Менеджмент организации Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Конкурентоспособность услуги: методы оценки и пути повышения на примере ООО «Спецтранс-ЭКО»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

Введение                                                                                                                   3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения
конкурентоспособности услуг        7

1.1 Сущность конкурентоспособности услуг                                                   7

1.2 Основные факторы, оказывающие воздействие на
конкурентоспособность услуг                                                                                                                 13

1.3 Методы оценки конкурентоспособности услуг                                        21

Глава 2 Анализ эффективности и роста
конкурентоспособности услуг
на примере ООО "Спецтранс-ЭКО"                                                                                      30

2.1 Общая характеристика ООО
"Спецтранс-ЭКО"                                      30

2.2 Анализ деятельности ООО
"Спецтранс-ЭКО"                                         30

2.3 Оценка конкурентоспособности услуг ООО
"Спецтранс-ЭКО"              30

Глава 3. Разработка основных рекомендаций в сфере
повышения конкурентоспособности услуг ООО "Спецтранс-ЭКО"                                   31

3.1. Направления улучшения конкурентоспособности
услуг ООО "Спецтранс-ЭКО"                                                                                                                 31

3.2. Расчет финансовых показателей при расширении
перечня услуг ООО "Спецтранс-ЭКО"                                                                                             31

3.3. Обоснование эффективности повышения
конкурентоспособности услуг 31

Заключение                                                                                                             32

Библиографический
список                                                                                   33

 



 

  

Введение:

 

Актуальность темы, обусловлена тем, что развитие современной
экономики связано с постоянно возникающим явлением конкуренции, как движущей
силы цивилизационных изменений во всех сферах жизни.

Современные концепции управления бизнесом рассматривают
конкуренцию как фактор, мотивирующий организацию на совершенствование процессов
управления. Понимая это в контексте процесса, в котором участники рынка,
стремясь реализовать свои интересы, пытаются представить предложения более
выгодные, чем другие. С различных точек зрения: цены, качества или
характеристик, влияющих на решение о заключении сделки. Все это побуждает их
искать такие решения в процессе управления, которые дадут компании преимущество
перед другими. Это особенно важно в эпоху интенсификации процессов глобализации,
которые воспринимаются как источники угрозы для бизнес-операций.

Соображения, касающиеся феномена конкуренции, впервые были
упомянуты в работах, связанных с тенденцией классической экономики, трактуя
конкуренцию поведенческим образом как силу, регулирующую действия участников
обмена и навязывающую им определенное поведение. Важная, хотя и иначе
определенная, роль конкуренции была также подчеркнута в следующих теориях
экономики — марксистской, неоклассической, игровой, кейнсианской и посткейнсианской,
стратегического поведения, австрийской школы, эволюционной экономики или
экономики ресурсов.

Конкурентоспособность – прежде всего способность компании
выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными компаниями. Обеспечение
конкурентоспособности является основной стратегической задачей любого
предприятия. Функционирование предприятий не представляется возможным без учёта
деятельности конкурентов, которые являются звеньями одной цепи – экономики.
Жизнь в условиях конкурентной борьбы – непременный фактор, определяющий само
право на существование той или иной организации. При этом конкурентная борьба
сама по себе позволяет выявить из множества компаний те, которые способны не
только выжить в условиях конкурентной борьбы, но и производить по–настоящему
качественные и актуальные товары и услуги, которые будут востребованы
населением. Именно поэтому так важно изучать конкурентов и, исходя из этого,
принимать обоснованные решения в пользу повышения конкурентоспособности
отдельно взятой организации.

Согласно последней тенденции, конкуренция — это феномен,
когда участники соревнуются друг с другом в достижении аналогичных целей, что
означает, что действия, предпринимаемые некоторыми из них для достижения
конкретных целей, затрудняют или даже делают невозможным достижение тех же
целей другими.

Характерной чертой конкурентных процессов является
взаимозависимость предприятий: они чувствуют влияние конкурентных движений и
принимают меры в ответ на поведение конкурентов.

В настоящее время для того, чтобы сохранить текущие позиции на
рынке в условиях постоянного усиления конкуренции, отечественные предприятия
ведут постоянную работу по повышению эффективности системы управления. Для
этого руководством предприятий выполняются задачи по повышению профессионализма
работников, совершенствованию имеющейся материально-технической базы,
расширяется ассортимент предоставляемых услуг, внедряются средства
автоматизации.

Актуальность рассматриваемой темы заключается в
том, что все предприятия и организации в большей или меньшей степени
сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких
условиях, а также развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение
на рынке и принимать решения о проведении мероприятий по повышению
конкурентоспособности.

Проблемой исследования является необходимость повышение
конкурентоспособности отечественных компаний в сфере услуг, для успешной
конкурентной борьбы с предприятиями-конкурентами.

Объектом исследования является ООО
«Спецтранс-ЭКО».

Предметом исследования является выявление
возможностей повышения конкурентоспособности компании в сфере услуг ООО
«Спецтранс-ЭКО».

Целью выпускной квалификационной работы
является разработка мероприятий, направленных на повышение уровня
конкурентоспособности услуг ООО «Спецтранс-ЭКО».

В соответствии с целью исследования были поставлены и решены задачи:

1.    
Привести
теоретические аспекты изучения конкурентоспособности услуг.

2.Дать общую характеристику ООО «Спецтранс-ЭКО».

3. Провести анализ деятельности ООО «Спецтранс-ЭКО».

4. Оценить конкурентоспособность услуг ООО «Спецтранс-ЭКО».

5. Разработать основные рекомендации в сфере повышения
конкурентоспособности услуг ООО «Спецтранс ЭКО».

Теоретической базой исследования послужили российские и
иностранные издания, касающиеся исследований в области конкурентоспособности
услуг и экономики организаций. Наиболее полно данная тема освещается в работах
таких зарубежных ученых как И. Ансофф, Л.Т. Клифф, П.Ф. Друкер, Д.У. Эдвардс,
Д. Клиланд, Ж. Ламбен, и других. Также в полном объеме данная тема была
представлена в работах отечественных ученых, таких как Г.Л. Азоев, М.П.
Алексеев, В.А. Винокуров, О.С. Виханский, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов, В.В,
Гончаров, Б. Горохов, Ю.В. Гусев, Т.Г. Долгопятова, Н.Е. Егорова, Е.Р. Майн и
других.

Данная тема является
достаточно популярной среди ученых, исследующих стратегический менеджмент и
экономику организации.

При работе над выпускной квалификационной работой были изучены
коллективные труды и отдельные монографии зарубежных и российских ученых,
посвященные исследованиям в области конкурентоспособности услуг предприятия,
таких, как: Багиев Г.Л., Беляева С.В., Герасименко В.В., Дробышева, Л.А.,
Котлер Ф., Ламбен Ж.-Ж., Носова, М.С., Портер М., Рубин Ю.Б., Тарануха Ю.В. и
др.

Практическая значимость исследования: заключается в том, что
результаты исследования доведены до конкретных рекомендаций и могут быть
применены в деловой практике ООО «Спецтранс-ЭКО».

Методы исследования. Теоретической и методологической
основой исследования стали фундаментальные положения конкурентоспособности
услуг, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, монографии,
научные статьи отечественных и зарубежных ученых. В работе использованы как
общенаучные, так и специальные методы исследований.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка
литературы и приложений.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения конкурентоспособности
услуг

 

1.1 Сущность
конкурентоспособности услуг

 

Каждое предприятие должно конкурировать с другими компаниями
за интерес клиентов. Конкуренция между предприятиями является нормальным
явлением в рыночной экономике. Вот почему каждая компания стремится быть более
конкурентоспособной, что обычно означает предоставление более качественных
услуг, наиболее соответствующих потребностям клиента. В целом,
конкурентоспособность дает возможность получить преимущество и создать самую
процветающую компанию на рынке.

Понятие конкурентоспособности можно определить как
способность предприятия функционировать в данной отрасли в условиях свободной
рыночной экономики. Чем выше конкурентоспособность, тем надежнее положение
компании на рынке и ее функционирование меньше подвержено внешним воздействиям
и неблагоприятным экономическим условиям.

Предприятия являются основным звеном в реальном управлении.
Состояние, направление и темпы развития национальных экономик и уровень жизни
людей во многом, если быть еще точнее, то в основном зависят от поведения
компаний и государства. Всё это отчетливо видно в условиях актуального кризиса
в связи с пандемией коронавирусной инфекции 2020 года.

С другой стороны, конкуренция внутри компаний, между их
организационными единицами и отдельными рабочими местами людей, если она не
имеет рыночного характера, влияет на увеличение или уменьшение вероятности
конкуренции между предприятиями[1].

Майкл Портер видит конкурентоспособность немного иначе. Не
только как способность предприятий быть конкурентами, но и как способность
создавать условия, способствующие развитию данных отношений.

Портер выделил четыре взаимосвязанные системы конкурентного
преимущества. Это[2]:

        
факторные
условия (положение предприятия);

        
условия
спроса (спрос на внутреннем рынке на товары или услуги данной отрасли,

        
смежные
и поддерживающие отрасли;

        
стратегия
компании, их структура и конкуренция между ними (условия, определяемые
государством, определяют, как предприятия создаются, организуются и
управляются, а также определяют характер конкуренции по внутренней штукатурке).

Можно также выделить факторы, поддерживающие
конкурентоспособность. К ним относятся[3]:

        
человеческие
ресурсы (количество, квалификация, стоимость рабочей силы, трудовая этика),

        
физические
ресурсы (качество, сырье, положение, климат),

        
ресурсы
знаний (национальные коллекции знаний и технологий и наличие рынка для
продуктов и услуг, предлагаемых наукой, например, исследования, отчеты),

        
капитальные
ресурсы (количество ресурсов и стоимость доступного капитала),

        
инфраструктура
(виды и качество инфраструктуры и затраты на ее использование).

В классификации конкурентоспособности следующие критерии
используются в качестве характеристик субъектов, действующих в конкурентных
условиях: действия или эффекты, диапазон оценки, время оценки, место
возникновения, страницы рыночных отношений, время наблюдения и уровень
конкурентоспособности.

Результат конкурентоспособности определяется результатами
конкурса, такими как: доля рынка, доля продаж, финансовые результаты компаний
на фоне лидеров.

Ссылаясь на критерий разделения оценки
конкурентоспособности, следует указать два его направления — операционную и
системную конкурентоспособность.

Операционная конкурентоспособность – это специфические
технические навыки, которые важны с точки зрения функционирования на конкретном
рынке.

Системная конкурентоспособность, с другой стороны, касается
широкого контекста конкурентного поведения субъектов, рассматриваемых в
диапазоне оценки, который учитывает влияние явлений, происходящих на четырех
различных уровнях: мета, макро, мезо и микро.

Вместе эти явления создают систему детерминант
конкурентоспособности данного субъекта, подверженного их влиянию.

Уровень конкурентоспособности предприятия является очень
относительным критерием. Во-первых, это зависит от того, насколько другие
предприятия, включенные в анализ заинтересованными сторонами, могут оправдать
ожидания своих соответствующих групп; во-вторых, потому что это зависит от
того, какая группа заинтересованных сторон проводит оценку.

Процессы движения услуг в экономике, занимающие в ней все
более значимое место, в когнитивном плане не имеют достаточно обоснованных
методологических и терминологических инструментов. Это касается того факта, что
в современной экономической теории проблемы концепции услуг до сих пор
развивались лишь в фрагментарной форме и не представляют собой целостную,
научно подтвержденную теорию. В то же время ключевым понятием, толкование
которого обуславливает проблемную ситуацию, является взаимосвязь понятий
товаров и услуг.

Прежде чем, определить конкурентоспособность услуг,
необходимо привести сущность понятия «услуга».

Проще говоря, услуги — это дела, процессы и действия. Но
растущий интерес к сектору услуг сопровождался значительными разногласиями и
спорами относительно того, что представляет собой услуга. Чтобы прояснить
концепцию обслуживания как концепции, желательно взглянуть на то, как разные
исследователи и ученые определяли ее на протяжении многих лет.

Одной из первых, кто определил термин «услуга», была
Американская маркетинговая ассоциация, которая еще в 1960 году определила
услуги, как деятельность, выгоды или удовлетворение, которые предлагаются для
продажи или предоставляются в связи с продажей товаров.

Другое определение, которое было предложено в 1963 году Фостером,
предполагало, что услуги представляют собой либо нематериальные активы,
приносящие удовлетворение напрямую (транспорт, жилье), либо нематериальные
активы, приносящие удовлетворение совместно, когда они приобретаются либо с
помощью товаров, либо других услуг (кредит, доставка). Впервые услуги
рассматривались как чистые нематериальные активы, способные обеспечить
удовлетворение потребителя и продаваемые как материальные продукты[4].

Ворачек определил услугу как «рыночная сделка,
осуществляемая предприятием или предпринимателем, когда объектом рыночной
сделки является не передача права собственности на материальный товар»[5].

К. Лаврок предложил определение и определил услугу как
«Отдельно идентифицируемые нематериальные виды деятельности, которые
обеспечивают желаемое удовлетворение при продаже потребителям и / или
промышленным пользователям и которые не обязательно связаны с продажей продукта
или другой услуги»[6].

Котлер и Блум в 1984 году определили услугу как «любую
деятельность или выгоду, которую одна сторона может предложить другой, которая
является по существу нематериальной и не приводит к владению чем-либо. Его
производство может быть или не быть связано с физическим продуктом»[7].

Гренос определил услугу как «деятельность или серию действий
более или менее нематериального характера, которые обычно, но необязательно,
происходят во взаимодействиях между клиентом и сотрудниками службы и / или
физическими ресурсами, товарами и / или системами поставщика услуг, которые
предоставляются как решение проблем клиентов»[8].

Таким образом, на основании проведенного анализа, можно дать
собственное определение услуги, как деятельность или серию действий, а не вещи,
которые имеют некоторый элемент нематериальности, который включает в себя
некоторое взаимодействие между клиентом и поставщиком услуг и не приводит к
передаче права собственности. Заказчик играет жизненно важную роль в процессе
производства, поскольку услуги предоставляются в ответ на проблемы клиентов в
качестве решения.

Организации, работающие на рынке услуг, сталкиваются с
растущими барьерами на пути развития. Динамика процессов глобализации,
технический прогресс, новые требования, предъявляемые рынком, заставляют
стремиться к более эффективному использованию ресурсов компании и более
глубокому анализу среды, в которой она работает.

Конкурентоспособность услуги как экономическая категория
определяется как способность преуспеть в экономической конкуренции[9].

Конкурентоспособность услуги также связана с ценой услуги,
ее качеством, источниками продуктивности предприятия, издержками производства
или непосредственно с конкурентным преимуществом[10]. Ее также можно понимать,
как набор возможностей для конкуренции на рынке: когда компания обладает высокой
конкурентоспособностью, она может выжить и работать на рынке в долгосрочной
перспективе[11].
Конкурентоспособность означает возможности и способы конкуренции в рыночном
секторе в рамках рыночного механизма в краткосрочной и долгосрочной перспективе[12].

Учитывая суть оценки уровня конкурентоспособности услуги, то
есть, сравнивая фактические результаты, достигнутые с ожидаемыми
заинтересованными сторонами, можно выделить три типа конкурентоспособности:

— нормальная конкурентоспособность — когда результаты конкретных
взаимодействий совпадают с ожиданиями заинтересованных сторон, вовлеченных в
эти взаимодействия,

— конкурентоспособность ниже обычной — когда фактические
результаты не соответствуют ожиданиям,

— конкурентоспособность выше обычной — когда фактические результаты
выше ожидаемых [13].

Вообще говоря, конкурентоспособность может пониматься как
долгосрочная способность разрабатывать, производить и продавать услуги, цены,
качество и другие ценности, которые более привлекательны, чем соответствующие
характеристики услуг, предлагаемых отечественными и / или зарубежными
конкурентами. Приведенное выше определение является настолько общим, что его
можно применять как к отдельным услугам, продаваемым предприятием, так и к
промышленному сектору, ко всей национальной экономике и даже к группе стран. В
этом свете может быть полезно с теоретической и практической точек зрения
выделить следующие четыре понятия:

1. Микроконкурентность — относится к отдельным продуктам
(услугам) или их группам, связанным с преобладанием продуктов (услуг) одного
банковского предприятия над продуктами (услугами), предлагаемыми другим
банковским предприятием (банковские предприятия могут рассматриваться как
«учреждения комплексного обслуживания») ;



[1]
Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы/ Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. –
М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2016. – 121 с.

[2]
Фасхиев, Х. А. Конкурентный потенциал предприятия: оценка и управление/ X. А.
Фасхиев // Экономическое возрождение России. – 2016. – №2 (16). – С. 50–54.

[3]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы