Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему коллекционирование как средство развития познавательно го интереса у детей старшего дошкольного возраста»»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы коллекционирования как средства развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста 10
1.1. Понятие, задачи, виды и формы коллекционирования 10
1.2. Методические аспекты организации коллекционирования как средства развития познавательного интереса у детей в условиях ДОУ 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации коллекционирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 38
2.1. Организация и методика педагогического исследования по созданию условий для развития познавательного интереса старших дошкольников посредством коллекционирования 38
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 53
Заключение 65
Список литературы 68
Приложение 74
Введение:
Актуальность темы исследования связана с происходящими в российском обществе экономическими, социокультурными и социально-психологическими изменениями. Преобразования условий современной жизни выдвигают новые требования к качеству дошкольного образования, предполагающие поиск наиболее эффективных средств организации познавательной деятельности дошкольников, ориентированной на формирование их познавательного интереса, развитие у детей направленности на самостоятельный поиск и получение новых знаний.
В качестве одного из средств развития познавательной активности дошкольников выступает коллекционирование, педагогическая ценность которого заключается в необходимости увеличения запаса знаний, их систематизации, в поддержании познавательного интереса к окружающему. В процессе коллекционирования у ребенка происходит процесс накопления знаний, развивается познавательное отношение к окружающему миру, закрепляются умения наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и выделять главное.
Однако, как показывает отечественный практический опыт, включение деятельности по коллекционированию в образовательно-воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в настоящее время не имеет целенаправленного и систематического характера, что актуализирует исследовательский интерес к выявлению и обоснованию психолого-педагогического потенциала коллекционирования как средства развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Степень изученности темы. Исследования по проблеме познавательного интереса в процессе обучения и воспитания берут свое начало в трудах таких основоположников педагогики, как И. Ф. Гербарт, Я. Л. Коменский, Н. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо и др. Важная роль познавательного интереса в образовательном процессе доказана отечественными педагогами прошлого: Л. Н. Толстым, К. Д. Ушинским, Ф. И.Янковичем и др.
Значительный вклад в разработку проблемы развития познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте внесли такие ученые, как В. В. Давыдов, А. К. Дусавицкий, М. И. Лисина, А. М. Матюшкин, Н. Г. Морозова, И. Н. Тарасова, А. В. Усова, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин и др. [15, 17, 28, 31, 34, 46, 50, 51].
Методические аспекты развития познавательного интереса, основные способы и методы его активизации у детей в условиях детского сада раскрыты в работах Л. И. Божович, А. М. Матюшкина, Н. Ф. Талызиной, Т. И. Шамовой, Г. М. Щукиной, И. С. Якиманской и др. [9, 31, 50]. Общие и частные аспекты феномена коллекционирования как вида деятельности, одной из форм проявления любознательности и уровня развития познавательной потребности получили освещение в работах О. С. Кирилловой, П. А. Трегубова, В. С. Юркевич [23, 52]. Особенности организации коллекционирования в условиях современного ДОУ описаны в методических разработках С. К. Афанасьевой, Е. Л. Бережковской, Ю. Н. Гавриловой, Н. В. Зайцевой, А. Е. Калининой, Н. А. Каратаевой, К. Ф. Кудиновой, А. Н. Маньковой, Н. А. Олчиновой и др. [4].
Отдельно следует отметить ряд работ, описывающих методические особенности развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе коллекционирования: А. М. Безус, О. А. Коваленко, В. В. Лесунова, Д. А. Павлова, Ю. А. Теплова, Т. В. Чехлыстова, Д. И. Шагиахметова и др. В работах данных авторов коллекционирование рассматривается в качестве вариативной формы работы по становлению у ребенка познавательного интереса к явлениям окружающей действительности, анализируются основные способы интеграции коллекционирования в образовательную область «Познавательное развитие» в сплочении с другими образовательными областями, описываются результаты практического опыта системной работы воспитателя, детей и родителей над созданием коллекции.
Однако проведенный анализ литературы и образовательной практики современных ДОУ свидетельствует о том, что проблема использования психолого-педагогического потенциала коллекционирования как средства развития познавательной активности дошкольников, приобщения их к исследовательской деятельности остается к настоящему времени во многом нерешенной: использование коллекционирования в работе с детьми по данному направлению носит достаточно фрагментарный, стихийный и эпизодический характер, воспитатели испытывают трудности методического характера при использовании различных приемов и методов, направленных на поддержку создания детских коллекций. При этом анализ современных базисных («Истоки», «Программа обучения и воспитания детей в детском саду» под ред. Васильевой, «Детство») и парциальных (например, «Юный эколог» С. Н. Николаевой) программ также показывает, что не все авторы выделяют коллекционирование как вид деятельности, направленный на развитие познавательных интересов и активности дошкольников [16, 21, 36, 38].
Особенно актуальным решение данной проблемы представляется в старшем дошкольном возрасте – периоду наибольшей активизации возможностей инициативной преобразующей активности ребенка. Именно этот возрастной период, по мнению Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., наиболее важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового [13, 15, 27, 51]. Развитие познавательного интереса в данном возрасте способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, обеспечивая, тем самым, его готовность к предстоящему школьному обучению.
Анализ научной литературы свидетельствует о многочисленных исследованиях, связанных с проблемой формирования познавательного интереса дошкольников, рассматриваемого в качестве источника умственной активности (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, М. А. Данилов, Н. Ф. Добрынин, Н. А. Менчинская, М. Н. Скаткин); особого сплава эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, способствующих активности сознания и деятельности (Л. А. Гордон, А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн); избирательной направленности личности на объекты и явления окружающей действительности (В. Б. Бондаревский, Л. М. Матюшкин, Н. Н. Поддьяков); условие повышения познавательной активности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. А. Люблинская и др.) [13, 14, 15, 24, 29, 31, 42, ]. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Л. Рубинштейна, И. С. Якиманской и др. развитие познавательного интереса связано со способностью к самодвижению, самоизменению, построению себя в процессе деятельности как личности [13, 27, 42].
Таким образом, наиболее актуальное значение для практики развития познавательного интереса в ходе коллекционирования в условиях ДОУ обретает разработка педагогических условий организации данного процесса у детей старшего дошкольного возраста, однако данному средству воспитатели старших и подготовительных групп уделяют недостаточное внимание.
Проблема исследования обусловлена возникшим в теории и практике дошкольного образования последних лет противоречием между высокими требованиями современной системы образования к развитию ребенка как субъекта познавательной деятельности и недостаточным вниманием к методически обоснованным возможностям коллекционирования как средству развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Выявленное противоречие обуславливает актуальность проблемы реализации в условиях ДОУ педагогической деятельности по организации коллекционирования в качестве средства развития познавательного интереса у старших дошкольников.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Коллекционирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: выявить комплекс педагогических условий эффективной организации коллекционирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие познавательного интереса в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: процесс развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами коллекционирования.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме коллекционирования как средства развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
2. Выявить задачи, виды и формы коллекционирования.
3. Раскрыть методические аспекты организации коллекционирования как средства развития познавательного интереса у детей в условиях ДОУ.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по организации коллекционирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
5. Сформулировать научно-обоснованные рекомендации по реализации педагогических условий организации коллекционирования в условиях ДОУ.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой работа по организации в условиях ДОУ коллекционирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста будет эффективна, если реализован комплекс педагогических условий включающих:
– установление позитивного взаимодействия педагога и ребенка в процессе создания коллекции;
– определение видов и форм коллекционирования, соответствующих возрастным возможностям ребенка;
– создана активная развивающая предметно-пространственная среда соответствующая детскому коллекционированию;
– сформирован взаимный интерес к коллекционированию у родителей дошкольников.
