Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Педагогическое образование

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Кукольный театр как средство речевого развития детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы речевого
развития детей дошкольного возраста посредством кукольного театра
. 7

1.1. Особенности речевого развития детей
дошкольного возраста
. 7

1.2. Средства речевого развития детей
дошкольного возраста
. 18

1.3. Значение кукольного театра в развитии
речи детей дошкольного возраста
  26

Выводы по главе 1. 32

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по
развитию речи детей дошкольного возраста посредством кукольного театра
. 34

2.1. Диагностика развития связной речи детей
старшего дошкольного возраста
  34

2.2. Содержание работы по развитию связной
речи детей старшего дошкольного возраста посредством кукольного театра
. 41

2.3. Анализ результатов работы. 61

Выводы по главе 2. 66

Заключение. 68

Список использованных источников. 71

Приложение. 76

Приложение 1. 76

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Развитие
речи является одной из значимых проблем воспитания и обучения детей дошкольного
возраста. Родная речь, которая окружает ребенка с рождения – это важный
источник получения знаний, необходимых для дальнейшего успешного обучения и
воспитания, а также успешной социализации и адаптации в современном обществе.
Центральной задачей речевого воспитания детей являются вопросы, которые связаны
с процессом развития речи. Речь является высшей формой речи мыслительной
деятельности, определяющей уровень речевого и умственного развития ребенка.

Среди
многих важных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста в
дошкольной образовательной организации обучение родному языку, речевое общение,
развитие речи – одна из главных. В соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования эта задача включает в себя
ряд специальных: обогащение, закрепление, активизации словаря, воспитание
звуковой культуры речи, формирование диалогической и монологической речи,
совершенствование грамматической правильности речи, воспитание интереса к
художественному слову, подготовку к обучению грамоте.

Целевые
ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в
словах, у ребенка складываются предпосылки к грамотности.

Развитие
связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Это
обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании
личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция
речи и языка. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности,
которая определяет уровень умственного и речевого развития ребенка (Т.В.
Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А.
Сохин и др.). Психологическая природа связной речи, ее особенности развития и
механизмы у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л.
Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и
указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев,
Л.В. Щерба).

Активизировать
речевое развитие поможет вовлечение детей в игровую деятельность. Именно
театрализованная игра, на наш взгляд, помогает создать такие ситуации, в
которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и
раскрываются.

По
мнению О.С. Ушаковой, театрализованные игры позволяют успешно решать многие
образовательные задачи дошкольной образовательной организации: развить
художественный вкус, творческие способности, фантазию, воображение, память.
Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность
событий. При этом он знакомится с ярким выразительным народным языком,
обогащает свой словарь, развивает речь, формирует внимание. Театр в детском
саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зарождает стремление
самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Кукольный
театр – это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных
открытий, создает положительный настрой, снимает напряжение и раскрывает
творческий потенциал ребенка. Театрализация – это в первую очередь
«импровизация, оживление предметов звуком».

Роль
кукольного театра в развитии ребёнка-дошкольника невозможно переоценить. Прежде
всего, кукла помогает установить контакт с ребёнком, если он «закрепощён»,
эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше
страха, опасений, и с ней ребёнок, особенно младшего возраста, быстрее идёт на
контакт, нежели со взрослым. Дети, которые избегают прикосновений, скорее
соглашаются дать руку и поздороваться с куклой, чем с педагогом. Активно
взаимодействуя с куклой, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в
прямых контактах с окружающим миром, с людьми. Это позволяет
ребёнку-дошкольнику наиболее безболезненно пройти период адаптации к школе,
новым педагогам, учебным программам, а зачастую, и к новому детскому
коллективу.

Важно,
что в кукольном театре – ребенок говорит опосредованно, от лица куклы, сам
находясь в это время за ширмой. Ширма помогает раскрепоститься, снять
определённый зажим перед аудиторией. С помощью куклы ребёнок научиться
жестикулировать при разговоре.

Степень разработанности проблемы.
Теоретический подход к проблеме развития речи дошкольников основывается на
представлении о закономерностях их речевого развития, представленных в трудах
Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина, Д. Б. Эльконина, и др.

Вопросы
методики развития речи представлены в работах М. М. Алексеевой, А. М. Бородич,
Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой, Б. И. Яшиной и д.р.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе выполнения работы были получены следующие результаты:

1. Мы выяснили особенности развития речи детей среднего дошкольного
возраста. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее
практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь
становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. В
старшем дошкольном возрасте происходит также становление скоординированного
диалога со сверстниками, развитие субъектности и инициативности в диалоге со
взрослым. К концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой
речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

2. Важно отметить, что важнейшие средства развития речи – это
театрализованная деятельность, драматизация, детская художественная литература
и устное народное творчество, праздники и т.д. Эмоции детей являются
своеобразным стимулом, влияющим на уровень усвоения родного языка. На
выразительность детской речи влияют чувство радости, состояние взволнованной
приподнятости и ожидание необычного. Также, они обостряют детское восприятие и
усиливают запоминание материала. Рассматривание картины, предметов прикладного
творчества всегда сопровождается у детей высказываниями, вопросами, желанием
поделиться новыми впечатлениями.

3. Театрализованная деятельность оказывает существенное влияние на ход
развития личности ребенка и является уникальной возможностью раскрытия его
творческого потенциала. Театр кукол – наиболее распространённая форма
организации детского досуга в детском саду. Активно взаимодействуя с куклой,
ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с
окружающим миром, с людьми. Готовясь к участию в кукольном спектакле, дети
обогащают словарный запас, получают понятие о литературном языке и норме
произношения, культуре речевого поведения, знакомятся с монологическим
высказыванием и диалогами, учатся интонировать. Театр открывает перед детьми
звуковую сторону речи, они учатся выделять ключевые слова, управлять темпом
речи, паузами в разговоре.

4. Опытно-экспериментальная
работа проводилась с целью изучения эффективности развития связной речи у детей
старшего дошкольного возраста посредством кукольного театра.

База исследования:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23
«Калейдоскоп». В исследовании приняло участие 18 детей старшего дошкольного
возраста.

Опытно-экспериментальная
работа включала несколько основных этапов: констатирующий, формирующий,
контрольный.

Для достижения цели
констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы были выбраны критерии и
показатели развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Обследование
проводилось в виде индивидуальной беседы с каждым ребенком (не более 15 минут).

По результатам
диагностики выделяются три уровня развития связной речи. В целях комплексного
исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста мы использовали
серию заданий, в которые включали методику О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной
«Диагностика связной речи старших дошкольников».

Высокий уровень развития
связной речи у дошкольников составил – 6 %, средний уровень – 55 % и низкий
уровень – 39 %.

На основе полученных
результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы можно сделать
вывод о необходимости проведения работы, направленной на улучшение качества
развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

5. Вторым этапом
опытно-экспериментальной работы стал формирующий этап работы. Цель формирующего
этапа опытно-экспериментальной работы – разработка и апробация работы по
развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством
кукольного театра.

6. Третьим этапом
опытно-экспериментальной работы стал контрольный этап. Цель контрольного этапа
опытно-экспериментальной работы – повторно выявить уровень развития связной
речи детей старшего дошкольного возраста и сделать анализ
опытно-экспериментальной работы, сделать выводы.

На контрольном этапе были
использованы те же критерии, показатели и методики, как и на констатирующем
этапе. Высокий уровень развития связной речи у дошкольников составил – 17 %,
средний уровень – 72 % и низкий уровень – 11 %.

Итак, по результатам
исследования можно отметить, что кукольный театр является эффективным средством
формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, цель,
поставленная в работе, достигнута, задачи решены.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы речевого развития
детей дошкольного возраста посредством кукольного театра

1.1. Особенности речевого развития детей дошкольного
возраста

Речь – это исторически
сложившаяся форма общения между людьми при поддержке языковых систем, которая
формируется на основе определенных правил. Речь изучается со всех сторон
различными науками: психологией, психолингвистикой, физиологией, лингвистикой,
семиотикой.

Письменная речь
отличается от устной не только графическим представлением (с помощью письменных
знаков), но и строгим следованием слов друг за другом. В письменной речи и
писатель, и читатель имеют в своем поле восприятия одновременно несколько слов.
Кинетическая речь – это единственный тип речи, который выполняет все речевые
функции. Со временем этот вид речи утратил свои функции и теперь используется
как эмоционально-экспрессивный элемент речи – жесты.

Существует еще одно
деление речи на два основных типа: внутреннюю и внешнюю речь. Внешняя речь
связана с процессом общения и обмена информацией. Внутренняя речь в первую
очередь связана с обеспечением процесса мышления.

Рассмотрев основные типы
речи, нельзя не упомянуть и о формах устной речи (рисунок 1).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы