Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Физика

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Изучение вопросов современной физики в профильной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения вопросов современной физики в профильной школе 10
1.1. Принципы отбора содержания физического образования для профильной школы 10
1.2. Методологический аспект изучения вопросов современной физики в профильной школе 24
1.3. Возможности использования проектно-исследовательской деятельности при изучении вопросов современной физики в профильной школе 33
2. Экспериментальные основы методики реализации образовательного потенциала современной физики в профильной школе 36
2.1. Методика реализации образовательного потенциала современной физики в профильной школе 36
2.2. Оценка знаний учащихся 38
2.3. Организация обучающего эксперимента по использованию проектно-исследовательской деятельности при изучении темы «Современные методы изучения в физике и астрономии» 43
3. Экспериментальная проверка методики изучения вопросов современной физики в профильной школе 53
3.1. Изучение влияния современной физики на развитие мотивационной сферы личности 53
3.2. Изучение влияния современной физики на развитие когнитивной сферы личности 59
3.3. Изучение влияния современной физики на развитие креативной сферы личности 66
Заключение 70
Список использованных источников 72
Приложения 76

  

Введение:

 

Открытия в физике XX века привели к накоплению огромного коли-чества информации в новых областях физики, к появлению новых идей и теорий, которые привели к созданию современной физики. Современное развитие науки характеризуется постоянно растущим объемом знаний и необычайной абстрактностью и сложностью открытий, что приводит к значительному разрыву между текущим уровнем научных знаний и со-держанием образовательных программ школы и университета. Самым по-пулярным источником знаний о современных научных достижениях явля-ется не школьный учитель, а средства массовой информации, поскольку современная физика лишь с большим трудом включается в учебные планы и стандарты общего среднего образования.
В то же время в ФГОС среднего (полного) общего образования, при описании требований к предмету результаты разработки базовых и углуб-ленных курсов физики, говорится, что необходимо обеспечить формиро-вание у учащихся идей о роли и месте физики в современной научной кар-тине мира, понимании физического.
Процесс получения знаний о современной науке в школе имеет ряд особенностей, а именно:
— формирует представление о современной научной картине мира;
— заставляет вас «реагировать» на информацию о недавно обнару-женных физических явлениях и вырабатывает необходимость критическо-го анализа ее;
— создает потребность в самообразовании по физике;
— знание и понимание вопросов по физическим наукам больше, чем у других — государственных и глубоких;
— позволяет интегрировать знания из разных областей физики;
— порождает диалектическое мышление, понятие несогласованности и относительной истинности физического знания;
— раскрывает область применимости школьных знаний и их практи-ческую ценность в современных физических исследованиях;
— способствует профессиональной ориентации студентов; —
Он предполагает решение большого количества проблемных физи-ческих проблем, требующих продуктивного характера познавательной де-ятельности, а также осуществление учебно-исследовательской, конструк-торской и информационно-познавательной деятельности учащихся. Это и многое другое определяет образовательный потенциал современной физи-ки в школе как возможность его изучения, чтобы повлиять на развитие по-знавательной, мотивационной и творческой личностных сфер учащихся, в частности на развитие диалектического и творческого мышления, понима-ния, памяти, когнитивного и творческая деятельность и др.
К сожалению, новых достижений в физике трудно достичь в стандар-тах, учебных планах и планах высшего и среднего образования. На самом деле школьники и даже студенты изучают в основном физические явления, обнаруженные до начала 60-х годов XX века.
В глазах школьников физика часто кажется замороженной системой, в которой даже небольшие изменения происходят очень редко. Таким об-разом, можно говорить о существовании противоречия между образова-тельным потенциалом современной физики и невозможностью его реали-зации с использованием существующих методов обучения, что определяет актуальность темы исследования «Изучение современной физики в про-фильной школе».
Особый интерес в преподавании физики представляют несколько об-ластей современной науки, но лишь некоторые из них доступны студентам, даже изучающим физику на профильном и углубленном уровнях.
Такими направлениями могут быть отдельные вопросы современной физики микромира и мегамира, особенностью которых является взаимо-связь современных физических исследований в этих, на первый взгляд, об-ластях науки, которые абсолютно различны по масштабам исследуемых объектов. Эти отношения отнюдь не очевидны для современных школьни-ков.
Отсутствие обязательной дисциплины «Астрономия» привело к инте-грации очень ограниченного круга астрофизических вопросов в базовый курс физики, но в современных условиях этот материал часто никак не связан с базовым курсом физики, что с точки зрения современной науки не совсем правильно. В настоящее время наиболее важным, в том числе с точки зрения решения проблемы интеграции физики и астрономии, явля-ется изучение возможности включения в школьную физкультуру проблем современной микро- и мегафизики. Эти вопросы можно изучить в разде-лах «Квантовая физика» и «Структура Вселенной» курса физики про-фильного уровня обучения или «Квантовая физика и элементы астрофизи-ки» базового уровня обучения физике.
Проблема формирования квантовых представлений школьников бы-ла одной из наиболее сложных ввиду специфики квантового описания свойств вещества, ограничений экспериментальной работы в школьной ла-боратории и других причин.
Проблема формирования у студентов знаний по современной физике в литературе для учителя очень слабая, почти
В работе Иванова Б.Н. в интересной форме изложены достижения физики второй половины XX века и ее особенности, большое место уделя-ется взаимосвязи физики частиц и физики Вселенной, а также методам ис-следования природы. В первой части книги на доступном и увлекательном уровне автором представлен вопрос о «единстве природы». Эта часть кни-ги может быть смело помещена на страницы школьного учебника при изучении темы «естественнонаучная картина мира».
Интересным и актуальным является очерк «Квантовая физика и гене-тика» о роли квантовой физики в создании современной молекулярной биологии, т.к. применение школьных знаний в современных научных ис-следованиях практически отсутствует в школьных учебниках, но в то же время является необходимым элементом в профориентационной работе со старшеклассниками, а также в формировании стойкого познавательного интереса. В книге очень много интересного и она, безусловно, может пред-ставлять практический интерес в обучении школьников физике, как на ос-новных занятиях, так и в форме специальных курсов.
Но в вышеуказанных изданиях скорее решается проблема осведом-ленности педагогов в вопросах современной науки, формирования их ак-тивной профессиональной позиции, отнюдь не решение проблемы техно-логии внедрения современной науки в школьный образовательный про-цесс.
Вопрос формирования представлений о современной науке в области микро- и мегафизики в диссертационных исследованиях по педагогике представлен недостаточно, по большей степени работами, посвященными проблемам изучения астрофизики в школе (Галкина Т.А., Максименко Е.В. [83], Матарцева Е.А., Никитина Г.А., Ромас И.А., Румянцев А.Ю.) и проблемам обучения студентов педагогических вузов вопросам современ-ной физики (Максименко Е.В., Михайлишина Г.Ф., Пигарев А.Ю., Федо-рова Ю.В.).
В отличие от астрофизики, современная микрофизика и её место в школьном курсе физики в диссертационных исследованиях по педагогике не нашли соответствующего развития. Немало диссертационных исследо-ваний посвящено вопросу формирования у учащихся квантовых представ-лений (Бершадский М.Е., Будный Б.Е., Блохина Н.Г., Голубева О.В., Дес-ненко С.И., Косолапова Л.В., Кулаков В.Е., Левашов A.M., Марков В.Н., Немых О.А., Славгородская Т.П. и др.).
Но в большинстве своем эти работы посвящены решению методиче-ских проблем освоения учащимися понятийного аппарата квантовой физи-ки (корпускулярно-волновой дуализм, статистический характер движения микрочастиц, дискретность физических величин), но не содержат методи-ческих решений проблемы внедрения современных (конец XX – начало XXI века) исследований в этой области в школьный курс физики.
Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос, эф-фективна ли методика проектно-исследовательской работы учащихся на уроках профильной школы для формирования представлений учащихся о современной физике, чтобы реализовывался потенциал современной физи-ки в обучении, воспитании и развитии обучаемых.
Объект исследования – процесс обучения учащихся вопросам со-временной физики в профильной школе.
Предмет исследования – проектно-исследовательская методика реа-лизации образовательного потенциала современной физики в профильной школе.
Цель исследования состоит в обосновании и разработке проектно-исследовательской методики реализации образовательного потенциала со-временной физики в профильной школе.
Гипотеза исследования формулируется следующим образом. Если включить вопросы современной микрофизики и мегафизики в содержание школьного физического образования и обеспечить условия для их освое-ния путем структурирования учебного материала в соответствии с идеями единства исторического и методологического подходов к обучению, отра-жения взаимосвязи современной микрофизики и астрофизики с применени-ем продуктивных методов и форм обучения, то это окажет существенное влияние на развитие мотивационной, когнитивной и креативной личност-ных сфер обучаемых, а именно на сформированность познавательной и творческой активности, улучшение предметных образовательных резуль-татов в области квантовой физики и астрофизики.
Задачи исследования:
— раскрыть принципы отбора содержания физического образования для профильной школы;
— изучить методологический аспект изучения вопросов современной физики в профильной школе;
— рассмотреть возможности использования проектно-исследовательской деятельности при изучении вопросов современной фи-зики в профильной школе;
— обосновать методику реализации образовательного потенциала со-временной физики в профильной школе;
— провести оценку знаний учащихся;
— организовать обучающий эксперимент по использованию проектно-исследовательской деятельности при изучении темы «Современные методы изучения в физике и астрономии»;
— представить результаты экспериментальной проверки методики изучения вопросов современной физики в профильной школе.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют идеи концепций современного естествознания, сформулированные в работах Горбачева В.В., Голубевой О.Н., Дубнищевой Т.Я., Рузавина Г.Я., Суха-нова А.Д.; работы по истории, философии и методологии физики, в част-ности современной физики, Ильина В.А.; идеи о содержании и структуре современной науки, представленные в работах В.Л. Гинзбурга, С.Хоккинга; общенаучные принципы психологии личности и основы ко-гнитивной психологии Дж. Брунера, Дж. Келли, А. Маслоу, Ж.Пиаже,; идеи педагогов и методистов о принципах отбора содержания и структу-рирования курса физики, о влиянии физической науки на формирование личности, представленные в работах Лернера И.Я., Зориной Л.Я., Лани-ной И.Я., Мощанского В.В., Мултановского В.В., Пурышевой Н.С., Важе-евской Н.Е., Шароновой Н.В. и др.
Для решения поставленных задач применялись такие методы и виды деятельности, как:
— теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической, научной, научно-популярной и учебной литерату-ры, сайтов сети Интернет;
— моделирование и проектирование деятельности учителя физики, осуществляющего обучение учащихся современным вопросам физики;
— наблюдение и анализ деятельности учителей и учащихся, их анке-тирование с целью изучения состояния исследуемой проблемы в практике школы;
— педагогический эксперимент.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что применение созданных в ходе исследования учебно-методических материалов способствует развитию мотивационной, когнитивной и креа-тивной личностных сфер обучаемых.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Вопросы современной астрономии, космологии, физики, исследова-ния на Большом Адронном Коллайдере интересуют не меньше, чем другие вопросы научно-технической революции. Для совершенствования знаний современной физики и навыкам теоретического исследования современную молодежь нужно заинтересовать школьными проектами современных ак-туальных тем.
Всем известно, что астрономия является самой древней наукой о природе, фактически можно сказать, что это самая древняя наука из всех известных наук. Изучением проблем космоса, Вселенной, происхождению звезд интересовались люди испокон веков, в наше время тоже не угасает этот интерес.
В рамках классической физики постоянно проходят исследования для дальнейшего уточнения и развития современной физической модели мира. Физика – будь то макрофизика, микроскопическая физика или физи-ка на стыке наук постоянно эволюционирует, развивается, дополняется все новыми и новыми моделями, знаниями и открытиями.
К сожалению, на сегодня не существует единой системы или физиче-ской теории. Все они верны и подтверждены с учетом определенных усло-вий. Так, например, классическая механика может считаться правильной, только если мы ее применяем к объектам большим, чем элементарные ча-стицы, и движущимся медленнее скорости света. Стоит изменить эти усло-вия и в дело вступает квантовая механика, не применимая к обычным условиям.
Постоянный поиск модели, объединяющий все основные разделы фи-зики и сводящий воедино все теории – недостижимая мечта ученых. Одна-ко в наших силах постоянно уточнять законы природы, сводить воедино разрозненные знания и, объединив их, создавать все более детализирован-ные модели поведения мира вокруг нас.
Исследования, базирующиеся на многовековых знаниях науки, воз-можно, приведут к пониманию отдельных феноменов, а это, в свою оче-редь, позволит использовать их на благо человечества.
В ходе сравнительного эксперимента выявлена эффективность раз-работанной методики в развитии мотивационной сферы учащихся. Четыре контрольные и три экспериментальные группы прошли анкетирование по выявлению уровня познавательной активности учащихся при изучении физики. Анкетирование на входе позволило определить стартовую оценку уровня познавательной активности, анкетирование на выходе показало прирост изменений. Рост развития мотивации в экспериментальных груп-пах оказался значительно выше, чем в контрольных, в одной из которых была отмечена отрицательная динамика. Самый высокий прирост наблю-дался в группе, изучающий современную физику в формате Дальтон-технологии.
В сравнительном эксперименте была выявлена динамика образова-тельных результатов учащихся в экспериментальных и контрольных группах. Задания тестирования позволили в совокупности оценить уро-вень понимания и осмысления изучаемого материала, уровень развития умственных процессов, лежащих в основе познания, в совокупности опре-деляющих уровень развития когнитивной сферы учащихся.
Анализ результатов тестирования выявил больший прирост пред-метных образовательных результатов в экспериментальных группах (по-чти на 15%), чем в контрольных.
Анализ учебно-методических материалов по обучению контрольных и экспериментальных групп на предмет наличия в них творческоориенти-рованных элементов обучения, а также количества учащихся, задейство-ванных в выполнении творческих заданий, определяющих развитие креа-тивной сферы учащихся, выявил значительное преимущество методики, разработанной в данной работе.
Таким образом, вышеперечисленные результаты обучающего этапа эксперимента подтвердили гипотезу исследования.

   

Фрагмент текста работы:

 

Одним из ключевых направлений модернизации российского обра-зования является введение профильного обучения на старшей ступени об-щеобразовательной организации. Профильное обучение призвано наибо-лее полно учитывать интересы, способности и склонности обучающихся, одновременно создавая условия для самоопределения личности и, обеспе-чивая, тем самым, ее конкурентноспособность и социализацию.
Переход к профильному образованию должен осуществляться на ос-нове преобразований региональной системы образования, с учетом ориен-тации на рынок труда конкретного региона, сети муниципальных общеоб-разовательных организаций, структурных и содержательных изменений внутри самой общеобразовательной организации.
Необходимо отметить, что профильная школа должна обеспечить качественный уровень общего образования, не заменяя собой учреждения профессионального образования. Общее образование имеет самостоятель-ную ценность для обучающихся, и его не следует рассматривать как под-готовительный этап к процессу обучения в вузе.
Профильное обучение в старшей школе должно быть построено на основе компетентностно-ориентированного подхода. Уже к концу обуче-ния в 9 классе у обучающихся должны быть сформированы ключевые компетенции как ресурсная база, которая позволит им адаптироваться и выбрать дальнейший путь профессионального развития. Кроме того, про-фильное обучение выполняет функцию коррекции содержания общего среднего образования в контексте большей готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению; оно должно также пре-одолеть предметную раздробленность школьного знания и его оторван-ность от практики. Таким образом, профильное обучение не может быть приравнено к углубленному изучению отдельных предметов (или цикла предметов) .
Профильное обучение в старшей школе, при его социально-профессиональной ориентированности, не должно повторять структуру собственно профессиональных деятельностей и быть жестко связанным с существующим набором профессий или сегодняшними требованиями рынка труда. Профильное образование – это не гимназия и лицей, это не углубленное изучение предметов и не новый тип образовательного учре-ждения. Профильное образование – это качественно иное образование для каждого ученика в каждой школе.
Профилизация в старшей школе предоставляет обучающимся воз-можность спроектировать свое будущее, сформировать необходимые ре-сурсы для осознанного выбора профессии.
Организация системы профильного обучения в старшей школе должна строиться на следующих принципах :
1. Принцип равного доступа к получению профильного образования всем категориям обучающихся в соответствии с их склонностями и способ-ностями, независимо от места проживания.
2. Принцип совмещения общекультурной и профессионально-ориентированной подготовки.
3. Принцип возможности смены профиля в процессе обучения.
4. Принцип вариативности профилей.
5. Принцип программного-целевого подхода. Предполагает единую систему планирования и своевременное корректирование планов.
6. Принцип открытости.
7. Принцип включённости в решение задач всех субъектов образова-тельного процесса.
8. Принцип сетевого взаимодействия как основа социального парт-нёрства общеобразовательных и других образовательных учреждений и сопровождающих это взаимодействие служб.
9. Принцип непрерывности в реализации образовательных программ среднего (полного) общего образования и программ профессиональной подготовки, обеспечивающих закономерную преемственность общего и среднего, а также высшего профессионального образования.
Вводимые инновации касаются изменений и в отборе содержания образования, и в отборе обучающихся для профильных классов, и в отбо-ре педагогов для преподавания в профильных классах.
Концепция профильного обучения построена на принципах индиви-дуализации и дифференциации обучения, что позволяет в большей степени учитывать интересы и склонности обучающихся. Данные принципы можно рассматривать в качестве основополагающих при отборе учеников в про-фильные классы.
Принцип индивидуализации обучения предполагает организацию учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся; поз-воляет создать оптимальные условия для реализации потенциальных воз-можностей каждого ученика.
Дифференциацию в обучении следует рассматривать как обучение, предполагающее наличие профилей, обязательного для изучения компо-нента и курсов по выбору, дневной, заочной, дистанционной или других форм обучения.
Профильное обучение является одной из форм дифференциации на старшей ступени обучения, которое учитывает индивидуально-типологические особенности обучающихся, их познавательные потребно-сти в соответствии с будущей выбранной профессией.
Важнейшим компонентом профильного обучения является профес-сиональная диагностика интересов и склонностей обучающихся, которая осуществляется специалистами, обладающими знаниями в области профо-риентации и профдиагностики, владеющими современным профдиагно-стическим инструментарием .
В педагогических и психологических исследованиях выявлены инди-видуально-типологические особенности для учащихся определенного профиля (Н.С. Пурышева, Л.Г. Шестакова, В.А. Крутецкий, И.М. Смирнова).
Индивидуально-типологические особенности обучающихся старшей ступени проявляются в интересах, склонностях к определенной области познания.
У обучающихся математических классов в большей степени развито абстрактно-логическое мышление, они проявляют значительный интерес к систематизации и определению закономерностей. У «гуманитариев» раз-вито наглядно-образное мышление, ярче проявляются эмоции. Обучаю-щиеся естественнонаучных классов воспринимают предмет как целое, для них характерно логическое и чувственное восприятие объекта, гибкость мыслительной деятельности.
В общеобразовательных организациях основным принципом при комплектовании профильных классов обучающихся является профильно-профессиональный принцип, на основе которого формируются профиль-ные классы (гуманитарный, физико-математический, естественно-математический и др.). Данный принцип основан на учете индивидуально-типологических особенностях обучающихся.
Личностно-ориентированный принцип – один из основных при от-боре обучающихся в профильные классы. Принцип характеризуется сле-дующими особенностями: обучающийся выступает как субъект собствен-ной познавательной деятельности; между обучающимся и учителем возни-кают субъект-субъектные отношения; образовательный процесс ориенти-рован на развитие и саморазвитие обучающихся; создаются психолого-педагогические условия для самореализации и самоактуализации лично-сти. Согласно личностно-ориентированному принципу отбора обучаю-щихся в профильные классы, особое значение принадлежит личностной готовности к профильному обучению.
Личностная готовность выражается в единстве внутреннего настроя на будущую деятельность и на профессионально важные качества лично-сти.
Н.С. Пряжников считает, что именно личностная готовность должна стать основой профессионального и личностного самоопределения, а ос-новной целью профессионального самоопределения – сформированность внутренней готовности к самостоятельному и осознанному планированию, корректированию и реализации своего развития.
Личностную готовность можно исследовать в динамике и на этой ос-нове осуществлять набор в профильные классы.
Принцип добровольности следует рассматривать как один из обяза-тельных при отборе обучающихся в профильные классы. Его суть заклю-чается в том, что обучающийся сознательно и самостоятельно выбирает интересующий его профиль обучения. Основная проблема современной школы заключается в том, что в профильные классы набирают приблизи-тельно одинаковое количество обучающихся. В связи с этим, зачастую учащихся принуждают обучаться по несоответствующему его интересам профилю.
Принцип добровольности связан с принци-пом демократизации. Принцип демократизации обозначает, что школа должна предоставить обучающимся свободу выбора профиля обучения.
Ведение профильного обучения выявило ряд проблем, среди кото-рых можно отметить проблему разработки содержания образования для профильных классов. Содержание профильного образования заложено в базовых предметах, профильных предметах и элективных курсах.
Данная структура содержания образования дает возможность предо-ставления различных комбинаций учебных курсов, что обеспечивает гиб-кую систему профильного обучения.
Обязательными во всех профилях обучения являют-ся базовые общеобразовательные предметы. Они обеспечивают минималь-ный уровень образования для всех старшеклассников (математика, рус-ский язык, литература, иностранный язык, история, физическая культура). Для естественнонаучного и технологического профилей в качестве базово-го предмета также предлагается интегрированный курс обществознания, для гуманитарного, филологического и социального профилей – естество-знание.
Профильные общеобразовательные предметы определяют специали-зацию каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия биология – это профильные предметы для естественнонаучного профиля.
В системе профильного обучения базовые и профильные предметы имеют различие в целях, содержании, выполняемой функции.
В состав профильных входят предметы, которые углубляют содер-жание базовых общеобразовательных предметов. Базовые предметы на профильном уровне могут быть представлены совокупностью отдельных профильных предметов.
Базовые предметы решают мировоззренческие, воспитательные и развивающие задачи общего образования. Содержание этих предметов включает в себя ценности мировой культуры, которые определяют миро-воззренческие позиции человека, его социализацию и самоопределение.
Основное назначение базовых предметов заключается в формирова-нии :
‒ общеучебных и общеинтеллектуальных умений;
‒ способность к самостоятельности, самоорганизации;
‒ готовность к сотрудничеству, толерантность.
Задачи профильных предметов определяются в основном мотивами обучающихся, и связаны, прежде всего, с подготовкой к поступлению в вуз и дальнейшему выбору профессиональной деятельности.
Элективные курсы. Это обязательные курсы по выбору обучающих-ся, входящие состав профилей. Элективные курсы связаны с удовлетворе-нием индивидуальных интересов, потребностей и склонностей обучаю-щихся. Элективные курсы компенсируют ограниченные возможности ба-зовых и профильных курсов.
Рассматривая проблему отбора содержание образования в профиль-ных классах, необходимо учитывать индивидуализированный «профиль обучающегося». Это значит, что школа должна предоставить ученику ши-рокий набор профильных и элективных курсов, освоив которые, он может планировать свою будущую профессиональную деятельность. По суще-ству они являются средством построения индивидуальных образователь-ных программ, так как связаны с выбором каждым школьником содержа-ния образования. Элективные курсы в большей степени связаны с решени-ем практических задач, направлены на получение дополнительных знаний, на приобретение образовательных результатов, востребованных на рынке труда.
В системе профильного обучения выделяют два вида профильных классов: предметно-ориентированные и профессионально-ориентированные.
Предметно-ориентированные классы создаются без ориентации на конкретную профессиональную сферу. Основная задача обучения в таких классах – это подготовка к поступлению в ВУЗ на основе вступительных экзаменов по тем предметам, которые углубленно изучались (физико-математический, гуманитарный, естественнонаучный) .
Профессионально-ориентированные классы ориентируют обучаю-щихся на конкретную специальность. Обучаясь в них, учащиеся получают возможность получить начальные профессиональные знания, познако-миться с интересующей их профессией (медицинские, юридические, эконо-мические, сельскохозяйственные).
В зависимости от количества реализации профилей, общеобразова-тельные организации делятся на многопрофильные и однопрофильные.
Разрабатывая содержание образования в профильных классах, кро-ме общих дидактических принципов, Н.В. Вахрушева предлагает учиты-вать следующие принципы:
1. Принцип связующей направленности. Принцип предполагает при разработке содержания образования учет ранее усвоенных знаний для ис-ключения дублирования и недопущения интерферентности усвоенных ра-нее и новых знаний, а также возможность углубления знаний по выбран-ному направлению.
2. Принцип практико-ориентированной направленности. Важнейшей побудительной силой в получении определенных знаний является потреб-ность в них, а также понимание того, как и при каких жизненных обстоя-тельствах их можно использовать. В соответствии с этим принципом, со-держание курса должно быть разработано так, чтобы учитывать основную цель профильного обучения, которая заключается в возможности обеспе-чения равного доступа к получению полноценного образования разных категорий обучающихся в соответствии с их индивидуальными способно-стями, овладения знаниями и умениями, их практического применения в реальных ситуациях; дать учащимся верные ориентиры в анализе разно-образных проблем. Согласно принципу практико-ориентированной направленности, задачи для учебных курсов составляются таким образом, чтобы в зависимости от уровня изучения курса определялись ориентиры, характерные потребностям, склонностям и возможностям учащихся.
3. Принцип личностно-деятельностной направленности. Его сущ-ность заключается в развитие личности через его деятельность. Для этого содержание и система задач учебного курса проектируется таким образом, чтобы учащийся из пассивного участника превращался в активного со-участника, создавая и моделируя новые задачи, которые впоследствии им будут решены. При этом обязательное условие принципа личностно-деятельностной направленности заключается в индивидуальном подходе к каждому ученику, с учетом его подготовленности и интереса в определен-ной области.
4. Принцип информационно-технологической направленно-сти. Данный принцип предполагает такую разработку содержания курсов, при которой выпускник современной школы должен грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определен-ной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения про-блем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их ос-нове выявлять и решать новые проблемы); владеть навыками работы с программными приложениями персонального компьютера, в частности, с текстовым редактором MS Word и табличным процессором MS Excel. Со-гласно выделенным направлениям, проектирование системы задач по принципу информационно-технологической направленности включает в себя задачи, при решении которых старшеклассники приучаются :
‒ самостоятельно добывать информацию, используя при этом сле-дующие средства: интернет, справочники, информационные листовки, буклеты, проспекты, мобильную связь и т. п.;
‒ использовать при решении задач программные приложения, а именно: табличный процессор MS Excel, текстовый редактор MS Word.
5. Принцип социальной направленности. Его суть заключается в том, чтобы содержание образования позволяло переносить теоретические зна-ния из определенной области в ее практическое приложение. Это, без-условно, способствует успешной социализации выпускников в условиях рыночной экономики.
Выделенные принципы успешно могут использоваться и при проек-тировании содержания профильных курсов, так как их взаимосвязь позво-ляет создать основу для повышения качества образования в условиях профильного обучения и способствует выполнению функций социализации и обеспечению индивидуального развития обучающегося.
Г.В. Дорофеев отдельно выделил принципы для формирования со-держания элективных курсов. Автор выделил внешние и внутренние прин-ципы.
К внутреннему принципу относится принцип социальной эффектив-ности.
Принцип социальной эффективности. Основная направленность принципа заключается в реагировании содержания образования на систе-му «Школа-вуз».
К внутренним принципам автор относит:
1. Принцип интеллектуальной емкости. Суть принципа заключается в том, что содержание элективных курсов нацелено на проявление макси-мальных возможностей для организации деятельности обучающихся.
2. Принцип дифференцированной реализуемости. Предполагает овладение программным материалом всеми обучающимися при уровневой и профильной дифференциации.
3. Принцип познавательной емкости. Его суть заключается в том, что содержание элективного курса должно поддерживать интерес обучающих-ся к изучаемому профилю.
4. Принцип диагностико-прогностической емкости. Позволяет на ос-нове содержания образования определять способности обучающихся к изучению определенных профилей.
5. Преемственности.
И.М. Осмоловская к принципам отбора содержания образования в профильной школе относит:
1. Принцип учета специфики целей.
2. Принцип учета индивидуально-типологических особенностей уче-ников.
3. Принцип ориентации на интересы учащихся.
4. Принцип учета возможностей педагогического коллектива.
Организация обучения в профильных классах на старшей ступени предполагает специальную подготовку учителя.
Для работы в профильных классах необходимы педагоги, которые:
1. Осуществляют обучение на основе принципов вариативности и личностной ориентированности образовательного процесса в профильных группах, с учетом специфики преподаваемого предмета.
2. Умеют выстраивать для каждого обучающегося индивидуальную образовательную траекторию с учетом его способностей.
3. Способствуют освоению профильных образовательных программ.
4. Для обеспечения практической ориентации образовательного про-цесса умеют использовать разнообразные интерактивные технологии, ме-тоды и приемы обучения.
5. Обеспечивают необходимый уровень подготовки обучающихся на основе ФГОС (базовый, профильный, углубленный уровни).
6. Осуществляют преподавание в условиях внутришкольной профи-лизации (профильные курсы, элективные курсы, дистанционное обучение, сетевое взаимодействие).
7. Соблюдают права обучающихся в соответствии с нормативно-правовыми документами РФ.
8. Занимаются повышением своей квалификации в области предпро-фильной подготовки и профильного обучения.
9. Компетентны в решении типовых задач профессиональной дея-тельности и задач профильного обучения.
10. Умеют оказывать помощь старшеклассникам в выборе профиля с использованием сетевых ресурсов.
11. Подготавливают обучающихся к ЕГЭ для поступления в ВУЗы, ССУзы по своему профилю обучения.
12. Организовывают социальное партнерство в соответствии с инди-видуальными запросами обучающихся.
13. Проектируют образовательный процесс в соответствии с индиви-дуальными особенностями обучающихся, способствуют развитию их са-мостоятельности, творческого начала, развивают исследовательскую дея-тельность учеников.
14. С позиции компетентностного подхода формируют цели обуче-ния, ориентированные на практическую профессиональную деятельность по профилю.
15. Разрабатывают элективные курсы в рамках своего профиля.
16. Умеют использовать методики, которые позволяют отслеживать динамику развития обучающегося.
17. Используют интерактивные компоненты при профильном обуче-нии.
18. Формируют у обучающихся ключевые компетенции (здоро-вьесберегающую, гражданскую, предметную, коммуникативную и др).
19. Помогают обучающимся в комплектовании портфолио, разраба-тывают критерии его оценивания.
20. Разрабатывают перечень работ по профилю в портфолио обуча-ющегося.
Обучение в профильных классах будет осуществляться эффективно только при наличии компетентных педагогических кадров. Учителям, ра-ботающим в профильных классах, необходимо четко представлять, что в связи с введением профильного образования будет меняться содержание образования, образовательные технологии, учебно-методическое обеспе-чение, критерии оценивания обучающихся. В связи с этим, для учителей необходимым элементом является повышение квалификации по организа-ции профильного обучения.
Повышение квалификации а рамках профильного обучение может осуществляться как в индивидуально-адресной, так и в корпоративной форме.
Индивидуально адресная форма повышения квалификации предпо-лагает подготовку учителя для конкретной общеобразовательной органи-зации на основе договорного сотрудничества с ИПК .
На этапе становления профильного обучения необходимой формой является и корпоративная подготовка учителя. Ее необходимость объясня-ется тем, что педагогическому коллективу требуется совместная работа по выработке цели, миссии, разработке программы профильного обучения. Корпоративное обучение осуществляется через семинары, конференции, индивидуальные консультации, предметные методические объединения.
К принципам подготовки педагогических кадров в рамках профиль-ного обучения следует отнести:
1. Принцип методологического обеспечения. Подготовка кадров к осуществлению профильного обучения должна осуществляться на научно-методологической базе, а не сводиться только к узким аспектам введения дополнительных курсов.
2. Принцип комплексности. Подготовка учителей должна сочетать три обязательных блока: предметный, психолого-педагогический, органи-зационный (сетевое взаимодействие школ).
3. Принцип функциональной полноты. Подготовка учителей к реали-зации всех инновационных компонентов профильного обучения: профиль-ные курсы, элективные курсы, составление индивидуальных учебных пла-нов, тьюторское сопровождение, сетевое взаимодействие, работа с порт-фолио обучающихся.
4. Принцип единства квалификации и компетенции. Квалификация педагога должна соответствовать приобретенным в процессе обучения компетенциям.
Вышеперечисленные принципы следует рассматривать также и при отборе учителей для работы в профильных классах.
При отборе учителей для осуществления преподавания в профиль-ных классах, следует обратить внимание на предварительную подготовку учителя по трем основным блокам .
1. Предметная подготовка. Учителям необходимо владеть новейши-ми знаниями по преподаваемому профилю, кроме того, уметь трансфор-мировать их в современные компетенции. Данный блок предполагает так-же владение современными образовательными технологиями, которые по-могут приобрести педагогам необходимые компетенции, отвечающие со-временным требованиям.
2. Психолого-педагогическая подготовка. Подготовка учителя к тью-торской работе с обучающимися, работе с портфолио, работе по проект-ной и научно-исследовательской деятельности, разработке индивидуаль-ных образовательных маршрутов по профилю.
3. Общепедагогическая подготовка. Подготовка учителей к исполь-зованию инновационных идей, технологий, форм и методов работы.
Для реализации профильного обучения в школе необходим учитель, имеющий собственные идеи, проявляющий интерес к разработке новых учебных программ, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом и научной компетенцией. Педагог профильной школы должен иметь хо-рошую методическую подготовку, владеть различными методами познава-тельной деятельности учащихся на уроке, проводить вместе с ними поис-ково- исследовательскую работу, укрепляющую их интерес к учебному предмету. Педагог профильного обучения – это организатор учебной по-исковой работы, наставник, консультант.
Итак, рассмотрев интересующую нас проблему, можно сделать вы-вод о том, что основными принципами отбора обучающихся в профиль-ные классы следует считать: принцип индивидуализации, принцип диффе-ренциации, профильно-профессиональный принцип, личностно-ориентированный принцип, принцип добровольности, принцип демокра-тизации.
При отборе содержания образования в профильные классы отдельно можно выделить принципы для общеобразовательных предметов, про-фильных предметов и элективных курсов (табл. 1.).
Таблица 1

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы