Логопедия. Дошкольная дефектология Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Изучение познавательной сферы у детей раннего возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения познавательного развития детей раннего возраста 6
1.1 Общие закономерности познавательного развития в детском возрасте 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста 14
1.3 Анализ программ по познавательному развитию детей раннего возраста 23
Литература 29

 

  

Введение:

 

Актуальность дипломной работы. Проблема познавательного развития считаются одной из наиболее актуальных в современной педагогике и психологии. Педагогическая наука доказывает важность теоретических и практических разработок данной проблемы.
Многие педагоги, среди которых Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков и др. обращают внимание на важность проблемы развития, воспитания и обучения детей с рождения до 3 лет. При этом отечественные и зарубежные исследователи указывают, что дети в раннем возрасте имеют особую чувствительность к речевому, сенсорному, умственному, физическому и иным направлениям развития личности. В связи с этим период раннего возраста следует рассматривать как уникальное время для решения обучающих, развивающих и воспитательных задач.
Так же отметим, что каждая сфера жизнедеятельности человека несет в себе познавательный компонент. Любое направление в развитии ребенка характеризуется передачей определенных представлений, обязательным участием познавательных процессов, эмоциональным откликом на какие-либо события и поступки. Развитие интереса к окружающему миру, к труду и жизнедеятельности представляется важным моментом воспитания ребенка. Интерес способствует побуждению ребенка к поиску новой информации, знаний и умений, помогает расширять и углублять знания, способствует творческому подходу.
Представления, процессы и эмоции ребенка становятся главными составляющими познавательной сферы, которая представляет собой сложное образование, обеспечивающее человеку полноценное существование в мире.
При этом процесс познания протекает на протяжении всей жизни человека. Однако в период раннего детства он занимает особенное место, так как в это время происходит формирование фундаментальных представлений о мире, появляются и формируются новые способы познания и познавательные интересы, происходит постижение окружающей действительности.
Важным моментом является то, что познавательное развитие ребенка в первую очередь зависит от его знаний и представлений о мире, которые в свою очередь обеспечивают эффективность умственного развития. Для ребенка раннего возраста самым важным становится постижение предметного содержания мира. В это время дети активно накапливают сенсорный опыт. Посредством органов чувств и собственных манипуляций усваиваются внешние характеристики предметов и т.п.
Для дальнейшего умственного воспитания и обучения ребенка важно учитывать особенности развития познавательных процессов в раннем возрасте, среди которых мышление, память, воображение, внимание и др.
Все это обуславливает актуальность темы исследования.
Степень изученности темы. Изучением развития ребенка раннего возраста занимались такие исследователи как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, М. Ибука, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин и др.
Изучением познавательного интереса с психологической точки зрения занимались такие ученые как К.В. Бардин, Н.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейн и др. Проблемой формирования познавательного интереса занимаются ведущие педагоги и методисты, среди которых М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина, И.И. Аргинская и др.
Анализ научно-педагогической литературы, отечественной и зарубежной практики исследований в области познавательного развития детей раннего возраста позволил выявить противоречие – с одной стороны признание важности развития познавательных процессов детей в период раннего детства психологами и педагогами, с другой – недостаточное внимание развитию указанной сферы в дошкольном учреждении в младших группах.
Преодоление данного противоречия возможно в организации деятельности в группах дошкольного учреждения, направленной на познавательное развитие детей в возрасте до 3 лет.
Данное противоречие определило проблему исследования: какие педагогические условия организации будут способствовать познавательному развитию детей раннего возраста.
Целью дипломной работы является исследование особенностей познавательного развития детей раннего возраста.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить общие закономерности познавательного развития в детском возрасте.
2. Составить психолого-педагогическую характеристику детей раннего возраста.
3. Проанализировать программы по познавательному развитию детей раннего возраста.
4. Организовать диагностику уровня познавательного развития детей раннего возраста и проанализировать результаты исследования.
5. Составить методические рекомендации для повышения уровня познавательного развития детей раннего возраста.
Объектом работы является развитие познавательных процессов детей раннего возраста как сложное психическое образование.
Предметом дипломной работы выступает развитие познавательных процессов у детей раннего возраста.
Методами исследования являются следующие:
1. Изучение и анализ теоретической литературы по психологии, педагогике и литературоведению.
2. Изучение и анализ научно-методической литературы.
3. Наблюдение за детьми.
4. Психолого-педагогический эксперимент.
5. Качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.
Теоретическая значимость заключается в том, чтобы обобщить теоретические представления о проблеме развития познавательной сферы детей

