Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Когнитивное искажение в деятельности менеджера среднего звена
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
\Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы когнитивных искажений в профессиональной деятельности 6
1.1 Сущность содержаний когнитивных искажений 6
1.2 Причины формирования когнитивных искажений в профессиональной деятельности 14
1.3 Теоретическая модель влияния когнитивных искажений на успеваемость менеджера среднего звена 22
Вывод по главе 1. 30
Глава 2. Эмпирические исследования когнитивных искажений в деятельности менеджера среднего звена 31
2.1 Методология и организационные исследования 31
2.2 Результаты диагностики 57
2.3 Разработка рекомендаций, направленных надо снижение степени влияния когнитивных искажений и успешность деятельности менеджера среднего звена 63
Выводы по главе 2. 64
Заключение 65
Список использованной литературы 66
Введение:
В 1972 году в когнитивную науку было введено понятие «когнитивное искажение», обуславливающее систематическое отклонение в поведенческих особенностях, на уровне восприятия и мышления, в основе которых заложены субъективные убеждения (предубеждения) и стереотипы, социальные, моральные и эмоциональные причины, сбои при информационной и аналитической обработке, а также физические ограничения и индивидуальные особенности в строении головного мозга.
Возникновение когнитивных искажений связано с дисфункциональными убеждениями, которые внедряются на уровне когнитивных схем, анализируя автоматические мысли, они легко идентифицируются. Человек как существо социальное наделено такой склонностью, как создание «субъективной социальной реальности», в основе которой лежит восприятие, но при этом, создавая субъективную реальность человек, подстраивает свое поведение в обществе под нее.
Когнитивному искажению подвержен любой человек вне зависимости от статуса, возраста, образа жизни, вероисповедания, поэтому считаю тему работы: «Когнитивное искажение в деятельности менеджера среднего звена» крайне актуальной.
Целью дипломной работы является изучение когнитивного искажения в деятельности менеджера среднего звена.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть понятие и сущность когнитивного искажения;
2. Охарактеризовать когнитивные искажения в профессиональной деятельности менеджера;
3. Провести исследование степени когнитивного искажения менеджера среднего звена на примере
Объектом исследования выступают когнитивные искажения. Предмет исследования — сущность и содержание когнитивного искажения в профессиональной деятельности менеджера среднего звена.
Для достижения цели использовались следующие методы:
1. Общенаучный метод: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение и систематизация эмпирических и теоретических данных
2. Эмпирический метод:
— наблюдение, беседа;
— методы психодиагностического исследования, тестирование с помощью комплекса тестовых методик.
Гипотеза: Когнитивные искажения влияют на успешность деятельности менеджера, в частности такое искажение как «восприятие выбора» сказывается на принятии правильных решений.
Заключение:
Влиянию когнитивного искажения подвержены абсолютно все взрослые люди независимо от социального статуса и рода деятельности. Но стоит учесть, что фактором способствующим развитию когнитивных искажений может быть и образ жизни и сфера деятельности человека.
На сегодняшний день проблемой когнитивных искажений и их воздействия на полноценность жизни людей занимаются многочисленные ученые, придумано множество методик и диагностических тестов. Но до сих пор нет точного подтверждения тому, что наличие когнитивных сказывается на эффективности работы человека только отрицательно.
В ходе работы цель работы: «Когнитивное искажение в деятельности менеджера среднего звена» была полностью достигнута.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность когнитивного искажения;
2. Охарактеризовать когнитивные искажения в профессиональной деятельности менеджера;
3. Провести исследование степени когнитивного искажения менеджера среднего звена на примере были решены.
Гипотеза: когнитивные искажения влияют на успешность деятельности менеджера, в частности такое искажение как «восприятие выбора» сказывается на принятии правильных решений, нашла свое подтверждение в ходе работы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы когнитивных искажений в профессиональной деятельности
1.1 Сущность содержаний когнитивных искажений
Среди психологов нет точного определения когнитивным искажениям, да и сам этот термин относительно молод. Его ввели в 1972 году первопроходцы когнитивной науки израильские психологи Даниэль Канеман и Амос Тверски. Во время исследований числовой грамотности они обнаружили, что испытуемые допускают одинаковые ошибки.
Например, Канеман одним из первых выявил когнитивное искажение под названием «ошибка конъюнкции». В этом ему помогла такая задачка: «Линде тридцать один год, она не замужем, откровенная и очень умная. В университете изучала философию. Будучи студенткой, она уделяла много внимания вопросам дискриминации и социальной справедливости, а также участвовала в демонстрациях против использования ядерного оружия». Затем Канеман спрашивал испытуемых, какой из двух вариантов, по их мнению, вероятнее: Линда — кассир в банке или Линда — кассир в банке и активистка феминистского движения. Почти все выбирали второй вариант — но по теории вероятности это не так, так как единичное событие вероятнее, чем два несвязанных. Наш разум способен на огромное количество разнообразных ошибок, и многие из них как будто стоят у истоков целых культурных явлений.
Когнитивные искажения (cognitive biases) — это присущие нашим познавательным (когнитивным) процессам систематические ошибки, приводящие к тому, что человек делает неправильные выводы, оценивает ситуацию, других людей не правильно, принимает неверное решение.
Важно понимать, что когнитивные искажения — это не некие ситуативные искажения, и не что-то сугубо индивидуальное, индивидуально-специфическое. На самом деле когнитивные искажения присущи всем людям и являются, по сути, естественными ограничениями человеческого разума.
Вообще, нужно сказать, что естественных ограничений у человека много.
Естественные ограничения существуют у нашего тела. Это ограничения в скорости и силе, ограничения подвижности суставов (например, такое орудие пыток, как дыба, эксплуатирует ограничения нашего плечевого сустава), ограничения системы пищеварения (мы не можем переваривать зеленую траву как жвачные) и т.д. и т.п.
Естественные ограничения существуют и у наших органов чувств, т.е. у наших ощущений. Давайте рассмотрим несколько примеров.
Мы не видим ультрафиолет. А если бы мы его видели, то не сгорали бы на солнце, всегда могли бы выбрать место, где УФ-излучение наименее интенсивно.
Мы не слышим инфразвуки. А если бы слышали, то подобно многим животным могли бы заранее узнавать о, например, обвале, землетрясении, сходе лавины.
Мы не ощущаем радиацию. А если бы ощущали — нам не нужен был бы счетчик Гейгера [27].
Наше обоняние не различает запаха угарного газа. А если бы различало, то в нашем языке не было бы такого понятия как «угарел».
Для нашего вкуса неразличимы многие яды. А если б мы эти вкусы чувствовали, то не нужны были бы дегустаторы.
Более сложный по сравнению с ощущением когнитивный процесс — это восприятие. У восприятия тоже есть свои ограничения, называются они иллюзиями восприятия. Многие знают целый ряд иллюзий восприятия, особенно это касается оптических иллюзий, обмана зрения. Одна из самых известных иллюзий такого рода — иллюзия Мюлера-Лайера (Рис. 1).
При взгляде на рисунок, расположенный над этим текстом кажется, что верхняя линия длиннее нижней, хотя на самом деле линии равны. Еще одна широко известная иллюзия носит название «вертикально-горизонтальной»
Хотя на рисунке выше вертикальная линия кажется длиннее горизонтальной, в действительности, эти линии равны.
Кстати, многие иллюзии восприятия помогают нам наслаждаться жизнью. Например, перспектива, которую мы созерцаем на картине, является самой настоящей иллюзией восприятия.
Существует и такое естественное ограничение восприятия, как его скорость. Из-за этого ограничения мы не можем, скажем, так, уворачиваться от пуль, но благодаря этому ограничению мы можем наслаждаться кинематографом (стробоскопический эффект).
Когнитивные искажения проявляются в более сложных, чем ощущение и восприятие когнитивных процессах. Речь тут идет, прежде всего, о мышлении, памяти, о социальном восприятии (социальной перцепции —
восприятии других людей и различных их групп, например, наций) [6, c. 119].
Открытие когнитивных искажений стало важной вехой на пути развития психологии и вообще науки. В частности, когда-то считалось, что разум — это точный механизм, и ошибается он только в результате работы с некачественной, неполной информацией и/или в результате вмешательства эмоций в его работу. И вот примерно с конца 60х годов ХХ века стало понятно, что сам этот механизм далек от совершенства, а наш разум сам по себе имеет ограничения, которые в реальной жизни приплюсовываются к ограничением, порожденным качеством и полнотой информации и эмоциональными всплесками.
И конечно, знать о когнитивных искажениях необходимо, полезно учитывать естественные ограничения нашего разума при принятии решений и составлении мнений. Но должен предупредить: само по себе знание о когнитивных искажениях не приводит автоматически к тому, что человек вовремя распознает, что действует под влиянием когнитивных искажений, и не совершит ошибки. Подобно тому, как знание о том, что иллюзия Мюллера-Лайера и вертикально-горизонтальная иллюзия — это иллюзии, не приводит к тому, что линии начинают восприниматься нами как равные по длине.
В исследование когнитивных искажений внесли вклад такие ученые, как Даниэль Канеман, Амос Тверски, Томас Гилович, Питер Уэйсон, Барух Фишхоф, Эллен Лангер, Лорен и Джин Чепман, Эмили Пронин и многие другие.
Когнитивные искажения лежат в основе возникновения лженаук. Когнитивным искажениям подвержены как создатели лженаук, когда им кажется, что они открыли реально существующие закономерности и на самом деле эффективные средства и методы. Подвержены когнитивным искажениям и адепты и потребители лженаук, которым именно под влиянием когнитивных искажений представляются действенными лженаучные рецепты.
Такое явление, как тоталитарно-деструктивные секты тоже во многом связано с когнитивными искажениями. И опять-таки им подвержены и создатели сект и те, кто в эти секты попадают.
Вера в экстрасенсорику, в биоэнергетику, в энерго-информационные явления так же во многом обусловлена когнитивными искажениями.
Огромную роль исследование когнитивных искажений сыграло в формировании такой науки как поведенческая экономика, а также в принятии научным сообществом того факта, что человек не является рациональным при принятии экономических решений [30, c. 300].
Самые распространенные когнитивные искажения:
• Эффект повального увлечения – повторение действий или вера в то, что делают или во что верят многие люди.
• Искажение в восприятии личного выбора – стремление помнить свои прошлые выборы в более положительном ключе, чем они были в действительности.
• Ошибка, связанная с подтверждением – стремление к поиску и интерпретации информации для подтверждения уже имеющихся данных.
• Эффект узких рамок (фрейминг) – применение слишком узкого подхода в описании проблемы или ситуации.
• Иллюзия контроля – вера человека в то, что он способен контролировать или оказывать влияние на результаты событий, когда на самом деле это не так.
• Эффект знакомства – стремление человека необоснованно симпатизировать кому-то только по той причине, что он с ним знаком.
• Рационализация покупки – стремление искать рациональные аргументы, чтобы убедить себя, что покупка была сделана не зря.
• Ошибки в планировании – недооценка времени, требуемого на выполнение поставленных задач.
• Сопротивление – желание человека делать что-то, противоположное тому, к чему его кто-то принуждает, как потребность противостоять мнимому ограничению свободы выбора.
• Ошибка атрибуции – стремление объяснять поведение другого человека его личностными качествами, пренебрегая ситуативными особенностями, и одновременное преувеличение влияния ситуативных особенностей на собственное поведение, недооценивая влияние личных качеств.
• Уклон в пользу положительного исхода – стремление к преувеличению и переоценке при предсказании благоприятных событий.
• Предвзятость подтверждения – стремление оценивать логику аргументации, зависимо от убеждённости в ложности или истинности заключения.
• Ретроспективное искажение – пропуск памяти о произошедших событиях сквозь призму нынешнего знания. Причем, события в настоящем выглядят более предсказуемыми, нежели были на самом деле.
Рассмотрим пример.
Эффект Пигмалиона – это явление, которое состоит в том, что человек, убежденный в верности той или иной информации, непроизвольно ведет себя таким образом, что данная информация получает подтверждение (Рис. 3).
Может проявиться на любой стадии исследования и в любой науке: и при проведении процедуры эксперимента, и при обработке результатов, и при интерпретации результатов исследования, и т.д.