Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Изучения возможностей использования современных гаджетов молодежью с нарушением слуха
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Современные технические устройства (гаджеты) и их использование молодыми людьми 7
1.1 Использование техническими средствами обучающихся с нарушениями слуха в условиях обучения в специальных учебных заведениях 7
1.2 Характеристика образовательного процесса молодежи с нарушениями слуха 16
1.3. Гаджеты в образовательном процессе 31
1.4 Особенности социализации молодежи с нарушениями слуха 35
1.5. Вводы по первой главе 49
Глава 2. Проведение экспериментального исследования с молодежью по использованию современных гаджетов 52
2.1 Подготовка и проведение эксперимента 52
2.2 Анализ полученных результатов исследования 54
2.3 Вывод по эксперименту 58
Заключение 60
Список использованных источников 62
Введение:
Актуальность исследования. Проблема получения высшего образования людьми с нарушением слуха – актуальная, она относится к числу мало исследованных и недостаточно разработанных с научной точки зрения. Глубоко изучена и представлена в специальной психолого-педагогической литературе специфика организации коррекционно-образовательной среды для детей с нарушением слуха в условиях дошкольного и школьного образования. Известно, что обучение детей с нарушением слуха — процесс трудоемкий и длительный, требующий больших образовательных усилий. Отсутствие слуха влечет за собой потерю речи и, следовательно, своеобразие развития всех психических функций. Поэтому особенность организации образовательной среды обучающихся с нарушением слуха — в беспрерывном поиске эффективных путей формирования речи глухих школьников, их личностном развитии, адаптации в обществе слышащих и неслышащих людей. Вопросами разработки теории изучения и обучения детей с нарушениями слуха занимались такие ученные как Л.С. Выготский, Р.М. Боскис, А.П. Гозова, Т.А. Григорьева, А.И. Дьячков, Г.Л. Зайцева, С.А. Зыков, Н.Г. Морозова, Т.И. Обухова, В.А. Паленный, Е.Г. Речицкая, Т.В. Розанова, И.В. Цукерман, Ж.И. Шиф и др.)
Вопросы профессионального образования глухих людей у нас в стране в большей степени представлены в практической области (опыт профессиональной подготовки в колледжах с открытием специальных групп, опыт обучения глухих и слабослышащих студентов в различных ВУЗах). Чем больше нарушение слуха, тем глубже своеобразие психического развития, тем сложнее путь к овладению знаниями и получению информации, тем больше образовательных усилий необходимо для достижения цели. По мнению Т.С. Зыковой, только 10% современных обучающихся специальных школ для глухих способны получить цензовое образование в требуемом объеме и качестве.
Учитывая это, проблема определения организационно-педагогических условий обучения лиц с нарушениями слуха в высших учебных заведениях является актуальной и значимой для теории и практики обучения лиц с нарушениями слуха и их дальнейшей социализации.
Новые информационно-технические технологии имеют огромный диапазон возможностей для совершенствования образовательного процесса лиц с нарушениями слуха. Одним из технических средств, обладающих значительным развивающим потенциалом, является гаджет. Однако, в педагогической науке и особенно в практике отечественного преподавания, наблюдается недооценка возможностей технических средств обучения, в том числе и гаджетов. Связано это, прежде всего, со сложностью и недостаточной разработанности в теории самого понятия гаджет как дидактического средства. Также существует ряд актуальных вопросов и проблем, связанных с использованием средств информационно-технических технологий в современном образовании.
В научно-практической разработке авторов П.Д. Рабиновича, А.П. Афанасьева, Т.А. Асмолова, О.А. Поваляева, П.Н. Чеботарева, И.С. Царькова, в статьях, Железовской Г.И, Абрамовой Н.В, Гудкова Е.Н., Кречетникова К.Г. раскрывается тема создания мотивирующих интерактивных сред в образовании. Создание таких сред, в образовательных учреждениях, позволяют разрешить задачи которые ставят Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения и возможно помогут решить возникающие трудности в процессе обучения.
Вопросами применения гаджетов в образовании занимались многие исследователи: И.В. Роберт, А.В. Шлыкова, M.Н. Морозов, D.M. Willows, H.A. Houghton и др. Они считают, что гаджеты содержит различного рода информацию. Это может быть текстовая, графическая, звуковая, анимационная и видеоинформация. Такое разнообразие видов информации предусматривает различные способы представления, структурирования и интегрирования — в зависимости от цели и области применения.
На основе анализа работ отечественных и зарубежных исследователей установлено, что использование гаджетов позволяет решить дидактические вопросы с большим
образовательным эффектом, может стать средством повышения эффективности обучения, значительно сокращает время, отведенное на изучение обязательного учебного материала, дает возможность существенно углубить и расширить круг рассматриваемых проблем и вопросов.
В современном состоянии вопроса сложились неразрешенные противоречия между положительным влиянием применения гаджетов в образовательном процессе и недостаточностью использования данных технических средств в обучение студентов с нарушением слуха.
Актуальность исследования: каким должно быть методическое обеспечение занятий с использованием гаджетов в образовательном процессе обучающихся с нарушением слуха? Так как, указанная проблема мало исследована то тема выпускной квалификационной работы: «Изучения возможностей использования современных гаджетов молодежью с нарушением слуха» является актуальной.
Цель данной работы: теоретически обосновать и практически изучить особенности использования гаджетов молодежью с нарушением слуха.
Объект исследования: технические средства обучения в образовательном процессе.
Предмет исследования: Область применения гаджетов в обучении и в быту студентами с нарушениями слуха.
Задачи работы:
1. Изучить и проанализировать общепедагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Изучить вопросы использования гаджетов студентами колледжа с помощью анкетирования.
3. Проанализировать результаты экспериментального исследования и сформулировать выводы.
Методологической основой исследования явились работы в области образовательных технологий авторов Л.П. Халяпиной, И.С. Сергеева, А.А. Андреева, Д.З. Ахметовой, Н.В. Бордовской, М.А. Ильиной, С.Н. Бутылина, Г.В. Алексеева, Е.С. Полат, М.И. Дмитриченко, И.И. Бриденко и др.
Методы исследования: анализ общепедагогической и специальной литературы, констатирующий эксперимент, включающий анкетирование студентов, анализ полученных данных и формулирование выводов.
Теоретическая значимость состоит в изучении особенностей использования гаджетов в образовательном процессе лиц с нарушениями слуха.
Практическая значимость: полученный материал в результате проведенного исследования может быть использован в процессе обучения лиц с нарушениями слуха.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения списка литературы и приложения.
Заключение:
Проблема организации обучения и воспитания лиц с недостатками слуха занимает важное место в педагогическом наследии мыслителей прошлого. Взгляды на образование этой категории людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в стране формировались под влиянием достижений ученых и практиков западноевропейских и российских учреждений для глухонемых. В целом педагогические взгляды отечественных ученых характеризуются оптимистичной оценке возможностей развития познавательной деятельности детей с недостатками слуха. Они пришли к выводу, что взгляды на ограниченные возможности развития глухих несправедливые и отброшены доказательствами, основанными на опыте.
В современной России проводится теоретико-методическая и организационная работа с целью совершенствования деятельности системы специального образования. Коррекционную помощь лица с нарушениями слуха могут получить на всех возрастных этапах развития, в том числе в процессе обучения в ВУЗе.
Одним из средств, которые помогают студентам с нарушения слуха адаптироваться в обществе и помогают в учебе являются современные гаджеты. Компьютеры, смартфоны, планшеты, Интернет и социальные сети — все это теперь является неотъемлемой частью нашей жизни. Использование современных технологий значительно облегчило жизнь студентов с нарушением слуха. Благодаря им данная группа молодых людей имеем возможность общаться с друзьями и родственниками, находящимися далеко от нас по всему миру, могут делиться своими мыслями, впечатлениями, фотографиями, а также — могут получать образование онлайн.
Новые технологии позволяют улучшить процесс обучения в университетах. Обучение для данных студентов сейчас стало гораздо проще. Свободный доступ к информации, легкость коммуникации между преподавателями и студентами. Студенты с нарушением слуха могут использовать гаджеты в качестве органайзеров, делать пометки и напоминания по обучению, вносить в календарь расписание занятий и домашние задания.
Подводя итог вышесказанному, надо отметить, что одним из достоинств применения гаджетов в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с гаджетами. Использование ИКТ на занятиях существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к занятиям, позволяет учителю в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на занятии в 1,5–2 раза.
Поняв все функциональные возможности гаджетов, с уверенностью можно сказать, что это универсальный инструмент для доступа к дополнительным ресурсам по освоению предметов, а также для общения студентов со сверстниками и преподавателями.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Современные технические устройства (гаджеты) и их использование молодыми людьми
1.1 Использование техническими средствами обучающихся с нарушениями слуха в условиях обучения в специальных учебных заведениях
Ежедневно каждый человек общается друг с другом, чтобы передать необходимые для каждой стороны сведения. По мере надобности полученные данные хранятся в памяти человека, перерабатываются им и передаются дальше. Такие сведения, которые несут какую-либо смысловую нагрузку для человека, стали называть информацией (от лат. information – разъяснение, изложение).
Бурное развитие в XX-XXI вв. науки и промышленности привели к быстрому росту объемов информации. Человеку оказалось все сложнее принимать ее, хранить, воспроизводить, а также классифицировать и быстро находить нужное.
Возникла необходимость хранения больших объемов данных при меньших затратах ресурсов, появилась необходимость классифицировать одну и ту же информацию по разным критериям.
Постепенно информационные ресурсы стали одними из важнейших ресурсов наряду с традиционными материальными ресурсами, такими как газ, нефть, и другие полезные ископаемые, стала возможна переработка этих ресурсов. Таким образом, процесс переработки информации по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию [2].
Понятие информационной технологии можно рассматривать с различных точек зрения.
Так, в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 141-ФЗ «Об информации, информационных технологиях о защите информации» представлено следующее понятие информационных технологий – это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов [4].
По «ГОСТ 34.003-90 Автоматизированные системы. Термины и определения» информационные технологии – это приемы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных [12].
По определению UNESCO, информационные технологии – это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных наук, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации с помощью вычислительной техники и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практическое применение, а так же связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы [34].
На данном этапе развития информационных технологий, они должны обладать следующими параметрами:
— высокая степень разбиения процесса обработки всей информации на этапы;
— регулярный характер обработки информации;
— автоматизированная обработка информации;
— интерактивный режим;
— мгновенная передача любых видов информации на любые расстояния;
— хранение больших объемов информации на машинных носителях.
Информационные технологии в общем виде берут свое начало с появления человеческой речи, отличительной чертой которой является способность мыслить. Мышление подразумевает хранение, переработку и воспроизведение полученной информации.
Проследив дальнейшее развитие приемов обработки данных, следует выделить несколько этапов [27]:
I этап: изобретение книгопечатания в 1425 году; появление электрического телеграфа в 1832 году, возникновение фотографии в 1839 году, телефона в 1876 году, радио в 1895 году, кинематографа в 1895 году. Следует отметить появление беспроводной передачи данных на расстоянии в 1907 году.
II этап: создание вычислительных центров для централизованной обработки значительных массивов информации в середине 1960-х годов.
III этап: характеризуется наладкой децентрализованной обработки данных на персональных компьютерах одной сети с возможностью доступа к любому блоку информации из общей базы данных с середины1970-х гг.
IV этап: усовершенствование децентрализованной обработки данных на суперкомпьютерах повышенной мощности, расположенных в любом месте планеты и связанных глобальной сетью Интернет.
По степени развития различных видов инструментария выделяют следующие этапы [30]:
I этап: до второй половины XIX века используются «ручные» информационные технологии, характеризующиеся использованием канцелярских принадлежностей и средств почтовой связи.
II этап: с конца XIX века используются «механические» технологии, которые включают в себя пишущие машинки, диктофоны, телефон, телеграф, а также более совершенные средства связи почтой.
III этап: в 1940-1960-е годы информационные технологии называют «электрическими», а именно большие электронно-вычислительные машины, электрические пишущие машинки, настольные копировальные машины, беспроводные средства передачи электронной информации.
IV этап: с начала 1970-х годов информационные технологии становятся «электронными», характеризуются созданием автоматизированных систем управления, информационно-поисковыми системами, появляются автоматизированные рабочие места, более частое использование оптических проводных и беспроводных коммуникаций.
Информационные технологии можно разделить на предметные, прикладные, обеспечивающие, функциональные, распределенные, объектно-ориентированные и другие [37].
Предметные информационные технологии включают в себя предметные приложения, то есть типовые пакеты программ, необходимые для решения конкретных задач. Такими программами являются автоматизированные рабочие места, то есть персональные компьютеры работников на их рабочих местах. Предметные приложения выполняют однотипную работу, занимающую много лишнего времени. Чаще всего используются в бухгалтерских сферах, финансовых анализах, маркетинге и так далее. Примером такой технологии является приложение «1С». Но для корректного использования предметных информационных технологий требуется знание используемой предметной области.
Прикладные приложения в отличие от предметных информационных технологий, имеют более общий характер и применяются в гораздо больших сферах. Примерами такой технологии будут являться табличные и текстовые редакторы, использование сети Интернет и электронной почты [36].
Функциональные информационные технологии делятся на следующие группы в зависимости от их функций и их применения:
— расчеты: создание обеспечивающих информационных технологий для автоматизации типовых расчетов;
— хранение данных: создание систем управления базами данных (СУБД) вследствие резкого увеличения объемов данных;
— коммуникации: создание сетевых технологий и сетевых операционных систем;
— помощь в принятии решений: создание экспертных систем и баз знаний, аналитических систем;
— документооборот: создание возможности систематизации, поиска и архивации всех типов документов [32].
Распределенные информационные технологии можно разделить на сетевые и несетевые в зависимости от способа передачи данных. Сетевые информационные технологии обеспечиваются сетевой операционной системой (электронная почта, информационные хранилища, видеоконференции, электронный документооборот). Несетевыми являются информационные технологии, работающие под управлением операционной системы (электронные таблицы и графические процессоры).
Объектно-ориентированные информационные технологии являются ведущими и перспективными в настоящее время при программировании на языке высокого уровня. Итерационный характер объектно-ориентированного продукта позволяет безболезненно вносить изменения в уже отлаженную программу.
По функциям, которые выполняет программа с информацией, все информационные технологии можно разделить на информационные технологии ввода, сбора, обработки, контроля, хранения, поиска и передачи данных [34].
Информационные технологии ввода информации в машину заключаются в формировании каких-либо данных, полученных извне, в определенную электронную форму. Операции ввода информации делят на ручную, то есть осуществляемую людьми, и автоматизированную, а именно, полученную датчиками и другими специальными техническими устройствами. К таким специальным устройствам относят сканирующие устройства, распознающие тексты, штриховые чертежи, фотографии, картинки и даже микрофильмы. Звуковая и видеоинформация вводится в компьютер и оцифровывается при помощи звуковых и видеоадаптеров [16].
Информационные технологии сбора информации представляют собой процессы получения данных от различны источников и представления их в необходимой для ЭВМ форме. Сбор данных может осуществляться как для хранения любой появившейся информации в компьютере, так и для занесения ее в необходимые области знаний.
В ходе обработки каких-либо данных информационными технологиями обработки данных решается некая информационная задача, которая состоит в преобразовании исходных данных к заданным результатам. Для успешной обработки данных необходимо следовать заданному алгоритму обработки. Можно выделить два вида обработки данных в зависимости от конечного результата. Первый вид обработки связан с получением новой информации, нового знания (решение формул, задач, анализ ситуаций). Второй вид обработки связан с изменением форму без изменения содержания (перевод текста на другой язык, запись звукового текста в символьной форме) [8].
Информационные технологии контроля данных позволяет отследить ввод информации для обнаружения ошибок и оперативного их исправления. При обнаружении ошибки производится исправление данных и их повторный ввод, снова контроль и затем выдача окончательной информации.
Информационные технологи хранения данных можно рассматривать как разновидность технологий обработки данных, так и самостоятельные. Хранение данных на компьютере просто необходимо для удобной и быстрой работы пользователя (не берутся в расчет СУБД). Помимо памяти компьютера, информацию удобно хранить и на внешних носителях электронных данных. Следует добавить, что при хранении данных важно помнить об их сохранности [16].
Информационные технологии поиска информации позволяют пользователям находить различную необходимую информацию. Для этого необходимо сформировать информационный запрос. Поисковые системы обработают запрос пользователя и найдут информацию, наиболее полно отвечающую запросу. Примерами таких систем являются каталоги, картотеки, энциклопедии, справочники и архивы. Различные виды систем по-разному отвечают на запросы пользователя, так как содержат различный материал в своих информационных базах [38].
Информационные технологии передачи данных позволяют перемещать различные виды информации между пользователями посредством средств коммуникации. Передача информации осуществляется в виде трансляции электрических сигналов, которые могут быть как непрерывными, так и дискретными по времени. Среды распространения электронной информации могут быть различными, от воды, воздуха и вакуума до различных материалов [13].
«Использование новых информационных технологий в образовании улучшают результаты запоминания учебного материала» [15, с. 35]. Учеными выявлено, что запоминание с помощью органов зрения результативнее, чем с помощью органов слуха, а при одновременном, слуховом и зрительном восприятии, запоминание информацию протекает еще эффективнее. Это доказывает, важность использования технических средств, которые в качестве наглядных средств обучения могут оказывать влияние на различные органы чувств.
«Технические средства обучения – это системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения, с целью повышения его эффективности» [30]. Они могут управлять процессами запоминания, контролировать результаты обучения.
Для создания условий эффективного обучения, необходимо использовать технические средства обучения. Потребность в этих средствах обусловлена значительным усложнением объектов обучения, нельзя описать репродукцию художника или продемонстрировать технологический процесс только с помощью речи учителя. «ТСО позволяют выйти за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации» [16, с.17].
Технические средства обучения связывают два понятия: технические устройства (под этим подразумевается аппаратура) и дидактические средства обучения (различные носители информации), с помощью которых этих устройств воспроизводятся.
ТСО включают приборы и устройства, предназначенные для повышения результативность и качества обучения:
• визуальные — диафильмы, диапозитивы и диапроекционная аппаратура;
• аудиовизуальные — видеозаписи, кинофильмы, телепередачи, кино-, видео- и телевизионная аппаратура;
• манипуляционные -тренажеры;
• автоматические -компьютерная техника и материалы.
Отличительной особенностью данных устройств является преобразование учебного материала, в подходящую для восприятия форму. Являясь носителем высокой степени наглядности, средства обучения дают возможность организовывать передачу информации на общепонятном уровне для обучающихся.
К ТСО предъявляют многообразные требования: функциональные, педагогические, эргономические, эстетические, экономические.
Функциональные — способность оборудования обеспечивать необходимые режимы работы (качество звучания и громкость; универсальность прибора).
Педагогические -соответствие возможностей технического средства тем формам и методам учебного процесса, которые согласуются с современными требованиями.
Эргономические -комфортность и безопасность использования устройств; наименьшее количество операций при подготовке и работе с прибором.
Эстетические — пропорциональность формы; единство композиции, товарный вид.
Экономические – сравнительно низкая стоимость при высоком качестве и долговечность использования технических средств.
Технические средства обучения должны применяться в сочетании с традиционными средствами обучения (учебниками, приборами, макетами). «Кроме того, ТСО не могут вытеснить из учебно-воспитательного процесса непосредственных наблюдений изучаемых явлений в природе или реальной жизни» [16, с. 164].
«В наибольшей степени общедоступным техническим средством обучения, на сегодняшний день, является компьютер» [18]. Нынешнее общество предполагает обязательное использование компьютеров в учебном процессе, что призвано обеспечить компьютерную грамотность обучающихся. Использование компьютерной техники усиливает интерес к предмету, делает занятие увлекательным, осуществляется индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят непредвзято, своевременно. Персональные компьютеры применяют на уроках как систематически, так и нерегулярно, в зависимости от целей и методов обучения.
«Компьютер может являться объектом изучения, так и средством обучения, возможны два вида направления компьютеризации обучения: изучение информатики и также его использование при изучении различных предметов» [24, с. 76].
Таким образом, можно сделать вывод, что технические средства обучения представляют собой устройства, предназначенные для повышения условий труда преподавателя и обучающихся, управляющие процессами запоминания, Применение технических средств на занятии усиливает эмоциональность обучения, формирует учебную мотивацию у обучающихся.
На данный момент, компьютер является доступным техническим средством обучения. Существует два вида направления компьютеризации обучения: изучение предмета информатики, также его применение при изучении различных дисциплин.