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, обобщая теоретический материал, мы можем сделать несколько выводов. Во-первых, границы ребенка раннего возраста определены с 1 до 3 лет. В этот период времени ведущей деятельностью ребенка является предметная деятельность, которая берет истоки с манипулирования с предметами в младенческом возрасте.
Овладение предметной деятельностью считается одной из форм человеческой деятельности, которая протекает в несколько этапов. На первом этапе происходит действие без учета назначения предмета, на втором это действие становится предметным и используется по назначению, а на третьем любые предметные действия протекают с точным знанием назначения данного предмета.
С точки зрения познавательного развития овладение предметной деятельностью детей в раннем возрасте показывает развитие их мышления, способности отделять действия от конкретного предмета, а также свидетельствует о появлении знаковой функции сознания – использовании предметов-заместителей.
Таким образом, эмпирической целью нашего исследования является определение особенностей познавательного и умственного развития детей в раннем возрасте.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения познавательного развития детей раннего возраста
1.1 Общие закономерности познавательного развития в детском возрасте
Внимание психологов и педагогов к развитию детей в раннем возрасте опирается на то, что данный период является одним из наиболее динамичных по развитию психики ребенка. При этом он является временем для закладки фундаментальных личностных образований, среди которых уровень осведомленности детей.
При изучении развития ребенка необходимым является учет всех аспектов физиологии и поведения, процесса познания и развития, которые отражают наличие качественных и количественных изменений в процессе взросления и формирования ребенка с момента его рождения. Это позволяет определить, что под развитием следует понимать изменения, которые происходят с течением времени в строении тела, психике и поведении индивида, обуславливаемые естественным протеканием биологических процессов в организме при воздействии окружающей среды [11].
Следует отметить, что развитие ребенка происходит в трех разных сферах, а именно – развивается физическая, когнитивная и психосоциальная области. Так, в физической области можно увидеть изменения таких физических характеристик как размеры и форма тела, размеры органов, структура мозга, физическое здоровье и сенсомоторные характеристики. В когнитивной сфере изменяются умственные способности и психические процессы ребенка, в том числе развивается восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Психосоциальные изменения заключаются в развитии свойств личности и социальных навыков, в том числе развитие межличностных отношений детей [9].
Важным моментом является то, что указанные сферы развития индивида взаимосвязаны между собой и обусловливаются изменениями Я-концепции, эмоций и чувств, а также основываются на формировании социальных навыков и различных моделей поведения ребенка. Развитие во всех указанных сферах происходит одновременно, однако доминирует эмоционально-мотивационная сфера.
Ранний возраст характеризуется наличием значительных сдвигов в физическом и нервно-психическом развитии детей, поскольку ребенок с момента рождения каждый месяц прибавляет в росте и весе, совершенствуется деятельность всех органов чувств и систем детского организма [22].
Далее, также протекают и качественные изменения в развитии функций коры больших полушарий. По данным исследователей, в раннем возрасте закладываются основы межполушарного эффективного взаимодействия, которые влияют на соматический, аффективный и когнитивный статус ребенка. В период раннего детства увеличивается предел работоспособности нервной системы, формируются и совершенствуются навыки ходьбы, развиваются разные движения рук, постепенно увеличивается возможность познания окружающей действительности [13].
Важной предпосылкой для развития предметной деятельности в период раннего возраста является усвоение навыков ходьбы. Заметим, что предметная деятельность предполагает культурные действия с теми или иными предметами, совершаемые детьми с целью познания окружающей действительности. Однако в основе этой деятельности лежит мотив подражания окружающим взрослым. Притом, что процесс постепенного развития предметных действий в раннем возрасте выступает как ведущая деятельность ребенка.
В процессе развития манипуляции с предметами у ребенка приобретают характеристику целенаправленности. Детей начинают привлекать новые предметы, тем самым появляются эмоции, интересы, которые выступают как мотивы поведения. Такой исследователь как Е. Волосова говорит о том, что эмоции в период раннего возраста у детей тесно взаимосвязаны с развитием предметной деятельности, которые оказывают непосредственное влияние на ее успешность или неуспешность у ребенка [19].
При дальнейшем развитии, в процессе совместной деятельности и с постепенным усложнением предметных действий, развивается речь ребенка раннего возраста. Тем самым процесс социализации связан с овладением речью, выступающей как средство общения. Развитие речи проявляется как понимание ее фонологических, морфологических и синтаксических форм, овладение на каждом последующем возрастном этапе новых типов общения, которые далее становятся определяющими в ситуациях общения ребенка. Важным моментом здесь является динамика данного процесса, которая определяется гармоничным протеканием развития всех сфер личности ребенка раннего возраста. В связи с этим нормальное речевое развитие обуславливает, что общение должно иметь положительный эмоциональный фон, поскольку частыми причинами появления речевых нарушений являются эмоциональные травмы [7].
Отмечается, что в раннем возрасте ребенок имеет способность различать оттенки модальности ощущений, заключающиеся в таких характеристиках как тактильные, слуховые, вкусовые и обонятельные ощущения. Это в свою очередь оказывает влияние на развитие сенсорных процессов, которые связаны с эмоционально-чувственным компонентом при познании окружающей действительности. Тем самым сенсорные возможности ребенка определяют развитие восприятия.
Процесс восприятия ребенка раннего возраста напрямую зависит от практических действий и имеет аффективную окрашенность. В процессе развития протекает формирование нового типа восприятия, которое связно с тем, что свойство одного предмета выступает для ребенка образцом, с которым он далее сравнивает другие предметы. Изначально ребенок начинает ориентироваться на форму предмета, потом сравнивает по величине и после – по цвету. К началу дошкольного возраста ребенок уже понимает, что множество предметов из окружающего мира имеют одинаковые свойства [5].
Однако следует заметить, что развитие восприятия выступает как одно из важных условий для полноценного становления личности ребенка. Оно является сложным и многоаспектным процессом, который оказывает влияние на правильное отображение окружающего мира, а также на положительную адаптацию в обществе.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы