Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Русский язык

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Изучение склонений имен существительных в школе на примере имен собственных топонимов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Аnnotation. 4

ВВЕДЕНИЕ. 5

Глава 1. Ономастика и топонимика. 10

1.1    Из истории изучения вопроса о
топонимике. 10

1.2    Топонимика – раздел ономастики. 12

1.3    Ономастика – один из разделов
языкознания. 15

1.4    Спорный вопрос о склонении топонимов. 24

Выводы по первой главе. 31

Глава 2. Опытно-экспериментальная
работа по изучению имен существительных собственных в средней школе. 33

2.1 
Анализ школьных программ. 33

2.2 
Методы и приемы изучения имен собственных в школе. 43

2.3 
Анализ методов изучения склонения существительных на примере уроков в
школе. 48

Выводы по второй главе. 63

Заключение. 65

Список литературы.. 68

Приложение1. 72

 

  

Введение:

 

Аnnotation. 4

ВВЕДЕНИЕ. 5

Глава 1. Ономастика и топонимика. 10

1.1    Из истории изучения вопроса о
топонимике. 10

1.2    Топонимика – раздел ономастики. 12

1.3    Ономастика – один из разделов
языкознания. 15

1.4    Спорный вопрос о склонении топонимов. 24

Выводы по первой главе. 31

Глава 2. Опытно-экспериментальная
работа по изучению имен существительных собственных в средней школе. 33

2.1 
Анализ школьных программ. 33

2.2 
Методы и приемы изучения имен собственных в школе. 43

2.3 
Анализ методов изучения склонения существительных на примере уроков в
школе. 48

Выводы по второй главе. 63

Заключение. 65

Список литературы.. 68

Приложение1. 72

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Работа со склонениями топонимов представляет
собой одно из эффективных дополнительных средств обучения и преподавания
русского языка для средних школьников. Применение топонимической лексики на
уроках русского языка особенно актуально в период развития постиндустриального
общества и в результате информационной революции конца 20-ого века, которая
привела к смене основной образовательной парадигмы.

На сегодняшний день обучение топонимам прочно
вошло в образовательный процесс и является неотъемлемой частью любой ступени
образования. Использование географических понятий на уроках в школе регламентируется
федеральными законами об образовании, социальным заказом, а также новыми
вызовами общества.

В данной выпускной квалификационной работе
произведена попытка объединить основные направления в обучении планирования
совместных действий при работе с топонимикой русского языка.

Сначала выделены основные цели обучения при
работе со склонениями топонимов. О
сновной целью обучения и
выступают общая стратегическая цель, заключающаяся в формировании языковой
личности, максимально приближенной к системе знаний и мышления носителей языка.
В лингводидактике цель обучения русскому языку рассматривается с позиции ее
социально-педагогической и методической сущности.

Социально-педагогическая
сущность цели обучения детей с трудностями в обучении заключается в формировании
личностей, в совершенстве владеющих русским языком.

В рамках своей
методической сущности, цель обучения склонения топонимов рассматриваются с
позиции трех аспектов: прагматического, когнитивного и педагогического. Каждый
аспект цели, согласно, ее методической сущности включает в себя набор
определенных компетенций, основными из которых на сегодняшний день выступают следующие:
коммуникативная, дискурсивная, предметная, профессиональная педагогическая,
лингводидактическая, межкультурная компетенции и медиакомпетенция.

На основе выделения целей рассмотрено
содержание обучения русского языка и теме неизменяемых существительных, в
частности. Среди основных компонентов содержания выделены языковые умения и навыки
учащихся, а также учебный материал, рассматриваемый в процессе усваивания
теоретических и практических дисциплин. Помимо этого, выделены также общие
компоненты содержания обучения, подразделяющиеся на
процессуальные
и предметные аспекты и включающие в себя: учебные материалы, тексты, темы и
сферы общения, различные умения и навыки, а также систему знаний о культуре
языка.  

В выпускной квалификационной работе рассмотрено
понятие топонимии, которое определяется как
вид учебной деятельности
и как метод развивающего обучения, а также рассмотрены особенности ее
применения в конкретных упражнениях.

Новая
образовательная парадигма и уровень развития методического знания потребовали
признания интегративного представления цели обучения сложным темам русского
языка, ядерными элементами которой выступают способность и готовность личности
осуществлять межличностное и межкультурное взаимодействие, т.е. принимать
участие в коммуникативном процессе.

Изучение русского языка является неотъемлемой частью
коммуникативных процессов современного общества. Умение общаться, применять все
знания русского языка неосуществимо без умения восприятия особенно сложных
моментов русского языка.

Работа со склонением существительных представляет
собой довольно сложную разновидность речевой деятельности, над проблемами
оптимизации процесса обучения которых работают множество зарубежных и
отечественных исследователей, занимающихся как содержанием, так и технологиями
обучения.

Установлено, что формирование компетенции учащихся в
области знаний склонений топонимов происходит более успешно, когда звуковые и
зрительные каналы поступления информации используются во взаимодействии.

В качестве
содержания обучения на основе составления словарика выступают:
методически
организованный фонетический и лексико-грамматический языковой материал;
аудитивные навыки; специальные способности (интонационный и фонематический
слух, долговременная и оперативная память, внимание); компетенция в области
лексики, которые могут быть сгруппированы в три компонента – лингвистический,
психологический и методологический.

Во второй главе исследования, которая носит
практический характер, мы описали технологию обучения склонений топонимов на уроках
русского языка при обучении средних школьников, в частности: разработали
критерии отбора текстов для обучения, описали принципы и приемы обучения в
контексте лингвистического подхода, а также выбрали тексты и предложили
упражнения к ним.

Проведенное исследование
показало, что топонимический материал обладает значительным потенциалом в
реализации лингвокультуроведческого подхода в обучении русскому языку. Топонимическая
лексика позволяет решать не только образовательные задачи по обогащению и
активизации словаря школьников, развитию их речи, повышению интереса к родному
языку, но и формировать лингвокультуроведческую компетенцию учащихся
 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Ономастика
и топонимика.

 

1.1          
 Из истории изучения
вопроса о топонимике.

 

Среди
имен собственных особо выделяются географические названия, или топонимы.
Изучением топонимов и историей их возникновения занимается такой раздел
ономастики, как топонимика.

В
лингвистическом энциклопедическом словаре термин топонимика (от греч. topos –
«место, местность» и onoma – «имя») определен как раздел ономастики,
исследующий географические названия (топонимы), их функционирование, значение и
происхождение, структуру, ареал распро­стра­не­ния, развитие и изменение во
времени.

Суперанская
А.В. отмечает, что «обозначая географические названия словом топонимия, мы
подчеркиваем их родство с другими собственными именами, такими как антропонимия
(различные именования людей), зоонимия (клички животных) и т.д., и одновременно
противопоставляем их именам нарицательным» [Суперанская 1985: 4].

Географические
названия появлялись не случайно, а в результате осмысленного процесса
номинации, исходя из каких-то признаков, отражающих исторические и
географические реалии.

Необходимо
отметить, что географические названия становятся понятны только в том случае,
если собеседники знают, к каким объектам они относятся.

Существует
мнение, что топонимика – это синтез лингвистики, географии и истории.

С точки
зрения лингвистики топонимы следует рассматривать как имена собственные.  Они являются частью языка и отражают в полной
мере историю его развития, которая отражена на картах. Географические названия
рассматриваются как онимы, потому они должны изучаться лингвистами. Топонимика  рассматривает не только специфику номинации
того или иного географического объекта, но и историю его становления.

Географические
названия возникали в определенные исторические периоды. Они являются
хронологическим свидетельством исторических событий. Топонимы реализовывались
как отражение взгляда народа на события. Войны, миграции населения, этнические
контакты накладывают свой отпечаток на топонимию. Каждая историческая эпоха
характеризуется своим набором географических названий. Они образуют
своеобразные разновременные топонимические пласты. Многие топонимы упоминаются
в исторических документах (летописях, писцовых книгах, грамотах и т.д.) и также
являются объектами исторического изучения. Таким образом, топонимика тесно
связана с исторической наукой.

Велико
значение топонимики для географии. Географические названия – важнейший
элемент карты. Они имеют пространственную привязку, рассказывают о характере
заселения, освоения и хозяйственного использования территории. В топонимии
отражены особенности природы того или иного региона. Географические названия
позволяют реконструировать ландшафты прошлых эпох. Правильное понимание
топонимии дает географам богатый материал для познания природных ландшафтов,
характера хозяйственной деятельности населения, этнической принадлежности.
Именно географы знают народные географические термины, многие из которых
образуют топонимы. Правильное написание топонимов очень важно для картографии.

С такой
трактовкой не согласна А.В. Суперанская, которая утверждала, что «прежде всего
представители исторических наук занимаются лишь некоторыми типами
географических названий, интересующими их и не имеющей существенной ценности
для географов. То же можно сказать о географах, которых интересуют не те
топонимы, которыми занимаются историки. Только лингвисты могут и должны
анализировать все типы географических названий в их связи друг с другом, с
прочими собственными именами и со всей системой языка, в котором они создаются
и употребляются» [Суперанская 1985: 6]. Таким образом, Суперанская определяет
топонимику следующим образом: «это отрасль лингвистики, изучающая историю
создания, преобразования и функционирования географических названий.
Исторический компонент в топонимике обязателен. Но это не история государств и
народов, а история языка. <…> Географический компонент также не чужд
топонимике. Но и это особая, лингвистическая география, занимающаяся изучением
«расселения» по поверхности земли отдельных слов и даже отдельных оттенков
значения некоторых из них, «путешествий» некоторых из слов, «переселения» их на
другие территории».

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы