Педагогика. Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Консультации семей с детьми младенческого возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические аспекты консультирования семей с детьми младенческого возраста. 5

1.1.
Специфика развития детей младенческого возраста. Онтогенез и потребности детей
первого года жизни. 5

1.2.
Оказание медико-психолого-педагогической помощи семьям с детьми младенческого
возраста. 22

Выводы по
первой главе. 35

Глава 2. Эксперементальное
изучение развития детей младенческого возраста  36

2.1.
Организация исследования, описание испытуемых. 36

2.2. Анкета
для родителей. Анализ результатов исследования. 36

Выводы по
второй главе. 41

Глава 3.
Рекомендации. Обучающий эксперимент. 43

3.1.
Особенности консультирования родителей с детьми младенческого возраста  43

3.2. Памятка
для родителей по линиям развития ребенка младенческого возраста. Рекомендации
по играм, одежде. 49

Выводы по
третьей главе. 58

Заключение. 60

Список
использованной литературы.. 64

 

  

Введение:

 

Введение

Проблема
ранней комплексной помощи детям является в настоящее время чрезвычайно
актуальной в области образования и здравоохранения. Ранняя комплексная помощь
детям — это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и
специального образования.

В настоящее
время в практику все больше входит ранняя диагностика отклонений развития у
детей. К сожалению, на деле коррекция нарушений познавательной и речевой
деятельности у детей в большинстве случаев начинается только в дошкольном
возрасте (после 3–5 лет, когда уже сформирован стойкий патологический стереотип
психических и речевых нарушений. При этом оказывается упущенным сензитивный
(наиболее благоприятный) период развития психики и речи, который приходится на
первые три года жизни ребенка.

Развитие
службы ранней помощи сократит число детей, которые по достижении школьного
возраста смогут без дополнительной поддержки учиться в общем образовательном
потоке.

Именно те
дети успешны, которые прошли раннюю коррекционно-развивающую помощь с рождения,
а не только в детском саду, могут успешно обучаться в обычной школе, дружить со
своими сверстниками, быть «как все». И это происходит при условии, что в
течение первых месяцев жизни выявляются отклонения двигательного, психического,
речевого и социального развития.

Во многих
регионах Российской Федерации, в том числе и нашем городе Абакане, созданы
Службы ранней помощи в центрах социального обслуживания семьи, на базе
психолого-медико-педагогической комиссии, в консультационных пунктах.

Ранняя помощь
предполагает широкий спектр долгосрочных услуг, ориентированных на всю семью
ребенка с проблемами в развитии и осуществляемых в процессе согласованной
деятельности «команды» специалистов разного профиля.

Обязательным
условием является раннее включение родителей ребенка с отклонениями в развитии
в коррекционно — развивающий процесс.

Первые годы
жизни ребенка – самый значимый период для развития потенциала семьи,
воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Прежде всего
это касается родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями развития.
Семья играет ведущую роль и несет основную ответственность за процесс и
результаты коррекционно-развивающей работы с ребенком. Именно родители являются
основными заказчиками образовательных, медицинских и социальных услуг, они же –
равноправные партнеры специалистов в реализации намеченных перспектив и оценке
результативности работы.

Объект исследования:
консультации семей с детьми младенческого возраста

Предмет исследования:
консультации семей с детьми младенческого возраста, отстающими в познавательном
развитии.

Цель исследования:
изучить особенности консультации семей с детьми младенческого возраста,
отстающими в познавательном развитии

Задачи исследования:

1. Изучить специфику развития детей младенческого возраста. Онтогенез и
потребности детей первого года жизни.

2. Проанализировать
оказание медико-психолого-педагогической помощи семьям с детьми младенческого
возраста

3. Организовать
исследование, описать испытуемых

4. Проанализировать
результаты анкетирования

5. Охарактеризовать особенности
консультирования родителей с детьми младенческого возраста

6. Составить памятку для родителей
по линиям развития ребенка младенческого возраста. Рекомендации по играм,
одежде

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение

Младенчество можно охарактеризовать как возраст,
когда малыш развивается в физическом, психическом и социальном
плане очень быстро. Младенец проходит за короткое время путь от беспомощного
новорождённого до младенца, умеющего смотреть, слушать и
действовать, привлекать внимание, реагировать на окружающих людей улыбкой,
плачем, радостью, испугом. Основная особенность периода
раннего детства проявляется в том, что в это время ребёнок развивается и растёт
наиболее интенсивно . Взрослый становится для ребенка главным источником зрительных
и слуховых впечатлений, необходимых для его нормального нервно-психического развития.
Таким образом, у ребёнка формируются эмоционально-двигательные реакции,
направленные на взрослого, называемые комплексом оживления.

Медико-психолого-педагогическая
помощь семьям с детьми раннего возраста призвана обеспечить удовлетворение
потребностей психологического и социального развития, как детей, так и семьи в
целом. Для организации помощи поддержки применяются как общие, так и частные,
специфические методики, направленные непосредственно на работу с младенцами,
детьми раннего возраста и их родителями.

90 %
анкетируемых детей имели отставание на том или ином этапе развития моторики,
такие как позднее удержание головы, сидение , стояние и ходьба в более поздние
от нормы сроки . Также в эти 90% вошли нарушения мышечного тонуса,
проявляющиеся в повышенном ,либо в пониженном тонусе. У 75 % детей имеются
признаки нарушения системы регуляции торможения и возбуждения нервной системы,
проявляющиеся как меняющиеся настроение, быстрая утомляемость, повышенная
возбудимость.

90 %
анкетируемых детей имели отставание на том или ином этапе познавательного
развития.
Многие не различает цвет, форму, размер.

Речевое
развитие детей. Речевое развитие так или иначе было нарушено у всех детей,
участвовавших в констатирующем эксперименте. Все семьи живут в Москве. Родной
язык для обоих родителей русский .
Наличие
наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний,
речевых нарушениях у родителей и родственников отрицают все опрошенные.

Из 13
участвовавших в анкетировании семей только один ребёнок воспитывается в
неполной семье. Это позволяет нам определить воспитательный потенциал семьи в
зависимости от структуры.

Уровень
дохода в семье.75% семей оценили свой уровень дохода , как хороший ,15% − как
удовлетворительный. Данные по этому пункту позволяют нам прогнозировать
материальную степень возможности семей обращаться за платными услугами к
специалистам.

При ответах
на вопрос об образовательном уровне и профессиональном статусе родителей
выявилось, что родители данной группы имеют образование не ниже среднего,
большая часть отцов имеет высшее образование(75%). Уровень образования в группе
матерей более разнороден −высшее образование (50%),среднее
-специальное(35,3%),среднее(15,7%).Изучение этого аспекта также позволяет нам
прогнозировать воспитательный уровень семей.

Возраст
родителей на момент рождения ребенка. В диагностическом плане нам был наиболее
интересен возраст матери. Почти половина матерей являлись первородящими после
30 лет (40%).Но по итогам анкетирования выяснилось, что практически у всех
матерей, вне зависимости от возраста, возникали осложнения в пренатальном,
интранатальном и постнатальном периоде. Течение беременности и родов. Большая
часть детей рождена от первой беременности (75%), беременность планировали
(75%). На 37 неделе беременности рождены 25% детей,20% детей были рождены на 38
неделе беременности, остальная часть детей родилась в период от 39 до 42 недели
беременности. В большинстве случаев длительность периода родов была в пределах
нормальных показателей родоразрешения для первых и вторых родов соответственно
и лишь один ребёнок родился в экстренных родах. Подавляющее большинство матерей
из группы(80%) получали медицинскую помощь в виде родовспоможения, такие
процедуры как стимуляция родов и кесарево сечение. Наличие других детей в
семье. Большая часть детей являются единственными — первыми детьми в семье.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что родителям не с кем было
сравнивать ход его развития, а потому сложнее заметить отклонения в развитии.
Оценка родителями своих воспитательских способностей. Большой процент
отвечавших отметили свои родительские способности на высший балл(70%),что может
быть обусловлено возрастом детей из данной группы и тем, что ребёнок в семье
один. Позиция родителей по отношению к ребенку.80% родителей отметили позицию:
Мой ребёнок такой же здоровый ,как и все.
Этапы любого
консультирования во многом напоминают этапы мыслительного процесса, что
включает достижение взаимопонимания, сбор информации или фаза осознания
желаемого результата, выработка альтернативных решений и обобщение результатов
взаимодействия с клиентом. В случае же консультирования родителей ребенка с
явно обозначенной проблемой консультант обязан придерживаться общепринятой
схемы консультативного процесса. Общими для различных видов консультативной
работы, что отмечается в большинстве литературных источников, являются
следующие этапы:

·                  
диагностический: интервью либо беседа +
экспериментально-психологические методики при необходимости;

·                  
информирование;

·                  
воздействие в процессе консультирования
(анализ и обучение способам психологической защиты);

·                  
поддержка;

·                  
заключительный этап и прекращение
консультаций.

В случае консультирования
семей по проблемам раннего возраста рекомендуется следующий алгоритм
консультирования:

1.               
Первичный прием (консультирование
+диагностика).

2.               
Информирование и заключение контракта на проведение серии консультаций.

3.               
Обработка диагностики, проведенной совместно
с родителями и составление коррекционно-развивающей программы.

4.               
Индивидуальные беседы с членами семьи или
семьей в целом.

5. Обучение приемам
коррекционной работы (при необходимости).

6.               
Промежуточная диагностика (контроль).

7.               
Работа в родительской группе (при
необходимости).

8.               
Итоговое занятие.

Стоит заметить, что
последовательность и продолжительность этапов консультирования не имеют
решающего значения и выстраиваются относительно индивидуальной ситуации.
Некоторые этапы предложенного алгоритма (5,7) могут быть не востребованы.

Игра занимает важное место в развитии каждого ребенка. Очень часто
родители забывают, что ребенку жизненно важно играть, а не смотреть телевизор,
помогать маме, убирать свои игрушки, и пр. Ребенку важно играть не только в
детском саду, но и дома, вместе с родителями. При этом игры могут быть
различными: настольно-печатные, подвижные, сюжетные. Каждый внимательный к
своему ребенку родитель знает, каким играм ребенок отдает предпочтение. Таким образом, игра определяет дальнейшее
психическое развитие ребенка. Особое значение в плане воспитания здорового и
физически развитого малыша имеют подвижные игры. С момента рождения ребенок
стремится к движению. Дети познают мир, ползая, лазая, бегая и т.д.
Использование в повседневной жизни подвижных игр создает условия для того,
чтобы ребенок научился владеть своим телом, его движения стали красивыми и,
главное, уверенными. Подвижные игры — хорошая профилактика плоскостопия,
нарушений осанки и других заболеваний, которые часто встречаются в детском
возрасте и вызваны недостатком физической активности. Кроме того, подвижная
игра — источник радости одно из лучших средств общения взрослого с ребенком.
Включение элементов фольклора, использование различных персонажей стимулируют
детскую фантазию, способствуют формированию речи и, в конечном счете,
становлению личности ребенка.
 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты консультирования семей с
детьми младенческого возраста

1.1. Специфика развития детей младенческого возраста.
Онтогенез и потребности детей первого года жизни

Современные ученые
отмечают критическое значение первых лет жизни в развитии ребенка, которое принципиально
зависит от роли семьи, отношений с матерью, раннего опыта и социального
окружения.

Младенческий возраст в психологии —
это период с двух месяцев до года. Для него характерно наиболее бурное
развитие. К его завершению из беспомощного малыша ребенок превращается в
самостоятельного исследователя.

В работе «Проблема
возраста», написанной в 1932-1934 г.г., Л.С. Выготский так сформулировал
понятие «психологический возраст»: «Возрасты представляют собой такое целостное
динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный
вес каждой частной линии развития» [14].
В течение первого года жизни с
детьми происходят различные физические изменения:

·                    
формируется моторика (общая, мелкая);

·                    
нормализуется координация движений;

·                    
совершенствуется механизм тонуса мышц;

·                    
развивается зрение и слух.

К концу периода активно формируется
речь, ходьба.

«Первый год жизни ребенка
– это особенно важный период, когда основным источником его развития являются
близкие взрослые. Чаще всего малыш видит маму и папу, иногда общается только с
ними. Именно благодаря их усилиям и заботе он делает первые шаги, произносит
первые слова. С каждым днем родители убеждаются, что ребенок обладает поистине
огромными возможностями. В здоровом ребенке природой заложено стремление к
познанию и исследованию окружающего мира. Ребенку нужно помочь развить и
реализовать свои потенциальные возможности! Именно первые годы жизни
чрезвычайно важны в развитии ребенка. В этот период в центральной нервной
системе происходят стремительные изменения. Ничего подобного в последующие годы
не повторится»[68].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы