Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки Экономика торговли и ресторанный бизнес

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Коммерческая деятельность в сфере услуг

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы коммерческой деятельности 5
1.1. Сущность коммерческой деятельности 5
1.2. Виды и преимущества коммерческой деятельности 15
1.3. Методы анализа коммерческой деятельности 24
Глава 2 Анализ коммерческой деятельности на примере кафе «Юрта» 39
2.1. Краткая технологическая экономическая история кафе «Юрта» 39
2.2. Инфраструктура, основные показатели деятельности в динамике 45
Заключение 60
Список литературы 63

  

Введение:

 

За последние десятилетия коммерческая деятельность претерпела серьезные изменения. Теоретические и методологические стороны управления такой деятельностью в транзитивной экономике активно исследуются отечественными учеными, однако полученные ими результаты нуждаются обобщения, а по ряду положений требуют нового освещения.
Коммерческая деятельность как специфическая сфера экономики рассматривается в различных аспектах и с разных сторон, но в значительной мере без применения принципа системности. В то же время управление такой деятельностью нельзя отделить от системы управления торговым предприятием, поэтому необходимо выявлять специфические особенности управления коммерческой деятельностью в зависимости от различных подходов к ее организации, учитывая достижения современного маркетинга. Целостность системы управления коммерческой деятельностью торгового предприятия реализуется средствами организационно-экономического обеспечения, которое позволяет выявить рычаги влияния на эффективность реализации коммерческой деятельности через изучение причинно-следственных закономерностей.
Конкурентоспособность российских розничных торговых предприятий формирует необходимость системного анализа взаимосвязей и взаимозависимостей организационной и экономической эффективности систем управления коммерческой деятельностью. От организации каждого коммерческого процесса зависят эффективность коммерческой деятельности, аккумулирует потенциал предприятия, и деятельность торгового предприятия в целом.
Итак, в управлении коммерческой деятельностью модели принятия решений основаны на единой для всей сети концепции, включая отбор, учет и ранжирование совместных факторов влияния. Принципы построения управления коммерческой деятельностью современных розничных сетей существенно отличаются от несетевых типов торговли спецификой менеджмента и требуют собственных адекватных стратегий развития.
Для эффективного управления предприятиями как используются централизованные методы, так и предоставляется свобода для коммерческой деятельности с целью гибкого реагирования на конъюнктуру рынка и определения тактики развития торговых единиц.
Важный вклад в разработку проблематики коммерческой деятельности, особенно ее маркетинговых характеристик, теоретико-методологических вопросов управления такой деятельностью сделали ведущие отечественные и зарубежные ученые, такие как Бобков, А. Л. Борисова О. В., Бунеева, Р. И., Грищенко И. М., Денисова, Н.И., Жильцова О.Н., Жукова, Т. Н., Иванов Г. Г., Иванов, Г.Г., Коротких И. Ю., Красюк, И. А., Логинова Е., Памбухчиянц О. В., Панкратов, Ф.Г., Половцева, Ф.П., Пономарева, З. М., Смагина И. Н., Смагин Д. А., Соколов А. А., Тихомиров, М. Ю., Фомин, Г.П.
Но во многом вне их внимания остаются вопросы специфики коммерческой деятельности, ее структуры как системного процесса специфических особенностей управления коммерческой деятельностью в различных организационных формах предприятий торговли, нет единой методики анализа эффективности системы управления коммерческой деятельности и возможности совершенствования системы управления предприятиями.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Коммерческую деятельность можно интерпретировать в разных аспектах. В частном случае она рассматривается как функция торговли. Главной целью является получение максимальной и быстрой прибыли. При этом используются «короткие» деньги с небольшим периодом действия. В таких условиях работают обычно небольшие розничные предприятия, такие как магазины, киоски, павильоны. Используется производственный и сбытовой подходы к организации процессов купли-продажи, которые эффективны, как правило, при преобладании принципов рынке производителей.
С целью исследования коммерческой деятельности организации применяются общенаучные методы. Главным из них считается системный метод, позволяющий подвергать анализу коммерческую деятельность в качестве системы с характерными ей признаками: элементы, связи между ними, функции, целостность организации. Использование математических методов позволяет исследовать показатели коммерческой деятельности, которые связаны с закупками, продажей и продвижением товаров.
В настоящее время широко распространяется изучение коммерции с помощью изучения и построения моделей, в которых отображаются покупательский спрос, конъюнктура товарных рынков, поведение потребителей, создание товарных запасов, оптимизация использования ресурсов, формирование ассортимента, а также прогнозируется развитие потребительского рынка.
Создание и развитие коммерческой деятельности предприятия находится в зависимости от его обеспеченности различными средствами: товарно-материальными и денежными ресурсами, инвестициями, материально-технической базой, рабочей силой в виде трудовой деятельности работников и информационными системами.
Коммерческая деятельность предприятия — это главная составная часть теории о торговле и основывается на целом комплексе наук. Она находится в тесной взаимосвязи с экономикой предприятия, что содействует планированию, анализу и оценке в целом коммерческой деятельности, а также отдельных ее составляющих. Коммерческое дело можно рассматривать в совокупности с коммерческим правом по созданию хозяйственно-коммерческих связей в области товарного обращения, а также заключению и исполнению коммерческих договоров [9].
Кафе «Юрта» (далее – Кафе) расположена в село Еланцы.
Ассортимент блюд довольно большой, представлены блюда русской кухни.
Оплата полученной продукции производится наличными.
Кафе выполняет три взаимосвязанные функции:
 производство кулинарной продукции;
 реализация кулинарной продукции;
 организация ее потребления.
Кафе создано для удовлетворения потребителей. Атмосферу домашнего уюта создает, как неповторный интерьер, так и приветливый персонал.
Кафе имеет один основной зал и два банкетных зала на 40 и 15 человек. Количество посадочных мест зала насчитывает 40 мест
Кафе предоставляет потребителям такие виды услуг:
 услуги питания;
 услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий;
 услуги по реализации продукции;
 услуги организации обслуживания потребителей (реализация продукции и организация ее потребления);
 услуги по организации досуга;
 информационно-консультативные услуги;
 другие услуги.
К другим услугам относится: продажа цветов, предоставление потребителям телефонной связи, обеспечение сохранности личных вещей и ценностей потребителя, вызов такси по заказу, парковки личного транспорта потребителей на организованной стоянке и тому подобное.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические основы коммерческой деятельности

1.1. Сущность коммерческой деятельности

Коммерческую деятельность можно интерпретировать в разных аспектах. В частном случае она рассматривается как функция торговли. Главной целью является получение максимальной и быстрой прибыли. При этом используются «короткие» деньги с небольшим периодом действия. В таких условиях работают обычно небольшие розничные предприятия, такие как магазины, киоски, павильоны. Используется производственный и сбытовой подходы к организации процессов купли-продажи, которые эффективны, как правило, при преобладании принципов рынке производителей. Эти обстоятельства обусловливают использование традиционного, или, как мы его называем, товароведческого, подхода к управлению коммерческой деятельностью [13].
С другой стороны, с развитием рыночных отношений, повышением их зрелости коммерческую деятельность следует рассматривать как философию или отдельную концепцию экономической науки. Ведущим становится рынок потребителя, в котором преобладает маркетинговый и логистический подходы к организации коммерческой деятельности, направленные на более полное удовлетворение потребностей потребителей. Возникает необходимость в повышении качества товаров и индивидуализации обслуживания покупателей. При таких условиях предприниматели ставят долгосрочные цели и вкладывают средства в «длинные» деньги. Прибыль выступает лишь средством их достижения. Это характерно преимущественно для крупных предприятий и торговых сетей. Изменились условия развития торговли, они порождают и новый подход к управлению ассортиментом товаров и в целом коммерческой деятельностью, который называется коммерческим [21].
Теоретический подход к анализу коммерческой деятельности предполагает рассмотрение ее как системы во взаимосвязи всех элементов, представлении ее как целостного явления. Функциональный аспект бизнеса предполагает разделение ее (системы коммерческой деятельности) на шесть основных функций:
 финансового обеспечения;
 материально-технического обеспечения;
 информационного обеспечения;
 закупки товаров;
 найма рабочей силы;
 продажи (сбыта) товаров и услуг как собственно коммерческой функции.
Под функциями коммерческой деятельности понимается совокупность определенных обязательных действий в процессе обмена, которые должны осуществлять для достижения своих коммерческих целей. Эти функции объективны, они обусловлены разными обстоятельствами жизнедеятельности фирм. Сердцевиной каждой функции есть обменные отношения. Так, финансовая связана с взаимоотношениями данного предприятия с представителями рынка капиталов, материально-техническая — рынка средств производства, закупка товаров — рынка продавцов, найм рабочей силы — рынка труда, продажа продукции, предоставление дополнительных услуг — с покупателями. Экономическое содержание функций не является одинаковым: часть из них направлена на создание необходимых условий для достижения главной цели коммерческих предприятий — получение прибыли. Они связаны с покупкой капитала, материально-технических средств, труда, информации, товаров. Другие являются обязательными действиями в процессе обмена — продажа (сбыт) продукции и услуг обеспечивает возмещение расходов, сопровождающих выполнение каждой функции, и получения необходимой прибыли [16].
Коммерческая деятельность является более широким понятием, чем коммерческая функция бизнес-системы предприятия. Коммерческая деятельность включает процессы, связанные с изменением форм стоимости, то есть с покупкой и продажей товаров.
К основным коммерческим процессам отнесены [20]:
 формирование ассортимента товара (характерные для коммерческой функции);
 процессы изучения и формирования спроса на товар;
 процессы поиска клиентов;
 процессы выбора поставщиков;
 процессы заключения сделок;
 процессы реализации управленческих мероприятий и тому подобное.
К дополнительным коммерческим процессам на предприятиях торговли относятся такие торговые процессы:
 изучение и прогнозирование спроса и конъюнктуры рынка;
 определение потребности в товарах и услугах;
 исследование источников поступления товаров;
 заключение договоров на поставку товаров;
 рекламирование товаров и услуг;
 продажа товаров непосредственным потребителям и предоставления дополнительных услуг [14].
Процесс глобализации рынка и интеграционные процессы торговли служат толчком для появления большого количества новых форматов в торговле, которые стремятся потеснить уже имеющиеся предприятия и занять свое место в экономике, завоевать свою долю на рынке. Устоять в этой борьбе без создания системы эффективного управления невозможно. Исследование теоретических основ управления коммерческой деятельностью, основанные на законах и категориях рыночной экономики, и их практическое использование позволяют коммерческим работникам регулировать хозяйственные взаимоотношения между поставщиками и покупателями товаров, предусмотреть и снижать коммерческие риски, нацеливать производителей на выпуск товаров с учетом покупательского спроса [4].
В практической деятельности торговых предприятий необходимы использования методов комплексного исследования рынка, анализ коммерческой информации, оценка эффективности хозяйственных связей. Оценка эффективности каждой торговой сделки и коммерческой деятельности предприятия в целом позволяет принимать обоснованные управленческие решения. При выработке управленческих решений руководитель должен учитывать многовариантность и взаимовлияние отдельных элементов системы, таких как закупка, продажа, управление персоналом, организация обслуживания поставщиков и покупателей. Индивидуализация потребительского спроса обусловливает необходимость создания в торговой сфере качественно новых организационных форм, в основе формирования которых лежат разработка и управление стратегиями развития коммерческой деятельности торговых предприятий с использованием элементов современного менеджмента, маркетинга и распределительной логистики [5]. В связи с этим вопрос повышения эффективности управления коммерческой деятельностью торговых предприятий имеют важное прикладное значение.
Коммерческая работа предприятия в рыночных условиях должна базироваться на принципах современного маркетинга. Коммерческая деятельность как понятие шире маркетинговой деятельности, однако ее зависимость прослеживается в деятельности по закупкам продукции (для предприятий торговли), в организации складского хозяйства, в процессе продажи партий товара, в деятельности по стимулированию продаж и в послепродажной работе коммерческой службы. Но если рассмотреть функционирование маркетинга в торговом предприятии, то можно увидеть, что оно начинается задолго до коммерческой деятельности и является не только атрибутом ее успешности, но и самостоятельно функционирующим структурным подразделением, который находит себя в реализации целей деятельности предприятия.
Сегодня работники коммерческой службы должны не только хорошо владеть концепцией маркетинга, но и знать ключевые подходы к организации логистики. Коммерческий директор обязан обеспечить разграничение функций между маркетингом и распределительной логистикой, с помощью которой обеспечивается физическое распределение продукции (сбыт). Маркетинг предполагает гибкость организационных форм управления. Гибкость маркетинга должна проявляться в своевременном учете требований рынка, для чего необходимо изучать и прогнозировать товарные рынки, развивать и совершенствовать сбытовую рекламу, а также внедрять в коммерческую деятельность инновации, при необходимости — изменять профиль деятельности, вносить изменения в организационные структуры коммерческих служб.
Управление коммерческой деятельностью нельзя отделить от системы управления торговым предприятием, которое выполняет еще и функции, связанные с технологической, экономической и финансовой деятельностью. Итак, при построении структуры управления коммерческой деятельностью необходимо учитывать взаимодействие составляющих элементов, которые образуют целостную систему управления торговым предприятием. Организационная структура управления коммерческой деятельностью только тогда эффективна, когда учитываются взаимосвязь и взаимозависимость всех элементов целостной системы управления торговым предприятием, в основу которой положен организационно-экономический механизм с совокупностью методов, средств, технологий и инструментов управления коммерческой деятельностью. Ключевую роль в формировании продуктовой цепи, удовлетворении потребностей потребителей и получении дохода выполняет коммерческая деятельность, которая и определяет необходимость проведения торговых бизнес-процессов и управления ими с помощью современных мотивационных подходов, технологий и методик [6].
Коммерческая деятельность рассматривается как основа функционирования предприятия, и тем самым усиливается внимание к ее функциям и системы управления. Реализация совокупности функций управления коммерческой деятельностью является сутью процесса управления. По степени усложнения процесса управления функции дифференцируются и разрастаются.
Следовательно, управление коммерческой деятельностью ставит своими непосредственными задачами внесения определенной упорядоченности в коммерческие и технологические процессы, организацию совместных действий работников, участвующих в этих процессах, достижения согласованности и координации действий. Механизм управления коммерческой деятельностью торгового предприятия строится в последовательности выполнения коммерческих процессов, операций и управления ими с учетом организационного и экономического обеспечения на основе процессного и системного подходов, мотивационных и стратегических подходов [16].
По нашему мнению, базу совершенствования управления коммерческой деятельностью должны составить следующие положения:
1) системное рассмотрение коммерческой деятельности не как чего-то сосредоточенной только на торговле, а как совокупности комплекса взаимосвязанных процессов;
2) равнозначно уделение внимания каждому процессу, что составляет общее понятие — коммерческая деятельность с точки зрения его организации, а также организации управления им;
3) создание технологий реализации каждой составляющей процесса в зависимости от внешних и внутренних условий функционирования коммерческой деятельности;
4) разработка имитационных моделей управления коммерческой деятельностью, отражающих влияние на последнюю наиболее полного состава факторов.
Цели коммерческой деятельности в экономической литературе разделяют на количественные и качественные, определение значимости которых необходимо для управления процессами коммерческой деятельности. Цели коммерческой деятельности достигаются посредством управления ею в рамках единой системы путем планирования, организации, учета и контроля, анализа и регулирования. Все структурные подразделения, осуществляющие коммерческую деятельность, находятся в определенных отношениях друг с другом, органической взаимосвязи и взаимодействия. Системный анализ позволяет раскрыть эти отношения, исследовать взаимосвязь между структурными единицами и выработать практические предложения по совершенствованию управления коммерческой деятельностью.
Роль, которую играет торговля в системе общественного воспроизводства, предусматривает выполнение соответствующего ряда функций. На предприятиях торговли, необходимо выделить такие коммерческие функции: управление закупками, управление ассортиментом товаров, управления товарными запасами, управление маркетингом, управление продажами, оказание услуг покупателям [7].
Во время выполнения коммерческих функций следует ориентироваться на экономические законы рынка, финансовую политику и коммерческое право, необходимо также разработать стратегию коммерческой деятельности и оценить ее эффективность. В результате наступления события осуществляется передача информационно-материальных ресурсов между бизнес-процессами, а в результате выполнения бизнес-процессов — преобразования ресурсов. Приведенные теоретические положения дают представление о подходах к управлению коммерческой деятельностью предприятия в условиях рынка.
Кроме общих функций управления коммерческой деятельностью, различают два типа соединительных процессов, без реализации которых невозможно осуществление управленческих функций. К ним относятся информационное обеспечение и принятия решений. Эффективность функционирования информационной системы организации определяет качества реализации функций. Важными ее составляющими являются регулирования информационных потоков и современные информационные технологии. Полученные исходные данные из внутренних и внешних источников трансформируются в информацию, на основе которой осуществляется принятие решений в коммерческой деятельности [8].
Механизм управления коммерческой деятельностью торгового предприятия должен отражать взаимосвязь между управленческой и коммерческой компонентами; подсистемами, которые обеспечивают; внешней средой, что позволяет проектировать эффективную систему управления коммерческой деятельностью торгового предприятия по организационным и экономическим обеспечением. А разработанный конкретный организационно-экономический механизм позволяет системе управлять процессом достижения конечных целей и результатов деятельности предприятий розничных торговых сетей, а также контролировать этот процесс [19].
Коммерческие организации начали появляться относительно недавно. Их появление связано с переходом Российской Федерации из социализма в капитализм в 1990-х годах.
Согласно абзацу 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и риск, направлена на получение прибыли от распоряжения имуществом, продажи товаров или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке».
В статье 50 Гражданского кодекса РФ указывается, что коммерческая организация – это юридическое лицо, и оно имеет единственное существенное отличие. Основной целью деятельности коммерческой организации является получение прибыли. Синонимом понятию «Коммерческая организация является понятие «Предпринимательская организация», а термин «предпринимательская деятельность» синонимичен термину «коммерческая деятельность».
Наиболее распространенный тип коммерческих организаций — общества. Они представляют уже объединения капиталов.
Общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО) создается на основании учредительного договора и устава. Учредители определяют свои доли в уставном капитале. Размер ответственности ограничен этой долей. Высший орган правления — общее собрание членов общества. Принцип голосования — «одна доля — один голос». Собрания проводятся не реже раза в год, на нем распределяется полученная прибыль, создается система управления обществом, вносятся изменения в устав, если таковые требуются. Для руководства избирается специальный орган управления, который осуществляет прием и увольнение наемных сотрудников, представляет общество на стороне, заключает сделки. Кроме ГК отношения в обществе регулирует ФЗ от 08.02.1998 № 14 «Об обществах с ограниченной ответственностью», который определяет число участников и размер уставного капитала.
Средние и крупные организации, это, как правило, акционерные общества. Их уставной капитал создается на основе акций, которые предоставляют владельцу право владеть частью организации. Акционеры получают дивиденды от прибыли. Акции имеют номинал и делятся на 2 вида:
1. Обыкновенные – дивиденд изменяется в зависимости от прибыли.
2. Привилегированные – дивиденд фиксирован, установлен в процентах к первоначальной стоимости и не зависит от прибыли.
Ответственность акционеров действует в пределе стоимости акций.
Высшая форма управления АО — собрание акционеров. Принятие решений по принципу — одна акция — один голос. В голосовании в большинстве случаев участвуют владельцы обыкновенных акций. Деятельность регулируется Гражданским кодексом и Федеральным законом № 208-ФЗ от 26.12.1995 (ред. от 28.12.2013) «Об акционерных обществах».
С 01.09.2014 все АО делятся на публичные (ПАО) и непубличные (АО) акционерные общества.
Унитарное предприятие — коммерческая организация, не имеющая права собственности на закрепленное имущество. В зависимости от собственника унитарные предприятия делятся на государственные и муниципальные. Устав утверждается собственником, который назначается руководителем предприятия [14].
Производственные кооперативы (артели) граждане создают для совместной деятельности, которая основана на их личном трудовом участии. У членов кооператива имеются имущественные правовые взносы. Орган управления — общее собрание членов кооператива, которое распределяет прибыль, создает орган руководства. Обычно им является правление во главе с председателем. Деятельность кооператива регулируется уставом.
Коммерческие организации по определению являются основой российской экономики. Для гарантии прав организаций и их партнеров необходимо ясно определять участников гражданского оборота.
Анализ действующих нормативных правовых актов позволяет сделать вывод, что в российском законодательстве отсутствует легальное определение понятия «создание коммерческой организации». Между тем правовая регламентация процедуры создания коммерческих организаций во многом зависит от верного понимания сущности рассматриваемого явления, его понятия и особенностей.
Субъектами правоотношений по созданию коммерческой организации являются:
 учредители: граждане, юридические лица, государственные и муниципальные органы;
 государство в лице регистрирующих органов.
Таким образом, коммерческие организации обладают всеми признаками, присущими юридическим лицам с той особенностью, что осуществляют свою деятельность в определенной организационно — правовой форме и имеют цель — получение прибыли. Коммерческие организации подлежат обязательной государственной регистрации, деятельность многих из них — лицензированию. Следовательно, государство в лице своих специализированных органов осуществляет контроль за функционированием коммерческих организаций, соблюдением ими законодательства, особенно в области налогов и сборов, качества производимых товаров и оказываемых услуг, соответствия рабочих мест правилам техники безопасности, охраны труда.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы