Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Олигофренопедагогика

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему «Коррекция поведенческих нарушений у взрослых лиц с умственной отсталостью в досуговой деятельности в условиях ПНИ»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы коррекции поведенческих нарушений у взрослых лиц с умственной отсталостью в досуговой деятельности в условиях ПНИ 6
1.1. Особенности поведенческих нарушений у взрослых лиц с умственной отсталостью 6
1.2. Особенности организации досуговой деятельности в условиях ПНИ 14
1.3. Основные подходы к коррекции поведенческих нарушений у взрослых лиц с умственной отсталостью 21
Выводы по 1 главе 29
Глава 2 Эмпирическое исследование по выявлению эффективности досуговой деятельности при коррекции поведенческих нарушений лиц с умственной отсталостью 30
2.1. Разработка эмпирического исследования 30
2.2. Результаты констатирующего этапа исследования 37
2.3. Формирующий эксперимент 51
2.4. Результаты повторного диагностирования 59
Выводы по 2 главе 67
Заключение 69
Список использованных источников 72

 

  

Введение:

 

Актуальность нашего исследования подтверждена рождающейся в России новой парадигмой социальной политики, предусматривающей не просто толерантное сосуществование здоровых людей и людей с ограниченными возможностями, но полноценную интеграцию инвалидов в современное общество. Анализ специальной литературы выявил несколько аспектов изучаемой проблемы.
Так, в трудах П. В. Романова и Е. Р. Ярской-Смирновой анализируются процессы конструирования инвалидности в современной России. Категория «инвалид» рассматривается в аспекте социального, политического и экономического гражданства, которое понимается как совокупность прав и взаимных обязательств индивида и государства в современном российском обществе. Исследователями теоретически обосновано понятие «политика инвалидности» с опорой на традицию социальных исследований стратегий, принципов и действий в политическом процессе, на концепцию социального гражданства и идеи социологии инвалидности.
Ряд ученых рассматривают основные принципы взаимоотношений инвалида и государства, раскрывают условия, принципы и механизмы реализации современной государственной социальной политики в отношении инвалидов. Многие практики анализируют конкретные традиционные и инновационные формы работы с инвалидами [29, c. 35-39], [44, c. 32-38].
Объектом данной дипломной работы являются поведенческие нарушения у взрослых лиц с умственной отсталостью, предметом – способы их коррекции посредством досуговой деятельности.
Эмпирическая база исследования: пациенты психоневрологического интерната в возрасте от 28 до 53 лет с умственной отсталостью, 20 человек.
Цель исследования: диагностика и коррекция поведенческих нарушений у взрослых лиц с умственной отсталостью в досуговой деятельности в условиях ПНИ.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности поведенческих нарушений у взрослых лиц с умственной отсталостью;
2. Рассмотреть особенности организации досуговой деятельности в условиях ПНИ;
3. Выявить основные подходы к коррекции поведенческих нарушений у взрослых лиц с умственной отсталостью;
4. Провести исследование по выявлению эффективности коррекции поведенческих нарушений у взрослых лиц с умственной отсталостью в досуговой деятельности.
Методы эмпирического исследования: беседа с сотрудниками и пациентами психо-неврологического интерната, изучение психологического и медицинского заключений на пациентов, наблюдение за поведением испытуемых, а также метод тестирования и опроса.
Методологическая база эмпирического исследования. Для диагностики поведенческих нарушений использовались следующие методики:
• Личностный опросник Айзенка EPQ;
• Опросник Баса – Дарки;
• Опросник Л.Г. Почебута.
Методы статистической обработки информации:
• T-критерий Вилкоксона для сравнения результатов до и после проведенных работ по коррекции поведенческих нарушений посредством досуговой деятельности.
В качестве инструментов статистического расчета в ходе данного эмпирического исследования использовались программы статистической обработки данных SPSS и Microsoft Excel.
Гипотеза исследования. Предполагается, что реализация досуговой деятельности в условиях ПНИ способствует коррекции поведенческих нарушений у взрослых лиц с умственной отсталостью.
Теоретическая значимость данной дипломной работы заключается в классификации и анализе особенностей поведенческих нарушений у взрослых лиц с умственной отсталостью, а также в рассмотрении основных подходов к коррекции поведенческих нарушений у данной группы лиц. Кроме того, в данном исследовании были изучены особенности организации досуговой деятельности в условиях ПНИ. Проведенный анализ теоретической литературы послужил базой для дальнейшего эмпирического исследования.
Практическая значимость работы видится в возможности использования разработанного комплекса мероприятий для работы с пациентами ПНИ с целью коррекции поведенческих нарушений.
Структура дипломной работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, теоретическую, описывающую основы коррекции поведенческих нарушений у взрослых лиц с умственной отсталостью в досуговой деятельности в условиях ПНИ и практическую, направленную на проведение исследования по выявлению эффективности коррекции поведенческих нарушений у взрослых лиц с умственной отсталостью в досуговой деятельности, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

У лиц с умственной отсталостью, наряду с интеллектуальными нарушениями, как правило, отмечаются различные расстройства поведения и личности. Причем изменения поведения зачастую являются первыми признаками врожденного слабоумия. В зависимости от степени тяжести и глубины психоорганического синдрома выявляются те либо иные поведенческие и личностные расстройства. Пациенты склонный проявлять агрессию, раздражительность, испытывать чувство подавленности и депрессии, иметь тягу к асоциальным действиям.
В психоневрологических интернатах (стационарных учреждениях социального обслуживания психоневрологического профиля системы Министерства труда и социальной защиты) находятся инвалиды с исходом заболевания, сопровождающимся выраженным ограничением жизнедеятельности, сужением и деформацией социального функционирования. Хотя ситуация многолетнего пребывания в условиях ограниченного контакта со здоровым окружением, социальной депривации приводит к усилению дефицитарных проявлений психики, параллельно происходят и другие процессы – своеобразная адаптация пациентов к условиям жизни, основанная на формально сохранных функциях.
Подготовка и проведение мероприятий, на базе интерната, (утренников, вечеров) приуроченных к различным праздничным датам, с активным привлечением подопечных к участию в них является средством активизации досуговой деятельности пациентов и формирует у них произвольное внимание и память, способствуют развитию умственной деятельности, воображения (переходу к мышлению в плане представлений), развитию опорно-двигательной активности, искусства владения телом, чувства ритма и музыкального слуха. Все это способствует улучшению психического статуса, повышению собственной самооценки.
Проанализировав 20 испытуемых с умственной отсталостью, находящихся на попечительстве у психоневрологического интерната, мы выявили, что у большинства испытуемых наблюдается склонность к интроверсии, они проявляют замкнутость, сдержанность и нелюдимость. У них наблюдается эмоциональная нестабильность, выраженная в нервозности и быстрой смене настроений, большинство испытуемых часто испытывают чувство беспокойства и озабоченности, у них наблюдаются депрессивные состояния. Согласно результатом диагностики, у испытуемых наблюдаются склонность к асоциальному поведению. Многие из них весьма конфликтны, проявляют агрессивностью и вспыльчивость по отношении к другим, часто весьма эмоциональны.
Многим испытуемым свойственна капризность, нейротичность, обидчивость и неспокойное поведение. С одной стороны, у них присутствуют глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении, им трудно долго на чем-то сосредоточиться. С другой стороны, для них характерно истощаться больше, чем следует, проявлять раздражительность, аффективность, несдержанность и, вспыльчивость.
При первичной диагностике у испытуемых наблюдалось проявление эмоциональной неустойчивости, отчужденности и агрессивности. У респондентов наблюдалась склонность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении, отмечались проявления вспыльчивости и грубости.
В экспериментальной группе реализовывалась программа, направленная на внедрение досуговой деятельности в условиях ПНИ, после проведенной программы мы повторим исследование поведенческой сферы испытуемых в обоих группах. Мы остановили свой выбор на такой разновидности арт-терапии как изотерапия, поскольку она является изначальным и классическим видом арт-терапии, а также до сих пор остается самой популярной, доступной и интересной формой работы. Целью разработанной нами программы является коррекция поведенческой сферы пациентов психоневрологического интерната средствами изотерапии.
При повторном исследовании у большинства испытуемых наблюдалась эмоциональная стабильность. Подопечные интерната стали меньше подвержены стрессам, уровень их тревожности снизился, нервозность заметно сократилась. Это позволяет нам сделать общий вывод о том, что данная программа по коррекции поведенческих у взрослых лиц с умственной отсталостью посредством досуговой деятельности, позволяет нивелировать отрицательные эмоциональные состояния у испытуемых и повысить уровень их уверенности в себе и собственных способностях. Арт-терапия, как инструмент психологической коррекции благотворно влияет не только на поведения пациентов, но и на их эмоциональную и когнитивную сферы. Участники тренинга научились лучше понимать себя, свои эмоции и страхи, узнали, как можно выражать свои чувства посредством рисунка. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале данного исследования была подтверждена, досуговая деятельность в условиях ПНИ способствует коррекции поведенческих нарушений взрослых лиц с умственной отсталостью.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы коррекции поведенческих нарушений у взрослых лиц с умственной отсталостью в досуговой деятельности в условиях ПНИ
1.1. Особенности поведенческих нарушений у взрослых лиц с умственной отсталостью

По международной классификации болезней, умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. [28]
Умственная отсталость – это стойкое необратимое нарушение психического (в первую очередь, интеллектуального) развития, связанное с органически обусловленным не­доразвитием либо ранним повреждением головного мозга. [14, c. 641]
В вышеприведенном определении нашли отражение исследования Л.С. Выготского [6, c. 231-257], А.Р. Лурия [25, c. 54], К.С. Лебединской [23, c. 18-22], М.С. Певзнер [35, c. 113-116], Г.Е. Сухаревой [42, c. 220-223]. По мнению данных авторов, к существенным признакам понятия «умственная отсталость» относятся:
• органическая обусловленность нарушений психического развития;
• стойкость нарушений, их необратимость к норме;
• нарушение преимущественно познавательной сферы. Однако данное определение, хотя и отражает сущность явления умственной отсталости, однако при этом является далеко не единственным и требует некоторых уточнений.
В последние годы произошли серьезные изменения в понимании умственной отсталости, ее причин, степеней и форм, диагностики и др, Постепенно формируется направление, сторонники которого пытаются в определении умственной отсталости представить совокупность факторов: этиологических (причинных), клинических, психологических, социокультурных, поведенческих и др. Пример такого определения дает Д.Н. Исаев, обозначая умственную отсталость как совокупность этиологически разных (наследственных, врожденных и приобретенных в первые годы жизни) непрогрессирующих патологических состояний, выражающихся в общем психическом недоразвитии с преобладанием интеллектуального дефекта и приводящих к затруднению социальной адаптации. [18, c. 64]
Таким образом, независимо от особенностей того или иного определения умственной отсталости в нем всегда в сравнении с нормальным развитием отмечаются два момента: раннее возникновение интеллектуальной недостаточности и нарушение адаптационного поведения. Одной из важнейших задач психолого-педагогической диагностики является отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний.
Главная путаница происходит при подмене понятий «умственная отсталость» и «олигофрения». До сих пор в клинической психиатрии термины «умственная отсталость» и «олигофрения» используются как синонимы, хотя они не являются таковыми. Понятие «умственная отсталость» следует признать более широким, так как оно относится ко всей категории пациентов с ранней интеллектуальной недостаточностью, т. е. включает в себя людей и с олигофренией, и с деменцией. При диагностике негрубых форм умственной отсталости (олигофрении в степени дебильности) у пациентов часто возникают трудности отграничения этого нарушения от задержки умственного развития (ЗПР). Главное отличие ЗПР от умственной отсталости заключается в обратимости имеющихся у человека особенностей развития. Кроме того, люди с ЗПР в отличие от умственно отсталых способны принимать помощь, усваивать принцип решения и переносить его на аналогичные задания [37, c. 263-266].
Несмотря на сходство словосочетаний «отставание в умственном развитии» и «умственная отсталость», это не одно и то же. Первое может быть характерно для пациентов с поражением или недоразвитием деятельности анализаторов. Но поскольку органического поражения головного мозга у таких пациентов нет, то можно с полной уверенностью отрицать у них умственную отсталость.
Интеллект не является единой характеристикой, и оценивается на основе большого числа различных более или менее специфичных навыков. Хотя у каждого человека существует общая тенденция развития всех этих навыков на сходном уровне, могут иметь место и существенные расхождения, особенно у умственно отсталых лиц. Такие люди могут обнаруживать тяжелые нарушения умственной отсталости, они могут показывать более высокую продуктивность в одной отдельной сфере (например, по простым зрительно-пространственным заданиям).
При умственной отсталости, представляющей собой полиморфную группу патологических состояний, отмечается большое разнообразие клинико-психопатологических расстройств. Выделяются клинически дифференцированные и клинически недифференцированные формы умственной отсталости. [45, c. 86-89]
В группу клинически дифференцированной умственной отсталости входят нозологически самостоятельные заболевания со специфической клинико-психопатологической и соматоневрологической картиной, для которых психическое недоразвитие является одним из симптомов, как правило, самым тяжелым. Чаще – это генетически обусловленные нарушения, или клинически очерченные синдромы с характерным соматоневрологическими проявлениями, этиология которых еще не ясна.
Различные формы умственной отсталости значительно отличаются друг от друга по своим патогенетическим механизмам. Однако имеются и общие звенья патогенеза,
Около 75 % умственной отсталости обусловлено поражением головного мозга во внутриутробном периоде. Нарушение формирования органов и систем чаще всего происходит во время критических этапов их развития. [36]
Под поведенческими нарушениями в современных науках принято понимать класс психиатрических (клинически значимых поведенческих) нарушений, включающий в себя различные анормальные модели поведения, при которых индивид периодически или постоянно нарушает неотъемлемые права, законные и заслуженные привилегии других людей, вторгается в их личную жизнь, создавая тем самым весьма драматические или даже трагические коллизии. Выделяется множество подтипов данного нарушения. Некоторые из них выделяются на основании различной степени социализации, другие – в зависимости от того, присутствуют или нет агрессивные тенденции, третьи – ограничиваются нарушения рамками семьи или выходят за эти рамки.
Поскольку поведенческие расстройства по своим клиническим признакам весьма значительно различаются, неоднократно предпринимались попытки классифицировать их. Одной из первых была предложена классификация на социализированную, несоциализированную и сверхподавленную группы Поведенческие расстройства разделяются на расстройства группового типа, при которых нарушения поведения проявляются в основном при групповой деятельности в компании со сверстниками, и поведенческие расстройства уединенного агрессивного типа, при которых доминирует агрессивное поведение, проявляемое вне связи с групповой активностью. В этой же системе есть, кроме того, такая самостоятельная категория, как оппозиционно-вызывающее расстройство, при котором дерзкое, враждебное и негативистское поведение поначалу наблюдается в домашней обстановке, но впоследствии иногда распространяется и на другие ситуации. [40, c. 342-344]
У лиц с умственной отсталостью, наряду с интеллектуальными нарушениями, как правило, отмечаются различные расстройства поведения и личности. Причем изменения поведения зачастую являются первыми признаками врожденного слабоумия. В зависимости от степени тяжести и глубины психоорганического синдрома выявляются те либо иные поведенческие и личностные расстройства.
Так, при глубокой степени отсталости пациенты либо не реагируют на окружающее, либо проявляют злобную, аутоагрессивную реакцию в виде вырывания волос, покусывания пальцев, нанесения себе повреждений и др. Из за повышенного аппетита и невозможности отличить съедобное от несъедобного, горячее от холодного, они тащат в рот все, что попадает им в руки, вплоть до собственных испражнений. Удовольствие или недовольство выражается у них двигательным возбуждением, криками. Как отмечено выше, у них полностью отсутствует познавательная деятельность, в связи с чем они даже не узнают своих родных. [46, c. 45-48]
Из-за непредсказуемости поведенческих реакций больные с глубокой умственной отсталостью нуждаются в постоянном наблюдении и присмотре.
Неадекватность поведения и личностные расстройства при умственной отсталости тяжелой степени носят полиморфный характер – от повышенной активности и непоседливости до вялой пассивности и равнодушия, и сочетаются с глубокими интеллектуальными нарушениями. В связи с низким уровнем мышления, его конкретностью и непоследовательностью больные приобретают запас «знаний», позволяющий им ориентироваться в быту, в привычной и знакомой обстановке, обслуживать себя, есть, одеваться. Благодаря подражательным действиям они могут приобретать элементарные трудовые навыки: уборка помещения, склеивание коробок, перематывание ниток, поливка цветов и др. Инертность и тугоподвижность психических процессов в сочетании с безынициативностью не позволяют им заниматься самостоятельной трудовой деятельностью.
В отличие от глубокой умственной отсталости у людей с тяжелым слабоумием отмечаются выраженные эмоциональные реакции, они узнают близких и быстро к ним привязываются. При этом у одних больных выявляются добродушность, покладистость, послушность, у других, наоборот, злобность, агрессивность и упрямство. [31, c.167]
Больные с тяжелой умственной отсталостью нуждаются в постоянном квалифицированном наблюдении и контроле.
Клиническая картина психоорганического синдрома при умственной отсталости умеренной и легкой степени, как отмечено выше, проявляется не грубыми нарушениями познавательной сферы и широким диапазоном поведенческих и личностных расстройств. Причем эти расстройства порой характеризуются непредсказуемыми клиническими проявлениями, основными из которых являются повышенная внушаемость и слепая подражательность в действиях. Именно эти характерные особенности поведения и способствуют взрослым асоциальным лицам и преступным «элементам» вовлекать таких детей и подростков в различные неформальные группировки, а также привлекать их к совершению противоправных действий и преступлений.
Рассмотрим более подробно особенности поведенческих нарушений у взрослых лиц с умственной отсталостью.
Характерологические особенности больных с умственной отсталостью легкой степени варьируются довольно в широком диапазоне: от доброжелательности, общительности, подчиняемости и послушания до злобной враждебности, аффективной агрессивности, вспыльчивости, упрямства, патологической настойчивости и непоколебимой убежденности в правильности своих действий и поступков, а также некритичности к своей несостоятельности и низкому уровню интеллекта. [8, c. 94-95]
Перечисленные особенности поведения больных с легкой умственной отсталостью укладываются в клинику психопатии, или так называемого психоподобного синдрома, выявление которого имеет значение прежде всего для признания больного невменяемым при совершении того или иного преступления или правонарушения.
Психопатия – группа патологических состояний, проявляющихся дисгармонией свойств личности, преимущественно эмоционально-волевой сферы, с более или менее выраженной социальной дезадаптацией.
Для обозначения психопатий используются такие термины: «психопатическая личность», «психопатическая конституция», «патологический, или аномальный характер».
Согласно О.В. Кербикову, основными причинами возникновения психопатий являются наследственные (конституционально-генетические) факторы, негрубые экзогенно-органические повреждения головного мозга во внутриутробном, перинатальном и раннем постнатальном периодах развития (травма, инфекция, интоксикация), а также неблагоприятные средовые и ситуационные влияния [19].
В зависимости от факторов риска все психопатии условно разделяются на конституционально-генетические (ядерные), органические и приобретенные виды. [20, c. 3-7]
Согласно А.К. Ленцу, приобретение психопатии, является изменением личности, связанным с пагубными социальными условиями (неблагоприятная семейная ситуация, безнадзорность и др. [24, c. 36]
В.П. Осипов основную причину приобретения психопатии видит в псевдопсихопатии, т.е. в изменении склада личности, сходном с психопатическим, наступившим после перенесенного приступа психоза, при развившейся психической болезни или органическом заболевании головного мозга. [33, c. 116]
Е.К. Краснушкин считает, что психопатия связана с реактивными состояниями, или же психогениями – заболеваниями, вызываемыми острой или хронической психической травмой. Под воздействием сильной психической травмы развиваются реактивные психозы. Меньшее по силе, но длительное психогенное воздействие вызывает неврозы. Психогенные заболевания носят функциональный характер и полностью обратимы. реактивные психопатии.[22, c. 50-53]
Среди различных типов и форм психопатий, по данным В.В. Ковалева, при органических психопатиях наиболее чаще встречаются возбудимый (эксплозивный), неустойчивый, истерический и астенический типы, [21, c. 62] что практически соответствует современным представлениям о так называемом психоподобном синдроме, подробно описанном В.Я. Гиндикиным. Так, по В.Я. Гиндикину, психоподобный синдром имеет три варианта: возбудимый, тормозимый и неустойчивый. Именно эти варианты и встречаются наиболее часто при органических психопатиях (истероподобные реакции нередко входят в структуру возбудимого варианта и носят примитивно-банальный, наивный характер) [7, c. 36-39].
К возбудимому варианту психопатии относится агрессивное поведение по отношению к окружающим. А. Басса выделяет следующие виды агрессивного поведения: физическая агрессия (использование физической силы против другого лица), косвенная агрессия (взрывы ярости, озлобленности, злобные шутки, сплетни), склонность к раздражению (готовность к проявлению при малейшем возбуждении резкости, грубости, вспыльчивости), негативизм (оппозиционное поведение по отношению к окружающим), обида (зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством гнева, горечи на весь мир за действительные или мнимые страдания), подозрительность (недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред), вербальная агрессия (крик, ругань, словесные угрозы, проклятия как выражения негативных чувств по отношению к окружающим), а также чувство вины (убеждение в том, что он сам является плохим человеком, с появлением у него угрызений совести).
К тормозимому варианту психопатии можно отнести нерешительность и робость, страх и испуг, растерянность и смущение, а также депрессивные состояния (тоскливое настроение, чувство подавленности, отверженности), периодически возникающие.
Неустойчивый вариант характеризуется повышенной внушаемостью, попаданием под влияние криминальных структур, отсутствие постоянства в занятиях, работе, стремление уходить от любых трудностей, недостаточное чувство долга и ответственности, повышенный интерес к новым впечатлениям («сенсорная жажда»), а также склонность к реакциям имитации и асоциальное поведение (дезадаптация, бродяжничество и др.). [41, c. 22-24]
Таким образом, умственная отсталость является состоянием задержанного или неполного развития психики, характеризующиеся нарушением способностей. При умственной отсталости отмечается большое разнообразие клинико-психопатологических расстройств, в том числе и поведенческих. Под поведенческими нарушениями в современных науках принято понимать класс психиатрических нарушений, включающий в себя различные анормальные модели поведения, при которых индивид периодически или постоянно нарушает неотъемлемые права, законные и заслуженные привилегии других людей, вторгается в их личную жизнь, создавая тем самым весьма драматические или даже трагические коллизии.
Характерологические особенности больных с умственной отсталостью легкой степени варьируются довольно в широком диапазоне: от доброжелательности, общительности, подчиняемости и послушания до злобной враждебности, аффективной агрессивности, вспыльчивости, упрямства, патологической настойчивости и непоколебимой убежденности в правильности своих действий и поступков, а также некритичности к своей несостоятельности и низкому уровню интеллекта.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы