Начальная педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Коррекция внимания у гиперактивных младшешкольников в процессе психолого-педагогического сопровождения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ УГИПЕРАКТИВНЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ 8
1.1 Понятие гиперактивности. Особенности гиперактивных младших школьников 8
1.2 Особенности развития внимания у гиперактивных младших школьников 13
1.3 Психолого-педагогическое сопровождение по коррекции внимания у гиперактивных младших школьников 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ У ГИПЕРАКТИВНЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ 32
2.1 Констатирующий этап 32
2.2 Формирующий этап 40
2.3 Контрольный этап 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 71

  

Введение:

 

Проблема эмоционального развития детей является одной из наиболее актуальных, поскольку именно положительное эмоциональное развитие является важным условием формирования личности ребенка. Проблема эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами — Л.И. Божович, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Т.А. Марковой, Я.З. Неверович, С.Л. Рубинштейном, Е.А. Флериной, Д.Б. Элькониным, и др.
В настоящее время отмечается рост количества детей, подверженных пограничным нервно-психическим и психосоматическим расстройствам. При этом в контексте пограничных расстройств особую выраженность приобретают эмоциональные нарушения. Проблема эмоциональных нарушений является междисциплинарной и активно разрабатывается в медицине, педагогике, психологии. В современных клинических классификациях представлен широкий спектр эмоциональных нарушений, в том числе «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ), относящийся к гиперкинетическим расстройствам.
Современная образовательная система переживает серьезное реформирование образовательных программ, методов и методик обучения и воспитания учащихся. Общеобразовательная программа школы ориентирована на формирование ученика как субъекта учебной деятельности, который в начальной школе должен (в соответствии с требованиями ФГОС) научиться самостоятельно осуществлять деятельность учения на основе постановки учебной цели, контроля и оценки результата деятельности, а также в ходе урока сохранять саморегуляцию поведения и проявлять развитые коммуникативные навыки. Однако в современной общеобразовательной школе обучаются дети, которые имеют индивидуальные образовательные потребности и не могут полностью выполнять все указанные требования учебной программы начальных классов, испытывая трудности в произвольной саморегуляции познавательных функций и саморегуляции поведения. К этим учащимся относятся дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Эти школьники испытывают большие трудности в формировании личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действиях в начальных классах. СДВГ формируется в результате сложного взаимодействия генетических и средовых факторов и наиболее часто встречается в дошкольном и школьном возрасте, являясь основной причиной нарушений поведения и трудностей обучения у детей.
В контексте школьного обучения утверждать о гиперактивности можно в ситуации, когда свойственные большинству детей младшего школьного возраста отвлекаемость, невнимательность, импульсивность значительно превышают возрастные нормы. При характеристике гиперактивных детей в психолого-педагогической литературе можно встретить такие определения, как «моторный тип развития», «дети с повышенной активностью», «дети с повышенной аффективностью» и т.д.
В настоящее время количество гиперактивных детей неуклонно растет, что обусловлено ускорением темпов современной жизни, активизацией воздействия различных негативных факторов социальной среды, оказывающих раздражающее воздействие на неокрепшую психику ребенка. Проблема гиперактивности в младшем школьном возрасте требует скорейшего решения, поскольку несвоевременность проведения коррекционно-развивающих мероприятий с детьми может привести как к актуализации уже имеющихся нервно-психических нарушений, так и к социальной дезадаптации ребенка. Однако, несмотря на важность обозначенной проблемы, в настоящее время в условиях современной школы работе с гиперактивными детьми уделяется недостаточно внимания — нередко учителя начальных классов по объективным причинам вынуждены мириться с проявлениями гиперактивности у учеников для обеспечения непрерывности хода учебно-воспитательного процесса. А школьные педагоги и психологи ввиду чрезмерной перегруженности подключается к работе с ребенком только по просьбе родителей или учителя. Актуальность проблемы обусловлена высокой частотой синдрома гиперактивности в младшем школьном возрасте и необходимостью разработки рекомендаций для учителей начальных классов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) относится к гиперкинетическим расстройствам (F 90) в соответствии клинической классификацией МКБ-10. В качестве основных проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью можно назвать повышенную отвлекаемость, неспособность сконцентрироваться, нетерпение, трудности при выполнении заданий, частую смена деятельности без ее завершения, двигательную расторможенность, повышенную возбудимость и т.д. Основными блоками проявлений СДВГ являются гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность.
У гиперактивных детей отмечаются трудности учебной деятельности (недостаточная сформированность навыков чтения и письма); трудности в установлении межличностных отношений и как следствие — низкий социометрический статус в группе сверстников и социальная дезадаптация. Неадекватный выбор поведенческих программ у гиперактивных детей обусловлен стереотипностью принятия решений, а трудности овладения учебными навыками обусловлены несформированностью координации движений, зрительного восприятия и речевого развития.
Коррекционная работа с младшими школьниками с СДВГ направлена на повышение школьной мотивации, развитие моторики, навыков волевой саморегуляции поведения. В этих целях активно применяются на практике такие средства, как функциональные упражнения (на развитие внимания, произвольности, самоконтроля); проблемные ситуации, подвижные игры (на коммуникацию); элементы сказкотерапии. Эффективно использование в работе с гиперактивными детьми методов подкрепления; инструкций; индивидуальных и групповых форм работы; релаксационных техник и т.д.
В ходе проведения констатирующего эксперимента проводились диагностические мероприятия, выявившие наличие у отдельных детей младшего школьного возраста признаков гиперактивного поведения, что явилось основанием для организации и проведения формирующего эксперимента, представленного разработкой и реализацией программы коррекционно-развивающей работы с гиперактивными детьми младшего школьного возраста, направленной на развитие у них внимания, контроля над импульсивностью и управления двигательной активностью.
В рамках констатирующего этапа на основании диагностических критериев СДВГ по DSM-IV в классе выявлено 5 учеников с признаками повышенной активности и выявлены критерии нарушения внимания. 2 ученика имеют синдром дефицита внимания с преобладанием нарушений внимания, а 3 ученика синдром дефицита внимания с преобладанием гиперактивности. По методике «Корректурная проба» большинство детей с нормальным развитием по параметрам распределения, переключаемости и концентрации внимания отличаются средним уровнем. Все 5 детей с признаками гиперактивности продемонстрировали низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания. 3 ученика имеют уровень ниже среднего по переключаемости внимания и 2 ученика — отличаются низким уровнем.
Формирующий этап был направлен на проведение программы по развитию внимания у старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры. В итоге подобраны и описаны 12 игр, целью которых являлось развитие всех свойств внимания — объема, концентрации, распределения, переключения. Исследование проводилось с младшими школьниками с гиперактивностью 8-9 лет общим количественным составом 5 человек. На каждом занятии проводились игры, направленные одновременно как на развитие всех свойств внимания (объема, концентрации, устойчивости, переключения, избирательности и т.д.), так и на развитие самоконтроля, преодоление двигательных автоматизмов, расторможенности, быстроту реакции и самоорганизацию, на развитие умений действовать в соответствии с инструкцией, на снятие мышечного напряжения. На занятиях использовались различные наглядные и стимульные материалы: картинки, иллюстрации, счетные палочки и т.д. Для поддержания интереса детей чередовались разные виды деятельности: упражнения, игры, задания сменяются подвижными играми и динамическими паузами.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ УГИПЕРАКТИВНЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

1.1 Понятие гиперактивности. Особенности гиперактивных младших школьников

Изучению гиперактивности в отечественной психолого-педагогической науке не всегда отводилось первостепенное внимание. Э.П. Дюпье положил начало изучению двигательных расстройств у детей, впоследствии исследованием двигательных расстройств занимались такие ученые, как А. Валлон, А.О. Гуревич и др. В.П. Кащенко охарактеризован широкий спектр нарушений характера, к которым была отнесена «болезненно выраженная активность», обусловленная преобладанием «активно-волевых моментов», а в качестве самостоятельных недостатков выделены рассеянность, бесцельность, импульсивность [23].
В зарубежных исследованиях особое внимание уделялось изучению нарушений внимания, благодаря чему был выделен синдром дефицита внимания с гиперактивностью Attention DeficitHyperactivityDisorder (ADHD). Ведущую роль в формировании современной концепции СДВГ сыграли работы Э.М. Рутмана и В Дуглас, послужившие основанием для введения в классификацию Американской психиатрической ассоциации DSM IV и затем в классификацию МКБ 10 диагностического термина «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» [38].
В МКБ-10 СДВГ относится к гиперкинетическим расстройствам (F 90), характеризующимися началом в ранний период жизни; отсутствием умственной сосредоточенности в деятельности; склонностью к быстрой смене видов деятельности без доведения их до конца. Данному расстройству присущи такие признаки, как неорганизованная, повышенная и нерегулируемая активность, импульсивность; социальная расторможенность в контактах; отсутствие сдержанности и предусмотрительности. Присутствует недостаточная сформированность познавательных функций, задержка моторного и языкового развития, и т.д. Международная классификация болезней (МКБ-10) СДВГ рассматривает в рубрике F 90 (гиперкинетические расстройства), где выделяются две формы данного заболевания: F 90.0 – СДВГ с преобладанием дефицита внимания (СДВ) и F 90.1 – СДВГ с преобладанием гиперактивности (СДГ) [38].
Согласно американской классификации болезней DSM-IV выделяется три варианта СДВГ:
— синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;
— синдром дефицита внимания без гиперактивности;
— синдром гиперактивности без дефицита внимания.
Наиболее распространенным является первый вариант – сочетание гиперактивности и дефицита внимания. Вторым по распространенности является невнимательный вариант без гиперактивности. Чаще встречается у девочек, чем у мальчиков и отличается своеобразным уходом в мир собственных фантазий. Последний гиперактивный вариант без нарушения внимания может быть обусловлен не только синдромом, но и являться проявлением определенных нарушений центральной нервной системы и также индивидуальными свойствами темперамента.
Таким образом, гиперактивное поведение можно охарактеризовать как специфические поведенческие нарушения, которым присуща повышенная двигательная активность, нарушения внимания и импульсивность.
И.П. Брязгуновым и В.Р. Кучмой уточнены критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: беспокойство движений кистей и стоп; легкая отвлекаемость, нетерпение, неспособность сконцентрироваться; трудности при выполнении заданий; трудности сохранения внимания; частые переходы от одного вида деятельности к другому с не завершением; и т.д. [8, 28].
Говоря о гиперактивных детях, большинство исследователей (А.М. Радаев, З. Тржесоглава, В.М. Трошин, Ю.С. Шевченко, Л.А. Ясюкова и другие), имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания или гиперактивности (далее — СДВГ).
Описывая гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте, Н.Н. Заваденко утверждает, что детям с СДВГ, наряду с трудностями сосредоточения, присуща и повышенная отвлекаемость. Во время уроков таким детям трудно выполнять задания из-за сложностей в организации и завершении работы [19]. Они очень быстро выключаются из процесса выполнения задания. Относительно учебной деятельности можно отметить недостаточную сформированность навыков чтения и письма, показатели которых не соответствуют имеющимся у детей интеллектуальным возможностям. Письменные работы таких детей характеризуются неопрятностью и большим количеством ошибок, являющихся следствием невнимательности, невыполнения заданий учителя. Однако трудности формирования навыков чтения и письма могут быть обусловлены не только нарушениями внимания у детей, но и недостаточной координацией движений, зрительного восприятия и речевого развития.
У детей с СДВГ также присутствуют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, педагогами, родителями. Действия детей характеризуются повышенной импульсивностью, реагированием, не соответствующим содержанию ситуаций общения; они плохо восприимчивы к оттенкам межличностных взаимоотношений. Непредсказуемость поведения детей, по мнению Г.К. Труфановой, приводит к неспособности установить прочные дружеские отношения со сверстниками [57].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы