Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему «Комплексный контроль динамики физического воспитания учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ 6
1.1. Психофизиологические особенности детей среднего школьного возраста 6
1.2. Характеристика физических качеств и методов их развития 12
1.3. Педагогические условия контроля эффективности занятий по физическому воспитанию у учащихся 5, 6 классов 15
Заключение по главе 1 25
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 32
Заключение по главе 2 33
ГЛАВА 3. ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 35
3.1. Оценка исходных показателей физической подготовленности у учащихся 5 класса 35
3.2. Оценка эффективности физического воспитания у учащихся 5 класса 37
Заключение по главе 3 49
ВЫВОДЫ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Введение:
Актуальность темы. Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников [12, 19, 24].
По мнению Разницина А. В. [48], Ямалетдиновой Г. А. [60], состояние здоровья школьников среднего звена является важной проблемой современной педагогики [7]. Это предопределяет необходимость решения важной государственной задачи в области образовательной школы обеспечение формирования здоровой личности, что определяет общий уровень экономического и социального статуса страны.
Масштабность данной проблемы подтверждается результатами научных исследований Белякова Р. Н., Боник Г. А., Мотевич И. А. [6]; Бурлыкова В.Д., Манджиева Б.М. [12] согласно которым в школах неуклонно увеличивается количество школьников специальных медицинских групп, что является весомым свидетельством тенденции к ухудшению здоровья носителей интеллектуального потенциала страны и состояния социальной политики государства.
Проблему улучшения здоровья молодежи невозможно рассматривать вне контекста физического воспитания, которое занимает должное место в педагогике и которое как функция общей педагогики является, по сути, технологией обеспечения здоровья.
Реалии практики показывают, что в физическом воспитании учащихся средних классов есть существенные резервные возможности за счет повышения информативности педагогического контроля в подборе и применении адекватных средств и режимов учебно-тренировочных воздействий.
За последние годы значительно возросло количество детей, страдающих различными нарушениями, а также обладающих низкими показателями физической подготовленности, что требует целенаправленной разработки технологии физического воспитания для таких детей, а также эффективных методов контроля их физической подготовленности.
Таким образом, созданы предпосылки и существует объективная необходимость осуществления адекватного контроля эффективности физического воспитания у учащихся 5, 6 классов общеобразовательной школы. В этом просматривается актуальность настоящего исследования.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс по дисциплине «Физическая культура».
Предмет исследования – оптимизация средств и методов физической подготовки детей среднего школьного возраста в процессе физического воспитания.
Цель исследования – оценить динамику физического воспитания у детей среднего школьного возраста общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Изучить психофизиологические особенностей и физическую подготовленность детей среднего школьного возраста.
2. Оценить уровень физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста.
3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность комплексного контроля в системе физическим воспитанием учащихся среднего школьного возраста.
Гипотеза исследования: предполагалось, что оптимизация педагогического контроля, как рычага управления процессом физического воспитания, окажет положительное влияние на динамику уровня физической подготовленности учащихся средних классов.
Практическая значимость. Полученные результаты могут быть внедрены в практику работы общеобразовательных школ для анализа и оценки эффективности процесса физического воспитания детей среднего школьного возраста.
Заключение:
1. Результаты системного анализа научно-методической литературы, отечественного и зарубежного практического опыта специалистов свидетельствуют о том, что проблема физического воспитания и низкого уровня физического состояния и подготовленности детей среднего школьного возраста является актуальной. Несмотря на активный поиск методов и средств оптимизации физического воспитания, их эффективность остается недостаточной. Большинство исследований по данной проблеме носят единичный характер, они не систематизируют знания о контроле физической подготовленности детей среднего школьного возраста в процессе занятий физическим воспитанием.
2. Результаты первичного тестирования выявили, что у мальчиков и девочек 5 класса наблюдались сниженные показатели физической подготовленности. Средний результат тестирования мальчиков в прыжках в длину с места составил 142,833,57 см, у девочек – 121,583,55 см; средние результаты бега на дистанции 60 м у мальчиков 5-6 классов составили 10,61±0,21 с, у девочек – 11,64±0,31с; броска набивного мяча с места — 8,000,26 м и 5,100,16 м; сгибания и разгибания рук в упоре лежа — 10,5±0,11 и 5,7±0,11раз; поднимания туловища из положения лежа на спине за 1 мин — 28,0±0,11 и 21,0±0,11 раз, бег 1000 м — 4,42±0,99 и 5,22±0,79 см соответственно.
3. Благодаря применению тестов для оценки текущего состояния, реакции учащихся на учебно-тренировочную нагрузку, удалось оперативно вносить коррекцию в применение учебно-тренировочных средств, их дозировку на занятиях физическим воспитанием. Такой подход создал условия для более эффективной реализации технологии физической подготовки, что привело к существенному росту показателей физической подготовленности учащихся. Результаты повторного тестирования показали изменения в развитии физических качеств у детей 5 классов через два года (7класс).
У мальчиков через два года занятий показатель бега 60 м улучшился недостоверно на 0,21 с (р>0,05), челночного бега – достоверно на 0,89 с (р<0,05), прыжка в длину с места – на 17 см (р<0,05), сгибания и разгибания рук в упоре лежа – на 4 раза (р<0,05), поднимания туловища из положения лежа на спине за 1 мин – на 6 раз (р<0,05), бега 1000 м – на 0,17 м (р>0,05).
У девочек через два года занятий произошли изменения некоторых показателей: улучшился показатель бега 60 м улучшился на 1,23 с (р<0,05), прыжка в длину с места – на 6,82 см (р<0,05), сгибания и разгибания рук в упоре лежа – на 3,5 раза (р<0,05), поднимания туловища из положения лежа на спине за 1 мин – на 10 раз (р<0,05), бега на 1000 м – на 0,47 м (р>0,05), что свидетельствует о положительном влиянии средств и методов физического воспитания девочек среднего школьного возраста на развитие физической подготовленности. Однако, полученные результаты изменения физической подготовленности как у мальчиков, так и у девочек могут быть связаны также с сенситивным периодом роста физических качеств.
Фрагмент текста работы:
Физиологически рациональная подготовка детей и правильная организация процесса физического воспитания должны принимать во внимание особенности морфофункционального развития, а также сенситивного периода развития физических качеств, в котором происходит интенсивное созревание структурных и функциональных элементов. Данные факторы определяют становление произвольной регуляции поведения, ориентацию на социальные нормы и требования, формирование основ логического мышления [4].
Средний школьный возраст характеризуется равномерным развитием опорнo-двигательного аппарата и различной интенсивностью роста отдельных размерных признаков. Например, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем масса тела.
Очень подвижны суставы детей в этом возрасте, связки эластичны, также скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб ребенка сохраняет большую подвижность до 10 лет.
Множество исследований показывают, что для развития подвижности во всех основных суставах средний школьный возраст также остается благоприятным. Мышцы у детей среднего школьного возраста имеют тонкие волокна, которые содержат в себе небольшое количество жира и белка. Но при этом крупные мышцы детей развиты больше, чем мелкие.
Для детей среднего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Разносторонняя физическая нагрузка у детей среднего школьного возраста приводит к становлению нормальной осанки и развитию грудной клетки.
Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условно-рефлекторных связей у детей среднего школьного возраста создают благоприятные условия для развития физических качеств [26].
Различные физические качества очень тесно взаимосвязаны между собой и являются зеркальным отображением созревания как неврологического аппарата, так и мышечного.
В среднем школьном возрасте начинается интенсивное развитие нервной системы, что создает благоприятные предпосылки к освоению новых движений, формированию двигательных навыков.
Однако формирование проприорецепторов, размещенных в суставах и связках, морфологически и функционально продолжается и завершается лишь в 13-14 лет, а проприорецепторов мышц – в 12-15 лет.
Пропорции тела у детей среднего школьного возраста продолжают изменяться, ребенок растет, его тело постепенно становится относительно узким. В период от шести до семи лет наблюдается повышение скорости роста тела в длину, при этом конечности в это время растут быстрее, чем туловище. Поэтому педагогу нужно уделять значительное внимание укреплению мышечного корсета для поддержания правильной осанки.
Для костной ткани детей характерно строение, напоминающее волокнистую костную ткань взрослых, однако в костной ткани детей больше органических веществ. Такая кость характеризуется меньшей твердостью, большей пластичностью, чем кость взрослых, она легче подвергается деформациям. Так же костная ткань в среднем школьном возрасте отличает наличие интенсивных ростовых процессов.
Мышечно-связочный аппарат в этом возрасте слабый, характеризуется высокой способностью к растяжению. Это обусловливает значительную гибкость, однако не обеспечивает надежной фиксации костей. Поэтому возможны деформации скелета, развитие асимметрии тела и конечностей, возникновение плоскостопия [4].
В мышечной ткани детей данного возраста происходят не только процессы увеличения массы мышц, их морфологическая перестройка, а также дифференцировка волокон различных типов. Развитие мышц тесно связано с двигательной деятельностью ребенка.
Младший школьный возраст особенно важен для формирования правильной осанки. Кроме того, особое место в этом периоде занимает профилактика плоскостопия. Систематическое выполнение специальных упражнений и массажа с использованием массирующих приспособлений способствует раздражению рефлексогенных зон стоп, что является мощнейшим стимулятором развития скелетной мускулатуры.
Степень развития скелетных мышц и уровень координации движений во многом определяют облик ребенка в этом возрасте. С развитием мышц и двигательных центров изменяется двигательная активность ребенка.
Дети в среднем школьном возрасте очень возбудимы, однако их работоспособность находится на низком уровне. Для них характерна быстрая утомляемость. Поэтому при организации занятий следует избегать длинных монотонных объяснений, длительных и монотонных задач.
Особенно важно точное дозирование нагрузок, поскольку у детей этого возраста недостаточно развито чувство усталости. Они плохо оценивают изменения во внутренней среде организма и недостаточно адекватно описывают эти изменения [26].