ДО Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы исследования 6
1.1 Понятие «звукопроизношение» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Развитие звукопроизношения у детей в онтогенезе 10
1.3 Понятие «дизартрия». Классификация. 15
Выводы по 1 главе 19
ГЛАВА 2. Клинико-психолого-педагогические аспекты изучения детей дошкольного возраста с дизартрией 21
2.1 Характеристика детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 21
2.2 Особенности звукопроизношения у дошкольников с дизартрией 26
2.3 Обзор коррекционных методик по преодолению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 29
Выводы по 2 главе 34
ГЛАВА 3. Экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 35
3.1 Организация и методы исследования 35
3.2 Анализ результатов исследования 39
3.3 Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 48
3.4 Сравнительный анализ результатов исследования 54
Выводы по 3 главе 59
Заключение 61
Список использованных источников 63

 

  

Введение:

 

Развитие речи — это важнейшая часть всего психического развития ребенка, так как влияет на становление остальных психических процессов. Следовательно, становится понятным, почему так важна профилактика и коррекция различного рода речевых нарушений. Речевые нарушения могут иметь абсолютно разный характер. Они могут быть общими или частными, тяжелыми или легкими. Но, как ни парадоксально это звучит, именно легкие речевые нарушения могут представлять особую опасность.
Дошкольное обучение — лучший способ преодоления речевых нарушений. Этому способствуют особенности дошкольника: высокая пластичность мозга, способность детей превращать все в игру, что способствует более быстрым достижениям в коррекционной работе, стремление овладеть звуками речи и непрочность ошибочных речевых навыков. Если в это время не уделить должного внимания устранению нарушений правильного звукопроизношения, они превратятся в постоянный дефект.
Проблеме звукового произношения посвящено большое количество работ. Среди них работы А.Н. Гвоздева, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева Г.В. Чиркина и другие. У большинства детей звуковое произношение к школьному возрасту достигает языковой нормы. Однако из-за индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные недостатки в произношении звуков не исчезают, а приобретают характер стойкого дефекта.
Преодоление нарушений звукопроизношения именно в дошкольном возрасте имеет огромное значение для последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной неполноценного 4 развития фонематического восприятия, несформированности, в нужной степени, грамматического строя речи, а в следствие, и трудностям при подготовке к школьному обучению. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые так же могут возникнуть из-за дефектов речи. Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению.
Актуальность темы нашего исследования обусловлена тенденцией к постоянному увеличению случаев нарушения звукопроизношения у дошкольников. На сегодняшний день эта проблема требует дальнейшего углубленного изучения, поскольку недостатки звукового произношения затрудняют отношения ребенка с другими людьми, накладывают тяжелый отпечаток на его характер, создают незащищенность ребенка, и это будет иметь негативные последствия для ребенка.
Проблеме изучения дизартрии посвящены работы, Е. Ф.Архиповой, Е. Н. Винарской, М. В. Ипполитовой, М. В. Лопатиной, Р. И. Мартыновой, Е. М. Мастюковой, О. В. Правдиной, О. А. Токаревой Т. Б. Филичевой, М. Е. Хватцева, и другие.
Цель исследования: теоретически изучить литературные источники по проблеме исследования и практически доказать возможность коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Объект изучения: развитие звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности коррекционной работы по исправлению звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Задачи:
1. Изучить научную, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить и проанализировать особенности состояния звукопроизношения у детей с дизартрией.
3. Подобрать конспекты занятий по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ литературы; эмпирические: наблюдение, эксперимент; математические: анализ результатов эксперимента с использованием математических методов.
Полученные данные об особенностях речевого развития детей дошкольного возраста с дизартрией, расширили и дополнили теоретические представления о речевой сфере обучающихся.
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания логопедических занятий по речевому развитию обучающихся с дизартрией.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Базой для проведения исследования служил детский сад «ГБДОУ №113 г. Санкт-Петербург». В исследовании участвовали 10 детей, в возрасте 6-7 лет, с диагнозом дизартрия.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Развитие речи ребёнка представляет из себя непростой и разнообразный процесс. Нарушенное звукопроизношение является основательной проблемой, в связи с тем, что тянет за собой осложнения не лишь устной, но и письменной речи. Увеличение продуктивности коррекционной логопедической работы по ликвидации нарушений речи у дошкольников с дизартрией является одной из животрепещущих вопросов логопедии.
Старший дошкольный возраст — наилучший для преодоления недостатков речи. Этому содействуют индивидуальности дошкольника: высочайшая пластичность мозга, способность детишек всё превращать в игру, что содействует более резвым достижениям в коррекционной работе, рвение к овладению звуками речи и непрочность неверных речевых способностей. Если в это время не уделить подабающего внимания ликвидации нарушений звукопроизношения, то они перевоплотился в стойкий недостаток. В ходе этой работы нами были рассмотрены особенности развития звукопроизношения в онтогенезе, исследован процесс развития речи у детишек с дизартрией, исследовано содержание логопедической работы по корректировки звукопроизношения у детишек старшего дошкольного возраста с дизартрией.
У детей с дизартрией наблюдаются нарушения моторной сферы, что влечёт за собой нарушение фонетической стороны речи (звукопроизношения, преломления, смешения, подмены, пропуски, недифференциация звуков и просодики), имеющее множественный характер. У детишек с обычным речевым развитием к 5-ти годам завершается формирование фонетической стороны речи. Дети с дизартрией в силу отставания в развитии доречевого и речевого периодов не полностью завладевают языковой и речевой нормами. У них наблюдаются антропофонические (разные виды искажений) и фонологические недостатки (подмены, смешения, пропуски). Недостатки звукопроизношения могут иметь мономорфный и полиморфный характер. Голос детей с дизартрией нередко характеризуется назальным оттенком голоса. Дети время от времени подменяют вопросительную интонацию повествовательной, переносят логическое ударение с 1-го слова в предложении на другое. Речь смазанная, интонационно невыразительная. На фоне отставания в развитии речи наблюдаются нарушения внимания, памяти, умственной работе, чувственно-волевой сферы.
Познание вышеизложенных особенностей дошкольников с дизартрией дозволяет более точно поставить логопедическое заключение, отлично спланировать коррекционную работу, создать логопедические занятия на базе инноваторских технологий и приготовить детишек этой категории к усвоению школьных способностей. Обследование состояния речи позволяет сконструировать верное заключение и, при этом, создать либо подобрать более лучшую программу, систему коррекционных мер, которые были направлены на ликвидация недочетов речи.
Нами была проведена логопедическая работа по корректировке звукопроизношения у дошкольников с дизартрией на материале логопедических занятий. Основываясь на проделанной работы можно говорить об продуктивности подобранной формы работы. У детишек наблюдается позитивная тенденция не лишь в состоянии звукопроизношения, да и при обследовании моторной сферы, также лексико-грамматического строя речи. Продолжая работу по предлагаемому плану можно существенно сделать лучше речевые характеристики детишек и вывести их в относительную норму к моменту их поступления в школу. Тем самым, цель нашей работы достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Понятие «звукопроизношение» в психолого-педагогической литературе

В настоящее время увеличивается количество людей (детей и взрослых) с нарушениями речи. Причиной нарушения речи считается несвоевременное и нерезультативное лечение, организация непродуктивной коррекционной деятельности. Как правило, у дошкольников наблюдаются проблемы фонематических процессов, грамматики, звукопроизношения разнообразного уровня, лексики и т. д.
Теоретический анализ исследований свидетельствует, что при несвоевременной коррекции звукопроизношения нарушается процесс общения с окружением, что влияет на дальнейшее формирование личности дошкольника, в последствии на формирование связей в системе «ребёнок – подросток – взрослый». Нарушения звукопроизношения детей повлекут к развитию единой системы комплексов, которые будут помехой в учебе. Если в младшем дошкольном возрасте недоразвитие речи ещё могут соответствовать возрастным особенностям малыша, то к 5 годам дошкольники, из-за изъянов речи ощущают трудности при установлении контакта с окружающими сверстниками и взрослыми. Дети замечают изъяны своей речи и переживают.
Оптимальным периодом для преодоления нарушений речи, для их коррекции считается дошкольный возраст. Этому способствуют психофизиологические особенности возраста: значительная пластичность мозга, подражательность, эмоциональная отзывчивость.
Звукопроизношение — процесс образования речевых звуков, осуществляемый дыхательным, голосообразовательным и звукообразовательным отделами речевого аппарата при регуляции этого процесса центральной нервной системой [20].
Русский язык имеет сложную звуковую систему, поэтому многие исследователи, занимающиеся теорией звучащей речи, обращают на это внимание. Именно на основе анализа звуковой структуры языка создается основа для теоретического понимания процессов, происходящих в речи. Ученые характеризуют звуковые единицы языка с точки зрения формирования звука (это артикуляционные свойства языка), звука (акустические свойства) и восприятия (воспринимаемые качества). Все эти единицы взаимосвязаны [7].
А.Н. Гвоздев показал, какую работу выполняет ребенок для усвоения фонологических средств языка. Для усвоения отдельных звуков речи ребенку требуется разное время. Правильные условия для воспитания и обучения ребенка приводят к усвоению грамматических и звуковых сторон слова. Исследования лингвистов, психологов и педагогов дают основание полагать, что именно звуковая сторона языка рано становится предметом внимания ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, Ф.А. Сохин, М.И. Попова, А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович, Е. И. Негневицкая, Л. Е. Журова, Г. А. Тумакова) [11].
Говоря об усвоении ребенком знаковой стороны языка, Л.С. Выготский подчеркивал, что сначала ребенок овладевает внешней структурой знака, то есть звуком. Д.Б. Эльконин писал, что развитие связной речи у ребенка и тесно связанная с этим ассимиляция грамматической системы невозможны без овладения звуковой системой языка, последняя, по словам Эльконина, представляет собой основу для формирования речи ребенка. Овладение звуковой стороной языка включает в себя два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка или, как они его называют, фонематический слух и формирование произношения звуков речи. Психологи связывают количество правильно произносимых звуков с расширением запаса активно используемых слов.
Лингвистический аспект формирования звукопроизношения затрагивается в трудах Л.В.Бондарко, Е.Н. Винарской и других авторов, которые касаются вопросов фонетики и фонологии [13]. В работах В.И. Бельтюкова, Л.В.Бондарко внимание обращается на то, что артикуляторные позиции звуков в речи определяют специфику их акустических характеристик. Даже небольшое отклонение от нормы артикуляции ведет к перемене акустического образа звука [11].
М.Ф. Фомичевой указывается на то, что понимание различительных артикуляционных и акустических признаков звуков речи нужно для успешной организации работы по развитию и преодоления нарушений звукопроизношения [24].
Л.Ф. Спирова и А. В. Ястребова замечают, что формирование произносительной стороны речи в норме происходит в двух взаимосвязанных аспектах: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, необходимых для произнесения звуков) и усвоение системы признаков звуков, нужных для их различения [31].
Б. М. Гриншпун отмечает, что формирование звукопроизносительной стороны речи рассматривается в качестве сложного процесса, в ходе которого ребёнок учится воспринимать обращённые к нему звуки речи и управлять своими речевыми органами для её воспроизводства. Автором отмечается, что в ходе развития речи у ребёнка формируется фонематический слух, который осуществляет операции различения и узнавания фонем, и фонетический слух, он обеспечивает «слежение за непрерывным потоком слогов». Фонематическим и фонетическим слухом (или речевым слухом) осуществляется не только приём и оценка чужой речи, но и самоконтроль за своей речью. Фонетический слух выступает важным элементом формирования правильного произношения [16].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы