Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Конкуренция и ее влияние на осуществление торговой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы конкуренции в торговле 6
1.1. Понятие конкуренции и ее роль в торговле 6
1.2. Методы конкурентной борьбы в торговле 11
1.3. Факторы конкурентных преимуществ торговых предприятий на современном рынке 16
Глава 2. Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности предприятия розничной торговли ИП Копылова 2
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ИП Копылова 23
2.2. Исследование конкурентной среды ИП Копылова 31
2.3. Анализ факторов конкурентных преимуществ, влияющих на торговую деятельность ИП Копылова 46
Глава 3. Совершенствование торговой деятельности предприятия розничной торговли ИП Копылова с учетом влияния конкуренции 53
3.1. Разработка мероприятий по укреплению конкурентных позиций ИП Копылова 53
3.2. Оценка эффективности разработанных мероприятий по укреплению конкурентных позиций ИП Копылова 64
Заключение 68
Список использованных источников 72
Приложение
Введение:
Конкуренция — это борьба экономических субъектов на рынке с целью завоевания большей рыночной доли, налаживания благоприятных условий реализации товаров, привлечения покупателей и максимального удовлетворения их потребностей. Конкуренция выполняет следующие функции: формирование справедливой рыночной цены товаров и услуг; сглаживание индивидуальных цен на товары и распределение дохода в зависимости от затраченного труда; регулирование перераспределения капитала между отраслями экономики.
Благодаря конкуренции происходит развитие определенных отраслей: производители улучшают качество своих товаров, торговые организации разрабатывают методики стимулирования реализации товаров, совершенствования торгового сервиса, чтобы привлечь максимальное количество покупателей. Потребители также оказывают положительное влияние на конкуренцию. Но при всех достоинствах этого процесса имеется ряд недостатков. Конкуренция заставляет слабые молодые фирмы уходить с рынка, а сильные, наоборот, только укрепляют свои позиции. Кроме того, есть нестабильность. Функции конкуренции в рыночной экономике призваны улучшить процесс, а недостатки устранить.
Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что выбранная тема является актуальной, поскольку проблема повышения конкурентных позиций торговых предприятий является наиболее значимой в рамках активно развивающегося рынка.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ конкурентных позиций торгового предприятия ИП Копылова Л.И на рынке и разработка мероприятий, направленных на их укрепление, для повышения результативности торговой деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты конкуренции в торговле, в т.ч. понятие и роль конкуренции в торговой деятельности, методы конкурентной борьбы, факторы конкурентных преимуществ торговых предприятий.
2. Провести анализ конкурентной среды и конкурентных преимуществ торгового предприятия ИП Копылова Л.И.
3. Разработать мероприятия, направленные на укрепление конкурентных позиций торгового предприятия ИП Копылова Л.И. и повышение результативности его торговой деятельности
Объектом исследования данной работы является торговое предприятие ИП Копылова Л.И.
Предметом исследования данной работы являются конкурентные позиции торгового предприятия в контексте их влияния на торговую деятельность.
Теоретическая значимость данной работы нашла отражение в трудах отечественных и зарубежных авторов на тему конкуренции в современных экономических условиях. Многие авторы, такие как Портер М., Тейлор А., Юданов А.Ю., Фатхутдинов Р.А. связывают причину существования разных подходов к исследованию с наличием содержательного различия между понятиями «конкуренция» и «соперничество». Под соперничеством понимают процесс реальной борьбы среди конкурентов, под конкуренцией — признак устройства рынка, который «не подразумевает психологической конкуренции, соревнования или соперничества»
По мнению Акишина В.А. при определении степени конкуренции на рынке конкурентный анализ представляет собой изучение и прогнозирование действий конкурентов, выявление их потенциальных возможностей, оценку конкурентоспособности конкурентов [16, с.34]. Аналогичное мнение присутствует в трудах Миронова М.Г.
Также многие исследователи акцентируют внимание на том, что конкурентный анализ представляет собой одно из направлений маркетинговых исследований, проводимых на предприятии (Фатхутдинов Р.А., Моисеева Н.К., Завьялов П.С. и др.) с целью получения необходимой информации. Азоев Г.Л. определяет конкурентный анализ как часть постоянно действующего процесса исследования рынка, направленного на изучение практики ведения конкурентной борьбы с целью обеспечения преимуществ над конкурентами
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты можно использовать непосредственно в работе торгового предприятия.
Структура работы включает в себя введение, три главы с параграфами, заключение, список использованных источников и приложение.
Заключение:
Конкуренция является многофункциональной категорией, обеспечивающей нормальное развитие, функционирование и саморегулирование рынка. Данное понятие характеризуется экономистами как борьба между компаниями. Конкуренция – это соперничество, борьба на рынке между хозяйствующими субъектами за наиболее эффективное использование определенных факторов.
Исследование проходило в торговой организации ИП Копылова Л.И.
ИП Копылова Любовь Ивановна – организация, которая специализируется на розничной торговле газетно-журнальной продукции, а также сопутствующими товарами, ведет свою деятельность с 2005 года, сотрудничает с ведущими издательскими домами, такие как: «Burda», «Bauer media», «АиФ», «Комсомольская правда» и «Юнилайн». Предприятие имеет 20 киосков, которые расположены как в центре города Чита, так и на окраине. Торговая сеть ИП Копыловой Л. И. предлагает широкий ассортимент газетно-журнальной продукции, а так же канцелярии, книг, настольные игры не больших размеров, карты и игрушки для детей. Метод продажи – торговля через прилавок. Оплата может быть наличной или безналичной. Структуру ассортимента ИП составляют такие товарные группы как газеты, журналы, сканворды, канцелярия и т.д.
Анализ экономических показателей выявил, что валовой доход за 2019 год составил 8770 тыс. руб. и уменьшился на 12% в сравнении с 2017 годом. На фоне этого, за те же три года закупочная стоимость проданных товаров уменьшилась на 12%, что отражает отрицательную динамику развития рынка печатных изданий. Чистая прибыль ИП снизилась на 37,01%. Расходы же при этом остались примерно на одном и тоже уровне.
Для исследуемого торгового предприятия основными конкурентами являются компании, реализующие газетно-журнальную продукцию преимущественно через киоски и фирменные магазины в г. Чите: «Роспечать» и «Вечорка».
Результаты сравнительного конкурентного анализа показали следующее. При торговле газетно-журнальной продукцией и сопутствующими товарами в киосках ИП Копылова Л.И., по сравнению с конкурентами, имеет место слабая маркетинговая деятельность, отсутствие развития онлайн-сервисов и использования инструментов интернет-маркетинга, что особенно актуально с создавшейся кризисной ситуации с карантином в связи с пандемией.
Основным стратегическим конкурентом ИП Копылова Л.И. являются торговые точки «Роспечать».
При анализе конкурентов выявлены следующие недостатки в товарной и ценовой политике ИП Копылова Л.И.: согласно мониторингу отзывов покупателей путем опросов, в киосках ИП Копылова Л.И. наблюдается низкий уровень сервиса, не всегда корректный торговый персонал; отсутствует систематическое проведение акций (скидок, специальных предложений); отсутствует официальный сайт; слабая маркетинговая деятельность.
Проведенный SWOT-анализ позволил сделать следующие выводы. Возможность выхода на новые рынки или сегменты рынка связана, прежде всего, с такой сильной стороной ИП Копылова Л.И., как хорошая репутация у покупателей, именно в качестве торговой точки в удобном месте с умеренными ценами. Возможность расширения товарного ассортимента связана с такими сильными сторонами как: наличие инновационных способностей и возможностей их реализации. Возможность перейти в группу с лучшей стратегией связана с такой сильной стороной, как защищенность от сильного конкурентного давления, качество товаров.
Устранить угрозу возрастающего конкурентного давления ИП Копылова Л.И. может только за счет наличия инновационных способностей и возможности их реализации, а также совершенствования маркетинговой деятельности с целью увеличения объемов сбыта, привлечения большего числа покупателей.
Таким образом, минимизировать негативные последствия возрастающего конкурентного давления, ИП Копылова Л.И. может, используя следующие преимущества: высокая компетентность руководителя; хорошая репутация у покупателей; подходящая технология продаж; преимущества в области издержек; развитие маркетинговой деятельности с помощью информационных технологий и возможностей их реализации.
Угроза возрастания силы торга у покупателей и поставщиков преодолевается ИП Копылова Л.И. с помощью таких сильных сторон, как: хорошая репутация у покупателей; наличие инновационных способностей и возможностей их реализации.
С целью повышения конкурентоспособности исследуемого торгового предприятия выбираем стратегию концентрированного роста и из нее берем первую стратегию – «обработки рынка». Компания ИП Копылова Л.И. является подходящей для применения стратегии усиления позиций на рынке, так как:
развивающийся многообещающий рынок;
хорошая репутация торговых точек;
умеренная конкуренция.
Рекомендованы следующие направления совершенствования торговой деятельности ИП Копылова Л.И. с целью укрепления конкурентных позиций:
1. Создание сайта с встроенным модулем интернет-магазина неновостной продукции: книг, журналов, сопутствующих товаров,
2. Оптимизация ценовой политики с помощью накопительных дисконтных карт,
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы конкуренции в торговле
1.1. Понятие конкуренции и ее роль в торговле
Понятие «конкуренция» произошло от латинского слова «concurrere», в переводе означающего «соперничать». Экономическая теория трактует это понятие несколькими определениями. Классическая трактовка определяет конкуренцию как соперничество для получения дохода. Также в экономической теории конкуренцией называется отношение хозяйствующих субъектов в сравнении итогов их деятельности .
Конкуренция является сложной, многозначной и многофункциональной категорией, обеспечивающей нормальное развитие, функционирование и саморегулирование рынка. Это понятие характеризуется экономистами как борьба между компаниями. Каждое торговое предприятие отстаивает собственный интерес: старается привлечь внимание покупателей к ассортименту своих товаров, реализовать больше товара и в результате получить больше прибыли.
Первое упоминание конкуренции появилось в работе А. Смита «Исследования природы и причины богатства народов» .
Новизна теории конкуренции, сформулированной Смитом, заключалась в том, что он впервые :
1) Дал современное определение понятию «конкуренция» — процесс борьбы между двумя предприятиями за возможность продавать свои товары и оказывать услуги. При этом данный процесс характеризовался изменением цен в зависимости от условий борьбы.
2) С теоретической точки зрения систематизировал ключевые механизмы конкуренции, которые характеризовались следующим: при снижении спроса на любую продукцию наибольший ущерб получали те компании, цены которых на продукцию были слишком дорогими или товар являлся некачественным.
3) Разработал главные условия для существования наиболее выгодной конкуренции. По мнению А. Смита рынок должен обладать большим количеством продавцов и покупателей, всесторонней информационной поддержкой, динамичными и гибкими ресурсами.
Однако экономическая теория знает и других авторов, рассматривающих вопрос конкуренции и конкурентоспособности с разных ракурсов.
Таким образом, можно выделить следующие определения конкуренции:
1. Желание наиболее эффективно удовлетворить критерии доступа к редким благам – П. Хейне .
2. Ситуация, когда на рынке существует много продавцов, но при этом они не зависят друг от друга – Ф. Найт .
3. Ситуация, когда на рынке существует много продавцов и покупателей, но при этом выход на рынок не осложнен — К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю .
4. Ситуация, в которой наблюдается активная борьба между устаревшими технологиями и новыми — Й. Шумпетер.
5. Процесс, который развивается наиболее активно и динамично, и в процессе которого создаются совершенно новые товары и появляются новые пути для их продвижения – М. Портер.
6. Активное соперничество между несколькими предприятиями за весьма ограниченный объем покупателей, которое происходит во всех областях рынка – А.Ю. Юданов .
7. Современная экономическая практика выделяет три ключевых подхода к сущности изучаемого термина :
1) Поведенческий подход, он же самый первый, используемый в рамках термина «конкуренция». Еще А. Смит проводил сравнение между конкуренцией и честным соперничеством за право использования редких благ, ставя два понятия на одну линию.
2) Структурный подход, в рамках которого конкуренция должна рассматривать в соответствие с типом рынка и условиями его развития.
3) Функциональный подход стал заключительным в теории конкуренции, но он рассматривал ее роль с точки зрения экономического развития.
Именно благодаря конкуренции развивается торговый процесс. В торговой сети становятся доступными новые функции, возможности торговли, ведь она – двигатель прогресса. Современного потребителя, «избалованного» всевозможными предложениями, становится все сложнее удивить. Чтобы торговому предприятию выделиться среди конкурентных торговых площадок, необходимы различные маркетинговые инструменты.
Таким образом, конкуренция стала основным термином, полностью отражающим суть рыночных отношений.
Конкуренция бывает совершенная и несовершенная.
Совершенная конкуренция — это первая разновидность экономической борьбы базируется на исполнении определенных предпосылок. Условия совершенной конкуренции :