Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Когнитивные и Функционально-стилистические особенности англоязычных текстов фешн-индустрии.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1 Теоретические основы исследования текстов фэшн-индустрии 8
1.1 Подходы к определению дискурса в современной лингвистике 8
1.2 Дискурс моды 16
1.3 Терминологическое наполнение текстов фэнш-индустрии 25
Выводы по главе 28
Глава 2 Анализ текстов фэшн-индустрии с точки зрения когнитивного наполнения и стилистических особенностей 30
2.1 Тематический состав и когнитивная плотность текстов фэшн-индустрии 30
2.2 Частотные номинации сферы моды 32
2.3 Лексико-стилистические средства текстов фэшн-индустрии 47
Выводы по главе 53
Заключение 54
Список использованной литературы 59
Введение:
К ценностным формам проявления эстетических отношений культуры принадлежит феномен моды. Мода — это существующее в определенный период и общепризнанное на данном этапе отношение к внешним формам культуры: стилю жизни, обычаям, поведению, одежде. Однако при употреблении слова «мода» обычно имеем в виду одежду, поэтому между ними ставится знак равенства. Именно одежда, в отличие от других предметов и форм культуры, универсальна в использовании и легко изменяется. Она является тем объектом, в котором человек непосредственно выражает свое художественное мировоззрение.
Мода остается относительно новой темой для лингвистики, в особенности отечественной, несмотря на то, что является объектом изучения ряда наук, таких как философия, культурология, социология, история и экономика.
Мода существует в различных областях жизнедеятельности людей, являясь, таким образом, универсальной характеристикой общества. Она выступает как внешнее оформление содержания общественной жизни, отражает уровень и особенности вкуса общества в определенный период времени.
Актуальность данного исследования определяется динамизмом развития бизнеса по производству одежды, то есть одного из сегментов фэшн-индустрии, сконцентрированного на дизайне, производстве и маркетинге текстильных и швейных продуктов, связанный с эволюцией и сезонностью фэшн-продуктов, и мощная интеллектуальная (креативная) составляющая, связанная с творчеством фэшн-дизайнеров, является характерной особенностью этого рынка. Современный человек, прежде всего, современная женщина, не имеющая времени, в силу высокого темпа современной жизни, посвящать много времени традиционному шопингу, воспринимает моду, а также происходящие явления, через призму модных журналов-каталогов, исходя из этого представляется целесообразным рассмотреть когнитивную плотность текстов, актуализирующихся в данном типе дискурса и рассмотреть лексико-стилистические средства, которые используются для привлечения внимания целевой аудитории.
До настоящего времени в российской лингвистике современный дискурс моды не был изучен. Существуют работы, которые посвящены отдельным аспектам моды, но попытка в целостном научном осмыслении современного дискурса моды, которая направленна на выявление общих тенденций в его формировании и развитии, обобщение и систематизацию его характеристик пока не была предпринята. Поэтому в настоящее время изучение модного дискурса является актуальной темой для исследования.
Степень разработанности проблемы. На сегодняшний день тема моды попадает не только с в сферу интереса производителей товаров, относящихся к данной сфере и маркетологов, но все чаще становится объектом лингвистических исследований.
Концепт «мода» исследовали выдающиеся российские ученые-лингвисты (Т. В. Долгова, Д. А. Башкатова, Е. И. Огневая, Я. С. Матосян, Т. А. Терешкович, И. В. Попова, О. В. Чурсина, Л. О. Чернейко, и др.). Изучению словаря моды (1999) посвящена работа Т. А. Терешкович. В исследовании Т. В. Долговой (2007) рассматривается английская терминология дизайна одежды и моды в социолингвистическом аспекте. В работе И. В. Поповой (2007) уделяется внимание особенностям языка индустрии моды с точки зрения лексической семантики и стилистики. Соотношение понятий «мода» и «языковая мода» (2008) исследует Е. И. Огневая. Философско-лингвистический аспект моды (2008) находит отражение в работе Л. О. Чернейко. В исследовании Я. С. Матосян (2001) рассматриваются тенденции формирования и функционирования номинаций понятийной сферы «одежда и мода» в русском языке 20-21 вв. Работа Д. А. Башкатовой (2010) посвящена отдельным аспектам русского дискурса моды.
Концепт «мода» анализируется с точки зрения лингвокультурного наполнения. Так, О. В. Чурсина и Ю. В. Очередько рассматривают и анализируют ценностный компонент лингвокультурного концепта «мода» в русской и американской лингвокультурах [30]. М. С. Атоян проводит лингвокультурный анализ концепта «fashion» в современном англоязычном дискурсе. Он убежден, что описание концепта «Fashion» как модели языкового отображения культуры позволяет не только определить структуру данного концепта, но и выразить своеобразие способов познания действительности англоязычным населением [7].
Интерес исследователей также вызывает когнитивное наполнение текстов сферы фэшн-индустрии. Анализу подвергается номинативное поле концепта «мода» в руссом языке [28]. Исследователи представляют результаты исследования концепта «Мода» на примере образной составляющей [31].Полученные результаты указывают на то, что одним из основных образов в образной составляющей концепта «Мода» является образ заполненного предметами пространства.
Л. Т. Ягафарова убеждена, что концепт «мода» находит свое выражение в вербальных средствах, закрепленных в сознании носителей языка. Исследователь проводит анализ концепта моды на примере массовой литературы. Исследование вербализации концепта «мода» в современных художественных текстах способно воссоздать образ эпохи, представленной на страницах романов. Более того, освещая одну из социальных сфер современного героя — атрибутику внешнего вида, концепт «мода» связан с отражением ценностного принципа, лежащего в основе выбора и подбора одежды, обуви, аксессуаров и т.д. [33]
Особенности репрезентации концепта «мода» в китайском и русском языках являются предметом исследования в работе А. П. Гриб и Ю. А. Семешко.
Н. А. Ахренова занимается изучением нового для русскоязычного сегмента блогосферы интернета и устоявшегося в англоязычной блогосфере феномена — fashion-блогинга. Fashion-блоги рассматриваются как дискурс, как комплексное многогранное явление, что определяет изучение как лингвистической, так и экстралингвистической компонент данного дискурса [8].
C точки зрения фреймовой организации дискурса проводит анализ концепта «fashion» Н. Бергер. Она убеждена, что фрейминг формируется определенная часть дискурса моды, который потребитель адаптирует и трансформирует в индивидуальные представления о моде и ее потреблении. Опросы общественного мнения показывают, что интерес к умной одежде среди массовой публики заметно растет. Чтобы преобразовать этот растущий интерес в прибыльное массовое производство, заинтересованные игроки от smart fashion отрасли должны включить потребителя в свои стратегии [12].
Заключение:
Изучением проблемы дискурса ученые занимались с середины XX века, но в последние десятилетия интерес к данному явлению возрос. Это связано с тем, что формирование новой антропоцентрической парадигмы привело к расширению сферы изучения реализаций языковых фактов в направлении их более детального анализа и обусловило необходимость выработки адекватных методов и принципов лингвистических исследований.
Понятие дискурс является многозначным. Его изучают во многих дисциплинах, таких как лингвистика, семиотика, литературоведение, этнология, социология, философия, антропология, а также он предполагает изучение функционирования языка. Изучением дискурса занимались Н.Д. Арутюнова, Э. Бенвенист, Э. Бюиссанс, А. Греймас, Ж. Деррида, В.И. Карасик, Ю. Кристева, Е.С. Кубряков, М. Пешё, Ф. де Соссюр, М. Фуко, Ю. Хабермас и мн. др.
Анализируя определения дискурс, можно прийти к выводу, что под ним понимается процесс и результат языковой деятельности. Также его можно представить в виде формулы: что именно говорят, кто и где. То есть для понимания дискурса необходимо знать в какой обстановке производится коммуникативный акт, кто его совершает и что говорит.
В лингвистике существуют разные виды дискурса: политический, медицинский, юридический, деловой, религиозный, спортивный, модный и другие.
Феномен моды, без сомнения, занимает важное место среди прочих социальных явлений, он давно находится в поле зрения психологов, социологов, искусствоведов, философов и культурологов. Мода формирует динамичную ценностную систему, обладающую уникальной способностью постоянно транслировать социокультурные и эстетические ценности. В связи с этим постоянный интерес профессионалов в сфере журналистики, экономики, бизнеса и в целом представителей разных категорий социума не перестают интересовать знаковые события моды и скрытые пружины ее сложного механизма. Следует отметить, что мода наделена важным нравственно-этическим потенциалом, она участвует в формировании вкусов людей и отражает актуальные тенденции в общественной жизни.
Анализируя многочисленные работы как отечественных, так и зарубежных авторов, которые посвящены проблематике исследования феномена моды в различных аспектах, мы установили, что несомненный интерес к этому явлению не только не ослабевает, но и постоянно возрастает. К примеру, это можно объяснить тем, что мода является одним из наиболее распространенных видов искусства, она быстро реагирует на любые изменения в различных областях жизни людей. Процесс изучения явления моды способствует тому, что более глубоко начинают пониматься потребности общества. В моде отражаются существенные черты своего времени, это, в свою очередь, помогает проследить, как связаны изменения в стране с теми процессами, которые происходят культурной в сфере и социальной жизни общества. Мода является целостным и универсальным явлением, которое существует в различных областях жизнедеятельности людей. Она принадлежит не к миру вещей, а людей, это помогает идентифицировать ее как инструмент социального развития человеческого общества. По прошествии времени происходит изменения существующих ценностных установок в модной области, аналогом понятия «мода» становятся периодически повторяющиеся явления массового стандартизированного поведения индивидов.
Характеру моды свойственна быстрая динамика формы выражения. Изменения, происходящие в моде, оказывают влияние и на состав лексики, а именно – на состав специальной лексики – терминологии. Терминология, как любая другая группа лексических единиц, отражает соответствующее развитие областей жизнедеятельности, науки.
Дискурс моды, являясь неотъемлемым условием существования и функционирования института моды, отражает постоянно меняющуюся реальность и образ мышления данного профессионального сообщества. Значимые и актуальные для современного общества события и явления неизменно воплощаются в коммуникации, в том числе чрезвычайно активно и в рамках дискурса моды. Именно поэтому СМИ в современном дискурсе моды являются ключевыми для его понимания, так как именно СМИ являются основным каналом влияния на массовое сознание.
Дискурс фэшн-индустрии отображает язык культуры в его интернациональном, национальном, социально-статусном и индивидуально-личностном измерениях. Мода представляет собой социокультурное явление, выступающее как ритуализованная форма поведения, которая поддерживает те или иные вестиментарные вкусы и предпочтения через подражание пропагандируемому в данный временной период эталонному образцу;
Дискурс фэшн-индустрии относится к универсалиям культуры, актуальным для русско- и англоязычной лингвокультур и объединяющим многочисленные группы людей.
При исследовании концепта «мода» важно учитывать способы, при помощи которых происходит обозначения различных аспектов этого явления в языке, речевые репрезентации и связанные с ними культурные импликации, которые прочно укрепились в сознании носителей языка и культуры. Реализовать данный подход невозможно, не обратившись к конкретным социально-историческим факторам. На моду и отношение к ней в каждой из рассматриваемых культур существенное влияние оказали экономические, политические, социальные, культурные и исторические условия.
Несмотря на большое количество различий в дефинициях моды, чаще всего под ней понимается манера одеваться, которая отражает вкус, господствующий в тот или иной временной период. Мода является, прежде всего, социокультурным явлением, выступает как ритуализованная форма поведения, поддерживающая те или иные вестиментарные вкусы и предпочтения посредством подражания эталонному образцу, который пропагандируется в данный временной период.
Дискурс фэшн-индустрии отображает язык культуры в его интернациональном, национальном, социально-статусном и индивидуально-личностном измерениях. Мода представляет собой социокультурное явление, выступающее как ритуализованная форма поведения, которая поддерживает те или иные вестиментарные вкусы и предпочтения через подражание пропагандируемому в данный временной период эталонному образцу.
Исследование показало, что дискурс моды имеет вид сложной структуры, иными словами, фрейма, что характеризует дискурс моды как институциональный элемент.
С миром моды также тесно связаны представители высших слоев общества и знаменитости, которые, являясь законодателями моды, осуществляют рекламу продукции того или иного модного дома.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы исследования текстов фэшн-индустрии
1.1 Подходы к определению дискурса в современной лингвистике
Дискурс представляет собой широкое, отчасти противоречивое, понятие, имеющее междисциплинарный характер. В разных областях наук наметилась тенденция применять его к любым видам практик человека и сферам его деятельности. Дискурс стал так называемым «модным словом», одним из немногих понятий современности, которое употребляется в самых разнообразных контекстах в различных значениях, в связи с чем имеет немало научных интерпретаций [44, с. 7]. Еще больше усложняет понимание сущности данного понятия то обстоятельство, что употребление слова вышло за рамки науки и часто встречается в повседневной речи. В самой лингвистике до сих не существует всеобще принятой теории дискурса и дискурс-анализа, поскольку смысл, вкладываемый в данное понятие, зачастую определяется предметом и областью исследования. Так, дискурс-анализу посвящаются работы по социолингвистике, психолингвистике, политолингвистике, лингвистике текста, работы по изучению живой речи. Чтобы понять причину множества трактовок и подходов, а также выяснить, какое понимание дискурса преобладает в современной дискурсивной лингвистике, рассмотрим сначала кратко историю возникновения и развития понятия дискурс.
Хотя слово и приобретает терминологический статус только во второй половине XX в. (после зарождения новой области языкознания лингвопрагматики), в ходе развития науки оно рассматривается под разным углом. Прежде всего следует отметить, что этимологически оно восходит к латинскому слову discursus, которое, подчеркивает Томас Нир, вовсе не означает «речь», «разговор», как указывают некоторые исследователи в своих работах [44, с. 12]. Имея значения «беготня» [www.linguaeterna.com], «сообщение», «обсуждение» (Mitteilung, Erörterung), в древнелатинском оно считается «ничего не говорящим словом» (Allerwertswort) [37]. То есть, дискурс изначально является словом с широкой семантикой, которое может иметь многочисленные значения в зависимости от контекста.
В XX в. и последующем веках происходит значительное расширение понятия дискурс. В лингвистике к термину «дискурс» также впервые обратились в контексте изучения речевой деятельности, при характеристики которой возникла необходимость отвлечься от формальной стороны языка и принять во внимание естественно-языковые процессы, требующие всестороннего анализа.
Однако, по мнению современных, особенно немецких лингвистов (T. Niehr, M. Wengeler), трактовка дискурса лишь с позиции речевой деятельности устарела. Они придерживаются мнения, что живая речь является материалом и объектом речевого анализа (нем. Gesprächsanalyse, англ. conversational analysis), другой области лингвистического исследования, нежели дискурсивной лингвистики, в рамках которой разрабатываются современные методы дискурс-анализа.
Активно сущность дискурса изучается во второй половине XX в. Дискурс используется уже не просто для обозначения коммуникативной формы, но для описания языковых образований (предложений, высказываний, текстов) в соотнесенности с языковым и социальным контекстом, определяющим значение высказываний.
Известность приобретает не лингвистическая концепция дискурса представителя постструктурализма, историка и философа М. Фуко, на которую в дальнейшем опираются многие лингвистические трактовки и теории данного феномена. М. Фуко определяет дискурс как место возникновения понятий, систему взаимосвязанных положений, которые, формируя некую действительность, излагаются и понимаются нужным образом в определенное время в определенном социально-историческом контексте. Согласно М. Фуко, все наши мысли, чувства, способ изложения информации, высказывания регулируются миром, в котором мы живем, его правилами. В этом мире, в конкретные эпохи формируются общественные знания, передаваемые посредством языка (1968/69). Чуть позже (1981) дискурс описывается мыслителем как социальные и культурные практики, стратегии, которые отражаются в действиях социальных групп и отдельных индивидуумов. Фуко говорит о социальной природе дискурса, в нем конструируется социальная реальность, в создании которой важную роль играет язык. Идеи Фуко представляют интерес для прагмалингвистики и дискурсивной лингвистики, можно даже сказать, что они являются некими предпосылками для переосмысления некоторых положений ученого в лингвистической науке. Например, как указывает Мартин Венгелер, Фуко обращает свое внимание на факторы, которые обуславливают возможность того, чтобы что-то было сказано, на то, как и почему это было сказано [48, с. 83]. Кроме того, в центре внимания некоторых исследований в области дискурсивной лингвистики находится понятие «(общественное) знание», которое на протяжении своей жизни получают и передают участники дискурса – представители различных социальных групп. З. Егер, например, выдвигает свою точку зрения на дискурс, предлагая исследовать дискурсы как носители «знаний». Сам дискурс лингвист описывает метафорически как «протекание знания сквозь время» (Fluß von Wissen durch die Zeit), как инстанцию, обладающую регулятивными свойствами. Одним словом, в основе теории дискурса ученого лежит знание, бытующее в соответствующих обществах, определяющее деятельность людей и формирующее институциональную действительность [40]. Нужно заметить, что социальные, исторические и культурные аспекты использования языка человеком в дальнейшем также находятся в центре внимания многих теорий о дискурсе, например: Н.Д. Арутюнова (1990), Е.С. Кубрякова (2000), Т.А. ван Дейк (1989), H. Kuße (2002), J. Blommaert (2005), J. Spitzmüller/I. Warnke (2011).
Если изначально при интеграции в науку дискурс является объектом психолингвистики и лингвистики речи, где он описывается как процесс общения, устная речь, противопоставляемая письменной канонической речи, то в 70-е годы XX в. в связи с развитием лингвистики текста дискурс начинает рассматриваться отечественными и зарубежными лингвистами в соотношении с категорией текста. Термин «текст», с учетом аспектов структурно- и коммуникативно-ориентированной лингвистики, можно определить, как ограниченную, но синтаксически и семантически связную последовательность языковых знаков, которые образуют одно целое и выполняют определенную коммуникативную функцию. Текст является особой формой коммуникации. Далее из лингвистики текста развивается дискурсивная лингвистика, которая занимается разработкой методов лингвистического дискурс-анализа, рассматриваемого немецкими лингвистами как “транстекстуальный анализ языка” (transtextuelle Sprachanalyse) [44, с. 29].