Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Политология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Компаративный анализ последствий цветных революций на постсоветском пространстве

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНЦЕПТА «ЦВЕТНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ» 7
1.1. Сущность «цветных революций» и их основные акторы 7
1.2. Процессуальные особенности «цветных революций» 26
ГЛАВА 2. СОПОСТАВЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕЗУЛЬТАТОВ ЦВЕТНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ 38
2.1. «Революция роз» в Грузии 38
2.2. «Цветные революции» на Украине 43
2.3. «Революция тюльпанов» в Киргизии 64
2.4. Компаративный анализ «цветных революций» 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования.
Учитывая новые вызовы XXI века для России, тема «цветных революций» является как никогда актуальной для российских исследователей, особенно на фоне случившихся событий на Украине, в Грузии, Киргизии, Молдавии, Армении и Казахстане.
Технология «цветных революций», очевидно, будет модернизироваться и развиваться на основе тех событий , которые уже предпринимались в ряде государств постсоветского пространства. Однако при условии мудрого политического руководства многих проблем, связанных с попытками демонтажа политических систем, вполне можно избежать.
Детальное изучение такого явления как «цветная революция», знание причин и понимание катастрофических последствий, обязательно сопровождающих любую революцию, может быть использован для выстраивания грамотной внутренней политики в нашей стране, поможет избежать фатальных ошибок.
Степень изученности проблемы.
Феномен «цветной революции» изучался Дж. Голдстоуном , В. Блумом , А.Г. Арешевым , А.Б. Крыловым , И.П. Добаевым , И.В. Лебедевой , Дж. Лафлэндом , А.Ш. Ниязи , С.Б. Мирзоевым и т.д.
Российские и зарубежные исследователи сосредотачивают свое внимание преимущественно на технологической и институциональной составляющих «цветных революций». В частности, в данном ключе тему «цветных революций» подвергли анализу А.А. Азаров , Е.В. Бродовская , М.С. Григорьев , И.Н. Дементьева , А.В. Манойло .
Сходным образом соответствующую проблематику раскрыли на страницах своих работ М. Хаас , М. Макфол , М. Кристенсен и др.
Однако некоторые аспекты «цветных революций» остаются сравнительно слабо изученными. К их числу относится и тема того, каким образом связан процесс «цветной революции» с состоянием национально-государственной идентичности. Перспективы разработки данного направления сложно переоценить. С одной стороны, результаты его изучения могут выступить основой для оценки вероятности возникновения «цветной революции» и ее «профилактики», с другой – базой для прогнозирования последствий уже завершенного процесса свержения власти при помощи данной технологии. Помимо того, обращение к обозначенной проблематике потенциально способно выявить дефекты в реализуемой государством символической и образовательной политике.
Для понимания сущности феномена «цветных революций» необходимо также ответить и на другие вопросы, такие как: являются ли «цветные революции» лишь методом разжигания войн нового поколения или гибридных войн, а также воздействие «цветных революций» на национальную государственную идентичность.
Объект исследования – «цветные революции».
Предмет исследования – компаративный анализ последствий цветных революций на постсоветском пространстве.
Цель исследования – выявить и исследовать причины и последствия «цветных революций» в Грузии, на Украине и в Киргизии.
Задачи исследования:
– определить и дать характеристику основных акторов «цветных революций»,
– описать процессуальные характеристики «цветных революций»,
– исследовать практику осуществления цветных революций в Грузии, на Украине, в Киргизии;
– провести компаративный анализ данных практик.
В дипломной работе применяются такие методы, как дедукция и индукция, синтез и анализ, систематизация и классификация, анализ ситуаций, контент-анализ документов.
Методология исследования опирается на дискурсивный анализ, который позволяет нам деконструировать эмпирические и теоретические работы по данной теме и вычленить понятия, трактовки, смыслы, при помощи которых исследователи обозначают и интерпретируют события цветных революций на постсоветском пространстве.
Источниками для подготовки данного исследования выступают публикации значимых зарубежных и российских ученых по данной теме.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В последние десятилетия в мире наблюдается новый всплеск «цветных» революций. Это требует новых исследований о причинах, целях и задачах развития данного феномена в настоящее время, а также о рисках и угрозах, которые он приносит. После окончания Второй мировой войны можно выделить две волны цветных революций. Первая наблюдалась, когда в мире существовало два примерно равных геополитических гиганта (СССР И США), вторая – после распада Советского Союза.
Так называемые «цветные» революции характеризуются тремя факторами: проведение в два этапа, финансирование в виде грантов для некоммерческих организаций под предлогом развития демократических институтов; прикрытие демократией. К первому этапу можно отнести выбор наиболее подходящих оппозиционных деятелей в качестве борцов за демократические основы, их финансирование и подготовку на территории соответствующих стран с целью свержения власти. Второй этап состоит в захвате власти путём одномоментного вывода на улицы нескольких тысяч человек.
Прикрытие демократией осуществляется следующим образом. Высшему руководству государства, где начинаются митинги, заинтересованные государства настоятельно рекомендуют не применять силу против мирных граждан, так как это противоречит демократическим основам.
Если говорить о причинах, приводящих к «цветным революциям» на примере Грузии, Украины и Киргизии, то помимо социально-политических факторов, – это слабость или отсутствие общей идеологии. Именно этот фактор позволил во всех странах, допустивших развитие движений неповиновения, легко завоевать североамериканской идеологии либерализма и демократии симпатии народа. И уже на этом фоне последовал сначала экспорт американских ценностей, затем так называемых демократических институтов. То есть стратегия «мягкой силы» (а затем – «умной силы»), проявившаяся в распространении либеральных ценностей, подготовила и применение иных, привычно жестких технологий.
Уровень театрализации всех «революционных» действий, легкая считываемость общего сценария развития выдают наличие общей режиссуры этих движений, выдаваемых западными политтехнологами за народное волеизъявление.
Описанная выше проблематика закономерно ставит экспертное сообщество перед вопросом: какие меры необходимо предпринять, чтобы обратить вспять процесс распада национально-государственной идентичности и тем самым минимизировать риски запуска процесса «цветной революции»?
В свете перечисленных выше моментов логичной представляется реализация следующего комплекса мер. Необходимо временно законсервировать остатки символического и мифологического наследия советской идентичности, отказавшись от попыток их деконструкции. Стабилизировав таким образом общество, нужно переключить усилия на построение оригинальной российской идентичности. Ключевыми ее элементами должны стать привлекательный образ будущего и объединяющий абсолютное большинство населения вариант исторического нарратива.
Миф о будущем следует выстраивать вокруг решения одной, принципиально важной для большинства граждан проблемы, по крайней мере в среднесрочной перспективе. Он не должен сводиться к «простому» повышению уровня благосостояния или выражаться в отвлеченных и малопонятных для обывателя экономических показателях. Каждый гражданин должен иметь четкое представление о том, как измениться его жизнь в результате реализации данного образа будущего. Для этого миф о будущем также будет необходимо обеспечить ярким символическим наполнением, которое бы в доступной форме выражало цели государственной политики.
Исторический нарратив (в первую очередь – в рамках школьных учебников и произведений массовой культуры) должен обрести примиряющий характер, из него необходимо исключить трактовки, разделяющие участников внутренних конфликтов на «темную» и «светлую» стороны.
Равным образом следует избегать позиционирования политического режима на том или ином этапе существования государства в качестве преступного. С этой целью необходимо акцентировать внимание на мотивировке решений деятелей прошлого, не имеющих однозначной оценки среди потомков. Так, история заключения пакта о ненападении между СССР и Германией должна в обязательном порядке сопровождаться упоминанием о том, что в этот период советские войска уже оказались втянутыми в боевые действия против японской армии. Большую роль могут сыграть также упоминание факта участия Польши в аннексии Чехословакии или же краткое описание боестолкновений между советскими и польскими вооруженными формированиями в приграничной зоне на протяжении периода 1920 – 30-х гг. При описании истории войн крайне важно закрепить представление о народах России и СССР в качестве «коллективной жертвы» государства-противника. Указанный образ желательно конструировать посредством использования эмоциональных и легко визуализируемых образов, а не количественных данных. Это подразумевает, в том числе, конструирование полноценного образа внешнего врага за счет акцентуации сюжетов, связанных с его планами, оккупационной политикой, системой обращения с военнопленными и пр. Лучше всего закреплению данного образа способствует выделение эпизодов-символов, воплощающих в себе вариант будущего, потенциально связанный с победой врага.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНЦЕПТА «ЦВЕТНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ»

1.1. Сущность «цветных революций» и их основные акторы

Цветные революции представляют собой сложное и многогранное явление, беспрестанно изучаемое исследователями в процессе его эволюции, становления и развития. Происходящие в настоящее время на политической арене события обусловливают актуальность рассмотрения содержательных особенностей указанного явления. В силу этого феномен цветных революций постоянно находится в поле зрения исследователей с начала 2000-х гг., когда впервые появился термин «цветная революция».
Считается, что название явлению дали «Революция роз» в Грузии 2003 г. и «Оранжевая революция» на Украине 2004-2005 гг., и термин стал активно употребляться в журналистских кругах. «Чисто внешне новая волна революций, которая сейчас катится по всему миру, имеет один общий признак – все они цветные. Так, киргизская оппозиция начинала свои выступления с того, что выбрала себе символом лимоны – и лимонный цвет. Потом она, сменив гамму, стала «революцией горных тюльпанов». И, видимо, такой она войдет в учебники истории, чтобы оказаться там рядом с другими «цветными» революциями. Такими как грузинская – цвета красной розы и оранжевой революцией Украины» .
Несмотря на довольно широкое распространение термина «цветная революция», однозначного его определения не существует, и среди исследователей и экспертов нет единого мнения, какие революционные события, произошедшие в современном мире, следует относить к «цветным», а какие нет. Как можно констатировать, «цветные революции», так же как и «бархатные», имеют своей целью установление демократии в стране. Поэтому ряд исследователей при идентификации «цветных революций» опираются именно на этот признак, например, американский эксперт М. Макфол считает, что политические события, произошедшие в марте 2005 г. в Кыргызстане, нельзя причислять к ряду «цветных революций», поскольку «характер событий слишком мутный» и «их последствия для демократии слишком неопределённые» .
Как считают некоторые исследователи, «цветные революции» – это ненасильственная смена власти, основанная на политической борьбе между элитой и контрэлитой, в ходе которой в качестве основного средства борьбы используются массовые выступления населения страны . Но несомненно, что не все события по смене власти, произошедшие в мире в течение последних 30 лет, прошли мирным путём. Переворот, произошедший в октябре 2000 г. в Союзной Республике Югославии (государство-правопреемник Социалистической Федеративной Республики Югославии после её распада, в состав которого входили Сербия и Черногория), привёл к человеческим жертвам: по официальным данным в результате революционных событий погибли два человека и около 30 человек были ранены .
В апрельских событиях 2010 г., произошедших в Кыргызстане, в результате массовых столкновений протестантов с силами правоохранительных органов погибли 75 человек, а число раненых составило 520 человек . Число жертв «арабской весны» в ходе только массовых революционных протестов, не считая жертв многолетних военных действий в регионе, составило около 3 600 человек . Не обошлись без жертв и события на Украине в 2014 г. Таким образом, данный признак, характеризующий «цветную революцию» как мирную передачу власти, можно подвергнуть сомнению, либо ограничиться тем, чтобы включить в их ряд только те события по смене политических режимов, которые прошли без применения физического насилия, т.е. выделить собственно «цветные» (либо «бархатные») революции и их аналоги в югославском варианте .
Ещё одним из специфических признаков современных революций считается большая роль экзогенных факторов в процессе развития протестных настроений и процессов в социуме. С этой точки зрения, «цветные революции» – это специально разработанная на Западе новейшая политическая технология захвата государственной власти, основной целью которой является распространение демократии и крушение коммунистических и иных автократических режимов в мире. Сторонники этой точки зрения считают, что «цветные революции» инициируются правящими кругами США для свержения действующей власти в государствах, входящих «в их сферу жизненно важных интересов» .
Другие же исследователи, критично относясь к такой позиции, придерживаются мнения, что в развитии современных революционных событий ведущее значение имеют эндогенные факторы, такие как кризис государственной власти в стране, ухудшение социально-экономического положения населения страны, борьба элит и т.д. По их мнению, внешнее вмешательство в таких случаях вторично и потому не влияет на суть и течение событий, ибо «Зарубежное участие в них – реальное или мнимое – нисколько не отрицает оценки этих событий как революций» .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы