Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Кино, как способ воздействия на массовую аудиторию
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И МЕТОДЫ ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АУДИТОРИЮ 6
1.1.Психология массовых коммуникаций 6
1.2.Методы психологического воздействия средств массовой коммуникации 20
Выводы к 1 главе 24
ГЛАВА 2. КИНЕМАТОГРАФ КАК СРЕДСТВО МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ 26
2.1. Кино и общество 26
2.2.Российское кино: его роль в становлении отечественной аудитории 45
2.3.Особенности современной массовой аудитории на основе исследования российского зрителя 54
Выводы к 2 главе 59
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЙ КИНЕМАТОГРАФ КАК ИНСТРУМЕНТ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ 61
3.1.Роль кинофестивалей в развитии культурной среды 61
3.2. Управление массовым сознанием с помощью эмоций и образов (на примере фильма – победителя Венецианского кинофестиваля «Джокер») 63
Выводы к 3 главе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
Введение:
Современная Россия находится в периоде кардинальной трансформации социального, культурного, информационного устройства общественных отношений. Под влиянием глобализации, системной открытости возникают новые ценности и приоритеты, меняются стандарты поведения, исторически используемые обществом в повседневной деятельности.
Социальный и духовный мир человека формируется как продукт противоборства конкурирующих социальных институтов, важнейшими из которых являются семья (система и среда воспитания), школа (образовательная система и среда), государство (политическая система и среда), средства массовой информации (медиа система и среда).
В силу сущностных характеристик и объективно-субъективных обстоятельств фактором, коренным образом, влияющим на аудиторию, являются средства массовой информации. Доминируя в социо-коммуникативной среде, масс медиа фактически подменяют иные социально-политические институты по формированию культуры и духовного сознания людей, их ценностно-мотивационной сферы, поведенческих установок. Именно поэтому становится значимым изучение реальных возможностей, потребностей, способностей личности не только как субъекта, но и как реального носителя социального. В этой связи объективное воздействие на развитие ее отношений в обществе приобретает особый смысл.
Актуальность исследования. Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что, в конечном счете, пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей.
Медиа культура – детище современной культурологической теории, введенной для обозначения особого типа культуры информационного общества, являющейся посредником между обществом и государством, социумом и властью. Роль медиа культуры в обществе растет невиданными ранее темпами, являясь комплексным средством освоения человеком окружающего мира в его социальных, интеллектуальных, нравственных, художественных, психологических аспектах.
Вопросами влияния медиа культуры на сознание людей занимались зарубежные исследователи Р. Арнхейм, А. Базен, Р. Барт, Д. Белл, В. Беньямин, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, М. Маклюэн, Г. Маркузе, Х. Ортега-и-Гассет, Ч. Пирс, Д. Соссюр, Э. Тоффлер, М. Кастельс, Ю. Кристева, К. Леви-Стросс, Д. Рашкофф и др.
В России эту проблему исследовали представители семиотики, языкознания, психологии – М. Бахтин , Ю. Тынянов, Л. Выготский, Ю. Лотман, В. Библер , В. Михалкович, М. Ямпольский, А. Якимович.
В последнее десятилетие в условиях постсоветской демократической России появилось немало интересных работ А. Андреева, О. Астафьевой, Е. Баразговой, А. Грабельникова, Е. Дьяковой, Л. Закса, Я. Засурского, М. Жабского, С. Кара-Мурзы, Н. Кирилловой, М. Ковалевой, А. Короченского которые исследуют непростые пути информатизации общества, взаимоотношения медиа и власти, влияние медиакультуры на личность.
Массовая коммуникация играет огромную роль в жизни людей, она буквально вплетена в ткань современного общества, в его экономику, политику и культуру, она охватывает международные, межгрупповые и межличностные отношения.
Массовая коммуникация – это исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и обмена его между социальным субъектом и объектом.
Средства массовой информации – это учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.
Сегодня доступ к СМИ – это необходимое условие формирования всесторонне развитой личности. Они влияют на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе, но поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не под силу отдельному человеку.
Проблемы влияния СМИ на молодое поколение также рассматривали в своих работах Ю. А. Разинов, И. Б. Маньяковская , А. Я. Флиер, М. Кастельс , М. М. Гридчин , В. П. Петров , А. Г. Осипова, С. Панов , Э. Гинзбург , Ю. Ээльма , Н. М. Запекина , М. Е. Аникина, О. Северина, К. Сандалова .
В работе представлены публикации современных авторов касательно взаимоотношений общества и кино и влияния кино на массы: Кубрак Т. А., Курбанова Л. У., Капелюш М. Б. и др.
Целью дипломной работы является определение степени влияния средств массой информации на формирование нравственных ценностей и мировоззрения личности в современном обществе.
В связи с этим целесообразно поставить следующие задачи:
– рассмотреть понятие массовой коммуникации и ее психологического воздействия на человека и общество;
– раскрыть вопрос роли кино как средства массовой информации;
– рассмотреть особенности российского кино и его роль в становлении отечественной аудитории;
– выявить особенности современной массовой аудитории на основе исследования российского зрителя;
– раскрыть роль современного кинематографа, как инструмент массовых коммуникаций;
– на примере современного кинофильма показать способность управления массовым сознанием с помощью эмоций и образов.
Предмет исследования – воздействие кино на массовую аудиторию.
Объект исследования – современная массовая аудитория.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Итак, наше исследование было посвящено кино, как способу воздействия на массовую аудиторию. Для того, чтобы разобраться с главной проблемой, перед нами стоял ряд задач. Прежде всего, мы определились, что кино является средством массовой коммуникации, представляющей собой процесс по обмену информации. Причем это сложный процесс с обратной связью. Влиянием коммуникации на массы активно занимались психологи и социологи. Многие ученые пришли к выводу, что средства массовой информации действительно оказывают влияние на массовую аудиторию через ряд психологических установок и стереотипов.
Нам также удалось выяснить, что существует ряд методов воздействия на аудиторию или отдельную личность. Среди этих методов: заражение, подражание, внушение, убеждение. Для воздействия необходимы: коммуникатор и канал. Коммуникатор может быть как персонифицированный, так и безличный. Современные массовые коммуникации сохраняют и используют все методы воздействия, только используют для этого новые технологии.
Итак, мы выяснили, что кино занимает особое место среди средств массовой коммуникации. Следовательно ему присущи все способы и методы воздействия. Боле того, ввиду своей зрелищности, оно способно проникать в глубинные пласты сознания человека. Ни одно искусство не способно с такой достоверностью передавать нашу повседневную жизнь и привычки в максимально доступном виде максимально широким массам.
Кино, как социальное явление, объединяет вокруг себя людей всех национальностей и социальных слоев. Оно заставляет нас переосмысливать нашу жизнь и предназначение. Часто реальность совпадает с виртуальностью.
Фильмы помогают ответить на многие вопросы, учат, порой отвлекают от действительности и психологического напряжения. С помощью различных киножанров, психика освобождается от комплексов.
Между кино и обществом существует тесная взаимосвязь. Более того, кинематограф является составной частью общества, его продуктом и способом самовыражения. Находясь в руках власти, кино формирует идеологию государства и общества. Мир кино подчиняет зрителя своим законам и, перенося его в ирреальный мир, лишает критического мышления.
На примере становления российского кино, мы проследили, что оно, как мощный фактор влияния на человека, способствовало усвоению пропагандируемых им же установок. От воздействия пропагандой позже произошел переход к воспитанию личности и строителя коммунизма. С изменением идеологии, менялись и фильмы, а вместе с ними и общество, на них воспитываемое.
И, наконец, мы раскрыли значение кинофестивалей. Которые неким способом также оказывают влияние на массы.
В качестве примера нами выбран фильм «Джокер», как победитель недавнего Венецианского кинофестиваля и победитель двух номинаций в премии «Оскар». Данный фильм является прямым доказательством воздействия кино на массы.
Не прошло и недели с момента выхода в прокат ленты, как она уже получила самые высокие оценки зрителей. Рейтинг картины на IMDb – 9,2, а на сайте RottenTomatoes она заслужила 90 % одобрения .
Не успела состояться премьера, лента еще не вышла в прокат, как уже успела посеять панику в США. Проект обвиняют в романтизации маньяков и пропаганде «токсичной маскулинности». Многие считают, что фильм может спровоцировать массовую стрельбу, как в 2012 году на премьере «Темного рыцаря». Премьера «Джокера» насторожила родственников погибших в стрельбе.
Критики посчитали, что авторы ленты симпатизируют инцелам – молодым белым парням, которые испытывают проблемы в общении с девушками и не по своей воле остаются девственниками. В 2014 году один из вдохновителей движения Эллиот Роджер застрелил семь человек.
Активистка Сэнди Филлипс, чья дочь погибла во время стрельбы, считает, что фильм может спровоцировать зрителей на насилие: «Я боюсь, что один оказавшийся на грани человек — а может и не один, кто знает, – станет массовым убийцей. Это меня ужасает». Она назвала выход «Джокера» «ударом по лицу» .
Когда фильм вызывает столь бурную реакцию, это значит только одно – он так сильно надавил на нерв нашего времени, что эта рана будет болеть еще очень долго. При этом нельзя сказать, что в самом посыле сюжета можно заметить антигуманные настроения, скорее наоборот.
Фрагмент текста работы:
В современном мире массовая коммуникация является тем видом управляющей деятельности, которая формирует воздействие на систему ценностей, как отдельной личности, так и общества в целом посредством внедрения в массовое сознание оценок актуальных событий, признанных таковыми с точки зрения действующих субъектов социальных интересов. Термин «воздействие» в данном случае изначально предполагает направленную взаимосвязь между субъектами и объектами, в рамках которой уже задана граница их воздействия .
Коммуникация является процессом по обмену информацией, ведущей к взаимному пониманию. Данный процесс может происходить как между двумя людьми, так и в группе. Передаваться могут идеи, факты, мысли, чувства и ценности. Это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из которых необходим для полноценного взаимопонимания сторон. В случае небрежности и неосторожности одной из сторон, может произойти искажение смысла или его потеря. При отсутствии взаимопонимания, коммуникация также отсутствует. Для успешной коммуникации необходима обратная связь, чтобы иметь убеждение, что оппоненты поняли друг друга .
Социологи подразумевают под коммуникацией передачу социальной информации. Психологи термином «коммуникация» обозначают процессы обмена продуктами психической деятельности.
А. Б. Зверинцев рассматривает коммуникацию, прежде всего, как информационный аспект общения, одну из форм взаимодействия людей в процессе общения .
Г. Г. Почепцов в книге «Теория коммуникации» под коммуникацией понимает процессы перекодировки вербальной в невербальную сферы и обратно.
В. А. Спивак в книге «Корпоративная культура» рассматривает коммуникацию в виде обмена информацией в процессе деятельности или общения.
В современном информационном обществе заметную роль в жизни отдельной личности и социума играют средства массовой информации, которые активно влияют не только на отдельного человека, но и на массовое сознание.
В процессе психологического воздействия информации на человека происходит изменение механизмов регуляции поведения и деятельности человека . В качестве средств воздействия используются:
– слово, как вербальная информация – но здесь следует учесть, что разные люди по-разному воспринимают значение и смысл слов, которые оказывают разное воздействие (влияют уровень самооценки, опыт общения, интеллектуальные способности, особенности характера и типа личности);
– невербальная информация – интонация речи, мимика, жесты, знаковый характер приобретают позы и влияют на настроение, поведение, степень доверия;
– вовлечение человека в специально организованную деятельность, поскольку в процессе любой деятельности человек занимает определенный статус и тем самым закрепляет определенный тип поведения. Изменение статуса во взаимодействии может привести к изменению поведения, переживаниям, сомнениям.
– регуляция степени и уровня удовлетворения потребности (вследствие признания человеком права за другим или определенной группой в регулировании своего уровня удовлетворения потребности, могут происходить изменения).
Целью воздействия является:
– заменить существующую информацию в системе взглядов и установок на новую;
– изменить структурные отношения в системе установок, доносить такую информацию, которая раскрывает объективные связи между объектами, изменяет или устанавливает новые связи между установками, взглядами человека;
– изменить отношение человека, произведя сдвиг мотивов и сдвиг в системе ценностей слушателя.
Основным критерием выделения массового сознания в качестве автономного духовного образования является степень распространения идей, обычаев, верований, чувств, традиций, привычек, представлений в обществе.
Сущность массового сознания изучается социологами, психологами и культурологами, а также при помощи семиотики. Первыми феномен массового сознания определили социологи. Собственный взгляд на трактовку данного понятия сформировал французский социолог Эмиль Дюркгейм, теория которого основана на том, что социальные факты представляют собой внешнее явление по отношению к личности. Несмотря на то, что общества состоят из отдельных людей, они подчиняются уже не тем законам, которыми управляется жизнь и психология каждого отдельного человека.