Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Конфликты и виды конфликтов во взаимоотношения детей в ДОУ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1 Научно-(непонятно написала, уточню) …подходы к проблеме конфликтов детей старшего дошкольного возраста.
1.1 +
1.2 Специфика конфликтов в старшем дошкольном возрасте.
Глава 2 Эмпирическое исследование специфики конфликтов детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Выявление специфики и причин конфликтов в старшем дошкольном возрасте (описание методик результатов исследования).
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
2.3……Непонятно написала, уточню
Введение:
Актуальность темы. Перестройка современной системы педагогической деятельности в плане обеспечения разностороннего и гармоничного развития личности требует от воспитателя особого внимания к ребенку на переломных этапах его психического и социального развития, когда заметно обостряются противоречия этого процесса. Очень важно не допустить перерастания этих противоречий в конфликты, которые могут замедлять, а то и деформировать процесс становления личности ребенка.
Проблема формирования у ребенка с первых лет его жизни таких взаимоотношений с окружающими людьми, которые происходили бы по моральным принципам гуманизма — актуальная сегодня как в теории, так и на практике воспитания подрастающего поколения. В нашем обществе эти отношения характеризуются дружественным сотрудничеством, взаимностью, заботой людей друг о друге, взаимопомощью.
Современная педагогическая практика свидетельствует о том, что с конфликтными ситуациями среди детей сталкиваются даже воспитатели детских садов. Однако, большее количество научных работ посвящено изучению особенностей агрессивного поведения подростков, тогда как дети дошкольного возраста чаще всего считаются в норме послушными, а их агрессивные реакции и необходимость коррекции их конфликтного поведения, как правило, остаются вне поля зрения исследователей.
Недостаточная теоретическая исследованность особенностей, детерминации и способов психологической коррекции конфликтности детей, с одной стороны, и чрезвычайная актуальность проблемы конфликтных ситуаций среди современных дошкольников для психологической и педагогической практики, с другой стороны, обусловили выбор темы нашего исследования: «Специфика конфликтов детей старшего дошкольного возраста и пути их разрешения.
Разработанность темы. ВКР (Выпускная квалифицированная работа) подготовлена на основе изучения выявленной литературы, в которой отражена исследуемая тему.
Значительный вклад в изучение особенностей воспитания и развития дошкольника сделали авторы А.В. Руссова, А.М. Бардиан, Л.И. Божович, З.Н. Борисова. Р.И. Жуковская подчеркивает в своих работах важность различного вида игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Также существует ряд ученых, которые большое внимание уделяют особенностям конфликтов в дошкольном возрасте — это А.И. Баркан, А.М. Богуш, О.Б. Бовть, С.В. Петерина, разрабатывающие подходы к изучению особенностей становления взаимоотношений в дошкольном возрасте, методы и исследуют их применение на практике.
Объект исследования – конфликты детей в ДОО.
Предмет исследования — личностные и социально-психологические предпосылки возникновения конфликтных ситуаций среди детей старшего дошкольного возраста, пути их предупреждения и разрешения.
Цель исследования заключается в выяснении понятия о конфликте, факторов, влияющих на возникновение конфликтных ситуаций у детей, и определении путей коррекции поведения дошкольников, для эффективного преодоления конфликтности.
В соответствии с поставленной целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу.
2. Выявить причины конфликта.
3. Проанализировать результаты педагогического эксперимента.
4. Разработать методические результаты.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что непродуктивных стратегий в разрешении конфликтов в детских коллективах будет меньше, если обучить детей навыкам позитивного разрешения конфликтов.
Методы исследования. Для решения поставленных задач применялись общенаучные методы теоретического и эмпирического исследования, которые взаимодополняли друг друга и обеспечивали возможность комплексного познания предмета исследования. Теоретические методы (анализ психологической и педагогической литературы, сопоставление и обобщение фактов) применялись на подготовительном этапе; эмпирические (наблюдение, беседы, тестирование детей и проективные методы были определяющими на экспериментальном этапе, статистические методы обработки результатов исследования реализовались в процессе обработки и проверки полученных данных).
Исследование проводилось на базе ДОО №__ г. Москвы. Основную экспериментальную группу составили 8 дошкольников.
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении психологических знаний о детерминации конфликтных ситуаций среди детей; выяснении основных факторов, влияющих на динамику конфликтности детей; определении принципиальных подходов и обосновании способов и методов психологической коррекции конфликтного поведения детей дошкольного возраста; определении направлений работы по профилактике конфликтных проявлений в поведении дошкольников.
Практическое значение работы обеспечивается разработкой психодиагностического комплекса для выявления психологических особенностей дошкольников, склонных к конфликтным проявлениям в общении; разработкой практических рекомендаций по профилактике и коррекции конфликтных ситуаций и конфликтных склонностей в поведении детей.
Материалы исследования могут быть использованы при написании научных и поисковых работ по данной проблематике, в процессе подготовки лекций по возрастной психологии и педагогике. Они составляют основу для дальнейших психолого-педагогических исследований.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, насчитывающего __ наименования и приложений.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Конфликты детей в ДОО
1.1 Понятие конфликта и методы разрешения конфликтов в ДОО
Конфликт, это слово давно и прочно вошло в повседневный словарь современного человека. Однако, конфликты — это не только явление современности, если мы обратимся к истории, то увидим, что, появившись с первыми человеческими сообществами конфликты представляли собой повседневное явление и длительное время не были объектом научного исследования. В то же время отдельные сведения о конфликтах есть в древних источниках, дошедших до нас. С изменением условий жизни людей видоизменялись и конфликты.
Первые концепции конфликта появились на рубеже 19-20 веков, сегодня проблема конфликтов вызывает огромный интерес, ее значимость и актуальность в общественной жизни и сознания людей значительно возросла. С ростом интереса к конфликтам и их регулирования во второй половине 20 века выделилась специальная область знания конфликтология.
В современной науке конфликты рассматриваются как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений. Необходимой составляющей успешного процесса межличностного взаимодействия является улучшение эмоционального климата, поэтому проблема эффективного разрешения конфликтов весьма актуальна [24, с.63].
Практика работы с конфликтами рассматривается с таких позиций:
• конфликт — это нормально, это распространенная черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, и поэтому выступает как природный фрагмент человеческой жизни;
• его не надо воспринимать как однозначно деструктивное явление, приводит к разрушениям. Это один из главных процессов играют конструктивную роль в сохранении жизнеспособности и устойчивости социального целого;
• конфликт содержит в себе положительные потенциальные возможности и продуктивная конфронтация происходит вследствие того, что конфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию;
• конфликт может быть управляемым, с ним можно работать, уменьшая его деструктивные последствия и усиливая конструктивные возможности.
Существуют различные определения понятия конфликт, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий. Если мы обратимся к психологическому словаре под общей редакцией А. В. Петровского, то мы найдем такое определение конфликта: «конфликт — столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме» [17, с.201].
Выделяют различные типологии конфликтов:
1. внутриличностные, межличностные, социальные, ценностей, личностных потенциалов, ресурсов, интересов, средств достижения целей и норм.
2. социально-политические, межнациональные, организационно-управленческие, производственные, семейные, супружеские и другие.
В современном образовании акцент делается на гуманистической направленности педагогического процесса. Это требует особого отношения к ребенку, не субъекту образования, а субъекту общения и требует развития самостоятельности, самоорганизации, умения вступать в диалог с другим человеком.
Проявления конфликта очень характерны для дошкольников, но они ситуативные и могут постепенно исчезать. Однако в менее благоприятных условиях отсутствие тематической психологической помощи может стать постоянным личным подразделением. Поэтому психолог должен помочь детям справиться с трудностями общения со сверстниками и взрослыми, учитывая благоприятную среду обитания.
Неразвитое поведение сторон в конфликтной ситуации приводит к расширению деловых конфликтов до эмоциональных, что приводит к негативным последствиям, таким как усиление эмоциональной напряженности, усиление тревоги. Неопределенный и неразрешенный конфликт отрицательно влияет на человеческую, социально-психологическую атмосферу детской команды. Недостаточное внимание к проблеме конфликта в саду значительно улучшает конфликтный характер учебной среды, которая формирует основу для конфликтной тенденции человека и препятствует процессу самореализации человека.
Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что понятие конфликта интерпретируется довольно широко, что приводит к философскому пониманию противоречия [25, с.65].
Зачастую в психологии понятие «конфликт» определяется как столкновение противоположных, взаимоисключающих тенденций одного эпизода в сознании, межличностных взаимодействий или отношений между людьми или группами людей, связанных с негативными эмоциональными переживаниями.
Существует четыре типа конфликтов:
1. Внутренне-личностный, который, как правило, является результатом амбициозных устремлений (О. Г. Асмолов, А. И. Захаров, Г. С. Инюшин, О. М. Леонтьев, Михеев, В. Мясищев, В. В. Столин, К. В. Шорохов, А. Адлер, К. Левин, З. От К. Хорни, К. Юнга и др.).
2. Межличностный, возникающий как конфронтация с потребностями, мотивами, целями, ценностями или обстоятельствами (О.Г. Ковалев, М.М. Рыбаков, Е.О. Шумил и др.).
3. Личностн-групповой конфликт, возникающий из-за несоответствия индивидуального поведения и групповых стандартов, и ожиданий (А.В. Петровский, А.А. Рояк, К.В. Шорохов и др.).
4. Межгрупповой конфликт, возникающий в результате подавления стереотипов поведения, норм, целей, ценностей различных групп (конфликты организаций, транснациональные и др.).
В современной классификации конфликтов необходимо уделять внимание так называемому производительному конфликту, который положительно влияет на динамику и эффективность социально-психологических процессов и служит источником саморазвития и самоусовершенствования личности (В. И. Андреев, В. В. Столин, М. Доич, Л. Козер и др.).
Психологи видят причину внутриличностных (психологических) конфликтов в структуре сознания и действия человека: конфликты личного значения (О.Г. Асмолов, О.М. Леонтьев, В.В. Столин); конфликт ценностей (И.С. Кон, В.С. Магун, И.Н. Михеева, В.А. Ядов); «Ролевый» конфликт (В. Г. Ольшанский, В. Л. Леви, А. Е. Личко, А. В. Петровский) [34, с.19].
Несколько факторов (А. Франч, Ф. Лайн, Т. Харрис, Э. Эриксон) считают, что наиболее важной вещью в создании конфликта являются особенности переживания детской стадии созревания «Я». Содержание внутренних конфликтов напрямую определяется способностью ребенка понимать свои фундаментальные психологические потребности в нужное время для личностного развития — в любви, доверии, независимости, предпринимательском духе и признании. Громова рассматривает внутренний конфликт как один из факторов, приводящих к неврозам и разделяющих конфликты интересов, потребностей, возможностей и тренингов [11, с. 54].
В работах И.В. Дубровной, А.В. Захарова, О.И. Зотовой, В.Г. Кондрашенко, А.М. Прихожане, Т.О. Снегирова, И.А. Фурманова, С.М. Хорюжого, Т.И. Юферов и др. рассмотрены проблемы коррекции конфликтного поведения. Однако программы ремонта и ремонта, разработанные в современных психологических практиках, имеют тенденцию устранять определенные трудности в природе и поведении детей. Важно не только решить возникшие трудности, но и создать условия, при которых возникновение таких затруднений будет предотвращено, то есть реализуется принцип «зоны непосредственного развития» [15, с. 44-44].
Конфликт — это противостояние противоположных сторон, мыслей, сил. серьезное противоречие, крутая полемика. [14, с.96] Конфликт — это противоречие, которое человек осмысленно держит в терминах своей психологической проблемы, что требует ее решения и побуждает к действиям по ее преодолению [10, с.359].
Конфликты являются непроизвольными (спонтанными) и хроническими (намеренно спровоцированными). Во втором случае они влияют на успеваемость, если это касается учащихся, что приводит к ухудшению качества обучения. Поэтому, анализируя причины и источники конфликта, нужно искать виновника, цель провокации и мотивы.
Есть два вида конфликтов:
— вертикальный — между взрослыми и детьми в определенной команде;
— горизонтальный — между детьми, членами команды.
Выделяют следующие источники конфликтов: противоречия, возникающие в результате общения, внутренние противоречия, выраженные в негативных отношениях, и противоречивая личность.
Личность конфликтов — это человек с высшим высокомерием, выражающий постоянную тревогу, неудовлетворенность, обвинения и необоснованное преследование другого человека или коллектива.
Причинами конфликта (помимо различий между личностью и прагматическими интересами) являются также психологические и семантические препятствия (несовместимость характеров, проявления претензий, запросов, отклонения от порядков), которые создают барьеры для понимания и взаимодействия с партнерами по общению.
Причины личного конфликта: страх перед собственной безопасностью, недостаточное общественное признание, обида; зависть или месть, чрезмерная самооценка. Внутреннее напряжение требует разрядки. Личный конфликт является односторонним и легко исчерпывается, если лицо, которому предъявлено обвинение или агрессия, не отвечает тем же. Но такой конфликт может втянуть других людей в свою орбиту и расти как снежный ком. Это разрушает комфорт общения.
Основным источником конфликта является оскорбление: несоответствие между самооценкой и оценкой окружающих. Не нужно забывать, что:
— подчеркивая свои достоинства, гордость всегда раздражает других;
— причина чрезмерной уязвимости может быть переоценена. В этом случае более логично не обвинять окружающих в черствости и безжалостности, но снижать собственный уровень притязаний;
— не допускается вместо предложений в конкретной ситуации, или второй ошибки давать общую негативную оценку его личности;
— у каждого есть свои уязвимые места, которые нельзя критиковать;
— каждому нужна правильная оценка своей деятельности, включая похвалу, если они действительно заслужены. Хвалите человека, чье мнение более ценно (например, воспитаель) — огромная радость и важный живой стимул, но преувеличенный поток похвалы создает чувство дискомфорта [1, с.213].
1. Не всегда выгодно прерывать развитие конфликта, когда конфликтная ситуация сохраняется, а взаимодействие противников прерывается только на некоторое время. Это происходит, когда способность манипулировать объектом ограничена всеми противниками. Такой конфликт нельзя рассматривать как решение, потому что он может возникнуть в любой момент с новой силой.
Таким образом, конфликт — это ситуация, в которой конфликтующие по-разному оценивают события, которые не желают выслушивать собеседника, идти на компромисс. Отсюда следует, что конфликт является разрушительной и конструктивной силой для каждой группы. И мы знаем, что человек — это коллективное существо, поэтому конфликт в отношениях неизбежен. Помимо непосредственной причины межличностных различий, конфликтная ситуация характеризуется рядом значимых параметров, определяющих ее развитие.