Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Комплексная работа с текстом на уроках русского языка в старших классах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ 5
1.1. Сущность понятия текст 5
1.2. Специфика изучения природы текста в старших классах 11
1.3. Особенности комплексной работы с текстом 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В СТАРШИХ КЛАССАХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 26
2.1. Организация и методы исследования. Выявление умений старшеклассников работать с текстом 26
2.2. Реализация комплексной работы с текстом на уроках русского языка 37
2.3. Анализ учебников и методических пособий старших классов 49
2.4. Проверка эффективности проведенной работы 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Коммуникативное направление в обучении языку предусматривает работу с текстом. Понимание этого понятия как конкретного речевого явления, своеобразной модели построения, общей для ряда текстов, имеет важное значение в процессе обучения русскому языку в старшей школе, поскольку это дает возможность организовать обучение языку на основе комплексной работы с текстом. Актуализация понятия текста является важным фактором формирования языковой личности.
Еще во времена Ф. де Соссюра лингвистика изучала язык как систему, исследуя единицы этой системы и их взаимоотношениях на всех языковых уровнях. Элементы низших уровней описывались как составляющие высших уровней. Но общий путь исследования вел от простого к сложному, снизу вверх, от низшего уровня языковой иерархии к высшему. Современная лингвистика для описания языка, исходя из текста, идет сверху вниз, от сложного к простому. Она стремится объяснить свойства составных частей (слов, предложений и т.п.), исходя из целого, то есть из текста.
Научное положение о тексте как основе лингвистических исследований, самом высоком языковом единстве, находим еще в трудах ученых Пражского лингвистического кружка (В. Скаличек, Й. Вахек, В. Матезиус). Их идеи продолжили В. Дреслер, К. Гаузенблаз, Р. Барт, Т. Тодоров; в российском языкознании проблемами текста занимались И. Гальперин, Б. Головин, Д. Кацнельсон, Л. Лосева, Ю. Лотмана, Л. Новиков, В. Одинцов, Г. Солганик, М. Рудяков и др.
Место текста в системе обучения языку в школе сегодня также имеет теоретическое и практическое обоснование (В. Бадер, О. Биляев, О. Горошкина, Л. Варзацкая, М. Вашуленко, Л. Величко, Н. Грипас, И. Доблаев, Т. Донченко, В. Мельничайко, А. Никитин, М. Пентилюк, Н. Ринберг и др.).
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверки эффективности комплексной работы с текстом на уроках русского языка в старших классах.
В работе были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия текст.
2. Описать специфику изучения природы текста в старших классах.
3. Дать характеристику особенностям комплексной работы с текстом.
4. Провести экспериментальное исследование специфики работы с текстом в старших классах на уроках русского языка.
Объект исследования – работа с текстом на уроках русского языка в старших классах.
Предмет исследования – использование комплексной работы с текстом на уроках русского языка в старших классах.
Методы исследования:
− анализ литературы по теме исследования;
− синтез и обобщение;
− эксперимент;
− наблюдение.
Практическая значимость исследования состоит в разработке системы реализации комплексной работы с текстом на уроках русского языка в старших классах и в возможности ее использовать учителем русского языка в работе со старшеклассниками.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Текст является системой высшего ранга по сравнению с другими речевыми образованиями, сложным структурно-семантическим единством на основе логических, семантических, грамматических связей. Текст для языковеда представляет собой одну из важнейших форм употребления языка, в то время, как для учителя текст является средствоя формирования ценностных ориентаций, коммуникативной, лингвистической, страноведческой компетенций учащихся.
На основе анализа научных источников, изучения педагогического опыта приходим к следующим выводам: методический аспект использования текстов на уроках русского языка в старших классах основывается на понимании текста как цели, средства овладения языком и речью. Комплексная работа с текстом представляет функционирование в речи языковых единиц всех уровней, что способствует проведению наблюдения за соответствующими языковыми явлениями, которое помогает реализовывать языковой, речевой, социокультурной и деятельностный (стратегический) компоненты содержания обучения русскому языку.
Проведенное исследование показало эффективность использования комплексной работы с текстом в старших классах. Правильно продуманная система упражнений для реализации комплексной работы с текстом на уроках русского языка в старших классах является твердой опорой для успешного усвоения старшеклассниками родного языка, средством формирования ценностных ориентаций, неотъемлемым фактором их коммуникативной, лингвистической, культурологической компетенций.
Итак, комплексный анализ текста – необходимое условие достижения образования нового качества, главным содержанием которого является развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование личностных черт молодых людей. Если человек может общаться на высоком уровне владея языком, то найдет свою реализацию в обществе.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ
1.1. Сущность понятия текст

Учеными признается существование текста как специфической единицы речи, однако в современной лингвистике и лингводидактике не выработано однозначного и исчерпывающего определения понятия «текст», которое должно иметь терминологический характер. Как отмечает М.И. Откупщикова, одной из причин этого явления является то, что при определении текста исследователи выделяют тот аспект, который интересует именно их: коммуникативный, модальный, номинативный, структурный, прагматичный [Откупщикова, 1982, с. 22].
Однако, несмотря на различные взгляды авторов, ни один из них не отрицает функционирования текста и его важной роли в процессе обучения языку. Продемонстрируем разнообразие подходов (часто диаметрально противоположных) к определению его сущности. Текст рассматривают как основную единицу речи, произведение речетворческого процесса, продукт речевой-мыслительной деятельности, содержательное высказывание со структурной завершенностью и тому подобное. Термин «текст» обозначает несколько языковых явлений:
а) любая совокупность актов речи, созданных носителями языка;
б) совокупность предложений (отрезок устной или письменной речи любой длины до целого литературного произведения) или высказанное или написанное предложение;
в) процесс решения коммуникативных задач языковыми средствами (тема, идея, обстоятельства речи и т.п.);
г) определенная последовательность единиц речи (высказываний, абзацев, пунктов, разделов и т.д.), объединенная смысловой связью.
В работе с учащимися старшей школы важно подчеркнуть, что под понятие «текст» подводятся различные структурно-семантические образования. В рамках самой лингвистики текста этот термин приобрел два различных значения: с одной стороны, текст – это любое высказывание, несущее в себе, по мнению говорящего, законченный смысл. А с другой стороны, текстом может быть такое речевое образование, как повесть, роман, статья и т.д. [Москальская, 1978, с. 12].
В школьной практике «термин текст применяется для обозначения не только целостного высказывания, но и относительно законченного по смыслу отрывка» [Мельничайко, 1986, с. 11].
Иногда текстом называют не только письменную речь, но и его часть, предложения, даже его части. Считаем, что такое употребление термина нельзя считать целесообразным, поскольку, по мнению Л. Лосевой, при этом смешивается понятие текста и контекста, но не отрекается предмет исследования [Лосева, 1980, с. 4], а поэтому учащимся необходимо четко понимать и знать, что такое текст.
М.С. Вашуленко определяет текст как высказывание, которое принадлежит к самому высокому уровню в иерархии языковых элементов и, кроме этого, является одновременно основной единицей речи [Вашуленко, 1996, с. 42].
М.И. Пентилюк текстом называет высказывание, которое состоит из нескольких предложений, имеет определенную смысловую и структурную завершенность [Пентилюк, 1994, с. 19].
Наиболее полное, на наш взгляд, определение понятия «текст» представляет И.Р. Гальперин: текст – это произведение речевого процесса, которое определяется завершенностью; объективированное в виде письменного документа, произведение, состоящее из заголовка и ряда особых единиц (надфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, и имеет определенную целенаправленность и прагматическую установку [Гальперин, 1981, с. 18].
Дефиниция охватывает все стороны этого сложного лингвистического явления. Автор подчеркивает, что рассмотрение проблем общей лингвистики текста возможно в тесной связи и на основе изучения частных вопросов лингвистики, то есть исследование различных видов текста, а также жанрово-лингвистических особенностей их организации. В этом определении главное внимание сосредотачивается на форме существования текста – письменной, то есть под текстом предлагается понимать не фиксированную устную речь (поскольку в нем чаще проявляются черты спонтанности, неорганизованности, непоследовательности), а особая разновидность речевого творческого акта, который имеет свои параметры, отличные от устной речи. Текст назван документом с целью показа реальности его существования в общественно-речевой практике. Указанием на тип документа, на прагматическую установку подчеркнуто связь языковых единиц с целевой направленностью текста. Отмечается активная роль языковых единиц разных уровней (лексических, грамматических, стилистических) и средств связи этих единиц. И.Р. Гальперин обращает также внимание на автономный смысл текста, утверждая, что совокупность фраз, не выражает автономного смысла, не создает текста [Гальперин, 1981, с. 20].
Мы отдаем предпочтение этому определению, поскольку рабочим материалом для учащихся должны выступать тексты, объективированные в виде письменного документа.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы