Психология и педагогика девиантного поведения Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Коррекция аддиктивного поведения несовершеннолетних осужденных

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы изучения коррекции аддиктивного поведения у несовершеннолетних осужденных 13
1.1. Психолого-педагогические особенности несовершеннолетних осужденных 13
1.2. Методы изучения аддиктивного поведения у несовершеннолетних осужденных 21
Выводы по 1 главе 36
2. Экспериментальное исследование аддиктивного поведения у несовершеннолетних осужденных 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Результаты исследования 40
2.3. Рекомендации по оптимизации проведения психокоррекционной работы с несовершеннолетними осужденными 58
Выводы по 2 главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 75

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последние десятилетия проблема различных аддикций резко обострилась в России, особенно среди несовершеннолетних осужденных.
Одним из основных направлений деятельности психологов пенитенциарной системы является психокоррекционная работа с осужденными, направленная на изменение негативных личностных качеств, а также на их исправление, создание уважительного отношения к людям, обществу, работе, нормам, правилам и традиции человеческого общества. Одной из наиболее проблемных категорий осужденных, требующих целенаправленного психологического и педагогического воздействия со стороны психологической службы, являются осужденные, употребляющие психоактивные вещества.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, несовершеннолетние употребляют наркотики в 7,5 раз чаще, чем люди всех возрастов. 97% первых опытов использования — с 17 лет, а основная масса — с 14-15 лет. Среди них более 80% составляют заключенные [63].
Помимо объективно возросшей нагрузки на надзорные и образовательные подразделения, связанной с необходимостью усиления контроля над этой категорией осужденных, состояние их здоровья требует постоянного повышенного внимания со стороны медицинских и психологических работников[68].
С этой категорией людей в местах лишения свободы проводится комплексная работа, направленная не только на облегчение симптомов абстинентного синдрома, но и на оказание психосоциальной помощи, добровольного и мотивированного отказа от вредной привычки.
В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 ноября 2006 г. № 333 «Об утверждении Инструкции по предупреждению правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях пенитенциарной системы», осужденные, имеющие опыт использования ПАВ должны быть направлены профилактическое лечение, а психологи исправительных учреждений обязаны проводить с ними психокоррекционные меры[7].
В исправительных учреждениях и следственных изоляторах имеются помещения для лечения наркомании. Для более эффективной работы в этом направлении Федеральная служба исполнения наказаний приняла ведомственную программу социальной и психологической работы для людей с алкогольной и наркотической зависимостью, которая проводится в следственных изоляторах и исправительных учреждениях пенитенциарной системы.
Программа была запущена в первом квартале 2018 года на базе 17 учреждений исправительной системы; Сейчас это уже реализуется в 77 учреждениях. В настоящее время более 1700 человек проходят социальную и психологическую реабилитацию[5].
Работу с этой категорией людей осуществляют руководители отделов, психологи, медицинские и социальные работники, сотрудники службы безопасности, сотрудники оперативной службы, наркологи, психотерапевты. Кроме того, представители общественных организаций и волонтеры участвуют в программе реабилитации.
Занятия проводятся в форме лекций, психологических тренингов, встреч с представителями духовенства.
По мнению многих авторов (Ю.М. Антонян, М.С. Басейко, А.Я. Гришко, Ю.В. Власов и др.), Личность осужденного, который имел опыт употребления психоактивных веществ и проявляет признаки аддиктивного поведения очень специфично. Такие осужденные отличаются от осужденных, которые не употребляли психоактивные вещества, по ряду социологических, психологических, уголовно-правовых, пенитенциарных и других признаков. Тем не менее, большинство ученых подчеркивают важность корректирующей работы с вызывающими привыкание изменениями личности осужденного. Эта проблема требует специальных научных исследований, поскольку все больше осужденных употребляют психоактивные вещества, и проблема их повторной адаптации в обществе становится все более острой.
Степень научной разработанности.
В современных отечественных исследованиях проблема аддиктивного поведения несовершеннолетних осужденных отражена в трудах таких авторов, как: В.Д. Менделевич Е.В. Змановская, П.Я. Циткилов Е.И. Холостова, С.А. Кулаков, А.Е. Личко, Е.Н. Кондрат В.И. Добренков А.И. Кравченко и соавт.
Исследования показывают, что при решении проблем коррекции аддиктивного поведения в исправительном учреждении внедряется система мер, которая позволяет несовершеннолетним находить достойные альтернативы отказу от наркотиков после освобождения. Обзор психолого-педагогической литературы показывает, что эта проблема привлекает внимание многих исследователей из различных областей науки и практики: врачей (Л.И. Анциферова, В.Е. Каган, Н.С.Курек и др.); психологи (В.Я. Ольшанский, В.С. Братусь, В.Л. Васильев, А.Я. Гришко и др.), педагоги (И.А. Невский).
Научная литература показывает, что причины употребления поверхностно-активных веществ подростками обусловлены несколькими факторами: средой обитания подростков, они включают социально-психологические, а причины, обусловленные личностными характеристиками подростков, — психологическими. Неслучайно коррекционная работа охватывает две сферы: работа с окружением подростка (изучение факторов риска и их нейтрализация); работа с человеком (воспитание и развитие устойчивости к неблагоприятным социально-психологическим факторам и воздействиям).
С. И. Захаров подчеркивает важность использования диагностического направления психолога в коррекционной работе с несовершеннолетними заключенными [31].
M.И. Рожков и М.А. Ковальчук подчеркивают, что корректирующие меры должны быть направлены, в первую очередь, на формирование личных ресурсов, обеспечивающих развитие социального и нормативного образа жизни подростков с преобладанием ценностей здорового образа жизни, эффективного отношения к отказу от приема психоактивных веществ; формирование семейных ресурсов, которые помогают воспитывать детей и подростков в законопослушном, успешном и ответственном поведении [55].
Для реализации педагогической профилактики используются различные профилактические технологии и формы организации воздействия на целевые группы. К ним относятся: включение профилактического контента в основные учебные программы; образовательные внеклассные мероприятия (учебные занятия, ролевые игры, дискуссии); разработка и реализация образовательных программ для родителей.
В связи с этим современные методы коррекции как химических, так и нехимических зависимостей должны быть направлены не только на прекращение самой реализации зависимости, но и на устранение психологических механизмов, лежащих в основе возникновения и формирования процесса зависимости.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современный период характеризуется активным исследованием личности преступника, как с криминологических, так и с психологических позиций. Однако, данные исследования проводятся в основном в уголовно-правовом поле, без учета специфики и дифференциации мер воспитательного и профилактического воздействия в отношении осужденных в местах лишения свободы, что способствует неизменному росту количества преступлений, совершаемых в пенитенциарных учреждениях, значительную часть которых совершают именно осужденные с аддикцией.
Отсутствие единства в определении содержания аддикции приводит к использованию разнообразных синонимов данного термина и расширительному его толкованию. При этом синонимы «зависимость», «отклонения», «расстройства», «патология», «асоциальное поведение».
Отсутствие консенсуса в отношении аддиктивного поведения проявляется при освещении эпидемиологических аспектов в предвзятом представлении эпидемиологических данных в зависимости от интересов автора или организаций и в представлении только информации, которая выражает узкую предметную область определенного направления.
Официально признаны и включены в систему МКБ-10 «классические» зависимости — алкоголизм, наркомания и азартные игры. Несмотря на то, что научное сообщество признает такие виды аддиктивного поведения, как адреналинизм, сексуальная зависимость, зависимость от любви, зависимость от отношений, Интернет и компьютер, статус трудоголика, их положение в системе МКБ-10 все еще остается весьма неопределенным.
Сегодня аддиктивное поведение можно определить как рецидивирующее, навязчивое, явно и рационально не мотивированное, неконтролируемое побуждение к выполнению определенных действий или действий, конечной целью которого является получение субъективного физического и психологического удовольствия, источником которого могут быть как поверхностно-активные вещества, так и различные виды деятельности, указывающие на зависимость. Реализация аддиктивного поведения проходит через фазы, общие для всех типов наркомании, прохождение которых после периода ремиссии возобновляется рецидивом аддиктивного поведения с прогрессирующим нарастанием симптомов.
Психодиагностика аддикций несовершеннолетних осужденных может включать изучение:
Интеллектуального развития и познавательных процессов.
Психических состояний и свойств личности:
— акцентуации характера, наличия психопатий
— личностных характеристик
— самооценки
— наличие тревожных состояний
— уровня агрессивности
— мотивационная сфера
— межличностные отношения в семье и группе сверстников [37]
Характеристика личности осужденного с аддиктивным поведением основана на эмпирических данных, полученных автором из официальных источников и в процессе проведения собственного исследования.
Цель исследования — выявление влияния коррекции на уровень проявления аддиктивного поведения несовершеннолетних осужденных.
Исследование было проведено в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Исследование проходило на базе уголовно-исполнительной инспекции Кирова.
В исследовании приняло участие 25 несовершеннолетних осужденных.
Основанием для разработки программы выступил анализ ситуации по организации коррекции аддикций у осужденных на территории России и Кировской области и выявленное противоречие между возрастанием количественных показателей совершения преступлений несовершеннолетними и недостаточностью мер по профилактике социального неблагополучия среди данной категории граждан на территории области.
Цель программы — снижение уровня аддикций несовершеннолетних осужденных.
В рамках программы была разработана модель деятельности психолога по коррекции аддиктивного поведения у несовершеннолетних осужденных, которая включала в себя диагностическое направление, непосредственно психологическую коррекцию, а также е взаимодействие с родителями несовершеннолетних заключенных.
Ведущей практической целью этого этапа психокоррекционной программы является система защитных механизмов личности как фактор, обусловливающий адаптацию.
После реализации программы у участников отмечается снижение показателей уровня негативных коммуникативных установок (по данным психодиагностических методик интегративные показатели показывают снижение на 15%). Отмечается положительная динамика в снижении склонностей к отклоняющемуся поведению. В результате анализа эффективности реализации Программы отслежено, что акцентуации характера не выявлены. По мнению 70% участников, в группе складываются теплые, доверительные отношения и атмосфера комфорта, что повышает уровень продуктивности в работе. Участие в Программе способствует самоанализу, умению высказывать свою точку зрения, в среднем 80% несовершеннолетних — получают в ходе групповых и индивидуальных занятий новую информацию, что предполагает повышение уровня информированности подростков по актуальным темам (конструктивное общение и постановка жизненных целей), 90% подростков указывают на возможность лучше узнать себя и других людей. Для 80% полученные знания являются доступными и возможными для практического применения. Желание участвовать при возможности в подобной программе выражают 95% несовершеннолетних, что указывает на высокий уровень мотивации и полезность для условно осужденных реализуемых мероприятий.
По результатам исследования по обозначенным методикам исследования было выявлено:
1. Методика оценки деструктивных установок в межличностных отношениях.
По данной методике получили оценки по всем шкалам, приближенных к высоким. осужденные, на контрольном этапе по данной методике, получили оценки по всем шкалам средние.
2. По методике Склонности к отклоняющемуся поведению.
Результаты констатирующем этапе свидетельствуют о высокой готовности к реализации деликвентного поведения. Таким образом, у осужденных подростков на констатирующем этапе налицо выражена склонность к отклоняющемуся поведению.
Показатели на контрольном этапе говорят о невыражености указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля.
3. По методике определения акцентуаций характера

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы изучения коррекции аддиктивного поведения у несовершеннолетних осужденных

1.1. Психолого-педагогические особенности несовершеннолетних осужденных

Изучение криминогенной личности является важной предпосылкой предупреждения рецидивной преступности, т. к. именно личность является ключевым элементом механизма преступного поведения и носителем причин его совершения .
Рассуждая о значимости изучения личности осужденного, Ю. М. Антонян отмечает, что личность преступника многоаспектна, по меньшей мере, ее можно представить в двух из них:
— в общем (глобальном) понимании — это качественные признаки лиц, приступивших закон;
— в узком (криминологическом) понимании — личностные характеристики осужденного в совершении преступления [11].
Исследуя основные подходы к понятию личности преступника как носителю социальных и морально-психологических свойств с ее индивидуальными качествами, О.А. Голованова подчеркивает, что в настоящее время до сих пор нет единого универсального подхода к понятию «личность преступника»[25]. В широком смысле личность преступника охватывает круг лиц, нарушивших уголовный закон в любой форме, т.е. в основу понятия может быть положен факт совершения преступления. В узком смысле понятие «личность преступника» основывается на выделении содержательных свойств и предусматривает рассмотрение личности в качестве социального типа.
Для данного исследования, как и для пенитенциарных наук, наиболее приемлемым является понятие «личность осужденного» как разновидность понятия «личность преступника». Однако, как справедливо отмечает Ю. М. Антонян, если личность преступника давно и постоянно изучается, то личность осужденного еще находится в начале научного познавательного пути. Тем не менее, данные понятия теснейшим образом переплетаются и во многом совпадают[9].
Ю.М. Антонян, П.Б. Афанасьев, О.Р. Афанасьева, М.В. Гончарова, А.Я. Гришко, Ю.С. Дрожжа, П.П. Елисов, В.И. Коваленко, Н.В. Сторчилова, В.И. Шиян выделяют и такое понятие как «личность пенитенциарного преступника», под которой ими понимается разновидность (отдельный тип) личности осужденного, совершившего преступление после вынесения ему обвинительного приговора [47].
Наиболее содержательным, на наш взгляд, является определение, в соответствии с которым под личностью преступника понимается «лицо, признанное вступившим в законную силу приговором суда виновным в совершении общественно опасного деяния, запрещенного уголовным законом, — представляющее собой совокупность социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами на его преступное поведение, т. е. совокупность социальных, биологических и психических характеристик» .
Одним из центральных, но до сих пор дискуссионным, при изучении личности преступника остается вопрос о соотношении социального и биологического факторов в генезисе преступного поведения. Одним из первых в криминологической науке поднял данный вопрос И. С. Ной, который подверг критике социологический подход к объяснению причин преступности. Однако его идея не получили дальнейшего развития.
По мнению Ю. М. Антоняна, постановка вопрос о первостепенности «социального или биологического» является не корректной, т. к. при рассмотрении личности и поведения есть еще специальный уровень — психологический[10].
Для пенитенциарной преступности, как и преступности в целом, характерны всплески в периоды социальной нестабильности, которые сопровождаются антисоциальным поведением, к причинам которого можно отнести: резкую социальную и материальную дифференциацию осужденных, усугубляющую коммерциализацией сферы социальных услуг; проведение воспитательной работы без учета психологических и возрастных особенностей, образовательного уровня; ослабление роли семьи как института в процессе исправления и т.д.
Отклонения в поведении оказывают воздействие на интенсивность формирования личностных черт осужденных и проявления их в поведенческих реакциях, тем самым формируя определенный фон и среду, прежде всего, для правонарушающего поведения. Однако последние не касаются качественных сторон содержания сознания, не определяют сами по себе социальное содержание личности осужденного и не порождают преступного поведения. На основании этого можно заключить, что личность осужденного, как любого другого человека, социальна: преступление может существовать только в социуме.
И.В.Ананина, В.А. Жбанков отмечают, что личность преступника представляет собой совокупность всех особенностей человека, поэтому первостепенной задачей является выявление только тех качеств, которые привели к совершению преступления [8].
Любое общество, в том числе и субкультурное, устанавливает свои нормы — правила поведения — и тем самым влияет на поведение людей. Социальные нормы как регуляторы поведения формируются не одномоментно, они складываются с течением времени под влиянием различных факторов — условий жизни, воспринимаются членами данного общества как необходимые и охраняются ими. Человек, находящийся в данном обществе, вынужден, так или иначе, согласовывать свое поведение с данными установлениями[23].
Каждому человеку свойственна уникальная организация личности и наличие индивидуальной нормы реакции как единственного личного способа реагирования на различные проявления микросреды.
Таким образом, мы солидарны с А.В. Диденко, который указал на влияние внешней среды — условий жизни — на поведенческую реакцию индивида, а, следовательно, и на формирование девиаций. К отрицательным факторам как причинам роста он относил бедность, алкоголизацию общества, а также интеллектуальные и нравственные издержки, связанные с борьбой за выживание[29].
На биологическое развитие личности влияют три группы факторов: наследственность, внешняя среда (социальное окружение) и индивидуальные особенности.
Традиционно в качестве биологических факторов, влияющих на формирование личности, выделяют демографические, гендерные и психологические характеристики человека.
Исследование социально-демографических характеристик осужденных помогает более эффективно организовать реализацию в их отношении исправительного процесса, общего и частного (постпенитенциарного) предупреждения преступлений, а также конструктивно подходить к обеспечению режима и надзора в исправительном учреждении.
При рассмотрении демографических предикатов на первое место, на наш взгляд, необходимо поставить возрастные признаки, т. к. с ходом времени изменяется (количественно и качественно) социальное окружение, соответственно, и его влияние на личность будет не одинаковым. 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы