от их возраста.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Содержание социально-культурной деятельности художественной галереи
Социально-культурную деятельность в художественной галерее представляется возможность рассматривать как деятельность научно-просветительского характера. Содержание социально-культурной деятельности в данном контексте трактуется в качестве вполне самостоятельной формы, обуславливающей интегративные процессы в ключевых направлениях. Тем не менее, на это содержание в значительной мере влияет не только непосредственно сложившаяся социокультурная ситуация в структуре общественных отношений, а, в том числе, также процессы, которые в настоящее время представляется возможность наблюдать в системе досуговой деятельности [8].
Р.Г. Салахутдинов отмечает, что социально-культурное творчество – это сознательная, целенаправленная, активная деятельность человека или группы людей, направленная на познание, совершенствование и преобразование окружающей действительности, создание самобытных, оригинальных по замыслу духовных и материальных ценностей, полезных и необходимых человеку в его повседневной жизни и воспитании подрастающего поколения [86]. Социально-культурное творчество – это комплексное понятие, в нем объединены уже известные виды творчества и сравнительно недавно выделенное в отдельную категорию досуговой деятельности социальное творчество [23]. Социально-культурное творчество направлено на самообразование, освоение социально-культурного опыта предшествующих поколений, на формирование культурной среды обитания, а также на совершенствование и создание новых форм общественных отношений [50].
В научных исследованиях существуют два определения социального творчества:
— обществоведческое социально-культурное творчество – это высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия [72];
— педагогическое: активная деятельность молодых людей в социуме и конструирование социальной среды с целью социализации и развития личности. При этом подчеркивается социальная значимость «традиционных» видов творчества [9].
Социально-культурное творчество проявляется в самодеятельной и творческой инициативе личности. Анализируя социально-культурное творчество, изучаются не только создаваемые культурные ценности, но и возникающие в процессе социальные отношения. Результатами социально-культурного творчества являются:
1) предметные компоненты – это культурные ценности, к которым относятся достижения в области художественного творчества, спорта и прочее; культурная среда, т.е. культура быта, труда, производства;
2) воспитательные компоненты – это культура личности, то есть нравственная, эстетическая, физическая культура, экологическая, экономическая, правовая культура общения. Оба эти результата дополняют друг друга, делая процесс социализации более эффективным [17].
Сущностное содержание социально-культурной деятельности художественной галереи можно определить, как отмечается И.А. Макеевой, тем, что имеет место быть достаточно тесный характер взаимодействия двух составляющих, среди которых следует отметить следующие:
— культурно-историческая среда;
— социально-культурная практика современности [53].
Представленные категории можно рассматривать в качестве некоторой совокупности планомерных воздействий педагогического характера на процесс формирования поведенческой составляющей личности человека и ее эмоционального личностного компонента [48]. Притом, эти действия осуществляются посредством включения личности в культурно-ценностные и социально-значимые формы деятельности художественной галереи, что предполагает последующую трансформацию в плане социальной и культурной идентификации, а также прочих аспектов, среди которых могут быть названы следующие: вхождение молодежи в социальную жизнь, развитие их творческих способностей [35].
Необходимо обратить внимание на то, что в социально-культурной деятельности существуют несколько направлений. Однако, на сегодняшний день максимальным, как правило, представляется историко-культурное движение, которое можно объединить воедино с постоянно возрастающей тревогой, связной с аспектами национального самосознания не только представителей основополагающих национальностей, но также и различных этнических групп населения, которые не проживают в рамках своей традиционной государственности [7].
Так, первостепенными задачами, составляющими саму сущностно-мировоззренческую категорию историко-культурного движения, в настоящее время являются следующие:
— приобщение населения как участников освоения историко-культурной среды своего региона или страны;
— сохранение и приумножение народной исторической памяти, воспитание молодого поколения на базе реализации его взаимодействия с историко-культурными аспектами;
— исследование и обеспечение сохранности уникальных историко-культурных территорий, художественных фондов [25].
Необходимо обратить внимание на то, что В.Е. Триодин считает, что в качестве организованной социально-культурной деятельности понимается, прежде всего, некоторое контролируемое социально-культурными институтами взаимодействие людей, направленное на производство, последующее распространение, сохранение культурных ценностей, которые являются ценными [12]. Также автор полагает, что в процессе социокультурной деятельности некоторым образом трансформируется фактор взаимодействия между членами общества [62].
Мы полагаем, что к задачам реализации концептуального развития художественных галерей относятся следующие:
1. сохранение материально-технической базы профессионального художественного творчества;
2. повышение социального статуса творческих людей, их популярности, обеспечение оптимальных условий, направленных на творческий аспект;
3. развитие инновационного менеджмента в сфере художественного творчества;
4. расширение интегративных процессов художественного творчества непосредственно через выставочную деятельность;
5. оказание помощи в процессе формирования и развития тенденций художественного творчества, развития связи современного искусства с различными формами социальной активности населения [46];
Кроме того, решение стратегической составляющей содержания художественной галереи представляется рациональным в условиях нижеследующей системы мер:
1. проведение ежегодных смотров дипломных работ выпускников художественных ВУЗов;
2. формирование творческой среды в процессе проведения различных выставочных проектов с участием современных художников;
3. внедрение в процесс социально-культурной деятельности инновационных механизмов, характеризующих продвижение современного искусства;
4. оказание поддержки различных молодежных творческих проектов;
5. произведение выставочного обмена между музеями и художественными галереями;
6. организация передвижных выставок;
7. использование государственного заказа [84].
Содержание социально-культурной деятельности галереи в настоящее время зависит, в частности, от реализации традиционных форм научно-экспозиционной деятельности, которая, в свою очередь, в значительной степени является фактором, который дополняет различные методы привлечения посетителей в творческое пространство, а также в определенной мере реализует функции института социально-культурной деятельности, прежде всего направляя экспозиции на результат, который, в свою очередь, демонстрируется при воздействии художественной галереи непосредственно на культуротворчествую и эстетическую позицию посетителей [21].
Предлагается рассмотреть ключевые направления содержания социально-культурной деятельности художественной галереи, выделенные М.Н. Шляхтиной:
— информирование,
— обучение,
— формирование творческого мировоззрения,
— коммуникация,
— отдых [74].
Рассмотрим данные направления более подробно.
Информирование представляет собой начальный этап приобщения к культуре, поскольку подразумевает получение первичных сведений о галерее и о вопросах, которые связанны с реализацией социально-культурной деятельности. Причем, как следует отметить, информирование реализуется через такие формы традиционного характера как экскурсия, лекция и консультация [27].
Так, основной формой демонстрации того или иного художественного объекта зрителю является непосредственно экскурсия, которая рассматривается в качестве просветительской деятельности. В частности, содержанием этой деятельности представляется комплексное (визуальное, вербальное, эмоциональное) восприятие предлагаемых визуальных объектов для приобретения различных знаний [57].
Обучающее направление представляет собой определенный способ освоения информации, представленной в галерее, на уровне, который включает процесс передачи и усвоения знаний, приобретение умений и навыков при реализации коммуникационного процесса [60].
Процесс обучения в художественной галерее может подразумевать под собой некоторое получение дополнительных знаний, недоступных в системе основного общего образования. При этом, процесс обучения в художественной галерее может рассматриваться с точки зрения неформальности, добровольности, возможности удовлетворения интересов. Обучение может быть реализовано в форме экскурсий, кружковых занятий и курсов.
Формирование творческого мировоззрения представляет собой высший уровень постижения художественной и культурной информации. Формирование творческих взглядов подразумевает под собой реализацию социально-культурного потенциала художественной галереи с целью выявления личностных способностей [58].
Формирование творческого мировоззрения в условиях художественной галереи реализуется, как правило, в форме студии, творческой лаборатории или фестиваля, викторины, игры и прочих интерактивных форм.
Коммуникация, в свою очередь, предполагает процесс формирования взаимных деловых и дружеских контактов, основанных на общности интересов. Следует отметить, что художественная галерея способна предоставить действительно большие возможности не только для общения с экспозиционной информацией, но также и для неформальной межличностной коммуникации. Так, данное направление реализуется при организации встреч, клубов, посиделок, а также различных нетрадиционных форм взаимодействия.
Направление отдыха в условиях художественной галереи подразумевает организацию досуга в соответствии с желаниями посетителей, удовлетворение потребности в отдыхе в условиях культурной среды.
Мы полагаем, что преимущественная часть досуговых форм направляется именно на аудиторию всех возрастов. Среди мероприятий к данному типу выделяются следующие: ярмарка, карнавал, День открытых дверей, концерт, творческая встреча и прочие.
Потребностный фактор, просматривающийся в рекреации, реализует, в свою очередь, такие формы, как концерт, литературный вечер, театрализованное представление, кинопросмотр.
Тем не менее, представленное нами выделение направлений, составляющих содержание социально-культурной деятельности художественной галереи, является определенно условным. Причиной тому является динамичность и подвижность художественной галереи и ее непосредственной деятельности.
Рассмотрим некоторые из форм деятельности художественной галереи, которые также составляют ее содержательную основу.
Экскурсия представляет собой познавательно-развивающую форму социально-культурной деятельности, которая, в свою очередь, в качестве своей особенности отмечает некоторое пространственное перемещение зрителей с демонстрацией объектов художественной или культурной деятельности.
Выставка, в свою очередь, представляет собой такую форму социально-культурной деятельности, где целью представляется непосредственно демонстрация результатов определенной деятельности.
Композиция представляет собой непродолжительное во временном аспекте социально-культурное мероприятие, в процессе которого в достаточно сжатой композиционной форме слиты те или иные художественные эпизоды и номера любой направленности жанров. Композиционная постановка, в основном, организуется с целью культурно-художественного акцентирования того или иного социального явления. Исходя из жанра, композиции могут быть следующими: литературными, музыкальными, хореографическими, театрализованными и так далее.
Как следует заметить, «дни» представляют собой достаточно сложные формы социально-культурной деятельности в художественной галерее, при этом их тематическое содержание может обосновываться на протяжении длительного временного периода, в процессе которого могут быть реализованы различные мероприятия, позиционирующие определенные темы.
На сегодняшний день, как следует заметить, проявление специфичности в направлении социально-культурной деятельности художественной галереи непосредственно с посетителями применяются такие понятия как «образовательная деятельность» и «педагогическая деятельность».
Образовательная деятельность, в свою очередь, представляет собой специфическую форму социально-культурной деятельности художественной галереи, которая демонстрирует свою педагогическую направленность. Цель образовательной деятельности, при этом, заключается непосредственно в творческом и культурном развитии личности.
Также отмечается и то, что образовательную деятельность на сегодняшний день понимают несколько шире, поскольку рассматривают в ней не только педагогические задачи, но и социально-культурный контекст (в данном случае имеется ввиду непосредственно организация досуговой деятельности). Образовательная деятельность в художественной галерее может быть реализована путем прохождения через педагогический процесс, с привлечением всяческих наглядных пособий, аудио-, видео- и компьютерной техники, технологий, которые дают возможность включить эмоциональную составляющую в процесс деятельности.
Следовательно, можно говорить о том, что в художественной галерее педагогический аспект включает в себя следующее: воспитание – формирование эстетического восприятия, художественного вкуса; развитие – творческое совершенствование личности; обучение – формирование опыта навыков творческой деятельности.
Необходимо заметить также и то, что на основе деятельности художественной галереи имеют право на свое существование две структурные модели:
— «американская» модель.
— «европейская» модель.
Американская модель подразумевает реализацию интерактивного пространства художественной галереи, где происходит активное освоение предметной среды и социальной действительности через взаимодействие. Первым создателем интерактивного пространства на территории США являлся М. Спок, который, став директором Бостонского детского музея, значительно перестроил его деятельность, создавая экспозиции из предметов, доступных для тактильного восприятия. К примеру, первой акцией музея являлась экспозиция «Что внутри», демонстрирующая предметы повседневного спроса: тостер, мяч для бейсбола, и прочее. Эти предметы были перерезаны пополам с целью демонстрации и исследования их функционирования. Можно заключить, что американская модель базируется непосредственно на идее развития чувственной грамотности [32].
По мнению Л.А. Киреевой, интерактивные формы деятельности культурного пространства, в частности, художественной галереи, обладают социально-воспитательным характером, который, в свою очередь, предполагал следующее:
— оказание воздействия на эмоциональную сферу молодежи,
— наличие способности вызвать переживания вследствие восприятия;
— пробуждение творческого компонента личности, а также развитие воображения [38].
Следовательно, можно говорить о том, что специфическая направленность социально-культурной деятельности в художественной галерее направлена на социализацию различных категорий посетителей, а также на интеграцию традиционных культуротворческих технологий социально-культурной деятельности.
Мы полагаем, что комплексное применение средств социально-культурной деятельности в художественной галерее обусловливает действительно эффективное взаимодействие традиционных и инновационных методов воспитания, а именно, формирование исторической культурной преемственности, восстановление утраченных традиций и праздников, традиционных форм отдыха и развлечений, возрождение народного творчества, ремесел, развитие творческого потенциала личности, патриотизма и гражданственности.
Кроме того, интересно то, что в базовых формах социально-культурной деятельности художественной галереи происходит реализация таких процессов как развитие, образование, обучение и воспитание.