Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Дефектология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Комплексный подход к профилактике синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ) У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с синдромом ДВГ 6
1.2. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в современной научной литературе 15
1.3. Направления профилактики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) 24
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ) У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 34
2.1. Структура и содержание экспериментального этапа исследования 34
2.2. Обработка и анализ констатирующего этапа 35
2.3. Методические рекомендации по профилактике синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 41
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………55

  

Введение:

 

По данным Центра здоровья детей Российской Академии медицинских наук до 85% детей в России рождаются с недостатками или отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим, при поступлении в детский сад, среди детей от 25 до 45% воспитанников нуждаются в особой психолого-педагогической поддержке и коррекционных траекториях развития. В полной мере это касается детей, имеющих задержку психического развития и синдром дефицита внимания с гиперактивностью, т.к. отсутствие необходимой поддержки и индивидуализированного подхода может привести к их дезадаптации, что негативно скажется на прогрессировании индивидуальных особенностей здоровья и развития.
Актуальность исследования дефицита внимания и гиперактивного поведения в дошкольном возрасте у детей с задержкой психического развития обусловлена рядом факторов. Во-первых, гиперактивное поведение и дефицит внимания выступают одной из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте. Во-вторых, дети с гиперактивностью и дефицитом внимания при поступлении в школу, в большинстве случаев, испытывают трудности с усвоением учебного материала. В-третьих, дети с гиперактивностью и дефицитом внимания составляют группу риска по формированию девиантного поведения. Вместе с тем, обращает на себя внимание и тот факт, что изучению гиперактивности и дефицита внимания уделяется основное внимание только при развитии школьной дезадаптации и формировании стойкой неуспеваемости, когда производить коррекцию становится сложно и трудоемко, а сама эффективность коррекционных мер значительно падает.
Изучение детей с задержкой психического развития с гиперактивностью и дефицитом внимания, развитие их дефицитарных функций имеет важное значение для психолого-педагогической практики именно в дошкольном возрасте. Ранняя диагностика, профилактика и коррекция должны быть ориентированы именно на дошкольный возраст, когда компенсаторные возможности мозга велики, и есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений.
Степень разработанности проблемы. В России наиболее интенсивные исследования гиперактивного поведения и дефицита внимания производились И.П. Брязгуновым, Н.Н. Заваденко, Е.В. Касатиковой, В.Р. Кучмой, Е.К. Лютовой-Робертс, Г.Б. Мониной, А.Г. Платоновой, А.Л. Сиротюк, Л.С. Чутко и пр.
Исследования особенностей развития дошкольников с задержкой психического развития проводили такие ученые как К.С. Лебединская, И.И. Мамайчук, М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Г.Е. Сухарева, Р.Д. Тригер, Т.Б. Филичева и др.
В последнее время появилось большое количество публикаций, связанных с рассмотрением аспектов воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Постоянный рост числа таких детей, которые, помимо задержки в психическом развитии, характеризуются наличием двигательной расторможенности, импульсивности и дефицита внимания является актуальной проблемой, затрагивающей все расширяющиеся социальные круги общества.
Цель исследования: изучить комплексный подход к профилактике синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
2. Описать направления профилактики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
3. Эмпирически выявить особенности внимания у детей с задержкой психического развития и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
4. Разработать методические рекомендации по профилактике синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: профилактика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: формы, методы и приемы профилактики синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования: теоретические методы: анализ литературы, синтез, обобщение, сравнение; эмпирические методы: тестирование, качественный и количественный анализ данных.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Злагода» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (МБОУ СКОШ «Злагода» г. Симферополь»). В исследовании приняли участие 28 воспитанников, посещающих подготовительный нулевой класс.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современные требования к развитию личности ребенка и его способностей растут в связи с информатизацией общества и с увеличивающимся темпом жизни. Необходимость быстрого усвоения большого объема информации и необходимость работы с сохранением высокой степени сосредоточения при этом обуславливают потребность в развитой внимательности.
Проблема развития внимания детей в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, физиологи, педагоги изучают и обосновывают критерии сформированности внимания и спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать развивать внимание детей. На практике часто именно недостатком внимания объясняют низкую учебную успеваемость и отставание детей от школьной программы. Во время учебных занятий педагоги чаще всего призывают воспитанников именно к внимательности. Вместе с тем, не каждый педагог способен ясно ответить на вопрос, что именно должен делать ребенок, чтобы быть внимательным и как именно необходимо развивать внимание. Сложность объяснения понятия внимания лежит в особом содержании внимания как психического процесса.
Высокую концентрацию и произвольность внимания к началу школьного обучения тяжело достичь даже детям, развивающимся в соответствии с нормативными показателями. Детям с задержкой психического развития сформировать необходимый уровень внимания гораздо сложнее в виду их дефекта. В связи с этим, начиная со старшего дошкольного возраста, целесообразно обеспечивать комплексный подход к профилактике синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы нам удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило изучить комплексный подход к профилактике синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
– были охарактеризованы психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью;
– были описаны направления профилактики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью;
– были эмпирически выявлены особенности внимания у детей с задержкой психического развития и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью;
– были сформулированы методические рекомендации по профилактике синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Таким образом, цель работы была достигнута, а задачи реализованы в полном объеме.
В заключение отметим, что выполненная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью; обобщении направлений профилактики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью; разработке методических рекомендаций по профилактике синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц: педагогами и дефектологам, работающими в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях; психологам и родителям, воспитывающим детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ) У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ

1.1. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с синдромом ДВГ
Задержка психического развития – системный дефект, затрагивающий всю психическую сферу ребенка, что обуславливает необходимость построения процесса обучения и воспитания с позиций системного подхода: формирование полноценного базиса для становления высших психических функций и обеспечение специальных психолого-педагогических условий, необходимых для их формирования. Для оказания адекватной и эффективной коррекционной помощи требуется проникновение в структуру дефекта, глубокое изучение задержки психического развития [46].
Комплексное изучение задержки психического развития как аномалии детского развития началось в отечественной науке в 1960-е гг. Сам термин «задержка психического развития» был предложен в 1959 г. детским психиатром профессором Г.Е. Сухаревой [46].
Развернувшееся в 1960-х – 1970-х гг. в отечественной психологии специальное комплексное изучение детей с ЗПР базировалось на идеях Л.С. Выготского, в основе которых лежала комплексная оценка качественных новообразований каждого возрастного периода. Это положение, во многом, определило траекторию научных исследований отечественных психологов [9].
Современные исследования, направленные на клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР, подтверждают клиническую неоднородность детей этой категории, дают их подробную клиническую характеристику и позволяют выделить различные формы: психический и психофизический инфантилизм, рано возникшие астенические и церебрастенические состояния. Целью клинических исследований является изучение причин и клинико-нейрофизических механизмов отклонений в развитии, обусловленной ими психопатологической симптоматики, а также выделение клинических вариаций задержки психического развития.
В начале ХХI века специальная психология и педагогика располагают рядом исследований, посвященных изучению проблемы задержки психического развития:
– В.И. Лубовский, Е.С. Слепович провели исследование своеобразия речевого развития детей с задержкой психического развития [29, 45];
– И.А. Коробейников и Р.Д. Тригер рассматривали в своих трудах специфику социализации детей с задержкой психического развития [25, 47];
– вопросы ранней диагностики и коррекции задержки психического развития интересовали Н.Ю. Борякову [4];
– М.Н. Ильина разрабатывали проблемы оказания психологической помощи детям помощи с задержкой психического развития [22];
– Т.А. Власова и М.С. Певзнер, К.С. Лебединская и В.В. Ковалев предложили наиболее используемые в практике классификации задержки психического развития [7, 28, 24].
Дефектологическая наука доказала неразрывную взаимосвязь между органическим дефектом и нарушением общения с окружающими. В этой связи нормализация общения играет важную роль в коррекции общего психического развития детей с отклонениями. У детей с ЗПР в значительной степени ослаблены социальные возможности личности: они проявляют низкую потребность в общении в сочетании с дезадаптивными формами взаимодействия – отчуждение, избегание, конфликт. Социализация является самой трудной педагогической проблемой в работе с этими детьми, однако ее успешное решение способствует успехам в обучении.
Наиболее часто употребляемыми классификациями в отечественной логопедической науке являются:
– классификация Т.А. Власовой и М.С. Певзнер [7];
– классификация К.С. Лебединской [28];
– классификация В.В. Ковалева [24].
Согласно Т.А. Власовой и М.С. Певзнер, общую группу детей с задержкой психического развития можно разделить на два вида:
– неосложненный психофизический и психический инфантилизм (дети с неосложненным психофизиологическим и психическим инфантилизмом характеризуются незрелостью личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности);
– «вторичная» задержка психического развития, вызванная стойкой церебрастенией (повышенной истощаемостью психических функций) различного происхождения, возникшей на ранних этапах онтогенеза, в связи с чем нарушается, в первую очередь, познавательная деятельность и работоспособность [7].
К.С. Лебединская, используя классификацию задержки психического развития, предложенную Т.А. Власовой и М.С. Певзнер, предложила классификацию по этиопатогенетическому принципу:
– задержка психического развития конституционального происхождения (соответствует неосложненному психическому и психофизическому инфантилизму по классификации Т.А. Власовой и М.С. Певзнер);
– задержка психического развития соматогенного происхождения;
Дети с задержкой психического развития соматогенного происхождения не имеют наследственной предрасположенности к нарушениям развития. Задержка развития выступает у этих детей следствием перенесенных в раннем детстве заболеваний, оказавших влияние на развитие мозговых функций (например, хронические инфекции, аллергия, дистрофия, стойкая астения, дизентерия и пр.). Длительные и тяжело протекающие заболевания приводят к резкому снижению психического тонуса ребенка. Несмотря на то, что первично интеллект таких детей не нарушен, в силу истощаемости и рассеянности эти дети оказываются непродуктивны в процессе обучения. Поэтому можно сказать, что к формированию задержки психического развития соматогенного происхождения приводит сочетание не резко выраженной мозговой дисфункции и сниженного психического тонуса [28].
– задержка психического развития психогенного происхождения;
Дети с задержкой психического развития психогенного происхождения обладают нормальным физическим и соматическим здоровьем, но характеризуются мозговой дисфункцией. Мозговая дисфункция у детей данной категории обусловлена социально-психологическими причинами – неблагоприятными условиями воспитания. В группу риска по формированию задержки психического развития психогенного происхождения попадают дети из Домов ребенка и дети из неблагополучных семей. Эмоциональная депривация и однообразие социальной среды и контактов в сочетании со слабой индивидуальной интеллектуальной стимуляцией ведут к замедлению темпов психического развития ребенка, что в итоге приводит к снижению интеллектуальной мотивации, поверхностности эмоций, несамостоятельности поведения, инфантильности установок и отношений [28].
– задержка психического развития церебрально-органического происхождения.
Данный вид задержки психического развития распространен в наибольшей степени.
Нарушение темпа развития интеллекта и личности у детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения обусловлено более грубым и стойким локальным нарушением созревания мозговых структур.
Причинами разнообразных отклонений в развитии мозга выступают патологии беременности.
У детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения имеют место явления церебральной астении, которая выражается через повышенную утомляемость, непереносимость духоты, жары, езды на транспорте, снижение работоспособности, слабую концентрацию внимания, снижение памяти. Познавательная деятельность у детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения значительно снижена. Мыслительные операции несовершенны и по показателям продуктивности приближаются к детям с умственной отсталостью.
Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетается у детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения с незрелостью эмоционально-волевой сферы, проявления которой более глубокие и грубые, чем у детей с описанными выше видами задержки психического развития. Психическая незрелость выражается через примитивность, поверхностность эмоциональных реакций, слабое понимание взаимоотношений, сниженную мотивацию достижения, некритичность, несамостоятельность, внушаемость, пресыщаемость. Дети с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения долго усваивают правила взаимоотношений, не умеют соотносить свои эмоциональные реакции с конкретной ситуацией, нечувствительны к собственным промахам. Ведущий мотив – игра, что ведет к постоянному внутреннему конфликту между «хочу» и «надо» [28].
Необходимо также отдельно остановиться на классификации задержки психического развития, предложенной В.В. Ковалевым [24]. Он выделяет четыре варианта задержки психического развития, обусловленных влиянием биологических факторов:
– дизонтогенетический вариант задержки психического развития (при психическом инфантилизме);
– энцефалопатический вариант задержки психического развития (при негрубых органических поражениях центральной нервной системы);
– задержка психического развития вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях зрения, слуха);
– задержка психического развития, связанная с ранней социальной депривацией (например, при госпитализме) [24].
Психофизиологические особенности детей с задержкой психического развития оказывают существенное влияние на картину дефекта. Ведущей психофизиологической особенностью детей с задержкой психического развития выступает незрелость функционального состояния центральной нервной системы, которая выражена через:
– слабость процессов торможения и возбуждения;
– трудности в формировании сложных условных связей;
– отставание в образовании связей между анализаторами [24].
Замедленный темп взаимодействия функциональных систем, свойственный детям с задержкой психического развития, приводит к нарушению работоспособности, высокой утомляемости и нервно-психической слабости.
Рассматривая физические и моторные особенности детей с задержкой психического развития, необходимо обратить внимание на высокую импульсивность и низкую продуктивность поведения данной категории детей. Для детей с задержкой психического развития свойственно отсутствие ориентировочного этапа действия, поэтому нередко у них отмечаются нарушения в программе деятельности, как в виде ее повторения, так и по пути упрощения.
Речь у детей с задержкой психического развития носит специфический характер и отличается следующими особенностями:
– речевые навыки возникают с заметной задержкой (например, произнесение отдельных слов происходит только в 2-2,5 года, а фразовая речь появляется в 3-3,5 года);
– активный словарь детей беден, объем понятий недостаточен, нередко представления о содержании тех или иных понятий ошибочно;
– формирование эмпирических грамматических обобщений затруднено;
– есть существенные трудности в понимании логико-грамматических конструкций, основанных на пространственных отношениях;
– монологическая речь недостаточна, что обусловлено несформированностью программирования и грамматического структурирования речевого высказывания;
– имеет место тенденция к задержке понимания обращенной к ним речи [9].
По данным исследований специальной психологии одной из специфических особенностей детей с ЗПР является низкий уровень развития внимания.
Психофизиологические особенности детей с ЗПР оказывают существенное влияние на картину дефекта внимания. Ведущей психофизиологической особенностью детей с ЗПР выступает незрелость функционального состояния центральной нервной системы, которая выражена через:
– слабость процессов торможения и возбуждения;
– трудности в формировании сложных условных связей;
– отставание в образовании связей между анализаторами [37].
Большинство высших психических функций имеет сложное комплексное строение и базируется на взаимодействии нескольких функциональных систем. Формирование такого взаимодействия у детей с ЗПР не только замедленно, но и в значительной мере изменено, происходит иначе, чем в норме. Все дети с ЗПР отличаются нарушениями работоспособности и внимания.
Снижение устойчивости внимания у детей с ЗПР может носить разный характер:
– максимальное напряжение внимания в начале деятельности и последующее очень быстрое его снижение;
– наступление сосредоточения внимания после некоторого периода работы;
– периодические смены напряжения внимания и спада на протяжении всего времени работы.
Основными причинами нарушенного внимания у детей с ЗПР выступают:
– астенические явления, свойственные детям с ЗПР;
– несформированность механизма произвольности у детей с ЗПР;
– несформированность мотивации у детей с ЗПР, которая выражается в возникновении концентрации внимания лишь при вызвавших интерес стимулах [37].
Е.Ю. Обухова отмечает следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения:
– низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности,
– быстрая отвлекаемость [36].
В исследовании Е.А. Шустова ярко проявились следующие особенности внимания у детей с ЗПР:
– в процессе выполнения всего экспериментального задания наблюдались случаи колебаний внимания, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость и утомляемость;
– низкий уровень устойчивости внимания;
– дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью;
– узкий объем внимания [49].
Таким образом, особенности внимания детей с задержкой психического развития можно свести к следующему:
– рассеянность внимания (у детей с ЗПР выражается через нарушение способности к длительному сохранению направленности внимания, низкую сосредоточенность, рост непроизвольного внимания в ущерб направляемому);
– повышенная истощаемость произвольного внимания (у детей с ЗПР выражается через снижение продуктивности деятельности, невозможность углубленности и поглощенности деятельностью);
– сужение объема внимания (у детей с ЗПР выражается через патологическое сосредоточение внимание, обусловленное слабостью его распределения; при этом объем внимания становится ограниченным, имеет выраженную ситуационную или индивидуально-личностную значимость);
– чрезвычайное ограничение объема внимания (у детей с ЗПР выражается как восприятие недостаточного количества информации, что приводит к фрагментарности восприятия и искажению результата деятельности);
– недостаточная способность концентрации внимания (у детей с ЗПР выражается через неспособность длительное время удерживать внимание на том или ином объекте или деятельности, неизбежно и достаточно быстро возникает ослабление внимания и происходит отвлечение);
– «неселективное» внимание (у детей с ЗПР выражается в неумении сосредоточиться на существенных признаках воспринимаемых объектов; препятствует концентрации на одном объекте без отвлечения);
– частая переключаемость внимания (у детей с ЗПР выражается через спонтанную реакцию на разные внешние раздражители, которые препятствуют сосредоточению внимания, его длительному произвольному контролю);
– инертность внимания (у детей с ЗПР выражается через снижение способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой) [33].
Можно выделить три основных типа нарушения внимания у детей с ЗПР:
Первый тип проявляется через рассеянность. Внимание детей с ЗПР, относящихся в данной категории, «порхающее», отличается легкой непроизвольной переключаемостью слабо концентрированного внимания.
Второй тип проявляется через трудности переключения внимания. Внимание детей с ЗПР, относящихся в данной категории, сосредоточено на чем-то конкретном и не переключается произвольно.
Третий тип проявляется через слабую концентрацию внимания и еще более слабую его переключаемость. Дефицит развития внимания детей с ЗПР, относящихся в данной категории, обусловлен постоянным или временным снижением силы и подвижности нервных процессов [23].
Указанные особенности нарушения произвольного внимания у детей с ЗПР препятствуют реализации мыслительной деятельности, не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы