Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Качество продукции и направление его повышения на примере АО «НСЗ»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1 Понятие, сущность и основные характеристики качества продукции на предприятии 5
1.2 Современные модели управления качеством продукции на предприятии 8
1.3 Роль системы менеджмента качества в развитии предприятия 20
2 АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ В АО «НСЗ» 25
2.1 Организационно-экономическая характеристика АО «НСЗ» 25
2.2 Оценка качества продукции на предприятии 30
2.3 Оценка результативности системы менеджмента качества АО «НСЗ» 38
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ В АО «НСЗ» 44
3.1 Разработка мероприятий по улучшению качества продукции В АО «НСЗ» 44
3.2 Оценка экономической эффективности разработанных мероприятий 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Введение:
Актуальность исследования обусловлена тем, что качество продукции – основа конкурентоспособности предприятия. Осознав эту истину, предприя-тия перешли от отдельных шагов в этом направлении к системным методам управления. Важность этого управленческого аспекта не уступает другим аналогичным процессам: управлению персоналом, снабжению, производ-ственной деятельности, продвижению и другим.
Качество продукта находится под воздействием целого ряда факторов, от свойств применяемого в производстве сырья до уровня мастерства персо-нала организации. У каждой компании формируются собственные стандарты качества. Для эффективного управления качеством работы предприятия необходимо системное регулирование, координация и контроль выполнения всех параметров данной задачи. Грамотное внедрение такой системы – это непростой, но действенный способ снижения брака на производстве, который позволит добиться следующих результатов.
Во-первых, более эффективно работать с клиентами. Работая над по-вышением качества продукции, можно увеличить ее привлекательность как для новых потенциальных потребителей, так и для уже существующих кли-ентов, предотвратив их отток. Это, в свою очередь, позволит ослабить сте-пень влияния ценовой конкуренции. Как известно, привлечение новых заказ-чиков обходится предприятию дороже, чем удержание «старых».
Во-вторых, сформировать производственную культуру. Системный менеджмент качества способствует созданию в организации особой произ-водственной культуры с высоким уровнем ответственности персонала за ре-зультаты работы. Это позволяет экономить ресурсы, силы, время на исправ-ление ошибок сотрудников.
В-третьих, повысить конкурентоспособность и инвестиционную при-влекательность компании. Управление качеством на современном предприя-тии по принципу превышения потребительских ожиданий, ожиданий стейк-холдеров способствует укреплению его рыночных позиций. В результате стратегии повышения качества продукции формируется положительный имидж предприятия, растет число лояльных клиентов, увеличивается финан-совая устойчивость компании. Все это, в конечном счете, повышает ее стои-мость за счет гудвилла.
Целью исследования является изучение системы оценки качества про-дукции на предприятии и разработка мероприятий по его повышению в АО «НСЗ».
В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. рассмотреть теоретические аспекты повышения качества продукции на предприятии;
2. проанализировать качество продукции в АО «НСЗ»;
3. разработать мероприятия по повышению качества продукции в АО «НСЗ»;
4. рассчитать экономическую эффективность предложенных мероприя-тий.
Объектом исследования является производственное предприятие — АО «НСЗ».
Предметом исследования является система управления качеством про-дукции на предприятии.
Теоретико-методологическая основа и информационная база исследо-вания состоят из научных положений, содержащихся в работах отечествен-ных и иностранных ученых и специалистов, посвященных различным аспек-там управления качеством продукции на предприятиях.
В работе использованы следующие методы исследования: системный анализ; функционально-структурный анализ; экономико-статистические ме-тоды исследования (группировки, сравнения).
Заключение:
Проведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы.
Необходимо рассматривать качество продукции как совокупность свойств и характеристик продукции, которые на данном уровне развития производительных сил соответствуют настоящим и предполагаемым потреб-ностям потребителей и интересам производителя при ее изготовлении, это позволит избежать одностороннего подхода к оценке качества, обеспечить более полное соответствие методическим требованиям, предъявляемым к управлению качеством на предприятии, даст возможность с учетом интере-сов и производителя, и потребителя завоевать рынок или расширить свое влияние на нем и тем самым упрочить финансовое положение.
Существуют различные методы управления качеством продукции на предприятии, систематическое использование которых позволяет повысить конкурентные свойства производимого товара. Среди методов контроля ка-чества продукции особо отмечаются статистические, такие как: диаграмма Исикавы; контрольный лист; гистограмма; диаграмма Парето; диаграмма рассеяния; стратифицированная выборка; контрольная карта.
Качество выпускаемой продукции предприятия определяется его способностью отвечать конкретным потребительским запросам. Эта способность проявляется через конкретные свойства, позволяющие использовать изделие по назначению и воспринимать как потребительскую ценность и выгоду.
АО «НСЗ» специализируется на выпуске стрелочной продукции для магистральных железнодорожных путей ОАО «РЖД», подъездных путей предприятий, металлургических и горно-обогатительных комбинатов, угольных разрезов, шахт, а также трамвайных путей и метрополитенов.
Организация имеет все необходимые лицензии на изготовление продукции, а также сертификаты соответствия системы управления качеством предприятия требованиям международного стандарта ISO.
Анализ эффективности системы управления качеством на предприятии показал, что специалистами АО «НСЗ» ведется строгий контроль за качеством сырья, материалов, готовой продукции, а также за ходом технологического процесса. В результате анализа были определены типы проблем, по причине которых образовался брак продукции, а также количество случаев.
В 2017 году максимальная доля брака на предприятии АО «НСЗ» получена по причине поставки поставщиками бракованного сырья (с первичными пороками) (27,9%). Так же стоит обратить внимание на такие дефекты как: «механические повреждения» (20,2%), «рваный торец» (16,1%), «трещины усушки» (14,2%) и «несоответствие размеров» (11,8%). Необходимо так же отметить, что количество бракованной продукции на предприятии возрастает.
На предприятии АО «НСЗ» систематически проводится анализ рекламаций. Рекламация от покупателей принимается в письменном виде, она является главным основанием для принятия мер для устранения выявленных недостатков, браков, дефектов, и прочих нарушений.
Исследование показало, что количество рекламаций с каждым годом снижается. Все сообщения, поступившие на предприятие, были проработаны, на основании расследований составлены протокола и приняты корректирующие и предупреждающие действия. Вместе с тем, данные показывает, что из года в год от потребителей поступают одни и те же жалобы, что говорит о ненадлежащем качестве проведенных мероприятиях и низкой заинтересованности рабочего персонала в добросовестном исполнении этих мероприятий.
В АО «НСЗ» для оценки результативности системы менеджмента качества используется методика, разработанная рабочей группой специалистов при Центральном органе Системы добровольной сертификации «Военный Регистр». Оценка проводится по результатам внутреннего аудита, мониторинга и измерения процессов и продукции, анализа соответствующих данных для демонстрации пригодности и результативности СМК, а также ее постоянного повышения.
Проведенное исследование показало, что степень результативности СМК АО «НСЗ» — достаточная. Однако, имеются некоторые проблемы, так предприятию необходимо обратить внимание на обучение персонала, именно этот показатель имеет самое низкое значение.
Для устранения выявленных проблем были предложены следующие мероприятия:
— с целью улучшения работы с поставщиками необходимо: усовершенствовать договорную работу; найти новых поставщиков; внедрить штрафные санкции при обнаружении некачественного сырья;
— перейти на стеллажное хранение продукции. Для этого необходимо приобрести складские и производственные системы хранения пиломатериалов;
— разработать стандарт качества «Управление персоналом: обучение и повышение квалификации персонала». Особое внимание необходимо уделить обучению персонала.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие, сущность и основные характеристики качества продук-ции на предприятии
Важнейшим критерием функционирования предприятия является каче-ство его продукции. Темпами научно-технического прогресса, повышение технического уровня, рост эффективности производства оказывают влияние на интенсификацию экономики производства и оказывают огромное влияние на конкурентоспособность. Одной из самых актуальных проблем для любого предприятия является проблема повышения качества продукции, особенно когда этот показатель оказывает всё большее влияние на повышение эффек-тивности производства.
Понятие качества регламентировано ГОСТ 15467-79 и, согласно ему, под качеством принято понимать совокупность свойств продукции, обуслав-ливающих её пригодность выполнять и удовлетворять определённые потре-бительские потребности. Понятие качества тесно связано с такими понятиями как [18]:
– технический уровень — это относительная характеристика качества продукции. Он основывается на сопоставление показателей, характеризую-щих техническую сложность и совершенство товара, со значением базовой продукции;
– конкурентоспособность товара — означает способность товара быть более привлекательным для потребления по сравнению с аналогичными из-делиями других производителей.
Конкурентоспособность достигается благодаря тому, что качественные и стоимостные характеристики товара в большей степени соответствуют ожиданиям потребителя по сравнению с такими же характеристиками товара конкурента [31].
Действия, осуществляемые при создании, эксплуатации и потребления продукции, и направленные на поддержание необходимого уровня её каче-ства, принято понимать под управлением качеством продукции. Объектами управления являются характеристики качества продукции, а также факторы и условия, так или иначе влияющие на её качество. Субъектами же управле-ния являются лица и различные органы, функционирующие на различных уровнях и реализующих функции управления качеством в соответствии с общепринятыми нормами и методами. Сам механизм управления качествам представляет совокупность объектов и субъектов управления, связанных между собой и используют общие принципы, методы и функции управления на различных этапах производственного пути.
Управление качеством — это деятельность, для которой характерен оперативный характер. Управление качеством осуществляют руководители и персонал фирмы, воздействуя на процесс создания товаров с целью обеспе-чения надлежащего их качества. Данная деятельность включает функции контроля и планирования качества, коммуникации, разработки и практиче-ского внедрения мероприятий, связанных с управлением качеством и т. д. [23].
Управлением качеством продукции на предприятиях в своих трудах занимались многие российские и западные исследователи. В современном мире данная проблема стала еще более актуальной в условиях совершения попыток экономической изоляции страны и кризиса. Особенно остро это видно в таких сферах деятельности, как оборонно-промышленном комплек-се, аэрокосмическом комплексе, автомобилестроении и т. д.
Рассмотрим существующие понятия контроля качества.
В работе Ю.И. Ребрина понятие системы контроля качества продукции представлена, как совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов кон-троля, используемых видов, методов и средств оценки качества изделий и профилактики брака на всех этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством [27].
Другой автор рассматривает понятие контроля качеством, как необхо-димый аспект любой деятельности человека, что позволяет вовремя выявить ошибки для оперативного исправления их с минимальными потерями для производства [22].
С учетом данных определений сущность рассматриваемого понятия характеризуется в следующем: существует определенная проверка соответ-ствия характеристик и свойств продукции или процесса заданным требова-ниям, зафиксированным в чертежах, стандартах, договорах на поставку и других документах. Также не последнюю роль играет организация самого процесса контроля качества, который, в свою очередь, представляет собой систему технических и административных действий. Эти действия направле-ны на обеспечение производства продукции, полностью соответствующей требованиям нормативных документов. Это определение и анализ отклоне-ний фактических значений от запланированных или степень их совпадения с результатами анализа. Контролировать можно цели, задачи, ход выполнения работ, прогнозы, развитие производства.
Таким образом, необходимо рассматривать качество продукции как совокупность свойств и характеристик продукции, которые на данном уровне развития производительных сил соответствуют настоящим и предпо-лагаемым потребностям потребителей и интересам производителя при ее из-готовлении, это позволит избежать одностороннего подхода к оценке каче-ства, обеспечить более полное соответствие методическим требованиям, предъявляемым к управлению качеством на предприятии, даст возможность с учетом интересов и производителя, и потребителя завоевать рынок или расширить свое влияние на нем и тем самым упрочить финансовое положе-ние [8].
Укрупнено данное положение может быть выражено структурной сущ-ностью принятого понятия качества продукции (в соответствии с рисунком 1).
Для объективности менеджмента качества вырабатываются и устанав-ливаются [33]: качественные показатели; критерии уровня качества; факторы, оказывающие на него влияние; этапы достижения качества.
Рисунок 1. Структурная сущность принятого понятия качества продукции
Таким образом, контроль качества — это необходимая функция дея-тельности предприятий, которая позволяет вовремя выявить ошибки на про-изводстве. Данная функция предприятия, сравнивая запланированные и дей-ствительные значения, является основой для разработки различных коррек-тирующих действий с целью улучшения параметров различных процессов и повышения качества производимой продукции, товаров и услуг.