Методологическую основу исследования составили:
1. теория коллекционирования как психолого-педагогического феномена (С. К. Афанасьева, А. А. Гуров, О. С. Кириллова, И. А. Корепанова и др.) [4, 5, 23];
2. теория коллекционирования как одной из эффективных технологий исследовательской деятельности ребенка-дошкольника (Э. А. Баранова, А. М. Безус, Н. В. Зайцева, Н. П. Коршунова, Д. А. Павлова и др.) [43];
3. методологические положения о рассмотрении познавательного интереса как фактора личностного развития ребенка (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, А. В. Мудрик, Д. Б. Эльконин и др.) [9, 11, 27, 30, 51];
4. положения о закономерностях развития познавательного интереса (Н. Г. Морозова, Г. И. Щукина, Ф. И. Фрадкина и др.) [34, 50];
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе использовались следующие методы: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, эксперимент, наблюдение, методы качественной и количественной обработки эмпирических данных.
Этапы исследовательской работы:
1 этап – теоретико-аналитический: проведен анализ литературных источников по проблеме коллекционирования как средства развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста, изучено современное состояние проблемы коллекционирования в практике дошкольного воспитания;
2 этап – опытно-экспериментальный: рассмотрена организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы по выявлению педагогических условий для развития познавательного интереса старших дошкольников посредством коллекционирования. Анализ данных исследовательской деятельности позволил сформулировать педагогические условия организации в условиях ДОУ коллекционирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
3 этап – описательно-итоговый: проанализированы и систематизированы полученные экспериментальные данные, осуществлена их интерпретация, сформулированы основные выводы, завершено литературное оформление дипломной работы.
Опытно-экспериментальной базой исследования является МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» с. Берёзовка Чарышского района Алтайского края.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель, задачи, объект и предмет, гипотеза исследования, обозначены методы исследования, охарактеризована структура работы.
В первой главе «Теоретические основы коллекционирования как средства развития познавательного интереса у детей дошкольного» дано определение понятия «коллекционирование», рассмотрены задачи, виды, формы коллекционирования, проведен анализ методических аспектов организации коллекционирования как средства развития познавательного интереса у детей в условиях ДОУ.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по организации коллекционирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» описана методика педагогического исследования по созданию условий для развития познавательного интереса старших дошкольников посредством коллекционирования, проведен анализ результатов опытно-экспериментальной работы, сформулированы рекомендации по реализации педагогических условий для организации коллекционирования в условиях ДОУ.
Заключение содержит выводы по результатам проведенной работы, анализ выполненной работы.
Также работа содержит список литературы, включающий в себя 54 источника, включая иностранные, и 14 приложений.
Работа содержит 73 страницы.
Заключение:
Ретроспективный анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить феномен познавательного интереса, рассматриваемый как активное природное свойство субъекта деятельности в процессе познания окружающей действительности, максимально развивающееся при реализации следующих педагогических средств: субъект-субъектное взаимодействие педагогов, детей и родителей, внедрение активных методов и форм организации познавательно-игровой деятельности, развитие рефлексивных способностей у старших дошкольников в процессе познания.
Познавательный интерес представляет собой избирательную направленность личности, целостное личностное образование, включающее интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы. Феномен познавательного интереса трактуется учеными с различных подходов. Под познавательным интересом рассматривается «побудительная сила деятельности» (Д. И. Писарев); «сосредоточенность на предмете познания» (С. Л. Рубинштейн); «эмоционально-познавательное отношение к предмету познания, становящееся направленностью личности» (Н. Г. Морозова); «глубинный внутренний мотив поведения» (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин); и т.д. В процессе развития познавательного интереса у дошкольников осуществляется последовательный переход от любознательности к устойчивой познавательной направленности на предмет и процесс деятельности на основе участия в различных видах деятельности.
Возрастными особенностями познавательного интереса являются: актуализация активности в поиске информации; появление стремления в познании нового; интеллектуализация процесса познания; переход от чувственного познания мира к теоретическому; расширение спектра интересных объектов; углубление познавательных интересов.
Коллекционирование является одним из эффективных средств эффективных средств развития познавательного интереса, освоением родовидовых отношений, целенаправленным собирательством однородных предметов, имеющих научную, историческую и художественную ценность.
Анализ программ («От рождения до школы», «Истоки», «Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Юный эколог» и др.) показывает, что в них представлены лишь примерные тематики коллекций и описываются материалы для активизации познавательной деятельности дошкольников и составления коллекций, в то время как содержание деятельности по коллекционированию с детьми раскрывается недостаточно.
Эмпирическое исследование проводилось с детьми 6-7 лет (старший дошкольный возраст) в количественном составе 20 человек. Компонентами измерения уровня развития у старших дошкольников познавательного интереса являлись мотивационный, когнитивный, эмоциональный, и к каждому компоненту подбирались соответствующие методики.
Результаты констатирующего этапа исследования выявили недостаточный уровень сформированности познавательного интереса у дошкольников по всем компонентам, что послужило основой для разработки и реализации программы формирующего эксперимента.
На формирующем этапе происходила экспериментальная проверка эффективности коллекционирования как средства развития познавательного интереса у старших дошкольников. Методика работы с детьми по созданию коллекций включала различные виды деятельности: совместная деятельность с родителями, педагогами и детьми, самостоятельная деятельность детей, интегрированная деятельность. В качестве форм взаимодействия с детьми применялись наблюдения, экскурсии, познавательная игротека, беседы, рассматривание иллюстраций, чтение сказок и литературных произведений по тематическим коллекциям; просмотр мультимедийных презентаций, мультфильмов; продуктивная деятельность (лепка, рисование), игры с природным материалом, и т.д. Работа была представлена следующими этапами: накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей; организация развивающей среды для детского коллекционирования, побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования; организация тематических мини-выставок и коллекций детей с учетом привлечения родителей детей.
На контрольном этапе эксперимента выявлена положительная динамика. Наибольшей сформированностью отличается эмоциональный компонент познавательного интереса, что свидетельствует о том, что большинство детей отличается положительными эмоциональными реакциями при принятии задачи и на всем протяжении задания, что подтверждается наличием мимических признаков, вербальных характеристик. Показатели мотивационного и когнитивного уровня практически распределились между высоким и средним уровнями, что доказывает эффективность проводимых с детьми мероприятий. Большинству детей свойственно устойчивое проявление заинтересованности познавательной деятельностью; проявление положительных эмоций в ходе коллекционирования.
Анализ анкет родителей на контрольном этапе эксперимента после проведенных мероприятий и создания совместных детско-родительских коллекций показал, что у родителей не только выработалось положительное отношение к коллекционированию, но и произошла переоценка возможностей коллекционирования для познавательного развития детей. Родители стремятся поощрять познавательные интересы детей, принимают активное участие в создании детских коллекций, свободно ориентируются в видах коллекционирования, активно взаимодействуют с воспитателями по вопросам познавательного развития детей средствами коллекционирования.
В качестве наиболее эффективных рекомендаций по организации сбора коллекций для развития познавательного интереса у старших дошкольников можно выделить следующие: оптимальный подбор методического материал; оптимальное размещение, безопасность и доступность экспонатов коллекций; использование увлечений детей для создания тематических коллекций; учет индивидуально-возрастных и гендерных особенностей развития детей при создании коллекций; и т.д.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы коллекционирования как средства развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста
1.1. Понятие, задачи, виды и формы коллекционирования
Чтобы рассмотреть понятие «коллекционирование», необходимо уточнить и конкретизировать понятие «исследовательская деятельность». Деятельность – процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Понятие «деятельность» можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
В фундаменте исследовательского поведения лежит психическая потребность в поисковой активности в условиях неопределенной ситуации. Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Она включает мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления. Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире: исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, некоего противоречия, поэтому она начинается с познавательной потребности, мотивации поиска [48].
Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются ребёнком самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Таким образом, под общими исследовательскими умениями и навыками понимают: умение видеть проблему, умение выдвигать гипотезу, умение задавать вопросы, умение давать определение понятиям, умение классифицировать, умение наблюдать, умение проводить эксперимент, умение делать выводы и умозаключения, умение структурировать материал, умение работать с текстом, умение защищать и доказывать свои идеи.
Коллекционирование является одним из эффективных средств познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, средством развития исследовательских умений. В соответствии с ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность включает исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. Экспериментирование, в свою очередь, выступает одним из видов ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности [40].
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования в качестве сквозных механизмов развития определяются разные виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструирование и т.д. [40]. В процессе включения в познавательно-исследовательскую деятельность дошкольники учатся проявлять любознательность, инициативность, учатся устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающей действительности, учатся формулировать и задавать вопросы; договариваться между собой, и т.д.
В настоящее время возрос интерес к поисковой активности ребенка, что обусловлено необходимостью проявления ребенком исследовательского поведения в современных условиях. Познавательно-исследовательская деятельность, наряду с игровой деятельностью, играет важную роль в психическом и личностном развитии ребенка, основывается на природной любознательности и познавательной активности детей, является средством социально-коммуникативного развития [3, с. 177].
Н. А. Коротковой выделены следующие развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности:
– развитие любознательности;
– освоение дошкольников причинно-следственных, родо-видовых, пространственных и временных отношений;
– усвоение символизации взаимосвязи между предметами и явлениями окружающей действительности;
– развитие процессов познания;
– освоение представлений о природном, социальном мире, и т.д. [25]
Н. А. Коротковой определяются доступные детям дошкольного возраста типы исследований: экспериментирование с предметами и их свойствами; коллекционирование (классификационная работа); путешествие по карте; путешествие по «реке времени» [25]. Н. А. Короткова коллекционирование (классификацию) определяет как освоение родо-видовых (иерархических) отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т.д.).
В рамках данного смыслового контекста Н. А. Короткова рекомендует использовать материал, который легко группировать и сортировать по видам в рамках общего (родового) понятия. Материал в зависимости от конкретной темы может представлять образцы минералов (реальный материал) или иллюстративные вырезки — изображения разных видов транспорта (образный материал). Предварительно воспитатель совместно с дошкольниками обсуждают материал, устанавливают черты сходства и различия между объектами; выявляют в процессе обсуждений основания для группировки материала по различным категориям. Затем подобранный материал размещается в таблице (классификационной). Таблица включает «родовое имя» сравниваемых объектов в соответствии с различными классификациями (например: транспорт – воздушный, водный, наземный). При исследовании реальных объектов они размещаются в подходящие емкости, а в квалификационную таблицу включаются замещающие этот материал иллюстрации, художественные открытки, фотографии, карточки тематических лото и т.д. Интерес к тематике занятий необходимо подкреплять посредством использования в работе не только карточек и иллюстративного материала, но и иллюстрированных энциклопедий, детских журналов, художественных альбомов [25, с. 143]. Коллекционирование, являясь неотъемлемой частью субкультуры детства, можно определить как целенаправленное собирательство однородных предметов, имеющих научную, историческую и художественную ценность. В соответствии с теорией Л. С. Выготского, для успешного овладения научными понятиями ребенку требуется опыт овладения «предпонятиями», «потенциальными понятиями».
Н. А. Короткова подчеркивает, что коллекционирование является особой формой деятельности детей дошкольного возраста, которая способствует их личностному развитию. В качестве отличительных особенностей, присущих данному виду деятельности, ей выделены такие, как:
– необходимо собирать предметы, легко классифицирующиеся на виды;
– материал нужно собирать реальный или образный в целях обсуждения и определения с детьми признаков, по которым предмет можно отнести к данной коллекции;
– обсуждаемый материал необходимо разместить в виде таблицы;
– в работе должны принимать участие все дети группы [25].
Для развития познавательного интереса и активности детей дошкольного возраста необходимо опираться на принцип усложнения учебного материала от простого к сложному, а также ориентироваться на игровые технологии обучения, учитывающие активность детей. В работе также необходимо использовать принцип систематичности и постепенности обучения детей коллекционированию.
В соответствии с этим в условиях дошкольных учреждений у детей развиваются такие основы познавательных умений и действий, как:
– основы составления коллекции;
– классификация и свойства предметов коллекции;
– основные приемы коллекционирования;
– приемы составления коллекции в соответствии с правилами;
– приемы хранения коллекции в соответствии с правилами.
С.К. Афанасьевой выделены следующие этапы работы с детьми и родителями при организации коллекционирования в педагогической деятельности ДОО [4, 5]:
– погружение в идею коллекционирования детей и родителей;
– организация детской продуктивной деятельности совместно с воспитателем и родителями;
– организация продуктивной деятельности в условиях семьи;
– организация результатов продуктивной деятельности в формате выставки в условиях ДОО.
Коллекционирование как продуктивная деятельность способствует обогащению предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении, различные тематические коллекции становятся опорой для организации различных видов деятельности дошкольников и форм образовательного процесса (самостоятельной детской деятельности, совместной деятельности взрослого и ребенка) [10, с. 1096].
Технологии коллекционирования в образовательном процессе ДОО позволяют организовывать с детьми интересную и поучительную деятельность при условии совпадения содержательной основы коллекционирования с познавательными интересами ребенка.
В период дошкольного детства коллекционирование проходит особый путь становления в соответствии с возрастными этапами развития ребенка. Для младших дошкольников характерно «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования. В среднем дошкольном возрасте формирование коллекции у детей подчиняется интересам, а для старших дошкольников в связи с развитием индивидуально-познавательных интересов детские увлечения приобретают вид коллекционирования. Ребенок способен изучать, собирать, систематизировать объекты, вызвавшие у него интерес, многократно возвращаться к ним, рассматривать, демонстрировать окружающим [18].
Специфика коллекционирования заключается в том, что посредством него происходит решение задач развития, обучения и воспитания дошкольников в соответствии со всеми образовательными областями ФГОС ДО [40].
Например, в области социально-коммуникативного развития коллекционирование способствует развитию инициативности, любознательности; ответственности, самостоятельности; доброжелательности; формированию представлений о предметах окружающего мира;
– в области речевого развития коллекционирование содействует задачам речевого развития; обогащает и активизирует словарный запас детей посредством углубления и уточнения знаний и представлений об окружающей действительности; способствует развитию детской речи и созданию в окружении ребенка культурной речевой среды;
– в области художественно-эстетического развития коллекционирование содействует формированию ручной умелости, развивает навыки художественного творчества;
– в области физического развития – способствует развитию мелкой моторики рук;
– в области познавательного развития коллекционирование помогает формировать такие умения, как сравнение, наблюдение, систематизация, классификация; развивать математические и временные представления, счетные операции; активизирует все познавательные процессы; обогащает знаниями и представлениями детей по темам коллекций; развивает поисковую и исследовательскую деятельность, познавательный интерес и познавательные действия [40].
В продуктивной деятельности коллекционирование может использоваться при реализации детских проектов (индивидуальных и групповых), при оформлении выставок коллекций, в опытно-экспериментальной деятельности. В коммуникативной деятельности при коллекционировании проводятся тематические беседы, отгадывания загадок, составление рассказов и сказок; организуются публичные презентации коллекций, в процессе чего происходит установление взаимодействия со сверстниками и взрослыми. В трудовой деятельности при оформлении коллекций используется ручной труд; в художественной деятельности результатом коллекционирования становятся различные продукты творчества детей (рисунки, аппликации, макеты и т.д.).
Процесс коллекционирования отличается этапностью:
– на первом этапе происходит накопление знаний дошкольников о предмете коллекционирования. Для этого используются такие средства, как беседы, наблюдения, рассматривание предметов и иллюстраций в альбомах, энциклопедиях, книжных иллюстрациях (выявление интересов и потребностей дошкольников);
– на втором этапе происходит систематизация получаемой информации, активизация получаемых представлений и знаний; сбор материала; побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования. В качестве средств образовательной деятельности используются проблемные, игровые и обучающие ситуации; чтение художественной литературы и энциклопедий; включение коллекций в совместную деятельность с детьми;
– на заключительном этапе организуются выставки детских коллекций, творческих работ детей; проводятся презентации отдельных экспонатов выставки коллекции или коллекции в целом [12, 32].
Коллекционирование обладает важным значением для развития познавательных способностей дошкольников, развития познавательного интереса путем создания коллекций. В итоге у детей происходит формирование умений (наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, группировать); избирательных интересов; расширение кругозора; и т.д. [49].
Образовательная деятельность с дошкольниками в рамках коллекционирования может реализовываться как в ходе режимных моментов, так и в процессе непосредственной образовательной деятельности в ходе организации образовательных ситуаций, проектов; в процессе самостоятельной деятельности детей (при условии наличия предметно-развивающей среды). Отдельным направлением выступает организация форм сотрудничества с родителями дошкольников в процессе работы по коллекционированию, для чего проводятся детско-родительские презентации семейных коллекций; организуются посещение музеев, выставок, библиотек; создаются совместно с родителями тематические коллекции в группе ДОО.
Выделяют следующие группы коллекций:
Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно- тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.
Домашние – это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних коллекций – демонстрация семейных традиций, объединение поколений.
Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что- то из коллекции без согласия ребенка). Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам. Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно условно выделить несколько видов коллекций: эмоциональные, познавательные, социальные.
Эмоциональные коллекции – наиболее распространённые в жизни
дошкольника, отмечаются активным началом и быстрым угасанием интереса к коллекции. Разумно пополнять коллекцию, использовать материал в продуктивном плане (сделать коллаж, панно, составить из наглядного материала разные классификации).
Познавательные коллекции отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции стабильны по тематике, связано это с углублением, расширением конкретной темы. («Камни», «Удивительный мир ракушек»).
Социальные коллекции – форма проявления социальных потребностей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.
Временные – это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы: «Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен года. Особую ценность имеют коллекции декоративно-прикладного искусства.
Длительные – это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, фотографий и т.д., экспонаты которых можно трогать, рассматривать [48, 49].
Особый интерес представляют коллекции лингвистической направленности: «Вежливые слова», «Осенние слова» (зимние, весенние, летние), «Сладкие слова», «Фразеологические обороты».
Таким образом, собранные детьми коллекции используются в непосредственной образовательной деятельности, способствуют формированию интегративных качеств детей: общительности со взрослыми и сверстниками, соблюдению общепринятых норм и правил поведения, эмоциональности и отзывчивости, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, владение универсальными предпосылками учебной деятельности. Проводимая работа с детьми по коллекционированию способствует развитию любознательности и познавательного интереса.
В период дошкольного детства коллекционирование проходит свой путь развития.
В младшем дошкольном возрасте у детей можно наблюдать «собирательство», служащее в качестве основы будущего коллекционирования. Несмотря на то, что особые проявления индивидуальности при коллекционировании отсутствуют, тем не менее ярко прослеживается половая принадлежность при собирании коллекций у мальчиков и у девочек. У младших дошкольников отсутствует целенаправленность при собирании, их деятельность ориентирована на своего рода собирательство-манипулирование (перебор «сокровищ», «складывание» – «пакование», рассматривание однородных предметов (рассаживание кукол в ряд, раскладывание книжек, сортировка пуговиц, тяготение к действиям со множествами, сбор на прогулке однородных предметов (камней, шишек, листвы). Подобные специфические особенности собирательства обусловлены формированием сенсорного опыта, предпосылок развития познавательных умений, и служат предпосылками для будущих действий коллекционирования. Кроме того, младшие дошкольники не отличаются индивидуальными проявлениями в выборе предметов собирательства, однако присутствуют половые предпочтения у детей в направленности собирания предметов.
В период среднего дошкольного возраста в качестве объектов собирательства выступает уже определенная тема, как эмоционально окрашенный выбор близких ребенку предметов, с учетом быстрой переключаемости ребенка на разные виды деятельности. Дети «возвращаются» к коллекции или теме, любуются «сокровищами», получают удовольствие от разнообразных действий с ними (раскладывания, сортировки, обыгрывания и т.п.). Дошкольники охотно собирают игрушки, необычные природные объекты (камни, ракушки, шишки), культивируемые медиа-средствами предметы (вкладыши к фигуркам из киндер-сюрпризов, мелкие игрушки, продаваемые с пищевыми продуктами), соразмерные детской руке и приятные на ощупь предметы (лоскуты, пуговицы и т.п.). При этом детям интересны как сами предметы (как объекты изучения, рассматривания, обыгрывания, манипуляций), так и образы, изображенные на предметах – магнитах, обертках, вкладышах (персонажи мультфильмов).
В связи с развитием индивидуальных познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста многие увлечения приобретают характер коллекционирования. Дети могут изучать, собирать, систематизировать вызвавшие интерес объекты, при этом неоднократно возвращаться к ним, демонстрировать отдельные экспонаты коллекций сверстникам. В старшем дошкольном возрасте ярко проявляется индивидуальная и гендерная направленность коллекционирования. Многих дошкольников привлекает не столько владение коллекцией как результат, сколько процесс собирания, обмен впечатлениями и демонстрация коллекций. Действия детей с коллекциями обусловлены особенностями наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, поэтому коллекции детей характеризуются визуальностью и манипулятивностью, при этом визуальность представлена наглядностью. Собираемый материал представляется реальными, осязаемыми объектами. Это могут быть картинки, рисунки, открытки, фотографии, вырезки из журналов, предметы (игрушки), книги и журналы. Особое место занимают экспонаты коллекций, сделанные своими руками (самостоятельно или в совместной деятельности со взрослыми) – коллажи, детские рисунки книжки, поделки из разного материала и выполненные в различной технике.
Н. А. Рыжова в своей статье «Как стать коллекционером» определяет коллекционирование как «не только увлекательное, но и развивающее занятие». В статье содержится интересная информация о том, какие коллекции можно собирать с детьми, как лучше оформить коллекции, какие игры и опыты можно провести с экспонатами коллекций [44]. В статье можно найти практические рекомендации по организации различных видов игр с камнями.
Большой интерес для работы с дошкольниками представляет исследование Ю. В. Каспаровой [43]. Автор предлагает собирать с детьми различные коллекции растений, дополнять гербарии интересными фактами, стихами и загадками о растении, дает практические рекомендации по использованию засушенных растений при изготовлении поделок, сувениров и дидактических игр типа лото.
В процессе формирования у дошкольников познавательного отношения к окружающему вскрываются некоторые стороны самих познавательных интересов, в которых явственно выражено единство интеллектуального и эмоционального отношения человека к предметам действительности.
Создание совместных детско-взрослых коллекций способствует разрешению противоречия между доминированием игровых и недостаточным развитием познавательных мотивов у дошкольников. Эта цель может быть реализована при условии, что в совместной со взрослым деятельности будут использоваться методы и приемы, обеспечивающие повышение осознанности в познании: обсуждение вопросов, позволяющих детям выделить целевые и содержательные характеристики познания («Что хотим узнать? Для чего? Зачем? Как можно узнать? С помощью чего? Что нужно сделать?»).
Коллекцию в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности:
Познавательная: развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация); развитие математических представлений временные представления, счетные операции; ознакомление с окружающим миром; расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций.
Игровая: игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры;
Продуктивная: реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых), опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций;
Коммуникативная:
– тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией;
Трудовая: при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд;
Чтение художественной литературы по теме коллекций, включая энциклопедическую, познавательную и детскую художественную литературу;
Художественная: изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т.д.)
Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться: в режимные моменты (утренние часы приема, во время прогулок, вовремя минут ожидания, в вечернее время); в ходе непосредственной образовательной деятельности (образовательные ситуации, проекты), в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды).
Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания.