Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Конституционные аспекты реализации гендерного равноправия в государствах мусульманского права
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО РАВНОПРАВИЯ 5
1.1 Конституционно-правовое содержание принципа гендерного равноправия 5
1.2 Место и роль гендера в традициях мусульманского сообщества 10
1.3 Источники социально-правового статуса женщины в исламе 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОГО РАВНОПРАВИЯ В ГОСУДАРСТВАХ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА 21
2.1 Гендерные аспекты государственной политики Египта: истоки и реалии 21
2.2 Особенности гендерной политики в Тунисе 25
2.3 Роль и права женщины в Саудовской Аравии 30
2.4 «Женский вопрос» в Арабских эмиратах: законопроекты и современные тенденции 34
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОГО РАВНОПРАВИЯ В ГОСУДАРСТВАХ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА 38
3.1 Проблемы реализации гендерного равноправия в диалоге культур и религий 38
3.2 Особенности борьбы против гендерного неравенства на Востоке 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Введение:
Развитие современной культуры поменяло сущность взаимоотношений между мужчиной и женщиной, видоизменилась патриархальная модель распределения социальных ролей между полами, женщина начала играть активную роль в политике и экономике, перестав быть объектом «купли- продажи». В свою очередь, это вызвало определённую потребность в изучении проблем «женского вопроса». Женщины составляют значительную часть населения во многих странах мира, интеллектуального и трудового потенциала населения. По мнению ООН, «женский вопрос» относится к разряду глобальных, и поэтому настоятельно рекомендуется развивать исследования, посвящённые женской тематике.
Статус женщины в обществе и семье, степень её свободы и границы её прав определяются как совокупностью гражданских и политических прав и свобод, так и религиозными нормами, которые являлись и до сих пор являются в некоторых странах мира главным регулятором общественных отношений.
На данный момент положение женщины в обществе является своеобразным показателем цивилизованности того или иного государства. Это придаёт большую актуальность и перспективность исследованиям по вопросам о статусе женщины в исламском культурном пространстве Ближнего Востока. Многие вопросы, которые затрагивают роль и место мусульманской женщины, выходят за пределы локальных границ и приобретают общепринятый характер по мере усиления интереса к Востоку и исламу во всем мире.
Таким образом, целью данной работы является анализ конституционных аспектов реализации гендерного равноправия в государствах мусульманского права.
Исходя из цели исследования, поставим такие задачи:
1) Рассмотрим конституционно-правовое содержание принципа гендерного равноправия.
2) Оценим место и роль гендера в традициях мусульманского сообщества.
3) Исследуем источники социально-правового статуса женщины в исламе.
4) Проанализируем практические аспекты реализации гендерного равноправия в государствах мусульманского права (Египте, Тунисе, ОАЭ, Саудовской Аравии).
5) Рассмотрим проблемы реализации гендерного равноправия в диалоге культур и религий.
6) Проведем обзор особенностей борьбы против гендерного неравенства на Востоке.
Объект исследования — конституционные аспекты реализации гендерного равноправия в государствах мусульманского права.
Предмет исследования – теоретические и практические конституционные аспекты реализации гендерного равноправия в государствах мусульманского права.
К работам, посвященным проблемам положения женщин в исламе, относятся исследования выдающихся российских востоковедов: Бартольда В. В., Климович Л. И., Вагабова М. В., Шайдуллиной Л. И., Балтановой Г.Р. В их работах проанализированы основные социальные положения ислама о женщине, браке и семейных отношениях.
Методология и методы исследования. В рамках написания работы использовались такие методы: анализа и синтеза, диалектический, классификации, систематизации и обобщения.
Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Конституционные положения относительно равноправия полов можно подразделить на несколько категорий. Одна группа конституций констатирует недискриминацию по признаку пола и содержит требование о равноправии женщин и мужчин без каких-либо особенных уточнений. К другой группе относятся конституции в основном быстро развивающихся государств, а также некоторые «старые» европейские конституции, в которых отражается расширенный подход к гарантированию равного статуса разных тендерных групп. Эти конституции детализируют принцип полового равноправия, укрепляют его специфическими гарантиями особой защиты работающих женщин, женщин-матерей и т.п., даже закрепляют особые права женщин. Третья группа конституционных положений раскрывает смысл конституционного принципа гендерного равноправия с учетом того факта, что по своему нормативному содержанию он исключает дискриминацию женщин в той же мере, в какой исключает дискриминацию мужчин. Данная группа конституций закрепляет особые требования о защите отцовства.
Отметим, что факты, которые были приведены о судьбе и образ женщин в традиционном мусульманском обществе позволяют нам сделать вывод о том, что далеко не религия определяет те или иные принципы обычаев и традиций общества и его патриархальные устои, а наоборот — патриархальные устои общества иногда влияют на трактовку религии, особенно в тех местах, где ее значение нечеткое и без контекста может быть трактуемое по-разному. Консервативность мусульманских обществ диктуется не только весомой ролью ислама, а доминированием патриархального дискурса в структуре общества.
Анализируя конституционные аспекты реализации гендерного равноправия в государствах мусульманского права, можно отметить, что в Тунисе особенностью Закона о личном статусе является то, что он не «списан» с европейских образцов, а представляет собой пересмотренный свод правил шариата. В то же время данный документ заложил юридические основы эмансипации тунисских женщин, которая способствует изменению общественного мнения в пользу расширения их прав. Запрет полигамии, которая была введена Кодексом, вызвала большой резонанс во всем арабском мире. Прогрессивная общественность ряда мусульманских стран оценила ее как революционную меру.
На сегодня ситуация по женским правам в Египте остается весьма сложной. Хотя правительство поддерживает некоторые законодательные реформы относительно женских вопросов, эта поддержка имеет определенные ограничения. Президент Х. Мубарак периодически выступает против ряда одобренных исламистами ограничений для женщин, однако, якобы ища поддержки общества, он одновременно демонстрирует собственную версию мусульманского консерватизма.
Саудовская Аравия — одна из самых консервативных стран мира, где придерживаются ваххабизма: движения в исламе, которое требует от последователей жить так, как жили первые мусульмане. Поэтому у женщин долгое время было так мало прав, словно они до сих пор жили в VII веке. До недавнего времени у них не было даже документов: их данные просто вписывали в паспорт опекуна, в роли которого обычно выступал кто-то из близких мужчин (отец, брат, муж, в некоторых случаях даже сын). Свидетельство о браке за женщину подписывает ее отец. В судах показания женщины считаются менее ценными, чем мужские. Работать вместе с мужчинами женщина не вправе, как и находиться с ними в одном общественном пространстве (за исключением больниц или банков). Даже выйти на улицу без сопровождения подруг или родственников-мужчин она не может. Послабления в общественной сфере жизни королевства связаны с принятым властями стратегическим планом развития Vision 2030. Он предполагает коренное преобразование страны, как в экономическом плане, так и в общественной жизни. Власти не хотят отказываться от традиционных ценностей, но планируют сделать королевство более прогрессивным и открытым.
Что касается ОАЭ, то арабских женщин нельзя назвать бесправными: они могут учиться, работать, а также водить автомобиль. Но при этом им полностью запрещено показывать хотя бы часть своего тела каким-либо мужчинам, кроме своего мужа, а тем более выходить замуж за иностранца.
В случае если арабская девушка выйдет замуж за представителя другой страны, ее муж и дети не будут иметь гражданства ОАЭ В некоторых случаях ее даже могут даже выселить из страны. Но когда иностранка выходит замуж за араба, вступают в силу другие правила: по истечении определенного срока такая девушка может получить местное гражданство, однако в случае если ее муж даст на это согласие. Часто иностранки не готовы полностью ассимилироваться и принимают решение развестись с арабским мужем после нескольких лет жизни. В случае развода иностранка будет отправлена в свою страну, а общие дети останутся с отцом. В принципе, если брак успешный, то о жизни с мужем-эмиратцем многие женщины отзываются положительно. По законам в Дубае, женщине предоставляется свой дом и щедрое содержание, не зависимо от того, какой по счету женой араба она стала. Также и свое внимание мужчина одинаково должен уделять каждой из жен.
Таким образом, современное движение за права мусульманок характеризуется тем, что он является важной составляющей общей защиты прав человека. Перспективы движения, несомненно, связаны с взаимодействием государства и общества по четырем основным направлениям: 1) реорганизация системы образования на основе ценностного признание гражданского равноправия женщин и мужчин; 2) пересмотр действующего законодательства с целью ликвидации дискриминационных в отношении женщин норм, разработка законов, призванных улучшить положение женщин в семье и обществе; 3) расширение женского участия в общественных ассоциациях и политических партиях; 4) кадровая подготовка женщин для участия в общественно-политической жизни.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО РАВНОПРАВИЯ
1.1 Конституционно-правовое содержание принципа гендерного равноправия
Равноправие полов — один из основополагающих международно-правовых и конституционных принципов положения личности в современном демократическом государстве. Равноправие полов является частью общепризнанного принципа равноправия, в содержание которого, помимо равенства прав женщин и мужчин, входят такие аспекты, как юридическое равенство всех перед законом и судом и равноправие независимо от расы и национальности. С.А. Авакьян в содержании данного принципа выделяет равноправие женщин и мужчин, человека с человеком, граждан независимо от национальной принадлежности и граждан независимо от государственной принадлежности (гражданства) . Это традиционные составляющие принципа равноправия.
В некоторых конституциях закрепляются и другие требования к содержанию принципа равноправия. Например, согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ такими требованиями выступают происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям, а также другие обстоятельства. В Конституции Японии 1946 года говорится о том, что люди не могут подвергаться дискриминации в политическом, экономическом и социальном отношениях по мотивам не только расы или пола, но и религии, социального положения, а также происхождения (ст. 14) . Согласно переходной Конституции Непала никто не может быть подвергнут дискриминации на основании его религиозных убеждений, принадлежности к касте, племени, происхождения, языка и т.д. (ст. 13) .
Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятая Резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН от 08.09.2000, гласит, что важное значение для международных отношений в XXI веке имеют такие фундаментальные ценности, как свобода, равенство, солидарность, терпимость, и др. Равенство понимается как равенство людей и государств в пользовании благами развития, а также как гарантированное равенство прав и возможностей мужчин и женщин. В данной Декларации сформулированы основные цели развития тысячелетия, среди которых на одном из первых мест фигурирует поощрение тендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин.
Переходя непосредственно к выяснению конституционно-правового содержания дефиниции «принцип равноправия полов», рассмотрим сначала терминологический вопрос. Наряду с термином «равноправие» используется понятие «равенство», и их обычно различают по смыслу исходя из следующих соображений.
Равенство как таковое правом не регулируется, поскольку ничто в мире, и право в том числе, не может изменить фактического (физического, социального, имущественного и т.д.) неравенства людей. Правом устанавливается и гарантируется равенство возможностей, т.е. равенство прав и свобод, равноправие. Другими словами, равноправие — это юридическое равенство людей. Однако если держать в уме все перечисленные моменты, то эти термины могут использоваться и как синонимы, в особенности при переводе с английского языка на русский, поскольку в английском языке они обозначаются одним и тем же словом «equality».
Подавляющее большинство действующих конституций гарантируют равенство полов как основополагающий принцип конституционно-правового статуса современного человека и гражданина, хотя имеются и исключения. Например, Конституция Иордании не допускает дискриминации иорданцев в отношении их прав и обязанностей только по мотивам расовой, языковой и религиозной принадлежности .